город Москва |
|
31 октября 2024 г. |
Дело N А40-127455/24 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Стешана Б.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2024
по делу N А40-127455/24,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску ООО "Владивостокский морской контейнерный терминал" (690012, Приморский край, г. Владивосток, ул. Березовая, д. 25, корпус 28 офис 310, ОГРН: 1052503454937, Дата присвоения ОГРН: 09.03.2005, ИНН: 2537073208)
к ОАО "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, муниципальный округ Басманный вн.тер.г., ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1, ОГРН 1037739877295, дата присвоения ОГРН 23.09.2003, ИНН 7708503727)
о взыскании неосновательного обогащения
УСТАНОВИЛ:
ООО "Владивостокский морской контейнерный терминал" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании неосновательного обогащения в сумме 773 414 руб. 87 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.08.2024 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой обратился ответчик, в которой считает его незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении иска.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела, и суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Просит решение суда оставить без изменений.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено, что между ООО "ВМКТ" и ОАО "РЖД" заключен Договор на организацию расчетов от 25.04.2018 N 1/18-42-жд, который действует в редакции Дополнительного соглашения N 2 от 11.05.2021 (далее - Договор на организацию расчетов).
В соответствии с Договором на организацию расчетов ООО "ВМКТ" была оплачена перевозка контейнеров по 45 железнодорожным накладным, перечисленным в приложенном расчете, отправленным в составе контейнерного поезда по маршруту станция Угольная Дальневосточной железной дороги - станция Селятино Московской железной дороги. При отправлении была оплачена провозная плата 5 552 139,60 руб. с учетом НДС и сбор за услуги по сопровождению и охране грузов в сумме 101 787,60 рублей с учетом НДС.
После прибытия контейнеров на станцию назначения перевозчик удалил в АС ЭТРАН тарифные отметки в накладных "Контейнерный поезд" и произвел добор в размере 681 499,20 руб. (311 174,40 - тариф, 370 324,80 - сбор за охрану).
Законодательством предусмотрено, что тариф за перевозку одиночных контейнеров превышает тариф за перевозку контейнеров в составе контейнерного поезда. Тарифы на перевозку грузов установлены Прейскурантом N 10-01.
Прейскурантом N 10-01 установлено понижение тарифа за перевозку контейнеров в составе контейнерного поезда.
Согласно п. 2.35.1. Прейскуранта N 10-01 плата за перевозку грузов в контейнерах, порожних контейнеров, следующих в составе контейнерного поезда, определяется в зависимости от типоразмера контейнера, его принадлежности, а также принадлежности вагона.
При перевозках контейнеров в составе контейнерного поезда в графе "Место для особых отметок и штемпелей" перевозочного документа указывается "Контейнерный поезд".
Согласно п. 2.35.3. Прейскуранта N 10-01 плата за перевозку грузов в контейнерах, порожних контейнеров, следующих в составе контейнерного поезда, определенная по правилам подпунктов 2.35.1 и 2.35.2, уменьшается в размере, указанном в таблице 11 приложения 5 настоящего Тарифного руководства, с применением к размеру уменьшения платы коэффициентов, указанных в подпункте 2.11.10.
Истец считает удаление Ответчиком в АС ЭТРАН тарифной отметки "Контейнерный поезд" и, соответственно, доначисление в связи с этим провозных платежей, а также сбора за услуги ФГП ВО ЖДТ России по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах за спорные перевозки необоснованным, в связи со следующим.
Согласно пункту 22 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнерах, утв. Приказом Минтранса России от 18.12.2019 N 405, контейнерный поезд (далее также - КП) должен состоять из вагонов с гружеными и (или) порожними контейнерами, погруженными одним либо несколькими грузоотправителями, на одной станции отправления в адрес одного или нескольких грузополучателей на одну станцию назначения.
Перевозка контейнерного поезда осуществляется без расформирования (формирования) в пути следования, с обязательным условием освобождения в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной планом формирования грузовых поездов.
