г. Москва |
|
06 июня 2024 г. |
Дело N А41-74018/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 июня 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джафаровым М.А.,
при участии в судебном заседании: стороны извещены, представители не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2024 года по делу N А41-74018/23 по заявлению
акционерного общества "БИ-ЭНД-БИ (В&В)" (ОГРН 1035007205221, ИНН 5036002297)
к Московской таможне (ОГРН 1107746902251, ИНН 7735573025)
об оспаривании постановления от 30.05.2023 N 10013000-003684/2023 (ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Би-энд-Би (В&В)" (далее также - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Московской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня), в котором просило: заявление (Жалобу) Управляющего АО "Би-энд-Би (В&В)" Шкурского В.В., удовлетворить; постановление по делу об административном правонарушении N 10013000-003684/2023 от 30.05.2023, вынесенное заместителем начальника Московской таможни Морозовым А.Е., отменить; прекратить производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в отношении АО "Би-энд-Би (В&В)", в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Руководствуясь частями 5 и 6 статьи 227 АПК РФ, суд первой инстанции вынес определение о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2024 года по делу N А41-74018/23 заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным и отменено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 30.05.2023 N 10013000-003684/2023, вынесенное Московской таможней в отношении акционерного общества "Би-энд-Би (В&В)", в удовлетворении оставшейся части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Московская таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных АО "Би-энд-Би (В&В)" требований. В обоснование апелляционной жалобы таможня ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм о сроке давности привлечения к административной ответственности.
ООО "Би-энд-Би (В&В)" в материалы дела представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции по делу N А41-74018/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Московской таможни - без удовлетворения.
Извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представители сторон в судебное заседание не явились. От ООО "Би-энд-Би (В&В)" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие её представителя.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом апелляционной инстанции, постановлением о назначении административного наказания от 30.05.2023 года N 10013000-003684/2023 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ, за непредставление в установленный срок статистических форм за отчетный период с 01.10.2021 года по 31.10.2021 года, ему назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из пропуска Таможней срока давности привлечения Общества к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Как видно из материалов административного дела, 28.03.2023 общество представило в таможню статистические формы учета перемещения товаров (далее - статформы) с системными номерами ED 20230328162545611 и ED 20230328142654668.
Согласно сведениям, указанным в статформе ED 20230328162545611, обществом был осуществлён ввоз товара (какао-масло дезодорированное) на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь на общую сумму 1 484 000,00 рублей.
Согласно Договору поставки N 121021/Б от 12.10.2021 года и товарной накладной от 20.10.2021 года N 1311369 товар отгружен - 21.10.2021 года.
Согласно сведениям, указанным в статформе ED 20230328142654668, обществом был осуществлён ввоз товара (какао-масло дезодорированное) на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь на общую сумму 371 000,00 рублей.
Согласно Договору поставки N 121021/Б от 12.10.2021 года и товарной накладной от 20.10.2021 года N 1311370 товар отгружен - 21.10.2021 года.
На основании изложенного дата представления АО "Би-энд-Би (В&В)" статистических форм за отчетный период с 01.10.2021 года по 31.10.2021 года установлена не позднее 19.11.2021 года включительно.
Следовательно, с 20.11.2021 года обязанность по представлению статистических форм в установленный срок считается не исполненной.
Таможней установлено, что статистическая форма за отчетный период с 01.10.2021 года по 31.10.2021 года АО "Би-энд-Би (В&В)" представлена в таможенный орган 28.03.2023 года, что является нарушением установленного срока.
16.05.2023 года по факту установления в действиях АО "Би-энд-Би (В&В)" достаточных признаков административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом таможни в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
30.05.2023 года по результатам рассмотрения протокола и прилагаемых к нему материалов уполномоченным должностным лицом таможни в отношении Общества вынесено постановление N 10013000-003684/2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом вменяемых обществу правонарушений является установленный порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств - членов ЕАЭС.
В качестве объективной стороны правонарушения обществу вменяется несвоевременное представление в таможенный орган статформ за отчетный период с 01.10.2021 года по 31.10.2021 года.
Согласно статье 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протоколу о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (Приложение N 4 к договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами-членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств-членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС ведут таможенные органы (пункт 3 части 1 статьи 12, часть 1 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ)).
Согласно части 2 статьи 104 указанного Закона N 311-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
Пунктом 5 и 9 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 (далее - Правила), российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистической формы, содержащие достоверные сведения.
Статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 16 Правил).
Из материалов дела следует, что статформы по товарным накладным N 1311369 и N 1311370 от 20.10.2021 года представлены обществом 28.03.2023, в то время, как срок для их представления истекал 19.11.2021 года.
Факт несвоевременного представления обществом в таможенный орган статформы за октябрь 2021 года обществом не оспаривается.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии общества объективной стороны вменяемых правонарушений.
Субъектом вменяемых правонарушений может выступать любое российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, т.е. юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъективная сторона правонарушений заключается в том, что общество, имея возможность своевременно представить статформу, до последнего дня не принимало мер по ее оформлению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, арбитражному суду не представлено.
Таким образом, в деянии общества подтверждены событие и состав административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правильно указал, что в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Вопреки доводам таможенного органа, поскольку соответствующие статистические формы должны были быть представлены в срок не позднее 19.11.2021 года (т.е. к определенному сроку), невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Поскольку формы статотчетности должна были быть представлены не позднее 19.11.2021 года, к административной ответственности заявитель мог быть привлечен в срок до 19.11.2022 года, однако дело об административном правонарушении рассмотрено лишь 30.05.2023 года, то есть за пределами предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока.
Правомерность такого порядка исчисления годичного срока по спорному составу подтверждена постановлениями Арбитражного суда Московского округа по делам N А40-224118/2018, N А41-29679/2021, N А40-100629/2023, N А41-62511/23.
Исходя из положений статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает привлечение к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы об обратном являются ошибочными и противоречат приведённым КоАП РФ и правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении и частичном удовлетворении требований со ссылкой на нормы КоАП РФ.
При этом судом первой инстанции указано, что в части заявленных требований заявителя о прекращении производства по делу об административном правонарушении в силу ст. 211 АПК РФ такие полномочия арбитражного суда не предусмотрены.
В этой части каких-либо доводов апелляционная жалоба таможни не содержит.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела и основаны на действующем законодательстве.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе сводятся к несогласию в с выводами суда первой инстанции об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, основаны на неверном понимании норм законодательства Российской Федерации, в связи с чем отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2024 года по делу N А41-74018/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-74018/2023
Истец: АО "БИ-ЭНД-БИ В&В"
Ответчик: АО "БИ-ЭНД-БИ В&В"
Третье лицо: МОСКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