г. Вологда |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А05-10468/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 июня 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" Романовского А.В. по доверенности от 29.12.2023 N 177, от акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" Филин О.В. по доверенности от 01.01.2024 N 09/24,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 января 2024 года по делу N А05-10468/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" в лице Архангельского межрайонного отделения (ОГРН 1107604019962, ИНН 7604193710; адрес: 163001, Архангельская область, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 101, кабинет 506; далее - ООО "ТГК-2 Энергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к администрации муниципального образования "Каменское" (ОГРН 1052930020934; ИНН 2917002860; адрес: 164762, Архангельская область, Мезенский район, рабочий поселок Каменка, улица Свободы, дом 1; далее - администрация МО "Каменское") и администрации Мезенского муниципального округа Архангельской области (ОГРН 1222900007219, ИНН 2917126449; адрес: 164750, Архангельская область, муниципальный округ Мезенский, город Мезень, Советский проспект, дом 51; далее - администрация Мезенского МО) со следующими требованиями:
- о признании незаконным решения администрации МО "Каменское" от 16.08.2022 N 606 об отказе во внесении изменений в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (далее - систему ГИС ЖКХ) и актуализации технических паспортов на жилые дома,
- об устранении допущенных нарушений прав заявителя путем возложения на администрацию Мезенского МО, как правопреемника администрации МО "Каменское", обязанности внести изменения в систему ГИС ЖКХ в отношении типа дома: с "многоквартирный" на "дом блокированной застройки" по 44 домам, расположенным по адресам: Архангельская область, Мезенский район, поселок Каменка, улица Гагарина, дом 14; улица Лесная, дом 19, корпус 1; улица Лесная, дом 20 корпус 2; улица Лесная, дом 20; улица Лесная, дом 21, корпус 1, 2; улица Лесная, дом 25; улица Лесная, дом 26, корпус 1; улица Лесная, дом 26; улица Лесная, дом 27; улица Лесная, дом 28, корпус 1; улица Лесная, дом 28; улица Лесная, дом 29; улица Лесная, дом 30; улица Лесная, дом 32; улица Новая, дом 1; улица Норинского, дом 19; улица Норинского, дом 53; улица Норинского, дом 55; улица Октябрьская, дом 69; улица Серафимовича, дом 50; улица Серафимовича, дом 51; улица Серафимовича, дом 52; улица Серафимовича, дом 53; улица Серафимовича, дом 53, корпус 1; улица Серафимовича, дом 54; улица Серафимовича, дом 55; улица Серафимовича, дом 55, корпус 1; улица Серафимовича, дом 56; улица Торцева, дом 10; улица Торцева, дом 12; улица Торцева, дом 14; улица Торцева, дом 8; улица Федоркова, дом 5; улица Федоркова, дом 5, корпус 1; улица Федоркова, дом 61; улица Федоркова, дом 68; улица Федоркова, дом 66, корпус 1; улица Федоркова, дом 7; улица Федоркова, дом 9; улица Набережная, дом 25; улица Набережная, дом 26; улица Мезенская, дом 47; улица Мезенская, дом 49 (далее - жилые дома);
- о возложении на администрацию Мезенского МО обязанности инициировать внесение изменений в технические паспорта с отражением информации о типе дома "жилой дом блокированной застройки" по 44 домам, расположенным по указанным выше адресам.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная жилищная инспекция Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; адрес: 163072, Архангельская область, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция, ГЖИ)), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Садовая, дом 5, корпус 1; далее - Росреестр), акционерное общество "Энергосети Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1172901010908, ИНН 2901288451; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Попова, дом 17, офис 30; далее - АО " Энергосети АОЭК"), акционерное общество "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Попова, дом 17; далее - АО "Архоблэнерго").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 января 2024 года по делу N А05-10468/2022 заявленные требования удовлетворены; признано недействительным решение администрации МО "Каменское" от 16.08.2022 N 606; на администрацию Мезенского МО возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ТГК-2 Энергосбыт" путем внесения изменения в систему ГИС ЖКХ в отношении типа дома с "многоквартирный" на "дом блокированной застройки" в отношении 44 домов, расположенным по указанным выше адресам, а также инициировать внесение изменений в технические паспорта с отражением информации о типе дома "жилой дом блокированной застройки" по вышеперечисленным домам.
