г. Вологда |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А05-8417/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 июня 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Рогатенко Л.Н. и Селивановой Ю.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от акционерного общества "ГТ Энерго" Хаблака Е.В. по доверенности от 27.12.2023 N ГТЭ-215/23 и Никитенкова Д.Г. по доверенности от 15.01.2024 N ГТЭ-005/24, от общества с ограниченной ответственностью "Вельская энергетическая компания" Шахова Е.В. по доверенности от 01.02.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ГТ Энерго" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2024 года по делу N А05-8417/2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ГТ Энерго" (ОГРН 1147746189843, ИНН 7703806647; адрес: 117292, Москва, проспект Нахимовский, дом 52/27, этаж 1, комната Б, офис 27; далее - АО "ГТ Энерго") обратилось в суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Вельская энергетическая компания" (ОГРН 1082907000593, ИНН 2907012996; адрес: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица Горького, дом 1, офис 1; далее - ООО "ВЭК") о взыскании 1 059 778,13 руб. неосновательного обогащения за период с сентября по декабрь 2020 года.
ООО "ВЭК" обратилось в суд со встречным иском, уточнённым в порядке статьи 49 АПК РФ, к АО "ГТ Энерго" о взыскании 453 266,35 руб. за теплоэнергию в целях компенсации потерь за период с октября по декабрь 2020 года.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство), Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - Министерством ТЭК и ЖКХ), Администрация городского поселения "Вельское" Вельского муниципального района Архангельской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26.02.2024 постановлено:
- первоначальный иск АО "ГТ Энерго" оставить без удовлетворения;
- встречный иск удовлетворить, взыскать с АО "ГТ Энерго" в пользу ООО "ВЭК" 453 266,35 руб. долга.
АО "ГТ Энерго" с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представители АО "ГТ Энерго" апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.
ООО "ВЭК" в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменений.
Третьи лица извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, апелляционный суд отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "ВЭК" является владельцем котельных в городе Вельске Архангельской области. АО "ГТ Энерго" является единой теплоснабжающей организацией в городе Вельске.
По договору аренды объектов теплоснабжения от 09.06.2020 N 116/0116/20 Администрация передала АО "ГТ Энерго" во временное владение и пользование объекты теплосетевого хозяйства, в том числе котельные и тепловые сети, расположенные в городе Вельске, в частности:
- наружную сеть теплоснабжения (Спецстрой) протяжённостью 267,5 м;
- наружную тепловую сеть (Терапия) протяжённостью 712,3 м;
- наружную сеть теплоснабжения и горячего водоснабжения (Ветстанция) протяжённостью 337,4 м;
- наружную сеть теплоснабжения (Вельская сельхозтехника) протяжённостью 1 862,6 м;
- наружную сеть теплоснабжения (Вельти) протяжённостью 637,2 м;
- наружную сеть теплоснабжения и горячего водоснабжения по адресу: г. Вельск, ул. Гагарина, ул. Некрасова, пер. Школьный, ул. Пушкина, ул. К. Маркса протяжённостью 3 477 м.
Кроме того на основании распоряжения Администрации от 13.11.2020 N 415-р АО "ГТ Энерго" назначено организацией, ответственной за содержание, техническое обслуживание и эксплуатацию бесхозяйных объектов теплоснабжения, выявленных на территории МО "Вельское":
- трубопроводы тепловой сети, проходящие от котельной РМЗ до потребителей, включая паропроводы (и конденсатопроводы), расположенные от указанной котельной до тепловых пунктов "50 лет Октября" и "Нефтебаза";
- трубопроводы тепловой сети от БМК "Терапия" до (и включая) теплового пункта, расположенного в здании угольной котельной "Терапия".
