г. Чита |
|
04 июня 2024 г. |
Дело N А10-4267/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жегаловой Н. В.,
судей Каминского В. Л., Луценко О. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белкиным А. А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на определение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 февраля 2024 года по делу N А10-4267/2023 по рассмотрению результатов процедуры реализации имущества по делу о несостоятельности (банкротстве) должника - Турунцева Максима Павловича (дата рождения: 04.09.1997, место рождения: с. Кабанск Кабанского района Республики Бурятия, СНИЛС 139-698-692 45, ИНН 030954803334, зарегистрированного по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Кабанск, ул. Ленина, д. 65),
при участии в судебном заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации: Абрамова А. А. - представитель по доверенности от 10.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30.08.2023 Турунцев Максим Павлович (далее - Турунцев М.П., должник) признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Асташин Алексей Вячеславович (далее - Асташин А.В.).
Определением суда от 28 февраля 2024 года процедура реализации имущества должника - Турунцева М.П. завершена, должник освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина, за исключением требований, перечисленных в пунктах 5, 6 статьи 213.28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также требований, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Не согласившись с определением суда первой инстанции в части применения в отношении должника правил об освобождении от исполнения обязательств перед Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации обжаловало его в апелляционном порядке, указав, что задолженность, подтвержденная решением Кабанского районного суда Республики Бурятия по делу N 2-907/2022, возникла в результате недобросовестных действий должника.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена в картотеке арбитражных дел в сети "Интернет".
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке определения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в рамках процедуры реализации имущества финансовым управляющим были приняты меры по установлению имущества должника, формированию конкурсной массы, выявлению дебиторской и кредиторской задолженности. С целью выявления имущества должника финансовым управляющим направлены запросы в органы, осуществляющие учет транспортных средств и регистрацию прав на недвижимое имущество, в результате чего недвижимое и иное ценное движимое имущество, самоходные суда, транспортные средства, подлежащие реализации, в собственности у должника не обнаружены.
Судом установлено, что Турунцев М.П. в браке не состоит, на иждивении имеет одного несовершеннолетнего ребенка, статуса индивидуального предпринимателя не имеет, официально трудоустроен в АО "УУАЗ" токарем второго разряда. Источником дохода является заработная плата в среднем размере 40 000 рублей.
Реестр требований кредиторов сформирован в общей сумме 1 254 316, 84 рублей. Требования первой и второй очереди отсутствуют. Сумма частичного удовлетворения требования составила 14 353,89 рублей.
Иные кредиторы, в период проведения процедуры банкротства, с требованиями о включении в реестр требований кредиторов должника в суд не обращались.
Финансовым управляющим был проведен финансовый анализ, выявлено, что восстановить платежеспособность должника невозможно, признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства не выявлено.
Таким образом, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для неприменения в отношении должника правила об освобождении от исполнения обязательств, суд первой инстанции освободил Турунцева М.П. от дальнейшего исполнения требований кредиторов.
Между тем, освободив должника от исполнения обязательств перед Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Пунктом 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве закреплено, что освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если: вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина; гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина; доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество. В этих случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.
Также в силу пункта 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
После завершения реализации имущества гражданина на неудовлетворенные требования кредиторов, предусмотренные настоящим пунктом и включенные в реестр требований кредиторов, арбитражный суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке выдает исполнительные листы.
Правила пункта 5 настоящей статьи также применяются к требованиям о привлечении гражданина как контролирующего лица к субсидиарной ответственности (глава III.2 настоящего Федерального закона) (п. 6 ст. 213.28 Закона о банкротстве).
Определением от 13 декабря 2023 года по настоящему делу требование Министерства обороны Российской Федерации в размере 139 830,10 руб. задолженности по возмещению расходов на военную и специальную подготовку и суммы процентов за пользование чужими денежными средствами признано обоснованным и включено в третью очередь в реестр требований кредиторов Турунцева М.П.
Как следует из указанного определения, факт наличия задолженности подтвержден решением Кабанского районного суда Республики Бурятия от 21.04.2022 по делу N 2-907/2022.
Так, 18.10.2016 между Турунцевым М. П. и Министерством обороны Российской Федерации был заключен контракт о прохождении военной службы на время обучения в военно-учебном заведении и пять лет после его окончания.
23.06.2018 Турунцев М. П. окончил учебное заведение, приступил к военной службе.