АО "Архоблэнерго" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
ООО "ТГК-2 Энергосбыт" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Администрация МО "Каменское", администрация Мезенского МО, ГЖИ, Росреестр, АО "Энергосети АОЭК" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей ООО "ТГК-2 Энергосбыт" и АО "Архоблэнерго", исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства энергетики РФ от 14.09.2018 N 763 обществу с 01.10.2018 присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии в отношении зоны деятельности ПАО "МРСК Северо-Запада", определенной как территория Архангельской области, за исключением зон деятельности иных гарантирующих поставщиков.
В адрес общества (гарантирующего поставщика) от АО "Энергосети АОЭК" (сетевой организации) поступило письмо от 27.08.2020 N 494, в котором предлагалось в срок не позднее 6 месяцев организовать установку коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах согласно прилагаемому списку. В письме от 23.10.2020 N 625 АО "Энергосети АОЭК" дополнительно указало, что по сведениям администрации указанные в списке дома являются многоквартирными, а жилые дома блокированной застройки в муниципальном округе "Каменское" отсутствуют.
В связи с тем, что согласно информации, полученной от предыдущего гарантирующего поставщика, 50 домов из представленного списка являются индивидуальными жилыми домами, общество обратилось к администрации МО "Каменское" с письмом от 18.11.2020 N 02-09/18-01.3/12741, в котором просило представить документы, подтверждающие статус многоквартирных домов с указанием площади общего имущества, применяемой при расчете объема электроэнергии, использованной на общедомовые нужды по нормативу электропотребления, информацию об исполнителях жилищно-коммунальных услуг.
В ответ указанная администрация направила технические паспорта жилых домов, которые, по ее мнению, подтверждают статус этих домов как многоквартирных (письмо от 23.12.2020 N 1175).
Проверив поступившую информацию, в том числе технические паспорта на спорные жилые дома, на предмет их отнесения к категории "многоквартирный жилой дом", общество установило, что 46 домов согласно указанным адресам отвечают признакам жилого дома блокированной застройки и именно такие сведения (дом блокированной застройки) отражены в ГИС ЖКХ, о чем сообщило администрации письмом от 15.02.2021 N 02-09/18-01.3/1517.
В связи с полученной информацией администрация внесла изменения в ГИС ЖКХ, заменив имеющуюся информацию в отношении 46 домов с домов блокированной застройки на многоквартирные жилые дома (письма от 15.03.2021 N 200, от 13.05.2021 N 340).
В связи с тем, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), разделяют обязанности между гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями в части установки и эксплуатации приборов учета в зависимости от типа объекта электроснабжения, общество письмами от 12.05.2022 N 02-05/18-01/4939 и от 19.07.2022 N 02-05/18-01/7269 обратилось к администрации МО "Каменское" с предложением пересмотреть свою позицию в отношении вида (типа) 46 жилых домов, признав их домами блокированной застройки, и внести соответствующие изменения в ГИС ЖКХ.
