город Чита |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А10-4897/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 мая 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.Н.,
судей: Горбатковой Е.В., Лоншаковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юнусовой К.О.., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца - государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Бурятия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Звездный" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2024 года по исковому заявлению государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Бурятия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Звездный" (ОГРН 1020300507853, ИНН 0301001544) к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство" (ОГРН 1050300000520, ИНН 0301003541) об обязании ответчика считать принятым прибор учета потребления тепла с 03.12.2022, о производстве перерасчета платежей по оплате коммунальных платежей за отопление, исходя из показаний прибора учета тепла за март-май 2023 года (с уточнением),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: МКУ "Хозяйственно-транспортный отдел Администрации МО "Баргузинский район" (ОГРН 1090327009266, ИНН 0301200109),
в отсутствие в судебном заседании лиц и их представителей, участвующих в деле
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в Арбитражный суд республики Бурятия с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что 28.09.2022 между истцом и ответчиком был заключен договор N 262-206-09-2022 на поставку коммунального ресурса (тепловой энергии), 30.09.2022 сторонами был подписан акт ввода в эксплуатацию приборов учета потребителя и с 01 октября 2022 года истец начал производить расчеты на основании приборов учета. Далее стороной ответчика был пописан акт о неисправности прибора учета 03.12.2022, после чего истцом были сняты термодатчики прибора учета, которые после поверки были поставлены на место 09.12.2022, при этом сам прибор учета не снимался. 25.01.2023 между сторонами заключен договор N 378-222-12-2022 на поставку коммунального ресурса (тепловой энергии) на 2023 год, при этом истец просил согласовать дату поверки узла учета с участием сторон договора, поскольку показания прибора учета по главному корпусу не принимались ввиду сомнений, была проведена поверка, по итогам поверки приборы учета были признаны пригодными к применению и 02.05.2023 демонтированный ранее для проведения поверки, счетчик учета тепла был установлен, но без присутствия стороны ответчика. Истец считает, что замена термодатчика никак не влияет на работу прибора учета тепловой энергии, и акт повторного ввода в эксплуатацию в данном случае необязателен. В связи с чем, с учетом уточнений просил суд об обязании ответчика считать принятым прибор учета потребления тепла с 03.12.2022, об обязании произвести перерасчет платежей по оплате коммунальных платежей за отопление, исходя из показаний прибора учета тепла за март-май 2023 года (л.д. 153, т.2).
Постановленным по делу решением в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу в которой указывает на то, что не смотря на составление акта о неисправности тепловой энергии от 03.12.2022, вмешательства в прибор учета не обнаружено, согласно свидетельства о поверке средств измерений N С-ГВХ/08-12-2022/206613604 от 18.12.2022, установлено что термопреобразователи пригодны к применению, из письма ответчика от 03.12.2022 следует что расчет с 03.12.2022 по 09.12.2022 будет производиться по контрактным величинам, что по мнению истца свидетельствует, о том, что с 10.12.2022 расчёты продолжали производиться по приборам учета, более подробно доводы изложены в поданной апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
О месте и времени судебного заседания, участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 28.09.2022 между истцом и ответчиком был заключен договор N 262-206-09-2022 на поставку коммунального ресурса (тепловой энергии) (л.д. 7, т.1).
30.09.2022 сторонами был подписан акт ввода в эксплуатацию приборов учета у потребителя (л.д.132, т.1)
03.12.2022 ответчиком был составлен акт о неисправности счетчика тепловой энергии, подписанный также представителем истца. (л.д.86, т.1), в котором указано, что по адресу с.Баргузин, ул.Очирова, 17, обнаружен неисправный счетчик тепловой энергии со следующими недостатками: разница температуры между падающим и обратным трубопроводам составляет dt (С) - 43,27; разница объема между падающим и обратным трубопроводами составляет dv (м3) - 0,34, время работы теплосчетчика 7 часов 35 минут. Выявлено нарушение Правил учета тепловой энергии и теплоносителя N Вк-4936.
25.01.2023 между ГБУСО РБ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Звёздный" и ООО "Коммунальное хозяйство" заключен договор N 378-222-12- 2022 на поставку коммунального ресурса (тепловой энергии) на 2023 год. (л.д. 20, т.1).
