г. Санкт-Петербург |
|
05 июня 2024 г. |
Дело N А56-5577/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2024 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Титова М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Риваненковым А.И. (до перерыва), Сизовым А.К. (после перерыва),
при участии в судебном заседании представителя АО "Первая грузовая компания" Мясумова М.С. (доверенность от 13.03.2024, онлайн), представителя АО "Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт" Федоровой М.Л. (доверенность от 15.04.2024),
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А56-5577/2023 по иску акционерного общества "Первая грузовая компания" к акционерному обществу "Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт" о взыскании, третье лицо: ООО "Промпуть",
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт" (далее - ответчик) о взыскании 633 330,70 руб. ущерба, 633 330 руб. 70 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением арбитражного суда от 24.03.2023 в виде резолютивной части в иске отказано. Мотивированное решение изготовлено 05.04.2023.
В апелляционной жалобе АО "Первая грузовая компания" просит указанное решение отменить как необоснованное и принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Определением от 18.09.2023 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Промпуть".
Информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел".
Третье лицо, извещенное надлежащим образом, явку своего представителя обеспечило, в этой связи в порядке статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
В порядке статьи 163 АПК РФ апелляционным судом в судебном заседании 13.05.2024 объявлялся перерыв на 20.05.2024.
Суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела письменные объяснения истца.
До начала судебного заседания от акционерного общества "Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт" поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве на стороне ответчика, просит заменить его на ООО "Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт" в связи с реорганизацией в форме преобразования.
В силу части 1 статьи 48 АПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Исходя из смысла вышеуказанных норм права, основанием для процессуального правопреемства является правопреемство в материальном правоотношении. Оформление процессуального правопреемства судебным актом необходимо для реализации правопреемником своих прав в арбитражном процессе.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, в отношении акционерного общества "Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт" имеется запись о прекращении деятельности в связи с реорганизацией в форме преобразования юридического лица. В отношении ООО "Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт" имеется запись о реорганизации.
При таких обстоятельствах заявление АО "Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт" о замене ответчика в порядке процессуального правопреемства подлежит удовлетворению.
Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, а представитель ответчика против его удовлетворения возражал.
Третье лицо письменную позицию по иску не представило.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 01.10.2021 при производстве маневровых работ на железнодорожном пути необщего пользования, примыкающим к станции Антропшино, Окт.ж.д., при подаче 11 вагонов локомотивом ТГМ-4Б N 2865 вперед, сошли с рельс и получили повреждения полувагоны N N 56991938, 55219943, собственности АО "ПГК".
Согласно представленным Акту общей формы N 1/10 от 01.10.2021, акту о повреждении вагонов N 1/10 от 01.10.2021 у вагона N 56991938 установлены следующие повреждения: колесная пара - 4шт, боковая рама - 4шт., надрессорная балка - 2шт., автосцепное устройство - 2 шт.
Согласно представленным Акту общей формы N 2/10 от 01.10.2021, акту о повреждении вагонов N 2/10 от 01.10.2021 у вагона N 55219943 установлены следующие повреждения: колесная пара - 1шт, боковая рама - 2шт., надрессорная балка- 1шт., автосцепное устройство - 2 шт.
Как следует из актов о повреждении вагона N 1/10 от 01.10.2021, N 2/10 от 01.10.2021 виновником повреждений признано АО "Северо-Западный "Промжелдортранс" как лицо, ненадлежащим образом осуществляющее в спорный период времени текущее содержание ж/д пути.
Аналогичный вывод отражен в протоколе совещания у начальника Эксплуатационного вагонного депо Санкт-Петербург Сортировочный Витебский Баранова К.Н. от 04.10.2021.
В результате схода подвижного состава истец понес убытки, связанные с ремонтными работами в отношении поврежденных вагонов, а также утратой товарной стоимости отдельных деталей и элементов.
Как указывает истец, общий размер причиненных убытков составил 633 330,70 руб, из которых: 734 руб. - стоимость передислокации вагонов к месту ремонта, 136 802,54 руб. - стоимость выполненных работ по ТОР, 569 935 руб. -убытки от браковки 6 боковых рам и 3 надрессорных балок, 14 471 руб. - ущерб от уменьшения толщины обода колесных пар.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 11.04.2022 N ИД/Пр/ФНжн/ОВР-77/22, которая была оставлена без ответа, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не но его вине.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N7), кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
По смыслу приведенных норм права и разъяснений об их применении необходимыми условиями наступления ответственности за нарушение обязательства в виде возмещения убытков являются факт противоправного поведения должника (нарушение им обязательства), возникновение негативных последствий у кредитора (понесенные убытки, размер таких убытков) и наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением должника и убытками кредитора.
