г. Чита |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А19-24478/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на определение Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2024 года по делу N А19-24478/2021,
УСТАНОВИЛ:
Местная религиозная организация православный приход Храма Успения Божией Матери г. Иркутска Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (ОГРН 1023800007285, 664014, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Полярная, д.98, далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, 664025, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 14, далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска N 505-70-1855/21 от 11.06.2021 г. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:23164, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, мкр. Университетский, на праве безвозмездного срочного пользования на 10 лет.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05.09.2022, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2022 и постановлением Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 24.01.2023, заявленные требования удовлетворены.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2023 N 302-ЭС23-6259 Администрации города Иркутска отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Администрация города Иркутска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о прекращении исполнительного производства N 109636/23/38021-ИП, возбужденного приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска, по исполнительному листу N ФС 037999844 от 07.02.2023, выданному Арбитражным судом Иркутской области по делу NА19-24478/2021.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 06.03.2024 в удовлетворении требования отказано.
Администрация обратилась в суд с апелляционной жалобой на указанное определение, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт не согласен с вынесенным судебным актом, так как при его вынесении суд не полностью исследовал обстоятельства дела и не учел доводы заявителя в подтверждение невозможности исполнения судебного акта. Указывает, что исполнительный документ обязывает должника повторно рассмотреть заявление о предоставлении спорного земельного участка, тогда как данный земельный участок снят с государственного кадастрового учета 30.06.2021. В настоящее время часть земной поверхности, в отношении которой ранее был осуществлен государственный кадастровый учет (земельный участок с кадастровым номером 38:36:000030:23164, площадью 1520 кв.м, с видом разрешенного использования "Объекты религиозного назначения (объекты культуры, культовых зданий)") входит в границы вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:264455, площадью 37238 кв.м., с видом разрешенного использования "охрана природных территорий". Таким образом, предоставить земельный участок по результатам рассмотрения заявления не представляется возможным, так как участок отсутствует как объект гражданских прав и его формирование с соблюдением требований к образуемым земельным участкам не представляется возможным. Отказать в предоставлении земельного участка не представляется возможным, так как статья 39.16 ЗК РФ не предусматривает такое основание для отказа как отсутствие сформированного и постановленного на ГКУ земельного участка. Указанные обстоятельства делают невозможным исполнение исполнительного документа, так как любое вынесенное должником решение будет считаться незаконным по тем или иным основаниям.
Отзыв на апелляционную жалобу заявителем по делу не представлен.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.04.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании абзаца второго части 2 статьи 272 АПК РФ апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично.
Дело рассматривается по правилам главы 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно решению Арбитражного суда Иркутской от 05.09.2022 по делу N А19- 24478/2021 признано незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска об отказе Местной религиозной организации православный приход Храма Успения Божией Матери г. Иркутска Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:23164 площадью 1520 кв.м., по адресу Иркутская область, г. Иркутск, Свердловский район, мкр. Университетский, оформленного письмом от 11.06.2021 N 505-70-1855/21, с обязанием Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления Местной религиозной организации православный приход Храма Успения Божией Матери г. Иркутска Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) от 13.05.2021 N 503-51-1305/21 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:23164 площадью 1520 кв.м., по адресу Иркутская область, г. Иркутск, Свердловский район, мкр. Университетский с учетом вида разрешенного использования земельного участка на 11.06.2021.
Согласно исполнительному документу, выданному на основании указанного судебного акта, должник обязан повторно рассмотреть заявление Местной религиозной организации православный приход Храма Успения Божией Матери г. Иркутска Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) от 13.05.2021 N 503- 51-1305/21 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:23164.
Вместе с тем должник не исполняет требование исполнительного документа и не рассматривает повторно заявление в виду того, что данный земельный участок снят с государственного кадастрового учета 30 июня 2021 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18 октября 2023 года N КУВИ001/2023-236506099, поскольку, по мнению должника, в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 38:36:000030:23164 отсутствует как объект гражданских прав. Кроме того, на дату 11 июня 2021 года был вид разрешенного использования ранее стоявшего на государственном кадастровом учете земельного участка - "Объекты религиозного назначения (объекты культуры, культовых зданий)", однако в соответствии с генеральным планом города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 28 июня 2007 года N 004-20-390583/7 (в редакции решения Думы города Иркутска от 3 декабря 2018 года N 006-20-510812/8), указанный земельный участок находится в границах планировочного элемента С-04-36 в функциональной зоне "Зона лесов (С-04-36)". В соответствии с правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденным решением Думы города Иркутска от 28 октября 2016 года N 006-20-260430/6 (в редакции решения Думы города Иркутска от 28 ноября 2022 года N 007-20-045555/2) указанный земельный участок находится в территориальной зоне "Зоны, занятые городскими лесами (РЗ-504)". Таким образом, градостроительная документация не предусматривает использование земельного участка с видом разрешенного использования "Объекты религиозного назначения (объекты культуры, культовых зданий)". По мнению Администрации, связи с тем, что в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 38:36:000030:23164 снят с государственного кадастрового учета и отсутствует как индивидуально-определенная вещь, а также учитывая действующую градостроительную документацию, невозможно устранить нарушение прав Местной религиозной организации православный Приход храма Успения Божией Матери г. Иркутска Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) путем предоставления земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:23164 площадью 1520 кв.м, по адресу Иркутская область, г. Иркутск, Свердловский район, мкр. Университетский с учетом вида разрешенного использования земельного участка на 11 июня 2021 года.