29.03.2023 в ГБУСО РБ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Звёздный" поступило письмо от ООО "Коммунальное хозяйство" с просьбой согласовать дату проверки узла учета с участием сторон договора, поскольку показания прибора учета тепла по главному корпусу за период с 27.02.2023 года по 27.03.2023 года теплоснабжающей организацией не были приняты ввиду возникших сомнений, из-за резких перепадов в сторону уменьшения массы воды, походящей через трубопровод.
Согласно свидетельству о поверке N С-ГХВ/28-04-2023/242792846 теплосчетчики: ТЭМ-106, мод. ТЭМ-106-1, ТЭМ-106-2; ТЭМ-106-02; регистрационный номер 48754-11, заводской номер 275025 в составе ТЭМ-106-02 N 0275025; ПРП-80N146199; ПРП-80 N 146200 проверены в полном объеме и признаны пригодными к применению.
02.05.2023 счетчик учета тепла был установлен, о чем был составлен акт ввода в эксплуатацию с участием представителей ООО "Тепловодоучет" и ГБУСО РБ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Звёздный", подпись представителя ООО "Коммунальное хозяйство" отсутствует, при составлении акта он не участвовал.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из норм Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил N 1034, установления факта неисправности ТПУ, того, что истец не уведомлял ответчика о проводимых работах в отношении термодатчиков прибора учета и отсутствия повторного ввода в эксплуатацию прибора учета.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По пункту 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В статье 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Общий порядок организации коммерческого учета урегулирован в статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", из которой следует, что законодатель отдает безусловный приоритет приборному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на его измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, их неисправности, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
Исходя из положений частей 2, 3 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Закон о теплоснабжении), пунктов 5, 14 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета.
В силу пункта 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
По пункту 3 Правил N 1034 под "неисправностью средств измерений узла учета" понимается состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон о единстве измерений) установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (пункт 17 статьи 2 Закона о единстве измерений).
По смыслу статьи 13 Закона о единстве измерений прошедшее поверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчете за поставленный коммунальный ресурс, пока не доказано иное.
В силу пунктов 3, 58 Правил N 1034 под узлом учета понимается техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
Под вводом в эксплуатацию узла учета понимается процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.
Таким образом, для применения в расчетах показаний узла учета тепловой энергии, установленного у истца, требуется установление не только наличия соответствующей государственной поверки средства измерений и устройств, входящих в техническую систему учета (каждого в отдельности), но и соблюдение процедуры проверки их работы в совокупности как сложной системы, обеспечивающей учет, контроль и регистрацию ресурса, оканчивающейся составлением акта ввода в эксплуатацию.
Согласно п. 17 указанных Правил N 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в порядке, предусмотренном пунктами 62, 62, 64, 68 указанных Правил.
При этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации принимать данные прибора узла учета до ввода его в эксплуатацию, независимо от даты обращения истца и периода фактического использования узла учета.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив факт неисправности прибора учета, расхождения в представленных истцом документах в наименованиях приборов учета и ошибках, выявленных в них, попытки истца ввести прибор учета в эксплуатацию, но не введением в таковую в связи с наличием неисправностей (акт от 03.10.2023 (л.д. 95, т.1), отсутствием в материалах дела доказательств направления в адрес ответчика ведомостей учета (с декабря 2022 года), суд первой инстанции пришел к аргументированному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения поданного иска, оснований не согласится с чем у суда апелляционной инстанции с учетом вышеприведенных норм права.
При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе повторяют позицию истца по делу и были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получив надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда первой инстанции в части мотивов и правовых оснований, которыми он руководствовался, не опровергают.
С учетом изложенного оснований к отмене постановленного по делу решения по основаниям ст.270 АПК РФ не имеется, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2024 года по делу N А10-4897/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Филиппова |
Судьи |
Е.В.Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4897/2023
Истец: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Республики Бурятия Центр помощи детям, оставишимся без попечения родителей Звездный
Ответчик: Общество с ограниченной ответсвенностью Коммунальное хозяйство
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение Администрация муниципального образования Баргузинский район