ОАО "РЖД" при формировании/приеме/перевозке спорного контейнерного поезда должно руководствоваться условиями, установленными в вышеуказанных правилах, а также Порядком организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 02.10.2020 N 2191/р (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка маршрут следования, длина КП в условных вагонах объявляются: в пределах двух и более дорог заместителем генерального директора ОАО "РЖД" - начальником Центральной дирекции управления движением, а в случае его отсутствия - исполняющим обязанности начальника Центральной дирекции управления движением.
При приеме к перевозке контейнеров в составе КП допускается отклонение длины КП от объявленной в сторону уменьшения на один физический вагон независимо от его типа и длины.
Согласно п. 1.1 Договора об оказании услуги по организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерного поезда при формировании поезда на путях необщего пользования станции Угольная от 30.12.2021 N ТЦ-1298 (далее - Договор N ТЦ-1298) в редакции дополнительного соглашения N ТЦ-1502 от 27.12.2022 г. договором регулируются взаимоотношения сторон при организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерного поезда со станции Угольная в соответствии с телеграммами ОАО "РЖД". В том числе указана телеграмма N 19397 от 18.08.2022, согласно которой условная длина КП отправлением со станции Угольная, назначением на станцию Селятино устанавливается 57-71 условных вагонов.
При приеме к перевозке контейнеров в составе КП допускается отклонение длины КП от объявленной в сторону уменьшения на один физический вагон независимо от его типа и длины.
Согласно п. 2.1 Договора N ТЦ-1298, ОАО "РЖД" обязуется обеспечивать проставление в перевозочных документах отметок "Контейнерный поезд" при соблюдении Клиентом условий договора.
Согласно п. 8 Порядка Проставление в перевозочных документах отметки "Контейнерный поезд" и календарного штемпеля, подтверждающего документальное оформление приема груза к перевозке в составе КП, производится после приема с путей необщего пользования полностью сформированного КП или при формировании КП на путях станции средствами ОАО "РЖД" - после окончания приема и вывода на пути общего пользования последней группы вагонов с контейнерами, обеспечивающей формирование КП длиной, объявленной в телеграмме ОАО "РЖД" и установленной в договоре на организацию КП.
Проверка соответствия КП параметрам, установленным в телеграмме ОАО "РЖД", осуществляется уполномоченными работниками железнодорожной станции.
В представленных в материалы дела транспортных железнодорожных накладных на перевозку грузов контейнерной отправкой имеется электронная подпись представителя ОАО "РЖД", а также проставлена отметка "Контейнерный поезд". При формировании заявок и оформлении перевозочных документов грузоотправитель руководствовался согласованными ОАО "РЖД" условиями и телеграммами ОАО "РЖД".
Расчет провозной платы при отправлении произведен ОАО "РЖД" с учетом тарифной отметки "Контейнерный поезд", то есть по ставкам, установленным Прейскурантом N 10-01 с учетом понижающих коэффициентов.
Учитывая изложенное, КП в составе 32 физического вагона (59 условных вагонов) был принят к железнодорожной перевозке 20.04.2023 и в перевозочных документах представителями ОАО "РЖД" проставлена отметка "Контейнерный поезд" а также штемпели, подтверждающие документальное оформление приема груза к перевозке в составе КП.
Таким образом, при заключении Договоров перевозки контейнеров, Ответчик был осведомлен обо всех существенных условиях перевозки и принял для перевозки контейнеры на вагонах, как контейнерный поезд.
Согласно п.4 Инструкции по организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте Российской Федерации (Приложение N 2 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.06.2022 N 250) каждому поезду присваивается номер, установленный графиком движения поездов. Поездам одного направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления - нечетные. Порядок присвоения нумерации определяется локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).
Кроме номера, каждому грузовому, почтово-багажному и пассажирскому поезду на железнодорожной станции его формирования (отправления) присваивается индекс, который не изменяется до железнодорожной станции расформирования (назначения).
Перевозчиком контейнерному поезду был присвоен номер - 1265, а также индекс поезда - 9821 279 1811, что подтверждается натурным листом поезда.
Согласно натурному листу от 03.05.2023 на станцию назначения Селятино контейнерный поезд прибыл с номером N 1266 (четное направление) и индексом поезда 9821 279 1811 (то есть без изменения номера и индекса поезда) в составе 31 физический вагон длиной 57 условных вагонов, то есть в пределах длины, установленной Договором N ТЦ-1298.
