г. Москва |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А40-294716/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.А. Ким
рассмотрев апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 марта 2024 года по делу N А40- 294716/23,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Красный вымпел" (ОГРН: 1062503011230, ИНН: 2503024594)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
о взыскании пени.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Красный вымпел" обратилось в суд с требованием о взыскании с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" пени за просрочку доставки грузов в размере 542 288 руб. 34 коп.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь. ст. ст. 8, 9, 12, 307-310, 330, 333 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 4, 65, 67, 68, 71, 110, 167-170, 176 АПК РФ, решением от 26 марта 2024 г. суд первой инстанции иск удовлетворил частично.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Картотеки арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание апелляционной инстанции проводилось без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
От истца поступил отзыв на жалобу.
Проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269, 2721 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судом установлено, что со станции Петровка обществом с ограниченной ответственностью "Красный Вымпел" был отправлен груз по электронным накладным ЭЯ448274, ЭЯ680589, ЭЯ801358, ЭЯ680818, ЭЯ800713, ЭЯ802136, ЭА087065, ЭА087264, который был выдан грузополучателю с нарушением срока доставки.
В соответствии со ст.33 Устава железнодорожного транспорта, перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В соответствии со ст.97 Устава, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава.
Перевозчику была предъявлена претензия N 80 от 25.10.2023 г. Претензия не удовлетворена.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с иском.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции признал исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению частично, поскольку признал заявленную истцом сумму пени явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства и уменьшил ее в порядке ст. 333 ГК РФ до 488 059 руб. 50 коп.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
Общие критерии определения момента окончания доставки груза установлены пунктом 14 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 7 августа 2015 года N 245, и статьей 33 Устава железнодорожного транспорта, которые применяются, если иные сроки доставки не установлены соглашением сторон.
Названными нормами права предусмотрено, что грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Следовательно, датой окончания срока доставки груза является дата подачи вагонов для выгрузки на железнодорожный путь необщего пользования.
Согласно п. 7.1 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 29, при подаче под выгрузку на железнодорожные пути необщего пользования локомотивом перевозчика вагонов с грузами, а также груженных крупнотоннажными контейнерами, погруженными на вагоны дверями наружу, подтверждением фактической выдачи грузов без проверки являются подписи уполномоченных представителей перевозчика и грузополучателя в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял".
Указанные выводы изложены также в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.11.2012 г. N 8377/12 по делу А76-23868/2011.
Таким образом, именно памятка приемосдатчика является документом, подтверждающим дату и время фактической передачи груза.
Вагоны N N 29183985, 29071008 по накладным NN ЭЯ448274, ЭЯ680589 были выданы грузополучателю 08.01.2023, что подтверждается памяткой приемосдатчика N 27.
Вагон N 29073731 по накладной N ЭЯ801358 был выдан грузополучателю 12.01.2023, что подтверждается памяткой приемосдатчика N 34.
Вагоны N N 29154374, 29170826, 29186400, 52467347, 29077443 по накладным NN ЭЯ680818, ЭЯ800713, ЭЯ802136, ЭА087065, ЭА087264 были выданы грузополучателю 19.01.2023, что подтверждается памяткой приемосдатчика N 68.
Согласно ст.119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В соответствии с частью 6 статьи 33 Устава железнодорожного транспорта, грузы считаются доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме груза срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов с такими грузами произошла вследствие того, что фронт выгрузки был занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены платы за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Согласно п.4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов, в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указывается:
а) причина задержки в подаче вагонов:
б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию;
в) время начала и окончания задержки вагонов;
г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Порядок составления актов определяется Правилами перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденными Приказом Минтранса России от 27.07.2020 г. N 256 (далее - Правила N 256).
Согласно п.77, п.78, п.80 Правил N 256 акты общей формы, составленные для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, а также обстоятельств, являющихся основанием для взимания с пользователя услугами железнодорожного транспорта штрафов, сборов и плат, составляются перевозчиком в день их обнаружения и представляются для подписания:
на станции назначения (отправления) - грузополучателю (получателю), грузоотправителю (отправителю), владельцу железнодорожного пути необщего пользования;
при переадресовке на станции назначения - грузополучателю (получателю), если он является заявителем переадресовки;
при обнаружении технической неисправности вагона, контейнера -грузоотправителю (отправителю).