Письмом от 16.08.2022 N 606 администрация сообщила обществу об отсутствии оснований для изменения в ГИС ЖКХ вида (типа) жилых домов с "многоквартирный" на "дом блокированной застройки", а также для проведения актуализации технических паспортов спорных домов. По мнению администрации, согласно технической документации на перечисленные дома и нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)) спорные дома являются многоквартирными, поскольку имеют общее имущество, в частности, чердак, единый ввод системы отопления, единый ввод водопровода и земельный участок, на котором расположен жилой дом; они состоят на кадастровом учете и имеют назначение "многоквартирный дом"; решений собственников жилых помещений на изменение типа дома также не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств, а также того, что администрация МО "Каменское" на момент обращения в арбитражный суд находилась в стадии ликвидации и все имущество этого муниципального образования передано в Мезенский муниципальный округ Архангельской области, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым по настоящему делу заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) ГИС ЖКХ - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Сведения, содержащиеся в ГИС ЖКХ, должны быть полными, достоверными и актуальными (пункт 8 статьи 4, пункт 5 статьи 4 и пункт 3 статьи 8 Закона N 209-ФЗ).
К субъектам, размещающим информацию в ГИС ЖКХ, отнесены среди прочих органы местного самоуправления (пункт 2 статьи 2 Закона N 209-ФЗ).
В силу подпункта 2 пункта 16 статьи 7 Закона N 209-ФЗ органы местного самоуправления размещают в ГИС ЖКХ информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние.
В пункте 9 раздела 6 совместного приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" установлен перечень сведений, подлежащих отражению в составе такой информации, и сроки ее размещения.
Так, в соответствии с подпунктом 9.1 пункта 9 раздела 6 указанного Приказа в ГИС ЖКХ подлежит отражению информация о виде жилого здания, в том числе сведения в отношении жилых домов блокированной застройки и объектов индивидуального жилищного строительства.
Из материалов дела усматривается, что именно администрация МО "Каменское" внесла изменения в ГИС ЖКХ относительно сведений о виде (типе) спорных домов, заменив ранее размещенную информацию о спорных домах как домах блокированной застройки на многоквартирные дома, а впоследствии отказалась откорректировать эти сведения, настаивая на том, что спорные дома являются многоквартирными.
В силу пункта 136 Основных положений N 442 гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности):
Сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства, энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением установки и замены коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства.
Гарантирующие поставщики обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношении расположенных в их зоне деятельности многоквартирных домов (за исключением помещений многоквартирных домов, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества), включая установку коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
Согласно пункту 80(1) Правил N 354 установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.
В силу части 2 статьи 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании
Многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома (часть 6 статьи 15 ЖК РФ).
Так, в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Из пункта 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, под домом блокированной застройки понимается жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
Жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 56-КГ16-1).
Из пункта 3.1.7 "СП 54.13330.2022. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. СНиП 31-01-2003", утвержденных приказом Минстроя России от 13.05.2022 N 361/пр, следует, что здание жилое многоквартирное блокированное - это многоквартирное жилое здание, предназначенное для малоэтажной застройки, имеющее общие инженерные системы, в котором каждая квартира имеет самостоятельный выход на приквартирный участок и (или) на придомовую территорию, при этом помещения разных квартир могут располагаться друг над другом
В силу пункта 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (пункт 27 Правил N 491).
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 N 37).
В соответствии с пунктом 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.
По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
Согласно пункту 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), в состав технической документации длительного хранения входят, в том числе паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.
Из пункта 1.5.2 Правил N 170 следует, что техническая документация должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
Порядок признания дома блокированной застройки изложен в письмах Министерства экономического развитии Российской Федерации от 26.08.2016 N 14-07394/16 и от 07.04.2017 N 6ОГ-Д23-3939 "Относительно порядка раздела жилого лома и земельного участка".
В рассматриваемом случае из технических паспортов на спорные дома и из приложенных к ним фотографий (т.д. 1 л.д. 42-156, т.д. 2 л.д. 1-28, т.д. 4, л.д. 14-65) следует, что жилые здания представляют собой одноэтажные деревянные дома, состоящие из двух квартир, имеющих общую стену без проемов (пять домов - из трех квартир), каждая из которых имеет отдельный выход на земельный участок (крыльцо, веранду, пристройку), индивидуальное печное отопление, в некоторых случаях - водопровод, выгребные ямы, то есть отвечают признакам домов блокированной застройки.
При этом технические паспорта, являющиеся документами технического учета жилищного фонда, не содержат сведений о наличии мест общего пользования в спорных домах, в том числе и чердачных помещений, указанных судами в качестве общего имущества.
В технических паспортах на спорные дома нашли отражение сведения лишь о деревянных чердачных перекрытиях как элементах строительной конструкции, формирующих чердачное пространство, которое неравнозначно чердачному помещению, предназначенному для обслуживания жилого дома.
Суд кассационной инстанции, направляя настоящее дело на новое рассмотрение, признал необоснованным утверждение судов о наличии в спорных домах общего имущества: подвалов, в которых имеются инженерные коммуникации, и иного обслуживающего более одного помещения оборудования.
Отраженные в акте от 26.01.2023 относительно спорных домов такие системы жизнеобеспечения как теплоснабжение: печное, индивидуальное (котловое) отопление, в отдельных случаях - центральное (общий вход); водоснабжение: водопровод (общий ввод), в отдельных случаях - колонка; канализация: местная (две индивидуальные выгребные ямы, общая выгребная яма, индивидуальный или общий септик), а также внутридомовые системы (если допустить наличие таковых), сами по себе не подтверждают наличие мест общего пользования, отвечающих критериям общедомового имущества применительно к части 1 статьи 36 ЖК РФ.
Относительно довода об отсутствии выделенных земельных участков отдельно для каждой квартиры (блока) жилого дома (в обоснование признания спорных домов многоквартирными) судом отмечено, что Федеральным законом от 30.12.2021 N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 476- ФЗ) исключены требования по размещению жилых домов (блоков) на отдельном земельном участке (пункт 4 статьи 5 Закона). В законодательстве отсутствуют требования об обязательном образовании самостоятельного земельного участка под каждым домом блокированной застройки.
При этом собственник каждого блока после государственной регистрации прав на такой блок вправе обеспечить образование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, занятого и необходимого для эксплуатации принадлежащего ему блока (пункт 5 статьи 16 Закона N 476-ФЗ).
Фактически с учетом положений пункта 40 части 1 ГрК РФ и статьи 16 Закона N 476-ФЗ основным отличительным признаком дома блокированной застройки и многоквартирного дома является наличие мест общего пользования в многоквартирных домах и их отсутствие в домах блокированной застройки, а также наличие отдельного выхода на земельный участок.
В связи с изложенных рассматриваемые дома нельзя признать многоквартирными, поскольку они соответствуют критериям жилого дома блокированной застройки.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение администрации МО "Каменское" от 16.08.2022 N 606 об отказе во внесении изменений в систему ГИС ЖКХ.
Поскольку с учетом Закона Архангельской области от 27.04.2022 N 552-34-ОЗ "О преобразовании городского и сельских поселений Мезенского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Мезенского муниципального округа Архангельской области" муниципальное образование "Каменское" с 01 01.2023 преобразовано путем его объединения с Мезенским муниципальным округом Архангельской области, то устранение допущенных нарушений прав и законных интересов правомерно возложено на администрацию Мезенского МО как поставщика информации на электронной площадке ГИС ЖКХ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены Арбитражным судом Архангельской области при рассмотрении настоящего спора и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим приведенные АО "Архоблэнерго" аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
В связи с этим оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 января 2024 года по делу N А05-10468/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10468/2022
Истец: ООО "ТГК-2 Энергосбыт", ООО "ТГК-2 Энергосбыт" в лице Архангельского межрайонного отделения "ТГК-2 Энергосбыт"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Каменское"
Третье лицо: АО "Архангельская областная энергетическая компания", АО "Энергосети Архангельская областная энергетическая компания", Государственная жилищная инспекция Архангельской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13259/2024
03.06.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1918/2024
22.01.2024 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-10468/2022
18.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12571/2023
29.05.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2364/2023
13.02.2023 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-10468/2022