Согласно выписке из приказа от 27.04.2021 Турунцев М.П. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы (подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Таким образом, его срок службы в рядах Вооруженных Сил РФ составил три года.
В силу подп. "г" п. 5 ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237, первый контракт о прохождении военной службы заключается с военнослужащим, обучающимся в военно-учебном заведении по образовательной программе высшего образования, - на период освоения указанной образовательной программы и пять лет военной службы после получения высшего образования, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил РФ квалифицированными кадрами. При заключении данного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативно-правовым актами.
Согласно п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным в том числе подпунктом "в"" пункта 2 статьи 51 данного Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 N 402 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (далее также - Методика).
Заключенным с ответчиком контрактом от 18.10.2016 предусмотрена его обязанность проходить военную службу по контракту в течение 5 лет, а также возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере, рассчитанном в порядке, предусмотренном п. 7 Методики, исходя из фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств в размере 93 580 руб. за один год обучения.
В соответствии с п. 2 Методики размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военных образовательных организациях, определяется исходя из расходов, произведенных военной образовательной организацией для выполнения квалификационных требований, в состав которых включаются расходы: на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки (далее - стоимость износа основных средств); на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований (далее - стоимость расхода материальных запасов); на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями. Период, за который определяются указанные расходы, составляет 1 год (п. 5 Методики).
В связи с досрочным увольнением Турунцева М. П. из рядов Вооруженных Сил РФ ущерб в виде расходов на военную и специальную подготовку, причиненный федеральному бюджету, составил 109 176,80 руб.
В силу статьи 2 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.98 "О воинской обязанности и военной службе" военная служба является особым видом федеральной государственной службы. Как разъяснено в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 29.05.2014 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания.
Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службы, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в п. 2, ст. 28.5 ФЗ "О статусе военнослужащих"; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него не снятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Таким образом, увольнение военнослужащего в связи с несоблюдением условий контракта предполагает виновное и существенное отступление от требований Закона о воинской обязанности.
Согласно решению Кабанского районного суда Республики Бурятия от 21.04.2022 по делу N 2-907/2022, поскольку Турунцев М. П. уволен с военной службы по несоблюдению условий контракта о прохождении военной службы, при этом пятилетний срок контракта не истек, у него имеется обязанность возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку за весь период обучения.
Названным судебным актом установлен факт совершения Турунцевым М. П. виновных действий, в результате которых контракт на прохождение военной службы был с ним расторгнут досрочно.
Как разъяснено в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве освобождение должника от обязательств не допускается, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве должника, последний действовал незаконно, в том числе совершил действия, указанные в этом абзаце. Соответствующие обстоятельства могут быть установлены в рамках любого судебного процесса (обособленного спора) по делу о банкротстве должника, а также в иных делах.
Таким образом, в целях неприменения к должнику правила об освобождении от исполнения обязательства перед каким-либо кредитором установлению подлежит факт неправомерного поведения должника при возникновении соответствующего обязательства.
Освобождая должника от исполнения обязательств перед кредитором Минобороны России, суд первой инстанции не учел принцип эффективности использования бюджетных средств, затраченных на военную подготовку должника.
Поскольку факт виновных действий Турунцева М.П. при возникновении обязательств перед Министерством обороны Российской Федерации подтвержден вступившим в законную силу судебным актом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения должника от исполнения соответствующих обязательств.
На основании изложенного, судебная коллегия признает обоснованными доводы кредитора, в связи с чем, его апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемое определение отмене в части освобождения должника от дальнейшего исполнения обязательств перед данным конкурсным кредитором на установленную в деле о банкротстве сумму, на основании пунктов 2 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 февраля 2024 года по делу N А10-4267/2023 в обжалуемой части отменить, принять в отмененной части новый судебный акт.
Не применять в отношении Турунцева Максима Павловича (дата рождения: 04.09.1997, место рождения: с. Кабанск Кабанского района Республики Бурятия, СНИЛС 139-698-692 45, ИНН 030954803334, зарегистрированного по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Кабанск, ул. Ленина, д. 65) правила об освобождении от исполнения обязательств перед конкурсным кредитором - Министерством обороны Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Жегалова |
Судьи |
В.Л. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4267/2023
Должник: Турунцев Максим Павлович
Кредитор: АО Газпромбанк, Министерство обороны Российской Федерации
Третье лицо: Ассоциация ДМСО - Ассоциация Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих, Асташин Алексей Вячеславович