Отсутствие одного из вышеуказанных условий является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу прямого указания статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В нарушение действующих норм права истцом при рассмотрении настоящего дела не представлено относимых и допустимых доказательств наличия вины ответчика в повреждении вагонов.
Так, в силу статьи 119 Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно пункту 6.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее-Правила N45), акт о повреждении вагона составляется во всех случаях повреждения вагона, подлежащего капитальному, деповскому, текущему (отцепочному, безотцепочному) ремонту.
Акт о повреждении вагона составляется перевозчиком при участии представителя грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических или физических лиц, виновных в повреждении вагона (пункт 6.2. Правил N 45).
Акт о повреждении вагона подписывается не менее чем двумя уполномоченными представителями перевозчика, участвующими в его составлении, и грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, другими юридическими или физическими лицами, виновными в повреждении вагона (пункт 6.3, Правил N 45).
Аналогичные требования установлены в отношении актов общей формы (пункт 3.5. Правила N 45).
Как видно из дела, представленные истцом акты о повреждении вагона N 1/10 от 01.10.2021, N 2/10 от 01.10.2021, Акты общей формы N N 1/10 от 01.10.2021, N 02/10 от 01.10.2021 составлены в отсутствие ответчика.
Акты о повреждении вагона N 1/10 от 01.10.2021, N 2/10 от 01.10.2021 в графе "Представитель предприятия, виновного в повреждениях" содержат подпись Сычева Р.А. - генерального директора иного юридического лица (ООО "Промпуть"), а также печать ООО "Промпуть".
Акты общей формы N 1/10 от 01.10.2021, N 2/10 от 01.10.2021 также подписаны генеральным директором ООО "Промпуть".
Доказательство того, что АО "Северо-Западный "Промжелдортранс" о времени и дате составления вышеуказанных актов извещался, в деле не имеется.
Таким образом, представленные истцом акты составлены без участия ответчика, в этой связи данные акты не могут подтверждать признания ответчиком изложенных в иске обстоятельств.
В исследуемом случае апелляционный суд полагает несостоятельным довод истца о том, что полномочия ООО "Промпуть" явствовали из обстановки, в которой действовал генеральный директор указанного юридического лица.
Судом апелляционной инстанции также учтено, что согласно техническому паспорту железнодорожного хозяйства производственного участка "Антропшино", представленного ответчиком, к железнодорожной станции Антропшино, Окт.ж.д., примыкают пути необщего пользования N N 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, ПО, 113, 116, 117, 201, 203, 204, 206,207, 307, 308,401, 402.
Кроме того, из содержания актов о повреждении вагонов N N 1/10, 2/10 от 01.10.2021, актов общей формы N N 1/10, 2/10 от 01.10.2021 следует, что они не содержат сведений о том, на каком именно железнодорожном подъездном пути произошел сход подвижного состава, то есть вины ответчика в произошедшем событии с достоверностью данные документы не подтверждают.
Также не может быть принят в качестве достоверного доказательства вины ответчика и протокол совещания у начальника Эксплуатационного вагонного депо Санкт-Петербург Сортировочный Витебский Баранова К.Н. от 04.10.2021.
Указанное совещание также было проведено в отсутствие представителя АО "Северо-Западный "Промжелдортранс", протокол подписан со стороны Общества неуполномоченным лицом, поскольку Сычев Р.А., являясь генеральным директором ООО "Промпуть", доверенность на представление интересов АО "Северо-Западный "Промжелдортранс" не получал, правом на подписание каких-либо документов от имени ответчика не обладал.