В целях исполнения решения суда КУМИ г. Иркутска письмом от 20.10.2023 г. N 505-70-3493/23 обратился в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки города Иркутска с просьбой внести изменения в правила землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденные решением Думы города Иркутска от 30.06.2023 г. N 007-0-053687/3 с целью установления территориальной зоны "Зоны размещения культовых зданий", для возможности формирования земельного участка с видом разрешенного использования "объекты религиозного назначения (объекты культуры, культовых зданий)".
Данное предложение было рассмотрено на заседании комиссии 20.11.2023 и рекомендовано отклонить предложение о внесении изменений в ПЗЗ (служебное письмо от 8.12.2023 г. N СП-45847/230), так как в результате предполагаемого образования земельного участка площадью 1519,69 кв.м. из части земельного участка с кадастровым номером 38:00:000000:264455 последний будет располагаться в двух территориальных зонах РЗ-504 и ОДЗ-207.
Территориальная зона РЗ-504 установлена в соответствии с функциональным зонированием по генеральному плану города Иркутска.
Земельный участок с кадастровым номером 38:00:000000:264455 входит в границы лесопаркового зеленого пояса вокруг города Иркутска, утвержденным Приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2022 г. N 66-72-мпр. 20.10.2023 г. КУМИ г. Иркутска на имя заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска было направлено письмо N 505-70-3496/23 с просьбой предусмотреть в проекте межевания территории планировочного элемента С-04-36, утвержденным Постановлением администрации города Иркутска от 12.10.2017 г. N 031-06-983/7, образование земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:00:000000:264455, площадью 1250 кв.м, с видом разрешенного использования "объекты религиозного назначения (объекты культуры, культовых зданий)".
На данное письмо получен ответ от 23.11.2023 г. N 945-70-5501/3, согласно которому в территориальной зоне РЗ-504 вид разрешенного использования земельного участка "Религиозное использование" отсутствует. В связи с чем, рассмотреть возможность внесения изменений в проект межевания территории планировочного элемента С-04-36 не представляется возможным.
По результатам повторного рассмотрения вопроса суд апелляционной инстанции полагает законными и обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования Администрации о прекращении исполнительного производства.
В силу положений статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Следовательно, вступившее в законную силу решение суда подлежит безусловному исполнению.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном названным Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
По смыслу указанных норм вступивший в законную силу судебный акт должен быть исполнен органом местного самоуправления, а в случае его неисполнения подлежит исполнению на основании исполнительного листа в рамках исполнительного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" указано, что на судебных приставов возлагается задача по осуществлению принудительного исполнения судебных актов.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункты 1, 2 статьи 4 Федерального закона об исполнительном производстве).
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Подпунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Между тем земельный участок как часть земной поверхности представляет собой прежде всего природный объект, который не исчезает как таковой лишь в связи с изменением описания его границ и присвоением иного кадастрового номера.
По смыслу указанных норм, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Доводы, приведенные должником по исполнительному производству, судом правомерно признаны несостоятельными, поскольку указанные должником обстоятельства не могут являться основанием для прекращения исполнительного производства.
Как было указано выше, суд обязал Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления Местной религиозной организации православный приход Храма Успения Божией Матери г. Иркутска Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) от 13.05.2021 N 503-51-1305/21 о предоставлении земельного участка.
Вопрос об обязательном предоставлении спорного земельного участка судом не решался, следовательно, оснований утверждать о невозможности исполнения решения суда, как указано в резолютивной части судебного акта, не имеется.
То обстоятельство, что мнению апеллянта, предоставить земельный участок по результатам рассмотрения заявления не представляется возможным, так как участок отсутствует как объект гражданских прав и его формирование с соблюдением требований к образуемым земельным участкам не представляется возможным, и отказать в предоставлении земельного участка не представляется возможным, так как статья 39.16 ЗК РФ не предусматривает такое основание для отказа как отсутствие сформированного и постановленного на ГКУ земельного участка, само по себе не является препятствием для исполнения решения суда и не свидетельствует об утрате возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно исходил из того, что поскольку оснований для прекращения исполнительного производства не имеется, постольку заявление Администрации о прекращении исполнительного производства удовлетворению не подлежит.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2024 года по делу N А19-24478/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий месяца с даты принятия.
Судья |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-24478/2021
Истец: Местная православный Приход храма Успения Божией Матери г. Иркутска Иркутской епархии Русской Православной Церкви Московский Патриархат
Ответчик: Администрация города Иркутска
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3345/2024
21.05.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5320/2022
24.01.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6799/2022
10.11.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5320/2022
05.09.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-24478/2021