г. Пермь |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А60-66021/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Герасименко Т.С., Якушева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Голдобиной Е.Ю.
при участии представителя индивидуального предпринимателя Глотова Дмитрия Владиславовича - Озорниной Е.Л., паспорт, доверенность от 10.01.2022, диплом;
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании, проведенном в режиме видео-конференц-связи при техническом содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики, апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Глотова Дмитрия Владиславовича
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 февраля 2024 года
по делу N А60-66021/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Глотова Дмитрия Владиславовича (ИНН 660400074107, ОГРН 304660406200042)
к Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800)
о признании незаконным отказа во внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Глотов Дмитрий Владиславович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Екатеринбурга (далее - администрация) по отказу (письмо N 29.1-19/62 от 23.11.2023) во внесении изменений в приложение N 6 "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории на территории Орджоникидзевского района города Екатеринбурга", утв. постановлением администрации от 19.12.2018 N 3092, в части изменения специализации объекта, а также об обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в указанную схему, указав специализацию следующую нестационарного торгового объекта "павильон с навесом", расположенного по адресу: г.Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 58: "продовольственные, непродовольственные товары, услуги общественного питания".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 февраля 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что судом необоснованно принято во внимание постановление Правительства Свердловской области от 14.09.2023 N 660-ПП, вносящее изменения в Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, только с 01.01.2024. Обжалуемый отказ вынесен до внесения указанных изменений в законодательство. Постановление Правительства Свердловской области от 14.09.2023 N 660-ПП не может распространяться на отношения, возникшие ранее. Заявитель, являясь самостоятельным хозяйствующим субъектом, собственником нестационарного торгового объекта, самостоятельно определяет целесообразность осуществления того или иного вида предпринимательской деятельности через свой объект.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
Администрация с доводами апелляционной жалобы не согласна по мотивам, указанным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобу отказать.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092, включено следующее место размещения: павильон с навесом по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д.58, площадью 60 кв.м, специализация - "продовольственные, непродовольственные товары" (далее также - НТО).
Между ИП Глотов Д.В. и Администрацией Орджоникидзевского района города Екатеринбурга заключен договор, предусматривающий право размещения указанного нестационарного торгового объекта.
Письмом от 30.10.2023 N 44 ИП Глотов Д.В. обратился в администрацию с заявлением о внесении изменений в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов в части специализации вышеуказанного НТО, дополнив ее специализацией "услуги общественного питания".
Соглашение о смене специализации нестационарного торгового объекта сторонами не заключалось, с требованием об изменении условий договора заявитель в суд не обращался, 30.10.2023 заявитель обратился в Администрацию города Екатеринбурга о внесении изменений внесений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" специализации места размещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 58, уже фактически осуществляя деятельность по общественному питанию.
В ответе от 23.11.2023 Администрация города Екатеринбурга отказала во внесении изменений на основании подпункта 1 пункта 26 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.20217 N 295-1111, указав, что совмещение специализаций действующей редакцией Порядка не предусмотрено.
Не согласившись с действиями администрации по отказу во внесении изменений в Приложение N 6 к Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Муниципального образования "г. Екатеринбург", утвержденных Постановлением Администрации г. Екатеринбурга N 3092 от 19.12.2018 в части изменения специализации объекта ИП Глотова Д.В., изложенного в письме N 29.1-19/62 от 23.11.2023, заявитель обратился в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов (НТО) на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 этой статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2019 N 164-ПП утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области (далее - Порядок N 164-ПП).
В соответствии с пунктами 5, 6 Порядка N 164-ПП размещение НТО осуществляется в местах, определенных схемами размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, на основании договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта в определенном схемой месте, заключаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.
Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержден постановлением Правительства Свердловской области 27.04.2017 N 295-ПП (далее - Порядок N 295-ПП).
Исходя из пункта 12 Порядка N 295-ПП в редакции, действовавшей до 01.01.2024, схема размещения представляет собой документ, определяющий действующие и перспективные места размещения нестационарных торговых объектов, включающий в себя следующие сведения:
местонахождение нестационарного торгового объекта (адресные ориентиры места размещения нестационарного торгового объекта);
специализация нестационарного торгового объекта (торговля универсальная, или торговля специализированная: продовольственная или непродовольственная, или бытовые услуги, или продажа печатной продукции, или услуги общественного питания);
тип нестационарного торгового объекта;
площадь места размещения нестационарного торгового объекта;
субъект, который осуществляет использование нестационарного торгового объекта;
период использования места размещения нестационарного торгового объекта (сезонное, круглогодичное).
