г. Москва |
|
24 октября 2024 г. |
Дело N А40-123170/24 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Д.Е. Лепихина,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2024 по делу N А40-123170/24
по заявлению ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
к МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМУ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМУ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления N 424000197866 от 23.05.2024 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Решением суда от 12.08.2024 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, апелляционный суд с учетом положения ч.1 ст.268 АПК РФ о повторности рассмотрения дела, п.13 ч.2 ст.271 АПК РФ приходит к выводу об отмене оспариваемого решения суда по следующим мотивам.
Основанием для обращения общества в суд послужило вынесенное управлением постановление N 424000197866 от 23.05.2024 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Согласно материалам дела, 23.05.2024 по результатам проведения Орловской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства безопасности объекта транспортной инфраструктуры - Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" (далее - Центр), находящегося по адресу: г. Орел, Привокзальная площадь д. 1, были выявлены нарушения обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности, возбуждено дело об административном правонарушении и вынесено спорное постановление.
Общество, полагая вынесенное управлением постановление незаконным, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
В ч.7 ст.210 АПК РФ сказано, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В настоящем случае апелляционный суд пришел к выводу, что управлением не доказаны обстоятельства, которые явились основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ).
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 26.2 КоАП РФ).
Событие административного правонарушения согласно ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ фиксируется в протоколе об административном правонарушении.
Постановление об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ должно быть мотивировано и содержать нормы права, в соответствии с которыми лицо привлекается к административной ответственности, содержать обстоятельства, установленные административным органом.
В целях проверки доводов, изложенных в заявлении общества, суд первой инстанции в своем определении от 05.06.2024 предложил управлению представить в материалы арбитражного дела отзыв с документальным и нормативным обоснованием, а также заверенные копии материалов административного дела.
Управление, являясь участником арбитражного процесса и неся риск совершения или несовершения процессуальных действий, в том числе по представлению доказательств, материалы административного дела суду не представило, документально и нормативно не обосновало правомерность привлечения общества к административной ответственности.
Таким образом, факты, установленные оспариваемым постановлением, в рассматриваемом случае документально управлением не подтверждены, что делает невозможным четкое определение события административного правонарушения и вины общества в его совершении.
Как указано выше, в силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
При этом неполнота административного производства не может быть восполнена в рамках административного судопроизводства в порядке, предусмотренном положениями параграфа 2 главы 25 АПК РФ.
При таких обстоятельствах материалами дела не доказан состав вмененного обществу административного правонарушения, а также соблюдение управлением порядка привлечения общества к ответственности в связи с тем, что отсутствие материалов дела об административном правонарушении не позволяет соблюсти требования ч.6 ст.210 АПК РФ о проверке законности и обоснованности оспариваемого постановления административного органа.
Изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о незаконности и необоснованности оспариваемого постановления управления.
Вышеизложенные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, что в силу ч.1 ст.268 АПК РФ позволяет апелляционному суду переоценить выводы суда.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене на основании п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, а требования общества о признании постановления управления N 424000197866 от 23.05.2024 незаконным и отмене подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2023 по делу N А40-123170/24 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ от 23.05.2024 N 424000197866 о привлечении ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-123170/2024
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