Таким образом, контейнерный поезд проследовал на станцию назначения без переработки в пути следования и, поскольку КП был уменьшен ровно на 1 физический вагон, требования нормативных актов ОАО "РЖД" и Договора N ТЦ-1298 о порядке формирования контейнерного поезда и все критерии контейнерного поезда были соблюдены.
Согласно п. 1.1.4 Инструкции по составлению натурного листа грузового поезда, утвержденной в г. Москве 19.05.2017 на 66-м заседании Совета по железнодорожному транспорту (далее - Инструкция), натурный лист, составленный на станции формирования, следует с поездом до станции его назначения или расформирования.
Исходя из положений п. 1.2 Инструкции натурный лист составляется на станциях формирования и на станциях соединения двух и более грузовых поездов.
Пунктом 2.2 Инструкции установлено, что код станции формирования, порядковый номер состава и код станции назначения образуют индекс поезда, который сохраняется на всем пути следования до станции назначения (расформирования) поезда.
Как указывалось выше, КП проследовал на всем маршруте от станции отправления до станции назначения (расформирования) без изменения номера и индекса поезда.
Таким образом, отцепка одного вагона от состава контейнерного поезда не является его расформированием. Порядком организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 02.10.2020 N 2191/р и Договором N ТЦ-1298 допускается отклонение длины КП от объявленной в сторону уменьшения на один физический вагон независимо от его типа и длины.
Согласно абзацу пятому пункта 2 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением, утв. приказом Минтранса России от 04.03.2019 N 70, при сопровождении грузов смешанным способом выполняется комплекс организационных и технологических мероприятий, направленных на обеспечение защиты грузов от противоправных посягательств (далее - охрана). Такое сопровождение осуществляется ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - ведомственная охрана).
Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 21.09.2010 N 400 утвержден Порядок организации деятельности ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, согласно пунктам 1.3 и 1.5 которого установлено, что органом управления ведомственной охраны является федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП ВО ЖДТ России), находящееся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта и оказывающее услуги физическим и юридическим лицам на договорной основе.
Оплата услуг ФГП ВО ЖДТ России осуществляется через ОАО "РЖД".
Тарифы на охрану устанавливаются ФГП ВО ЖДТ России. Тарифы на 2023 год установлены Приказом ФГП ВО ЖДТ России от 29.11.2022 г. N К-10/464 "О введении в действие ставок сбора за услуги ФГП ВО ЖДТ России по сопровождению (охране) грузов сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом".
Согласно п.4.1 указанного приказа основанием для взимания ставок сбора для групп контейнеров является наличие в перевозочных документах штемпеля "Охрана", кода станции и отметки "ОГК". Указанные отметки проставлены в перевозочных документах на контейнеры, сданные под охрану.
Охрана груза осуществлялась на основании отдельного договора N 16/НОР-3/230(см) от 08.02.2012 на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом, заключенного между ФГП ВО ЖДТ России и грузоотправителем АО "Пасифик интермодал контейнер".
Согласно п. 9.3 договора охраны ни одна из сторон не вправе передавать свои права и обязательства по настоящему договору какой-либо третьей стороне без письменного на то согласия другой стороны. АО "Пасифик интермодал контейнер" не предоставляло ФГП ВО ЖДТ России письменное согласие, следовательно, у ОАО "РЖД" не имеется полномочий, подтверждающих его право на предъявление требований от своего имени о взыскании платы за услугу ФГП ВО ЖДТ России по сопровождению груза в составе контейнерного поезда в пути следования.
Таким образом, сбор за охрану - это стоимость дополнительной услуги, оказываемой третьим лицом на основании самостоятельного договора, следовательно, такой сбор не может быть признан стоимостью перевозки груза и произведение ОАО "РЖД" добора такого сбора необоснованно, поскольку в части услуг, оказываемых ФГП ВО ЖДТ России, изменений не произошло - ни количество работников, ни процесс оказания услуги не изменялись. Груз как был сдан под охрану группой контейнеров, так группой контейнеров и дошел до станции назначения.
