г. Москва |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А40-257028/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: В.А. Яцевой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2024 по делу N А40-257028/23-21- 2066,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423, ИНН: 7705031674)
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745)
о признании незаконным решения, об обязании,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Гасанов К.Р. - по дов. от 11.12.2023; |
от заинтересованного лица: |
Ивонин В.А. - по дов. от 15.01.2024; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве, Управление), оформленного уведомлением от 04.08.2023 N КУВД-001/2023-17719484/5 об отказе в осуществлении регистрационных действий, о возложении обязанности на Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем прекращения прав собственности города Москвы в отношении зданий с кадастровыми номерами 77:01:0002016:3039 и77:01:0002016:3047, расположенных по адресу: г. Москва, пер., Малый Толмачевский, д. 4, стр. 2, и стр. 4 соответственно.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2024, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заинтересованного лица, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета отсутствующих на местности объектов недвижимости, регистрации прекращения права собственности города Москвы в отношении объектов: с кадастровым номером 77:01:0002016:3039 по адресу: г. Москва, пер. Малый Толмачевский, д. 4, стр. 2, запись Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о праве собственности города Москвы N 77-01/30-036/2002-213 от 01.02.2002; с кадастровым номером 77:01:0002016:3047 по адресу: г. Москва, пер. Малый Толмачевский, д. 4, стр. 4, запись ЕГРН о праве собственности города Москвы N 77-01/30-036/2002-210 от 01.02.2002 (далее - объекты).
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 04.08.2023 N КУВД-001/2023-17719484/5 сообщено об отказе регистрации прекращении права собственности и снятии с государственного кадастрового учета объектов.
Посчитав, что уведомление регистрирующего органа не соответствует закону, нарушает его законные права и интересы, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
На основании положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В ходе рассмотрения настоящего спора суд первой инстанции правомерно исходил из наличия установленной совокупности перечисленных обязательных условий.
Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимого имущества и государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с тем же Федеральным законом сведений.
Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 того же Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 7.4 части 2 той же статьи при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места основанием для осуществления таких действия является акт обследования.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН (пункт 3 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 4 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН, указанные действия осуществляются по заявлению собственника такого объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
В данном случае регистрирующий орган в качестве основания для приостановления, а в дальнейшем отказа в осуществлении снятия Объектов с кадастрового учета и прекращения прав на них указал, что при проведении правовой экспертизы документов, представленных Департаментом, невозможно однозначно установить факт прекращения существования зданий с кадастровыми номерами 77:01:0002016:3039 и77:01:0002016:3047.
Судом первой инстанции установлено, что наличие законных оснований для принятия оспариваемого решения заинтересованным лицом не доказано, поскольку для осуществления учетно-регистрационных действий в Управление Росреестра по Москве Департаментом был представлен акт обследования, в котором кадастровый инженер в результате осмотра подтвердил прекращение существования объектов недвижимости.
В состав приложений акта обследования включены следующие документы: разрешение на производство строительно-монтажных работ от 19.11.2003 N 19685; заключение по проекту культурно-выставочного центра от 03.11.2003 N 169-П4/03 МГЭ; акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 30.06.2004 N 107-Р; распоряжение о вводе в эксплуатацию законченного строительством Культурно-выставочного центра Всероссийского Музейного объединения от 18.12.2005 N 73-р; справка ТБТИ.
Однако вышеуказанные документы не были учтены государственным регистратором при принятии им соответствующего решения.
Строения с кадастровыми номерами: 77:01:0002016:3047 и 77:01:0002016:3039, находящиеся в руинном состоянии, были разобраны до основания, с последующим воссозданием, в соответствии с эскизным проектом реставрации. Между воссоздаваемыми 2-х этажными строениями N 2 и N 4 произведено строительство здания переменной этажности 3-4 этажа. В результате реконструкции образовалось новое здание по адресу: Малый Толмачевский переулок, 6, стр. 1 с кадастровым номером: 77:01:0002016:1036.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, спорные здания прекратили свое существование.
Сведения ЕГРН о кадастровом учете и зарегистрированных правах в отношении несуществующих объектов являются недостоверными, что противоречит части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, а также пункту 1 статьи 8.1 Гражданского Кодекса РФ. Таким образом, данные сведения подлежат актуализации на основании акта обследования кадастрового инженера, вне зависимости от наличия документов о сносе объекта.
Более того установление прекращения существования здания в соответствии с Законом N 218-ФЗ не относится к компетенции государственного регистратора, который осуществляет правовую экспертизу. Установление прекращения существования здания осуществляется кадастровым инженером при подготовке акта обследования
Решения государственного органа не могут основываться на оценочных суждениях и должны содержать указание на конкретные причины отказа в регистрационных действиях.
В соответствии с пунктом 7.4, статьи 14 Закона N 218-ФЗ акт обследования кадастрового инженера является самостоятельным основанием для кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 24.05.2021 N П/0217 установлены форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке.
Согласно п. 10 Требований акт подготавливается на основании сведений, указанных в пункте 2 Требований, а также с учетом сведений, содержащихся в документах, при наличии таких документов.
При этом, п. 12 Требований к подготовке акта обследования прямо предусмотрена возможность отсутствия документов о сносе в составе акта обследования. В таком случае в строке "Заключение кадастрового инженера" приводится причина их непредоставления.
Поскольку в настоящее время в сведениях ЕГРН содержится недостоверная информация о зарегистрированных правах в отношении указанных объектов недвижимости, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Таким образом, Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем основания для отказа в снятии с государственного кадастрового учета и погашении записей о праве города Москвы в отношении объектов недвижимого имущества отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Департамента подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ.
Относительно довода апелляционной жалобы на указание судом первой инстанции в резолютивной части решения на кадастровый номер объекта, который не был предметом исследования по настоящему спору, является опечаткой и не свидетельствует о процессуальных нарушениях, допущенных судом первой инстанции.
Неверное указание в резолютивной части судебного акта кадастрового номера объекта не свидетельствует об ошибочности сделанных в нем выводов и может быть устранено путем исправления описки (опечатки).
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2024 по делу N А40-257028/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Яцева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-257028/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