По договору поставки тепловой энергии и теплоносителя от 12.08.2020 N 11 (разногласия по которому урегулированы решением суда от 17.12.2020 по делу N А05-11637/2020) ООО "ВЭК" (поставщик) обязуется поставлять теплоэнергию на нужды теплоснабжения потребителей и на компенсацию технологических потерь теплоэнергии и теплоносителя, а АО "ГТ Энерго" (покупатель) обязуется оплачивать поставленные ресурсы.
Согласно пункту 1.2 договора местом исполнения обязательств поставщика являются точки поставки, которые располагаются на границах балансовой принадлежности поставщика и покупателя (приложение N 3 к договору "Точки поставки тепловой энергии, теплоносителя").
Границей эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сторон является внешняя граница стен зданий поставщика: котельная "РМЗ", ТП "РПБ", котельная "Терапия", ТП "50 лет Октября", кроме этого в зоне эксплуатационной ответственности поставщика находятся трубопроводы тепловой сети, соединяющие котельную "РМЗ" и ТП "РПБ".
В приложении N 1 к договору согласованы плановые объёмы поставки теплоэнергии, включая потери по объектам "Котельная РМЗ", "Котельная РПБ", "Котельная Терапия". Общий объём потерь на календарный год определён в размере 2 954,89 Гкал, из них на период сентябрь-декабрь - в размере 1 282,99 Гкал.
В период с сентября по декабрь 2020 года ООО "ВЭК" поставило АО "ГТ Энерго" теплоэнергию, в том числе в целях компенсации потерь, и выставило к оплате универсальные передаточные документы (УПД):
- УПД от 30.09.2020 N 59 о поставке 1 218,642 Гкал на сумму 2 802 401,33 руб., из них 168,575 Гкал на сумму 387 656,76 руб. в целях компенсации технологических потерь;
- УПД от 31.10.2020 N 66 о поставке 2 412,184 Гкал на сумму 5 547 002,45 руб., из них 348,601 Гкал на сумму 801 646,35 руб. в целях компенсации технологических потерь;
- УПД от 30.11.2020 N 71 о поставке 3 149,01 Гкал на сумму 7 241 494,89 руб., из них 365,615 Гкал на сумму 840 771,91 руб. в целях компенсации технологических потерь;
- УПД от 31.12.2020 N 78 о поставке 3 171,583 Гкал на сумму 7 293 403,99 руб., из них 400,189 Гкал на сумму 920 278,63 руб. в целях компенсации технологических потерь.
Указанные выставленные к оплате потери соответствовали договорным значениям, согласованным сторонами в приложении N 1 к договору.
Общая сумма по всем перечисленным УПД составила 22 884 302,66 руб., в том числе стоимость потерь 2 950 353,65 руб. (объём потерь 1 282,98 Гкал).
АО "ГТ Энерго" оплатило данные счета на сумму 22 736 130,47 руб.
При этом потери теплоэнергии в согласованном договорном объёме оплачены со стороны АО "ГТ Энерго" полностью. Неполная оплата счетов обусловлена наличием возражений по объёму теплоэнергии, потреблённой населением и юридическими лицами за ноябрь и декабрь 2020 года.
АО "ГТ Энерго" обратилось в суд с настоящим первоначальным иском о взыскании неосновательного обогащения, ссылаясь на то, что в период с сентября по декабрь 2020 года ООО "ВЭК" необоснованно выставило плату за потери.
ООО "ВЭК" в свою очередь обратилось в суд со встречным иском, ссылаясь на наличие у АО "ГТ Энерго" долга за теплоэнергию в целях компенсации потерь за период с октября по декабрь 2020 года.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении первоначального иска АО "ГТ Энерго" и удовлетворил встречный иск ООО "ВЭК", руководствуясь статьями 309, 310, 330, 539-548, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении"), Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075).
АО "ГТ Энерго" в обоснование своего иска ссылается на следующие две составляющие:
- просит взыскать с ООО "ВЭК" стоимость компенсации тепловых потерь, поскольку она получена в двойном размере, а именно: через тариф, в котором были учтены объёмы потерь в составе полезного отпуска, и за объём потерь по этому же тарифу;
- просит взыскать неосновательное обогащение в размере транспортной составляющей на услуги по транспортировке теплоэнергии за сентябрь-декабрь 2020 года в сумме 568 374,78 руб., мотивируя эти требования тем, что поскольку в спорный период объекты теплосетевого хозяйства выбыли из владения ООО "ВЭК", то последнее прекратило оказание услуг по транспортировке теплоэнергии по сетям теплоснабжения, в то время как тариф на тепловую энергию включал в себя транспортную составляющую.
АО "ГТ Энерго" как владелец тепловых сетей обязано согласно статьям 539, 544 ГК РФ, пункту 5 статьи 15, пункту 2 статьи 19 Закона "О теплоснабжении", пунктам 2, 55 N 808 оплачивать возникшие в этих сетях потери теплоэнергии, поскольку обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется их принадлежностью.
При этом ООО "ВЭК", осуществляющее теплоснабжение потребителей, в том числе АО "ГТ Энерго", вправе получать плату за весь объём теплоэнергии, которую оно передало в тепловые сети сторонних организаций. Собственник и владелец тепловых сетей несёт гражданско-правовую ответственность за потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией). Теплоснабжающая организация, поставляя тепловую энергию, вынуждена нести дополнительные расходы, связанные с потерями тепловой энергии в сетях, ей не принадлежащих.
Тепловые сети, имеющие технологическое присоединение к котельным ООО "ВЭК", можно условно разделить на 2 группы:
- муниципальные тепловые сети, к которым можно отнести сети, которыми в спорный период АО "ГТ Энерго" владело на основании названого выше заключённого с Администрацией договора аренды, в том числе тепловая сеть "Терапия" протяжённостью 712,3 м, которую АО "ГТ Энерго" получило по этому договору аренды;
- бесхозяйные тепловые сети, а именно тепловые сети, которые в спорный период принадлежали муниципальному образованию, но не были переданы какой-либо организации на законном основании.
ООО "ВЭК" указывает на то, что объём теплоэнергии, необходимой на компенсацию потерь в планово-расчётном размере 2 954,89 Гкал/год был предусмотрен сторонами в договоре исходя из нормативов тепловых потерь, утверждённых в отношении тех же муниципальных тепловых сетей, но для их предыдущего владельца - АО "АрхОблЭнерго", с которым у ООО "ВЭК" был заключён аналогичный договор поставки тепловой энергии.
Согласно части 1 статьи 9 и статье 10 Закона "О теплоснабжении" тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчётный период регулирования.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования N 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчётный период регулирования, определённого в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры или при отсутствии в указанных документах информации об объёмах полезного отпуска теплоэнергии расчётный объём полезного отпуска теплоэнергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учётом фактического полезного отпуска теплоэнергии за последний отчётный год и динамики полезного отпуска теплоэнергии за последние 3 года. Расчёт цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.
Согласно пункту 8 Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания), расчётный объём полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчётный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае её отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Для целей расчёта тарифов в сфере теплоснабжения при определении объёма полезного отпуска теплоэнергии, отпускаемой от источника теплоэнергии, используется объём отпуска теплоэнергии, уменьшенный на расход теплоэнергии на хозяйственные нужды. При определении объёма полезного отпуска теплоэнергии, отпускаемой из тепловой сети, используется объём отпуска теплоэнергии в тепловые сети, уменьшенный на объём нормативных технологических потерь теплоэнергии в тепловых сетях с учётом особенностей, предусмотренных пунктом 118 Методических указаний.
Согласно пункту 117 Методических указаний в необходимую валовую выручку (НВВ) регулируемой организации, учитываемую при расчёте тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, включаются, в том числе, расходы на приобретение воды, электрической и тепловой энергии, расходуемые на технологические цели, включая расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче (в объёме нормативных технологических потерь, за исключением случая, предусмотренного пунктом 118 настоящих Методических указаний).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 4 Закона "О теплоснабжении" установление порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии (нормативных потерь) отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 1 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утверждённого Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2008 N 325, нормативы технологических потерь при передаче теплоэнергии, теплоносителя определяются регулирующим органом (путём выполнения расчётов по формулам, содержащимся в разделе II Порядка N 325) для каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети для передачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям (теплосетевая организация).
Из приведённых положений следует, что организация, осуществляющая теплоснабжение, вправе получать плату за весь объём теплоэнергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. При этом лишь теплосетевая организация может включить в тариф на услуги по передаче теплоэнергии стоимость потерь, возникающих при транспортировке энергии в принадлежащих ей сетях.
В рассматриваемом случае АО "ГТ Энерго" в обоснование своего иска ссылается на то, что в составе тарифа имелось дублирование (задвоение) потерь по отдельным участкам тепловых сетей, что свидетельствует о том, что оплата таких потерь привела к возникновению неосновательного обогащения на стороне ООО "ВЭК".
Данные доводы являются необоснованными.
Постановлением Агентства от 20.12.2018 N 78-т/58 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "ВЭК" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Вельское" муниципального образования "Вельский муниципальный район".
В дальнейшем постановлением этого Агентства от 12.12.2019 N 80-т/13 тарифы на теплоэнергию, поставляемую ООО "ВЭК" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Вельское", скорректированы на 2020 год.
Согласно пункту 8 Методических указаний при расчёте названных тарифов принят на 2020 год размер технологических потерь теплоэнергии в размере 7 278,3 Гкал, утверждённый постановлением Министерства ТЭК и ЖКХ от 11.12.2018 N 203-пн (далее - Постановление N 203-пн).
Согласно ответу Агентства от 15.11.2023 N 313/2706 (том 2, лист 22) нормативы технологических потерь утверждены без выделения конкретных участков тепловых сетей.
Министерство ТЭК и ЖКХ в отзыве на иск (том 2, лист 19) указало на то, что при определении на 2020 год нормативов технологических потерь при передаче теплоэнергии по сетям, расположенным на территории МО "Вельское", утверждённых постановлением от 18.10.2017 N 126-пн, в соответствии с представленными АО "Архоблэнерго" материалами учитывались определённые тепловые сети, в том числе тепловые сети "Терапия" (пункт 4.1), "Спецстрой" (пункт 4.2), "Вельти" (пункт 4.3), "Ветстанция" (пункт 4.4), "Сельхозтехника" (пункт 4.5).
При определении на 2020 год нормативов технологических потерь при передаче теплоэнергии по сетям, расположенным на территории МО "Вельское", утверждённых постановлением от 11.12.2018 N 203-пн, в соответствии с представленными ООО "ВЭК" материалами учитывались тепловые сети, входящие в систему теплоснабжения котельных "РМЗ" и "РПБ", в том числе тепловые сети "Ветстанция" (пункт 1.4), "Вельская сельхозтехника" (пункт 1.5), "Вельти" (пункт 2.2) и "Спецстрой" (пункт 2.3).
АО "ГТ Энерго" в обоснование своего иска указывает на то, что имеется сопоставимость названий и объёмов тепловых сетей, что, по его мнению, говорит о задвоении получения со стороны ООО "ВЭК" денежных средств в составе НВВ на энергоресурсы, и что ООО "ВЭК" в составе НВВ дважды получило средства на производство объёма теплоэнергии: 1 558,47 Гкал в потерях и 1 558,47 Гкал в полезном отпуске, и размер неосновательного обогащения в этой части составляет 586 132,47 руб.
Также АО "ГТ Энерго" в отношении расходов на транспортировку теплоэнергии указало на то, что ООО "ВЭК", не владея в спорный период тепловыми сетями, необоснованно получило через тариф на теплоэнергию транспортную составляющую по этим сетям, которые были переданы во владение АО "ГТ Энерго", поэтому АО "ГТ Энерго" не полностью получил транспортную составляющую в своём тарифе за период с сентября по декабрь 2020 года. Поскольку с 2021 года ООО "ВЭК" прекратило оказание услуг по теплоснабжению, то регулирующий орган не имеет возможности произвести корректировку НВВ истца и ответчика. Также АО "ГТ Энерго" указывает на то, что в связи с отсутствием сведений об объёме условных единиц в сумме затрат ООО "ВЭК", которые относятся на вид деятельности "передача теплоэнергии", АО "ГТ Энерго" для расчёта неосновательного обогащения были приняты показатели НВВ иной теплосетевой организации на территории Архангельской области - ООО "Энерго-Спец". В расчете учтена НВВ в размере 2144,19 тыс.руб., принятая доля затрат от срока владения сетями АО "ГТ Энерго" составляет 52 % от НВВ. С учетом этого АО "ГТ Энерго" получило результат в сумме 1 114,98 тыс.руб. (2 144,19 тыс.руб. х 0,52).
В дальнейшем АО "ГТ Энерго" скорректировало расчёт неосновательного обогащения в части расходов на транспортировку теплоэнергии, определив размер требований в этой части в сумме 568 374,78 руб. с НДС.
Данные доводы являются необоснованными.
Согласно статье 8 Закона "О теплоснабжении" регулированию подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Согласно части 3 статьи 8 Закона "О теплоснабжении" подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Согласно частям 1, 2 статьи 10 Закона "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учётом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 данного Закона. Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
Тарифы представляют собой регулируемые государством в соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ цены определённых видов ресурсов (товаров, работ, услуг). Цена устанавливается исходя из экономической обоснованности затрат регулируемой организации и доступности ресурсов для потребителей, то есть с соблюдением баланса публичных и частных интересов.
Субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, не вправе игнорировать принятые в отношении них уполномоченными органами государственной власти тарифные решения и исчислять стоимость передаваемых ресурсов иным образом, нежели в соответствии с такими решениями (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2015), утверждённый Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015).
По общему правилу, презюмируется (пока не доказано иное), что при установлении тарифов на регулируемый период соблюдены предусмотренные частью 1 статьи 7 Закона "О теплоснабжении" принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в частности, обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя и достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования N 1075 при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы обязаны принимать меры, направленные на исключение из расчётов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и такой подход обеспечивает соблюдение основного принципа регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения - обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя. В равной степени данное правило подлежит применению и при установлении величины экономически обоснованных расходов, определяемых в целях исчисления межтарифной разницы.
В рассматриваемом случае Агентство в отзыве не иск пояснило, что при установлении для ООО "ВЭК" тарифов на 2020 года были учтены следующие составляющие:
1) объём полезного отпуска теплоэнергии, отпускаемой ООО "ВЭК" на 2020 год в размере 22 046,8 Гкал, в том числе:
- 21 684,2 Гкал - полезный отпуск АО "ГТ Энерго", который определён исходя из динамики полезного отпуска теплоэнергии за последние три года предшествующей регулируемой организации;
- 362,5 Гкал - фактический полезный отпуск за предшествующий период регулирования (2018 год) прочему потребителю АО "РЖД";
2) потери тепловой энергии на 2020 год учтены в соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций в размере 7 278,3 Гкал, утверждённом постановлением Министерства ТЭК и ЖКХ N 203-пн.
Таким образом, при определении объёма полезного отпуска для ООО "ВЭК" на 2020 год Агентство уменьшило валовый объём теплоэнергии, отпускаемый в тепловую сеть (29 325,1 Гкал), на объём нормативных потерь (7 278,3 Гкал), что соответствует положениям пункта 8 Методических рекомендаций. В результате получился объем полезного отпуска 22 046,8 Гкал (29 325,1 - 7 278,3), включающий в себя как теплоэнергию, необходимую для нужд конечных потребителей, так и компенсацию тепловых потерь в сетях.
НВВ регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.
Таким образом, тариф для ООО "ВЭК" был сформирован регулирующим органом таким образом, что плановый объём продажи теплоэнергии подразумевал реализацию теплоэнергии в объёме, необходимом не только на нужды теплоснабжения потребителей, но также на компенсацию тепловых потерь в тепловых сетях, принадлежащих третьим лицам, в том числе АО "ГТ Энерго".
Право ООО "ВЭК" требовать от АО "ГТ Энерго" оплаты теплоэнергии, в том числе в целях компенсации потерь, как указано выше, предусмотрено законодательством. Расчёт объёма и стоимости теплоэнергии произведён в соответствии с установленными Министерством ТЭК и ЖКХ нормативами и утверждёнными на их основании тарифами.
Нормативные акты, которыми утверждены нормативы технологических потерь и тарифы, не оспорены, в установленном порядке не отменены, недействительными не признаны.
ООО "ВЭК" в силу приведённых выше норм права не мог производить расчёты с АО "ГТ Энерго" на основании каких-либо иных тарифов, помимо тех, которые были утверждены Агентством на 2020 год.
Таким образом, взимание ответчиком (ООО "ВЭК") платы за потери теплоэнергии в сетях произведено при наличии к тому правовых оснований, что исключает неосновательное обогащение.
Вопрос об экономической обоснованности как утверждённого норматива, так и тарифного решения, проверка обоснованности действий, совершённых Министерством ТЭК и ЖКХ, а также Агентством в связи с их утверждением, в том числе с учётом документов, представленных в их обоснование, подлежит рассмотрению в ином порядке, а не путём взыскания неосновательного обогащения.
В рассматриваемом случае АО "ГТ Энерго" надлежаще не подтвердило, что потери теплоэнергии в объёме 1 558,47 Гкал включены Министерством ТЭК и ЖКХ в нормативы ошибочно. Утверждать же о необоснованности (незаконности) установленного тарифа в рамках настоящего дела, как указано выше, является необоснованным, равно как и оспаривать отдельные составляющие, входящие в состав этого тарифа.
Кроме того суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что АО "ГТ Энерго" не может считаться потерпевшим в целях взыскания неосновательного обогащения.
Так, тариф на теплоэнергию, поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, рассчитывается и устанавливается на едином уровне всем потребителям, находящимся в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящимся к одной категории (группе) потребителей, за исключением потребителей, которые заключили нерегулируемые договоры теплоснабжения, предусмотренные пунктом 95 Основ ценообразования N 1075.
Согласно пункту 93 Основ ценообразования N 1075 и пункту 134 Методических указаний тарифы на теплоэнергию, поставляемую потребителям, рассчитываются как сумма следующих составляющих: а) средневзвешенная стоимость производимой и (или) приобретаемой единицы теплоэнергии; б) средневзвешенная стоимость оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы теплоэнергии.
Таким образом, тариф на теплоэнергию, поставляемую потребителям, включает в себя затраты на производство и передачу теплоэнергии.
В рассматриваемом случае тариф для АО "ГТ Энерго" был утверждён регулирующим органом из расчёта НВВ, учитывающей в том числе расходы на покупку им теплоэнергии у ООО "ВЭК" в объёме, включающем потери в тепловых сетях. Размер НВВ в тарифе ответчика (ООО "ВЭК") соответствует сумме расходов на покупку теплоэнергии, учтённых в тарифе АО "ГТ Энерго". Если регулирующий орган, по мнению АО "ГТ Энерго", излишне включил в состав НВВ ответчика (ООО "ВЭК") 1 349,94 тыс.руб., то по тем же основаниям указанная сумма была излишне включена в тариф АО "ГТ Энерго", поскольку эти две суммы рассматриваются регулирующим органом во взаимосвязи. Таким образом, АО "ГТ Энерго" не понесло излишних, не предусмотренных тарифом, расходы на покупку теплоэнергии у ООО "ВЭК", а следовательно, никаких имущественных потерь АО "ГТ Энерго" понести не могло. В случае, если АО "ГТ Энерго" и понесло какие-либо убытки, то фактический дисбаланс доходов и расходов выравнивается мерами последующего тарифного регулирования. При наличии к тому оснований тарифы АО "ГТ Энерго" на следующие периоды могут быть скорректированы.
Кроме того, в отношении обоих частей исковых требований, необходимо также принимать во внимание, что фактический финансовый результат деятельности любой теплоснабжающей организации практически никогда не совпадает данным показателем, предусмотренным планово-расчётным способом в тарифе на теплоэнергию.
Экономически обоснованные затраты и доходы, фактически понесённые и полученные регулируемыми организациями в каждом очередном периоде регулирования всегда отличаются от их плановых значений, предусмотренных тарифом. Когда фактические экономически обоснованные расходы регулируемой организации превышают их плановые значения или когда доход от реализации теплоэнергии ниже предусмотренного тарифом, то такие расходы и выпадающие доходы возмещаются регулируемой организации средствами тарифного регулирования в последующих периодах.
Такой же подход применяется в случае, если организация по каким бы то ни было причинам получила доход, не присмотренный тарифом, то такой сверхтарифный доход исключается из состава НВВ в последующих периодах регулирования при корректировке тарифа согласно пункту 52 Основ ценообразования N 1075.
В случае, когда регулируемая организация прекращает осуществление регулируемой деятельности и корректировка полученных доходов и расходов в последующих периодах регулирования не представляется возможной, в связи с отсутствием таких периодов, то все полученные расходы и доходы, будь они положительными или отрицательными, являются результатами предпринимательских рисков регулируемой организации.
Такой же подход был обозначен Агентством в настоящем деле.
При этом даже при установлении факта получения ответчиком (ООО "ВЭК") необоснованного дохода или экономии (за счёт АО "ГТ Энерго" или за счёт конечных потребителей) исключительно только по двум предъявляемым истцом пунктам исковых требованиям (по отдельным составляющим тарифа и конкретным статьям расходов), то это не будет однозначно свидетельствовать о возникновении неосновательного обогащения, поскольку факт получения ответчиком такого необоснованного дохода по названным двум статьям, не исключает вероятности, что по каким-либо иным статьям или показателям ответчик не получил экономически обоснованные убытки, которые в совокупности, возможно, составили больший размер средств, чем исковые требования истца.
Исходя из этого, без проведения полного анализа финансовой деятельности ответчика за 2020 год в сравнении с тарифными показателями, установленными на тот же период, на предмет наличия или отсутствия необходимости включения в состав НВВ на последующие периоды убытков, полученных ответчиком в 2020 году, невозможно достоверно установить ни самого факта наличия/отсутствия неосновательного обогащения, ни потерпевших лиц, ни действительного размера обогащения.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении первоначального иска АО "ГТ Энерго".
Во встречном иске ООО "ВЭК" просит взыскать с АО "ГТ Энерго" стоимость теплоэнергии за период с октября по декабрь 2020 года в целях компенсации потерь, возникших в тепловых сетях от ЦТП "50 лет Октября" до ТК "Сельхозтехника".
Как указано выше, согласно пункту 55 Правил N 808 потери теплоэнергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путём производства на собственных источниках тепловой энергии или путём приобретения теплоэнергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Законом "О теплоснабжении". В случае если единая теплоснабжающая организация не владеет на праве собственности или ином законном основании источниками теплоэнергии, она закупает теплоэнергию и(или) теплоноситель для компенсации потерь у владельцев источников теплоэнергии.
Компания, осуществляющая теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объём теплоэнергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. Собственник и владелец тепловых сетей несёт гражданско-правовую ответственность за потери, возникающие в его сетях при транспортировке теплоэнергии.
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей.