Несмотря на изложенное, ОАО "РЖД" на станции назначения удалило из АС ЭТРАН тарифную отметку "Контейнерный поезд" и необоснованно списало с лицевого счета ООО "ВМКТ" денежные средства в размере 681 499,20 рублей (с учетом НДС).
ООО "ВМКТ", не согласившись с действиями ОАО "РЖД", направило претензию N 38 от 18.04.2024 г. До настоящего времени претензия не удовлетворена.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 ГК РФ, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 790 ГК РФ, плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ, установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Эти правила применяются и в отношении требований одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (пункт 3 статьи 1103 ГК РФ).
Исходя из смысла указанной нормы, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факту приобретения или сбережения имущества, то есть увеличения стоимости собственного имущества приобретателя, присоединения к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества;
приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, а также отсутствие правовых оснований приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого.
В соответствии со статьей 1107 ГК РФ, лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Таким образом, неправомерное удаление ответчиком тарифной отметки "Контейнерный поезд" за фактически исполненную перевозку контейнеров в составе КП и списание денежных средств с лицевого счета ООО "ВМКТ" привело к неосновательному обогащению РЖД на общую сумму в размере 681 499,20 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Согласно приложенному расчету, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.06.2023 по 31.05.2024 составляет 91 915,67 руб.
Также истец просил взыскать проценты по день фактического возврата неосновательного обогащения.
Удовлетворяя иск в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 309, 310, 395, 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что требования истца являются законными и обоснованными, расчеты произведены верно, в то время как ответчик доводы иска документально не опроверг.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Доводы ответчика основаны на том, что отцепка вагона от контейнерного поезда в пути следования является расформированием контейнерного поезда, что влечет снятие тарифной отметки 05 "Контейнерный поезд" и добор провозной платы.
Ответчик указывает на отмену тарифной отметки "Контейнерный поезд" на основании пунктов 22, 29 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнерах, утв. Приказом Минтранса России от 18.12.2019 N 405 (далее - Правила N 405).
Согласно пункту 22 Правил N 405 контейнерный поезд (далее также - КП) должен состоять из вагонов с гружеными и (или) порожними контейнерами, погруженными одним либо несколькими грузоотправителями, на одной станции отправления в адрес одного или нескольких грузополучателей на одну станцию назначения.
Перевозка контейнерного поезда осуществляется без расформирования (формирования) в пути следования, с обязательным условием освобождения в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной планом формирования грузовых поездов.
Согласно пункту 29 Правил N 405 в случае отцепки в пути следования вагона с контейнером (контейнерами) от контейнерного поезда по причинам, зависящим от перевозчика, такой контейнерный поезд не считается расформированным в пути следования, и вагоны, оставшиеся в составе контейнерного поезда, следуют на станцию назначения с сохранением установленных сроков доставки и платы за их перевозку.
Ответчик, указывая на необходимость буквального толкования данного пункта, сам толкует его расширительно, что недопустимо. Данный пункт не содержит положений о том, что отцепка вагона от контейнерного поезда в пути следования по не зависящим от перевозчика причинам непременно приводит к его расформированию и необходимости добора провозной платы.
Согласно п. 4 Инструкции по организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте Российской Федерации (Приложение N 2 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. N 250) каждому поезду присваивается номер, установленный графиком движения поездов. Поездам одного направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления - нечетные. Порядок присвоения нумерации определяется локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).
Кроме номера, каждому грузовому, почтово-багажному и пассажирскому поезду на железнодорожной станции его формирования (отправления) присваивается индекс, который не изменяется до железнодорожной станции расформирования (назначения).
Согласно п. 1.1.4 Инструкции по составлению натурного листа грузового поезда, утвержденной в г. Москве 19.05.2017 на 66-м заседании Совета по железнодорожному транспорту (далее - Инструкция), натурный лист, составленный на станции формирования, следует с поездом до станции его назначения или расформирования.
Исходя из положений п. 1.2 Инструкции натурный лист составляется на станциях формирования и на станциях соединения двух и более грузовых поездов.
Пунктом 2.2 Инструкции установлено, что код станции формирования, порядковый номер состава и код станции назначения образуют индекс поезда, который сохраняется на всем пути следования до станции назначения (расформирования) поезда.