Таким образом, истцом не представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие вину ответчика в повреждении подвижного состава, в связи с чем, с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении N 7, оснований для взыскания убытков с ООО "Северо-Западный "Промжелдортранс" не имеется, поскольку отсутствует необходимая совокупность обстоятельств для возложения на ответчика обязанности компенсировать возникший у истца вред.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет довод истца о безусловной обязанности ответчика по возмещению причиненного ущерба как собственника сооружения с учетом следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 30.04.2018 между АО "Северо-Западный "Промжелдортранс" и ООО "Промпуть" заключен договор N 171П, на условиях которого последнему, как арендатору, были переданы во временное владение и пользование железнодорожные пути при станции Антропшино Окт.ж.д. филиала ОАО "РЖД", в том числе: ж/д путь N7А, ж/д путь N101, ж/д путь N102, ж/д путь N104, ж/д путь N105, ж/д путь N106, ж/д путь N107, ж/д путь N108, ж/д путь N203.
В спорный период времени указанные выше железнодорожные пути также находились в аренде у ООО "Промпуть", что не оспаривается сторонами.
Согласно протоколу совещания у начальника ж.д. станции Антропшино от 04.10.2021 N 68/ДС, составленному в присутствии представителей грузополучателя АО "Сталепромышленная компания" и АО "Северо-Западный "Промжелдортранс", сход вагонов N N 56991938, 55219943 произошел на ж/д пути необщего пользования N 203. При осмотре жд пути выявлен ряд неисправностей: дефектные скрепления, кустовая гнилость шпал. Причиной схода является уширение колеи 1 551 мм и возвышение наружного рельса в кривой 35 мм. Повреждения вагонов произошли из-за неудовлетворительного содержания пути необщего пользования N 203. Ответственность за повреждение подвижного состава возложена на ООО "Промпуть", как на арендатора железнодорожного пути, обязанного своевременно и в полном объеме производить текущий ремонт сооружения.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В то же время, в силу прямого указания части 2 статьи ГК РФ обязанность по поддержанию имущества в исправном состоянии, осуществлению текущего ремонта и несению расходов на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды, возложена на арендатора.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 1.11 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, и пунктом 2.4.3. Договора N 17Ш от 30.04.2018, заключенным между АО "Северо-Западный промышленный желелзнодорожный транспорт" и ООО "Промпуть".
При таком положении в спорный период времени АО "Северо-Западный "Промжелдортранс", вопреки доводам истца, не являлось лицом, ответственным за своевременное и качественное выполнение текущего ремонта ж/д пути, переданного в аренду третьему лицу.
Суд апелляционной инстанции также полагает несостоятельными доводы АО "Первая грузовая компания" о незаключенности договора аренды в виду отсутствия его государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 609 ГК РФ договор аренды, заключенный на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.
По смыслу пункта 2 названной нормы государственной регистрации, если иное не установлено законом, подлежит договор аренды недвижимого имущества.
Как подтверждается представленным в материалы дела передаточным актом имущества, подлежащего приватизации, ответом ППК "Роскадастр" по Ленинградской области, железнодорожный путь N 203 объектом недвижимого имущества не признан, государственный кадастровый учет в отношении сооружения не осуществлялся.
Истец, полагая, что в рамках спорный правоотношений АО "Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт" злоупотребляет правом путем намеренного уклонения от регистрации железнодорожного пути необщего пользования N 203 в качестве объекта недвижимого имущества и последующей регистрации заключенного договора аренды, ссылается на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-89211/2021, которым признаны незаконными действия Управления Росреестра по Санкт-Петербургу об отказе в совершении регистрационных действий в отношении ж/д пути N 1, примыкающий к станции Ижоры, Окт.ж.д.
Между тем, приведенный истцом судебный акт принят в отношении иного железнодорожного пути и не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего спора.
Кроме того, апелляционным судом учитывается, что договор аренды от 30.04.2018 N 171П заключен сторонами на неопределенный срок и, в силу разъяснений, изложенных в пункте 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не подлежит государственной регистрации, независимо от статуса сооружения.
С учетом изложенного, оснований к удовлетворению иска не имеется.
Абзацем вторым части 6.1 статьи 268 АПК РФ установлено, что в случае перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции на отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что по результатам рассмотрения дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определенным статьями 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено предусмотренное частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловное основание для отмены судебного акта (осуществлен переход рассмотрения заявления по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции), обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в иске.
Судебные расходы распределены апелляционным судом в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 48, 110, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальную замену ответчика по делу акционерного общества "Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт" на общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт".
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2023 по делу N А56-5577/2023 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.Г. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-5577/2023
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АО "СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ"
Третье лицо: ООО "ПромПуть", Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, филиал ППК Роскадастр по Ленинградской области, филиал ППК Роскадастр по Санкт-Петербургу