Из ответа Администрации от 12.01.2024 N 62 (том 2, лист 82) следует, что рассматриваемая тепловая сеть от ЦТП "50 лет Октября" до ТК "Сельхозтехника" в спорный период в реестре муниципальной собственности не значилась, право муниципальной собственности на неё не зарегистрировано, в качестве бесхозяйной вещи эта сеть не признавалась и в схеме теплоснабжения в качестве бесхозяйной отражена не была. Соответственно, эта сеть не передавалась АО "ГТ Энерго" в аренду, а также АО "ГТ Энерго" не назначалось организацией, ответственной за содержание, техническое обслуживание и эксплуатацию данной сети.
В соответствии со статьёй 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно пункту 6 статьи 15 Закона "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Согласно пункту 4 статьи 8 Закона "О теплоснабжении" в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, именно теплосетевые и теплоснабжающие организации должны обеспечивать надлежащее содержание наружных инженерных сетей, используемых в коммерческих целях для оказания услуг теплоснабжения, даже если права на данные сети не оформлены в установленном порядке. Отсутствие на балансе АО "ГТ Энерго" спорных тепловых сетей, не исключает его обязанность по их содержанию и обслуживанию, даже если они являются бесхозяйными.
Бесхозяйные сети являются частью сетевого хозяйства, с использованием которого АО "ГТ Энерго" оказывает услуги по теплоснабжению потребителей и получает соответствующую оплату на законных основаниях. Поскольку при оказании данной услуги нормативные потери в бесхозяйных сетях являются неизбежными издержками процесса передачи теплоэнергии, то они оплачиваются конечными потребителями этих услуг в пользу теплоснабжающей организации в тарифе на данные услуги.
Так как законом предусмотрен механизм компенсации затрат единой теплоснабжающей организации на названные потери путём включения их стоимости в тариф, то взыскание стоимости потерь должно осуществляться за счёт АО "ГТ Энерго".
При отсутствии у АО "ГТ Энерго" возможности включить затраты на содержание и обслуживание этих сетей в тарифы, оно не лишено права обратиться к Администрации с требованием о возмещении убытков, причинённых в результате несовершения органом местного самоуправления действий по принятию спорных сетей, отвечающих признакам бесхозяйного имущества, на учёт и передаче их на обслуживание хозяйствующему субъекту.
Являются необоснованными доводы АО "ГТ Энерго" о том, что участок сети, по которому ООО "ВЭК" предъявило потери (тепловая сеть от ЦТП "50 лет Октября" до ТК "Сельхозтехника") представляет собой тот же самый объект, что и тепловая сеть "Магистраль Ветстанция - Сельхозтехника", и потери по ней уже включены Агентством в состав объёма полезного отпуска для ООО "ВЭК".
Не имеется надлежащих доказательств того, что это одни и те же сети. Из представленных документов тождественность этих участков сетей не следует. Так, наименование и протяжённость сети "Магистраль Ветстанция - Сельхозтехника" (2 300,2 м), учтённой Министерством ТЭК и ЖКХ при определении нормативов потерь в Постановлении N 126-пн, не совпадает с наименованием и протяжённостью сети от ЦТП "50 лет Октября" до ТК "Сельхозтехника" (1 431 м).
Из ответа Администрации следует, что участок тепловой сети от ЦТП "50 лет Октября" до ТК "Сельхозтехника" в реестре муниципальной собственности не значился, какой-либо организации на обслуживание не передавался, в схеме теплоснабжения отражён не был.
На основании изложенного встречный иск ООО "ВЭК" правомерно удовлетворён судом первой инстанции.
Так как доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы материального и процессуального права применены судом правильно, то оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2024 года по делу N А05-8417/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "ГТ Энерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8417/2023
Истец: АО "ГТ Энерго"
Ответчик: ООО "Вельская энергетическая компания", ООО "ВЭК"
Третье лицо: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, Администрация городского поселения "Вельское" Вельского муниципального района Архангельской области, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области