г. Москва |
|
23 мая 2024 г. |
Дело N А41-4362/24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джафаровым М.А.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Ликинострой" Русанова Сергея Владимировича - Максимов П.М. по доверенности от 11.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07 марта 2024 года по делу N А41-4362/24 по заявлению
конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Ликинострой" (ОГРН 1105034000235) Русанова Сергея Владимировича (ИНН 261901947716)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561)
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Ликинострой" Русанов Сергей Владимирович (далее - заявитель, конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межмуниципальному отделу по Орехово-Зуевскому и Павлово-Посадскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - отдел, административный орган) о признании незаконным Уведомлении от 01.11.2023 N КУВД-001/2023-49641267/1 о приостановлении государственной регистрации прав в отношении нежилого помещения, общей площадью 24,2 кв.м с кадастровым номером 50:24:0000000:73396, расположенное по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулево, ул. Луначарского, д.3, пом.1, и взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 марта 2024 года по делу N А41-4362/24 заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы апеллянт ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель конкурсного управляющего в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против апелляционной жалобы, полагая решение суда по настоящему делу законным и обоснованным.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя конкурсного управляющего, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2023 года по делу N А41-53128/20 сделка купли-продажи недвижимого имущества нежилого помещения, общей площадью 47,7 кв.м. с кадастровым номером 50:24:0060102:1425, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Губино (Белавинское с/п), ул. Луговая, д. 25, пом. 67, заключенная между должником ООО "Ликинострой" и Тарасовой Надеждой Валентиновной 28 февраля 2017 года, признана недействительной, применены последствия недействительности данной сделки. С Тарасовой Надежды Валентиновны в конкурсную массу должника ООО "Ликинострой" взыскано 1 212 543 рублей 20 копеек. Сделка купли-продажи недвижимого имущества нежилого помещения, общей площадью 24,2 кв.м. с кадастровым номером 50:24:0000000:73396, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Ликино - Дулево, ул. Луначарского, д. 3, пом. 1, заключенная между должником ООО "Ликинострой" и Тарасовой Надеждой Валентиновной от 21 апреля 2015 года, признана недействительной, применены последствия недействительности данной сделки, на Тарасову Надежду Валентиновну возложена обязанность возвратить в конкурсную массу должника ООО "Ликинострой" нежилое помещение, общей площадью 24,2 кв.м. с кадастровым номером 50:24:0000000:73396, расположенное по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Ликино - Дулево, ул. Луначарского, д. 3, пом. 1. Сделка купли-продажи недвижимого имущества жилого помещения, общей площадью 16,4 кв.м. с кадастровым номером 50:24:0030508:352, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Ликино - Дулево, ул. Луначарского, д. 3, кв. 32, к. 1, заключенная между должником ООО "Ликинострой" и Тарасовой Надеждой Валентиновной от 18 февраля 2018 года, признана недействительной, с Тарасовой Надежды Валентиновны в конкурсную массу должника ООО "Ликинострой" взыскано 550 000 рублей.
25.10.2023 г. конкурсный управляющий должника ООО "Ликинострой" направил в Управление Росреестра по Московской области заявление об осуществлении государственной регистрации перехода права собственности и осуществления государственного кадастрового учета в отношении нежилого помещения, общей площадью 24,2 кв.м с кадастровым номером 50:24:0000000:73396, расположенное по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулево, ул.Луначарского, д.3, пом.1.
Уведомлением от 01.11.2023 N КУВД-001/2023-49641267/1 государственная регистрация прав приостановлена до 31 января 2024 года.
Не согласившись с принятым уведомлением, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и восстановлении нарушенных прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Согласно части 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Требования к заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета установлены статьями 18 и 21 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Частью 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, регламентированы статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, согласно части 1 которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В настоящем случае управлением рассмотрение заявлений об осуществлении государственного регистрации права на объекты недвижимости было приостановлено, поскольку представленная копия постановления апелляционного суда не вступила в законную силу.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 21.07.2009 N 132 сформулировал правовую позицию, согласно которой судебный акт является самостоятельным основанием для государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Отказ в государственной регистрации права в этом случае является незаконным.
Таким образом, для регистрации права собственности на основании решения суда подача заявления на государственную регистрацию права и/или осуществление государственного кадастрового учета не является обязательной.
Как разъяснено в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество, осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2023 года по делу N А41-53128/20 сделки купли-продажи недвижимого имущества были признаны недействительными и применены последствия признания сделок таковыми. Судебный акт содержит вывод о возврате имущества в конкурсную массу должника ООО "Ликинострой".
Следовательно, данный судебный акт, с учетом разъяснений Пленума, являлся основанием для осуществления государственной регистрации прав.
Вопреки доводам управления, в силу части 5 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, в связи с чем, отметка о вступлении данного судебного акта в законную силу не требуется, а обжалование постановления в суд кассационной инстанции не свидетельствует о том, что он не подлежит исполнению, так как в соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При этом регистрация права собственности на основании решения суда не требует подачи заявления о государственном кадастровом учете и выполнения кадастровых работ согласно статьи 58 Закона о государственной регистрации недвижимости.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку на момент рассмотрения дела в суде управлением не принято решение об отказе в осуществлении государственного учета и регистрации прав, суд первой инстанции усмотрел оснований для восстановления нарушенных прав заявителя путем обязания зарегистрировать право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 50:24:0000000:73396.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании им норм законодательства Российской Федерации, в связи с чем они не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 марта 2024 года по делу N А41-4362/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4362/2024
Истец: ООО "ЛИКИНОСТРОЙ", ООО Конкурсный управляющий "Ликинострой" Русанов Сергей Владимирович, Русанов С В
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ПО ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОМУ И ПАВЛО-ПОСАДСКОМУ Р-НАМ УР МО
Третье лицо: МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ПО ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОМУ И ПАВЛО-ПОСАДСКОМУ Р-НАМ Управления Росреестра по Московской области, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ПО ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОМУ И ПАВЛО-ПОСАДСКОМУ Р-НАМ УР МО, Росреестр МО