Грузополучатель (получатель), грузоотправитель (отправитель), владелец железнодорожного пути необщего пользования, перевозчик (при составлении акта владельцем инфраструктуры) обязаны подписать составленный акт и в срок не более двадцати четырех часов с момента получения возвратить его составившему лицу. При несогласии с содержанием акта общей формы пользователи услугами железнодорожного транспорта вправе изложить свое мнение в акте общей формы или приложить его к акту общей формы.
В случае отказа пользователя услугами железнодорожного транспорта от подписания акта общей формы лицо, составляющее акт общей формы, в акте общей формы делает отметку об отказе пользователя услугами железнодорожного транспорта от подписания данного акта.
Ответчиком в материалы дела предоставлены акты общей формы N 66 от 05.01.2023, N 90 от 08.01.2023, N 185 от 16.01.2023, N 233 от 19.01.2023 составленные на простой вагонов на путях станции Тула 1 - Курская в ожидании подачи грузополучателю ИП Закарян М.Д. под выгрузку.
Представленные акты общей формы не содержат информации о причинах задержки подачи вагонов. В нарушение вышеуказанных норм составлены перевозчиком в одностороннем порядке, не подписаны грузополучателем.
Ответчиком не представлены извещения грузополучателя о произведенной задержке вагонов по спорным отправкам, надлежащие доказательства представления актов общей формы для ознакомления и подписания истцу. Содержание актов общей формы не доведено до сведения истца. Отказ от подписи надлежаще не зафиксирован, порядок составления актов общей формы ответчиком нарушен.
В соответствии со ст.68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Также в отношении спорных отправок ответчик не представил Анализы занятости путей необщего пользования, составление которых в соответствии с Распоряжением ОАО "РЖД" от 11.07.2017 N 1325р производится в целях контроля выполнения грузополучателями технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Анализ занятости путей необщего пользования составляется ОАО "РЖД" в случаях необходимости доказывания вины грузополучателей в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями, утвержденными вышеуказанным Распоряжением N 1325р.
Согласно пункту 2 указанных Методических рекомендаций Анализ занятости путей агрегируется в Единой автоматизированной системе актово-претензионной работы хозяйства грузовой коммерческой работы в сфере грузовых перевозок на основании данных, переданных из АС ЭТРАН и АСУ СТ.
Форма Анализа занятости пути необщего пользования утверждена в Приложении N 2 к Распоряжению ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р.
Иные доказательства занятости фронта выгрузки грузополучателя ответчиком также не представлены.
Ответчик ссылается на уведомления грузополучателя о готовности к подаче. Уведомления о подаче вагонов, контейнеров под погрузку или выгрузку записываются в Книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку формы ГУ-2 (ГУ-2ВЦ) (п.3.1 Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД", утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р).
Книга формы ГУ-2 (ГУ-2ВЦ) ведется в следующем порядке:
1. В графе 1 указывается порядковый номер уведомления. Нумерация ведется по каждой станции, начиная с первого номера.
2. В графе 2 указывается наименование грузополучателя (грузоотправителя) в соответствии с транспортной железнодорожной накладной.
3. В графе 3 указывается номер вагона.
4. В графе 4 указывается наименование груза в соответствии с транспортной железнодорожной накладной.
5.В графе 5 формы ГУ-2 указывается планируемое время подачи вагона под погрузку или выгрузку.
6.В графах 5, 6 формы ГУ-2ВЦ указывается планируемое время подачи вагона соответственно дата (число, месяц) и время (часы, минуты).
7.В графе 6 формы ГУ-2 указывается время подачи уведомления.
8.В графе 7 указывается фамилия и должность работника, принявшего уведомление. Если уведомление не было принято, то графа не заполняется.
9.В графе 8 формы ГУ-2ВЦ указывается номер телефона, по которому передано уведомление.
10. В графе 8 формы ГУ-2 и в графе 9 ГУ-2ВЦ указывается:
при невозможности подачи вагона в указанные в уведомлении сроки по вине владельца - номер акта общей формы ГУ-23 на задержку подачи, при повторной передачи уведомления делается запись "Повторно". Ответчик не предоставил книгу формы ГУ-2 (ГУ-2ВЦ).
Ответчик ссылается на уведомления о готовности грузополучателя о готовности к приему вагонов. Указанные уведомления также не были предоставлены ответчиком.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 марта 2024 года по делу N А40- 294716/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-294716/2023
Истец: ООО "КРАСНЫЙ ВЫМПЕЛ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"