г. Хабаровск |
|
17 мая 2024 г. |
А73-17461/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Жолондзь Ж.В., Коваленко Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шутенко В.М.
при участии в судебном заседании:
от Прокуратуры Хабаровского края - Иванова Н.С., представитель по удостоверению N 334399;
от иных лиц - представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района
на решение от 01.02.2024
по делу N А73-17461/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску первого заместителя прокурора Хабаровского края
к Управлению энергообеспечения транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района, обществу с ограниченной ответственностью "Исида"
о признании договора недействительным
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Хабаровского края (ОГРН 1022700920461, ИНН 2721024410, далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Управлению энергообеспечения транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района (ОГРН 1022700597985, ИНН 2704800416, далее - Администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Исида" (ОГРН 1022700598513, ИНН 2704011034, далее - ООО "Исида") о признании договора от 17.01.2023 N 1КБ/2023 недействительным.
Решением суда от 01.02.2024 договор от 17.01.2023 N 1КБ/2023 признан недействительным.
Законность, обоснованность принятого по делу судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по апелляционной жалобе Администрации, которая, ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в иске; кроме того, заявитель ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что организация похоронного дела относится к полномочиям органа местного самоуправления и решается не только путем создания муниципального предприятия или учреждения, но и путем проведения открытого конкурса с последующим заключением муниципального контракта на выполнение функций специализированной службы похоронного дела.
Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав пояснения прокурора, суд апелляционной инстанции оснований для отмены принятого судебного акта не установил.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции между Администрацией (заказчик) и ООО "Исида" (исполнитель) заключен договор на оказание ритуальных услуг по погребению, согласно гарантированному перечню услуг на территории сооружения "Городское кладбище Советско-Гаванского муниципального района" N 1КБ/2023 от 17.01.2023.
Согласно пункту 5.1, настоящий договор вступает в действие с момента подписания и действует до 31.12.2023.
Полагая договор от 17.01.2023 не соответствующим требованиям законодательства, заместитель прокурора Хабаровского края обратился в арбитражный суд с иском о признании договора недействительным.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения пунктом 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 12 Закона N 8-ФЗ установлено, что услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 вышеназванного Закона, согласно которому стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Фонда пенсионного и социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок.
Организация похоронного дела как самостоятельного вида деятельности осуществляется органами местного самоуправления, финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона (статьи 25, 26 Закона N 8-ФЗ).
Из этого следует, что в целях организации похоронного дела для оказания гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджетных средств, орган местного самоуправления обязан создавать специализированные службы.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, учредителями ООО "Исида" являются физические лица, основной вид деятельности - организация похорон и предоставление связанных с ними услуг код ОКВЭД 96.03.
По условиям договора N 1КБ/2023 от 17.01.2023 ООО "Исида" приняло обязательства по оказанию ритуальных услуг и погребение умерших, не имеющих лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умерших, которые не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлись пенсионером; мертворожденного ребенка по истечении 154 дней беременности; если личность умерших не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, на территории сооружения "Городское кладбище Советско-Гаванского муниципального района" (пункт 1.1).
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.2 максимальная стоимость услуг для возмещения по договору составляет 206 830 руб., возмещение исполнителю стоимости услуг на погребение умершего производится заказчиком из районного бюджета Советско-Гаванского муниципального района.
Учитывая предмет договора, источник оплаты услуг по договору и отсутствие у ООО "Исида" статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, вывод суда о недействительности договораN 1КБ/2023 от 17.01.2023 основан на правильном применении норм материального права (статей 166,168 ГК РФ) и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что услуги по погребению умерших могут оказываться и иными организациями, осуществляющими деятельность в этой сфере, а граждане, реализующие волю умершего свободны в выборе лица, оказывающие ритуальные услуги, верны по сути, но не влияют на правильность вывода суда, поскольку услуги по договору оказывались в отношении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 12 Закона N 8-ФЗ, не имеющих лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, и за счёт средств бюджета муниципального образования.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, представленным доказательствам, дана правильная правовая оценка.
Нарушений норм материального и норм процессуального права судом первой инстанции не допущено. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены принятого по делу судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.02.2024 по делу N А73-17461/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17461/2023
Истец: И. о. Хабаровского края в публичных интересах, Первый заместитель прокурора Хабаровского края
Ответчик: ООО "Исида", УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ, ТРАНСПОРТА, ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ СОВЕТСКО-ГАВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Третье лицо: Прокуратура Хабаровского края