Порядком организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 02.10.2020 N 2191/р (далее -Порядок) и Договором N ТЦ-1298 допускается отклонение длины КП от объявленной в сторону уменьшения на один физический вагон независимо от его типа и длины.
Перевозчиком на станции формирования контейнерному поезду был присвоен номер - 1265, а также индекс поезда - 9821 279 1811, что подтверждается натурным листом поезда. Контейнерный поезд принят перевозчиком в составе 32 физических вагонов, длиной 59 условных вагона.
После отцепки вагона N 98013220, контейнерный поезд не был расформирован, проследовал далее и прибыл на станцию назначения Селятино с тем же номером N 1266 (четное направление) и индексом поезда 9821 279 1811 (то есть без изменения номера и индекса поезда) в составе 31 физического вагона длиной 57 условных вагонов, то есть в пределах длины, установленной Договором N ТЦ-1298.
Из буквального прочтения определения понятия, приведенного в издании "Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. Конарев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1995" следует, что расформирование состава - это распределение вагонов состава поезда, прибывшего на станцию назначения, по сортировочным путям накопления составов новых поездов в группы вагонов, подлежащих подаче на пункты производства грузовых операций на подъездных путях и в местах общего пользования станций. Аналогичное определение приведено в издании "Управление эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте" под редакцией В.И. Ковалева, 2015 г.
Приведенное определение "расформирование состава" не противоречит ни одному нормативно-правовому акту, соответствует Инструкции по организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте Российской Федерации (Приложение N 2 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. N 250).
Отцепка от контейнерного поезда одного вагона не подпадает под приведенное определение "расформирования" поезда. Все остальные вагоны проследовали на станцию назначения без расформирования в том же поезде и на тех же условиях, на которых были приняты к перевозке.
Таким образом, не имеет значения причина отцепки вагона от состава контейнерного поезда в случае, если его отцепка не привела к расформированию состава.
Доводы ответчика не соответствуют ст. ст. 430, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 2 Порядка, ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее -Устав).
Представленные в материалы дела электронные транспортные железнодорожные накладные (далее - Договоры перевозки), свидетельствуют, что на станции Мыс Чуркин Дальневосточной железной дороги спорный поезд был принят Ответчиком к железнодорожной перевозке с отметкой "Контейнерный поезд".
Следовательно, на станции отправления все Договоры перевозки были заключены на условиях перевозки контейнеров контейнерным поездом.
Согласно п. 2 ст. 790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В отношении перевозок железнодорожным транспортом, порядок установления платы за перевозку определен Уставом.
Согласно ст. 2 Устава плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) от 17.06.2003 г. N 47т/5 утвержден Прейскурант 10-01 (далее - Прейскурант 10-01), которым установлены тарифы на перевозку грузов.
Согласно п. 2.35.3. Прейскуранта N 10-01 плата за перевозку грузов в контейнерах, порожних контейнеров, следующих в составе контейнерного поезда, определенная по правилам подпунктов 2.35.1 и 2.35.2, уменьшается в размере, указанном в таблице 11 приложения 5 настоящего Тарифного руководства, с применением к размеру уменьшения платы коэффициентов, указанных в подпункте 2.11.10.
Таким образом, Прейскурантом N 10-01 установлено понижение тарифа за перевозку контейнеров в составе контейнерного поезда.
Поскольку со станции Угольная Дальневосточной железной дороги контейнеры отправились в составе контейнерного поезда с индексом 9821 279 1811 на станцию Селятино Московской железной дороги и прибыли в составе того же контейнерного поезда, согласованные сторонами условия договоров перевозки не подлежат изменению, иное означает злоупотребление правом со стороны перевозчика.
Вагон N 98013220, следовавший в составе контейнерного поезда N 1265 (индекс поезда 9821 279 1811), был отцеплен уже после погрузки, оформления поезда и присвоения ему индекса поезда. Согласно Порядка организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 02.10.2020 N 2191/р при приеме к перевозке контейнеров в составе КП допускается отклонение длины КП от объявленной в сторону уменьшения на один физический вагон независимо от его типа и длины (п. 2 Порядка).