Положениями главы 3 Порядка N 295-ПП урегулирован порядок внесения изменений и дополнений в Схему размещения. В соответствии с подпунктом 1 пункта 32 внесение изменений и дополнений в Схему размещения включает в себя в том числе этап рассмотрения органом местного самоуправления предложений о включении в Схему размещения мест размещения нестационарных торговых объектов, об изменении сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта и (или) нестационарном торговом объекте. При этом данные предложения могут поступать от населения, хозяйствующих субъектов, иных заинтересованных лиц.
Согласно пункту 33 Порядка N 295-ПП изменения и (или) дополнения в Схему размещения вносятся в следующих случаях:
новая застройка районов, микрорайонов муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;
ремонт и реконструкция автомобильных дорог;
восполнение недостатка стационарных торговых объектов при недостижении установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
необходимость реализации муниципальных программ, приоритетных направлений деятельности муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в сфере социально-экономического развития;
принятие решений о развитии застроенных территорий;
изменение градостроительных регламентов;
изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
реализация мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, в результате которых не предполагается размещение на данной территории нестационарных торговых объектов;
прекращение деятельности нестационарных торговых объектов;
место размещения нестационарного торгового объекта перестало соответствовать требованиям, указанным в пункте 16 настоящего порядка.
Отношения, возникающие при разработке Администрацией города Екатеринбурга схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и внесении изменений в утвержденную схему размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", регулируются Административным регламентом исполнения муниципальной функции "Разработка схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденным постановлением администрации от 12.03.2015 N 639 (далее - Регламент).
В силу пункта 28 Регламента основанием для начала исполнения административного действия по рассмотрению предложений о внесении изменений и дополнений в схему размещения нестационарных объектов является поступление предложений от заинтересованных лиц о включении в схему размещения нестационарных объектов новых мест размещения нестационарных объектов и от территориальных органов о внесении изменений и дополнений в схему размещения нестационарных объектов (далее - предложения). Рассмотрение поступивших предложений осуществляется на заседаниях комиссии, которые проводятся согласно графику, утвержденному председателем комиссии. В случае необходимости по решению председателя комиссии могут проводиться внеочередные заседания комиссии.
По смыслу указанных норм права, хозяйствующий субъект, являющийся собственником НТО и имеющий право самостоятельно определять целесообразность осуществления того или иного вида предпринимательской деятельности через свой объект, вместе с тем имеющий обязанность по соблюдению специализации, определенной Схемой размещения НТО для такого объекта, не лишен возможности обращаться с предложением об изменении специализации НТО в Схеме размещения, даже в отсутствие в действующем порядке такого основания для внесений изменений, как предложение субъекта предпринимательской деятельности об изменении специализации НТО.
Таким образом, наличие только желания хозяйствующего субъекта в изменении вида осуществляемой им предпринимательской деятельности через принадлежащий ему НТО не является достаточным основанием для внесения соответствующих изменений в Схему размещения НТО, поскольку из указанных норм следует иное.
Направляя в администрацию заявление о внесении изменений в схему размещения НТО (письмо от 30.10.2023 N 44), предприниматель необходимость дополнения специализации НТО услугами общественного питания никак не обосновал.
Сама по себе возможность осуществления предпринимателем в НТО дополнительного вида деятельности (в том числе с учетом санитарных норм), получение им дохода от этой деятельности не является основанием для изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов, которая призвана учитывать не только интересы владельцев НТО, но и публичные интересы (в частности, интересы жителей района).
В отсутствие какого-либо обоснования для изменения (дополнения) специализации НТО в заявлении от 30.10.2023 N 44, администрация законно отказала заявителю в удовлетворении этого заявления.
При этом с 1 января 2024 года вступили в законную силу изменения в Порядок N 295-ПП, которые исключили возможность включения в схему размещения нестационарных торговых объектов специализации "общественное питание".
Также суд обоснованно обратил внимание на то, что заявитель обратился в Администрацию города Екатеринбурга о внесении изменений внесений в схему размещения НТО специализации места размещения, уже фактически осуществляя деятельность по общественному питанию, а не по правилам, установленным Порядком N 295-ПП.
Ссылки заявителя на судебную практику несостоятельны, так как данные решения вынесены судом в отношении конкретных дел, с иными обстоятельствами.
Апелляционный суд считает, что решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела. Принимая во внимание относимость и допустимость имеющихся в нем доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта.
В отсутствие оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, решение суда следует оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы суд отказывает.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 февраля 2024 года по делу N А60-66021/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-66021/2023
Истец: ИП Глотов Дмитрий Владиславович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА