г. Москва |
|
09 декабря 2014 г. |
Дело N А40-62137/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кораблевой М.С.
судей Левиной Т.Ю., Савенкова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Далаковым А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от "08" сентября 2014 г. по делу N А40-62137/14, принятое судьей Денискиной Е.Г.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Симоновская" (ОГРН 1127747294619, ИНН 77255779041)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве (ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по г. Москве; ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
3-и лица: Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, ООО "Независимый центр оценки и экспертиз", Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", ОАО "ГОРОДСКОЙ КАДАСТР" - об установлении кадастровую стоимость земельного участка
- об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка
при участии в судебном заседании от истца: Комзолова Е.О. по доверенности от 17.11.2014 г.; от ответчика: не явился, извещен; от третьих лиц: 1) Вейн К.В. по доверенности от 01.09.2014 г., 2) Вейн К.В. по доверенности от 27.12.2013 г., 3), 4), 5), 6) - не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Симоновская" (далее - ООО "Симоновская", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с искомк Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата, ответчик) об обязании:
-установить кадастровую стоимость земельного участка категории земель "земли населенных пунктов" с кадастровым номером с кадастровым номером 77:05:0002001:4, разрешенное использование "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов различного вида", общей площадью 74 833 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Симоновская набережная, вл. 1, равной его рыночной стоимости, в размере 3 739 229 000 рублей;
внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка категории земель "земли населенных пунктов" с кадастровым номером 77:05:0002001:4, разрешенное использование "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов различного вида", общей площадью 74 833 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Симоновская набережная, вл. 1, в размере 3 739 229 000 рублей, с учетом уточнений принятых в порядке ст. 49 АПК РФ.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Правительство г. Москвы, Департамент государственного имущества г. Москвы, Управление Росреестра по Москве, ООО "Независимый центр оценки и экспертиз", некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", ОАО "Городской кадастр".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просят отменить решение, в удовлетворении заявленного требования отказать.
В обоснование к отмене судебного акта податели апелляционной жалобы ссылаются на то, что непосредственно в суд могут оспариваться действия или акты органов исполнительной власти, суд не вправе изменять стоимость объекта недвижимости. Полагают, что представленный отчет не может быть принят в качестве достоверного доказательства действительной рыночной стоимости.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оспариваемое решение оставить без изменения.
Представитель Правительства Москвы и Департамента поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просили отменить решение.
В судебное заседание ответчик, а также Управление Росреестра по Москве, ООО "Независимый центр оценки и экспертиз", некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", ОАО "Городской кадастр" представителей не направили, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав мнение представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение суда законно, обоснованно, отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Симоновская" является собственником земельного участка категории земель "земли населенных пунктов" с кадастровым номером 77:05:0002001:4, разрешенное использование "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов различного вида", общей площадью 74 833 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Симоновская набережная, вл. 1.
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее также - Постановление N 670-ПП), вступившим в силу с 01.01.2013, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 01.01.2012, согласно которым стоимость вышеназванного земельного участка составила 5719034198,68 рублей.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее также - Постановление N 751-ПП), вступившим в силу с 01.01.2014, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 01.01.2013, согласно которым стоимость вышеназванного земельного участка составила 5184020155,16 рублей.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав ООО "Симоновская" как владельца земельного участка и плательщика налога, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что права и законные интересы истца установленной кадастровой стоимостью земельного нарушены, и удовлетворил исковые требования истца в полном объеме.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют сложившейся судебной практике и являются правомерными в силу следующего.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как видно из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка, владельцем которого является истец, была определена на основании Постановлений Правительства Москвы от от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" и от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" в размере 45 184 020 155 руб. 16 коп.
Между тем, истцом в материалы дела представлены Отчеты Общества с ограниченной ответственностью "Независимый центр оценки и экспертиз" об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 и на 01.01.2013 года, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость участка, которая составляет на 01.01.2012 3 639 273 000 руб., а на 01.01.2013 3 739 229 000 руб.
Поскольку действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, истец правомерно обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, при этом в силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Согласно экспертным заключениям Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков" от 17.02.2014 N 107/02/14, от 25.07.2014 N 1407/07/14, указанные выше Отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Доказательств недостоверности названного отчета ответчиками, 3-ими лицами не представлено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истец является субъектом, наделенным правомочием по оспариванию кадастровой стоимости.
Отклоняется довод заявителя жалобы о том, что истец не имел прав для обращения с настоящим иском в суд, поскольку не оспаривал результаты кадастровой оценки.
ООО "Симоновская", обращаясь в судебном порядке за установлением кадастровой стоимости в размере рыночной, самостоятельно выбрало способ защиты своего права, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на момент рассмотрения дела судом первой инстанции действующим законодательством еще не был предусмотрен, наличие же у истца материально-правовых требований к ответчикам обосновано несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости и наличием у истца в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации права требовать от органа кадастрового учета внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, суд первой инстанции правильно указал, что согласно положениям ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими или юридическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом названное положение Федерального закона об оценочной деятельности не связывало возможность обращения заинтересованного лица в арбитражный суд с предварительным обращением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо в иной государственный орган.
Довод заявителей апелляционной жалобы о неправомерности принятия арбитражным судом первой инстанции в качестве доказательства рыночной стоимости земельного участка Отчета об оценке его рыночной стоимости и Экспертного заключения на данный Отчет не соответствует положением законодательства об оценочной деятельности.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность ее субъектов, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. Субъекты оценочной деятельности устанавливают рыночную стоимость объектов оценки посредством подготовки соответствующих отчетов. Согласно ст. 11 названного Федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка суду был представлен, он прошел экспертизу и получил положительное заключение саморегулируемой организации оценщиков, которое также представлено в материалы дела и исследовано арбитражным судом первой инстанции.
Кроме того, в отчете об оценке рыночной стоимости участка прямо указаны цели его подготовки - судебное разбирательство с целью установления кадастровой стоимости.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 268, 271, п. 1 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "08" сентября 2014 г. по делу N А40-62137/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Кораблева |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62137/2014
Истец: ООО "Симоновская"
Ответчик: ФГБУ "Росреестра" в лице филиала по г. Москве, ФГБУ ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА Г МОСКВЫ, Некоммереское партнерство Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", НП Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", ОАО "Городской кадастр", ООО "Независмый центр оценки и экспертиз", ООО "НЦО", Правительство г. Москвынование, ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, Управление Росреестра по г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ , КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-459/15
12.12.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46956/14
09.12.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46956/14
09.12.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46956/14
08.09.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-62137/14