Согласно пункту 22 Правил N 405, КП должен состоять из вагонов с гружеными и (или) порожними контейнерами, погруженными одним либо несколькими грузоотправителями, на одной станции отправления в адрес одного или нескольких грузополучателей на одну станцию назначения.
Перевозка контейнерного поезда осуществляется без расформирования (формирования) в пути следования, с обязательным условием освобождения в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной планом формирования грузовых поездов.
Также следует отметить, что все поезда, в том числе поезда с отметкой "КП", в обязательном порядке имеют остановки для технологических и организационных операций (смена локомотива, локомотивных бригад, технический и коммерческий осмотр и т.п.), следовательно, при остановке КП у ОАО "РЖД" возникают обычные для этих целей действия, которые работники ОАО "РЖД" выполняют в соответствии с регламентом и технологией работы станции.
Согласно Типовому технологическому процессу работы сортировочной станции ОАО "РЖД", утвержденному распоряжением ОАО "РЖД" от 11.12.2014 N 2927р, а также Типовому технологическому процессу работы участковой станции ОАО "РЖД", утвержденному распоряжением ОАО "РЖД" от 01.12.2015 N 2830р, допускается отцепка неисправных вагонов от транзитных поездов, и это не является расформированием поезда.
Таким образом, дополнительных расходов, которые могли бы оправдать необоснованно списанные у ООО "ВМКТ" денежные средства в размере 681 499,20 руб., у ОАО "РЖД" не возникает.
Отцепка вагона от контейнерного поезда не привела к его расформированию и не уменьшила длину контейнерного поезда меньше минимально допустимой длины (57 условных вагонов), в связи с чем, отцепка вагона не является основанием для снятия отметки "Контейнерный поезд" и добора провозной платы. Произведенный добор провозной платы является неосновательным обогащением ОАО "РЖД" и подлежит взысканию в пользу Истца.
Ответчик, являясь перевозчиком указанного контейнерного поезда, не предоставил ни одного доказательства его расформирования в пути следования, равно как и не предоставил и доказательств, что отцепка одного вагона привела к расформированию поезда.
В рассматриваемом деле ОАО "РЖД" не только изменило стоимость перевозки в части сумм, причитающихся ОАО "РЖД", но и в одностороннем порядке необоснованно изменило размер сбора за охрану, что недопустимо, поскольку услугу по охране груза оказывает не ОАО "РЖД", а Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее также - ФГП ВО ЖДТ России), соответственно, и получателем сбора за охрану является не ОАО "РЖД" - а ФГП ВО ЖДТ России.
Тарифы на охрану устанавливаются ФГП ВО ЖДТ России. Тарифы на 2023 год установлены Приказом ФГП ВО ЖДТ России от 29.11.2022 г. N К-10/464 "О введении в действие ставок сбора за услуги ФГП ВО ЖДТ России по сопровождению (охране) грузов сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом".
Согласно п.4.1 указанного приказа основанием для взимания ставок сбора для групп контейнеров является наличие в перевозочных документах штемпеля "Охрана", кода станции и отметки "ОГК". Указанные отметки проставлены в перевозочных документах на контейнеры, сданные под охрану.
Охрана груза осуществлялась на основании отдельного договора N 16/НОР-3/230(см) от 08.02.2012 на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом, заключенного между ФГП ВО ЖДТ России и грузоотправителем АО "Пасифик интермодал контейнер".
Согласно актам приема (выдачи) груза в вагонах (контейнерах), охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России, груз был передан под охрану 20.04.2023 г. группой контейнеров. Согласно железнодорожным накладным и натурному листу поезда, переданные под охрану вагоны с контейнерами, прошли весь путь следования в одном поезде без расформирования.
Таким образом, произведение ОАО "РЖД" добора сбора за охрану необоснованно, поскольку в части услуг, оказываемых ФГП ВО ЖДТ России, изменений не произошло - ни количество работников, ни процесс оказания услуги не изменялись.
При изложенных обстоятельствах, и вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, верно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Государственная пошлина относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268 - 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.08.2024 по делу N А40-127455/24 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-127455/2024
Истец: ООО "ВЛАДИВОСТОКСКИЙ МОРСКОЙ КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"