г. Чита |
|
23 мая 2024 г. |
Дело N А19-2935/2024 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу истца Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 апреля 2024 года по делу N А19-2935/2024, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980)
к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Раздольинская средняя общеобразовательная школа" (ОГРН 1023802143881, ИНН 3840004856)
о взыскании денежных средств,
третье лицо - Еремеева Елена Олеговна,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области обратилось в арбитражный суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Раздольинская средняя общеобразовательная школа" о взыскании убытков в размере 11762,96 руб. составляющих излишне выплаченную Еремеевой Елене Олеговне сумму страховой пенсии.
К участию в деле третьим лицом без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Еремеева Елена Олеговна.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2024 года, принятым путем подписания судьей резолютивной части решения, арбитражный суд в удовлетворении иска отказал. Мотивированное решение составлено судом 4 апреля 2024 года.
Истец, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, просит его отменить, исковые требования удовлетворить. Указывает, что непредставление за спорный период сведений является основанием для принятия решения о начислении проиндексированной пенсии, в силу закона фонд обязан был принять такое решение и произвести спорные выплаты.
Отзыва на апелляционную жалобу не представлено.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, МБОУ "Раздольинская СОШ" несвоевременно (08.04.2022) представило сведения по форме СЗВ-М за февраль 2022 года в отношении 52 застрахованных лиц, в том числе Еремеевой Е.О. (п. 13 формы СЗВ-М).
В отсутствие своевременно предоставленных сведений по форме СЗВ-М отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области считало Еремееву Е.О. прекратившей трудовую деятельность.
В связи с отсутствием своевременно представленных сведений о факте работы за февраль 2022 года Еремеевой Е.О. был произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, как пенсионеру прекратившему осуществление работы (решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии от 15.04.2022 N 220000061071/В/М).
Протоколом N 5880 от 06.06.2022 отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской установило факт излишне выплаченной суммы страховой пенсии по старости Еремеевой Е.О. за период с 01.02.2022 по 31.05.2022 на сумму 11762,96 руб.
Заявляя настоящие требования, истец указал, что несвоевременное предоставление сведений по форме СЗВ-М за февраль 2022 года на работающего пенсионера, привело к необоснованной выплате индексации за период с 01.02.2022 по 31.05.2022. Выплаченные денежные средства является убытками на стороне истца, которые в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ ответчик обязан возместить.
Соответствующая претензия ответчиком оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", и того факта, что пенсионный фонд, осуществляющий контрольные функции в отношении страхователя, получив сведения по форме СЗВ-М за февраль 2022 года - 08.04.2022, как о работающем пенсионере, не должен был принимать 15.04.2022 решение о спорных выплатах и тем более производить их.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.
Исходя из положений части 1 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 28 Закона).
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пунктам 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Решение об индексации пенсии указанному работнику, как не работающему пенсионеру было принято истцом 15.04.2022.
Вместе с тем, при предоставлении ответчиком сведений по форме СЗВ-М за февраль 2022 года - 08.04.2022, истец уже на дату вынесения решения в отношении третьего лица, а именно на 15.04.2022 располагал сведениями о работающих пенсионерах, в то время как, решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).
При этом предусмотрен не автоматический перерасчет пенсии за очередной месяц, а поэтапное осуществление пенсионным фондом ряда действий, которые по своей сути могут быть обозначены как:
- принятие решения об индексации пенсии (в месяце, следующем за поступлением сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - отчет СЗВ-М);
- непосредственная выплата проиндексированной пенсии (в следующем месяце после принятия вышеуказанного решения).
Общий срок с момента поступления сведений в отношении пенсионера до выплаты ему проиндексированной пенсии составляет 3 месяца (включая месяц поступления сведений).
Осуществление указанных процедур предполагает, что на каждом этапе решение должно приниматься обоснованно, с учетом актуальной информации о состоянии лицевого счета застрахованного лица в целом, всех поступивших по нему сведений по всем предусмотренным формам отчетов (а не только по форме СЗВ-М), а при необходимости с учетом дополнительной информации, ограничений в этой части закон не содержит.
Согласно части 4 статьи 28 Закона о страховых пенсиях в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу положений части 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях именно фонд обязан на основании представляемых страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно уточнять (выявлять) факт продолжения пенсионерами трудовой деятельности в целях выплаты им страховой пенсии с учетом индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение.
Анализируя приведенные выше нормы законодательства, действующие в сфере страховых пенсий, апелляционный суд полагает, что, имея сведения о работающем пенсионере (08.04.2022) на момент принятия решения - 15.04.2022, у фонда отсутствовали правовые основания принимать такое решение и производить выплаты.
А потому, действия ответчика не находятся в причинно-следственной связи с причиненным ущербом за заявленный истцом период, поскольку ущерб не наступил бы при надлежащей реализации пенсионным фондом своих полномочий, в том числе как органа, осуществляющего контрольные функции в отношении страхователя.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Иная оценка заявителем обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судом норм действующего законодательства.
С учетом изложенного, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 апреля 2024 года по делу N А19-2935/2024, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Н. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2935/2024
Истец: Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области
Ответчик: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Раздольинская средняя общеобразовательная школа"
Третье лицо: Еремеева Елена Олеговна