06 июня 2024 г. |
Дело N А83-12019/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.06.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Архипенко А.М., судей Кравченко В.Е., Приваловой А.В., при ведении протокола судебного заседания и обеспечении контроля за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Школьный" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.03.2024 по делу N А83-12019/2023
по заявлению товарищества собственников жилья "Школьный" об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности, вынесенного Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Тимошенко Юлии Николаевны; Тренделя Сергея Анатольевича; Тимошенко Елены Дмитриевны; Тимошенко Николая Ивановича; Тимошенко Сергея Николаевича,
в присутствии в судебном заседании представителя товарищества собственников жилья "Школьный" - Грейдин О.И. (посредством использования системы веб-конференции),
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Школьный" (далее - ТСЖ "Школьный", товарищество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции по жилищному надзору Республики Крым (далее - Жилищная инспекция или административный орган) от 27.04.2023 N 19/2023 о назначении административного наказания, которым товарищество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены Тимошенко Ю.Н., Трендель С.А, Тимошенко Е.Д., Тимошенко Н.И., Тимошенко С.Н.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.03.2024 по делу N А83-12019/2023 в удовлетворении заявления ТСЖ "Школьный" отказано.
Не согласившись с названным судебным актом, товарищество обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нормам права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления Жилищной инспекции от 27.04.2023 N 19/2023 о назначении административного наказания. В обоснование своей позиции заявитель указывает, в частности, следующее: судом не принят во внимание тот факт, что на момент принятия оспариваемого постановления все обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, были устранены; суд сделал необоснованный вывод о том, что допущенные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан и, как следствие, об отсутствии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением; административным органом нарушена процедура рассмотрения ходатайства товарищества о применении положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и допущена описка в дате составления протокола об административном правонарушении, что влечет незаконность оспариваемого постановления о назначении административного наказания.
Определением от 16.04.2024 апелляционная жалоба ТСЖ "Школьный" принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления Жилищной инспекции от 27.04.2023 N 19/2023 о назначении административного наказания.
Жилищная инспекция и третьи лица о месте и времени судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, однако, явку своих представителей в заседание апелляционного суда не обеспечили. В отзыве на апелляционную жалобу Жилищная инспекция не согласилась с приведенными в ней доводами, считает их несостоятельными и основанными на неверном толковании и применении норм материального права, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Республика Крым, Советский район, пгт Советский, пер. Школьный, 13, оформленным протоколом от 11.04.2022 N 1, выбран способ управления многоквартирным домом - создание ТСЖ "Школьный".
14.04.2022 осуществлена государственная регистрация создания ТСЖ "Школьный", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись под номером 1229100004418.
12.01.2023 Тимошенко Ю.Н., являющаяся собственником жилого помещения в МКД N 13, обратилась в Жилищную инспекцию с заявлением, содержащим информацию о наличии в деятельности ТСН "Школьный" признаков нарушения законодательства Российской Федерации при содержании общего имущества собственников помещений в МКД N 13 при выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества, а также начисления платы за содержание общего имущества МКД и коммунальные услуги, требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
В связи с поступлением указанного обращения, 26.01.2023 на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и мотивированного представления от 26.01.2023 N 03-19/24 заместителем начальника Жилищной инспекции Разумовским Д.Н. принято решение N 38 о проведении в рамках государственного жилищного надзора внеплановой документарной проверки ТСЖ "Школьный".
Внеплановой документарной проверкой, результаты которой оформлены актом от 02.03.2023 N 65 (далее - Акт проверки), Жилищной инспекцией в деятельности ТСЖ "Школьный" при осуществлении управления МКД N 13 выявлены следующие нарушения обязательных требований:
в смете доходов и расходов товарищества отсутствуют работы, относящиеся непосредственно к работам по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД, что является нарушением требований статей 138, 156, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пунктов 2, 3 и 5 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290), утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290;
не представлены акты проверки дымовентиляционных каналов и договор на периодическую проверку и обслуживание дымовентиляционных каналов, что является нарушением подпункта "а" пункта 11 и подпункта "в" пункта 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410), утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410;
не представлен договор на оказание услуг с организацией, осуществляющей аварийно-диспетчерское обслуживание, что является нарушением пункта 9 Правил N 416;
не представлены договоры, заключенные с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, что является нарушением абзаца седьмого подпункта "д" пункта 4 Правил N 416;
собственниками помещений МКД N 13 выбранный способ управления многоквартирным домом - товарищество собственников жилья в виде организации ТСЖ "Школьный" не реализован (в редакции приказа Жилищной инспекции от 16.03.2023 N 31 "О внесении изменений в акт внеплановой документарной проверки от 02 марта 2023 года N 65").
При таких обстоятельствах, придя к выводу о нарушении заявителем обязательных требований при осуществлении управления МКД N 13, 30.03.2023 в присутствии представителя товарищества Грейдина О.И., заместителем заведующего отделом жилищного надзора, аналитической работы и подготовки отчетной документации - государственным жилищным инспектором Республики Крым Киселевым К.В. составлен протокол об административном правонарушении N 35, которым установлен факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
При этом, в тексте указанного протокола была допущена описка (опечатка) в дате его составления (вместо правильного "30 марта 2023 года" ошибочно указано "30 ноября 2022 года"), которая исправлена определением административного органа от 11.05.2023.
Протокол об административном правонарушении и определение от 30.03.2023, которым рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 27.04.2023, были направлены в адрес ТСЖ "Школьный" заказной почтовой корреспонденцией 03.04.2023 и получены адресатом 04.04.2023, что подтверждается сформированным на официальном сайте Почты России отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 29500081708086.
27.04.2023 начальник Жилищной инспекции Разумовский Д.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ТСЖ "Школьный", вынес постановление N 19/2023 о назначении административного наказания, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Копия указанного постановления 27.04.2023 вручена представителю товарищества Грейдину О.И., о чем имеется соответствующая отметка на данном процессуальном документе.
28.04.2023 под вх. N Г-3312386/2 Жилищной инспекцией зарегистрировано ходатайство товарищества от 26.04.2023 о замене наказания в виде административного штрафа предупреждением (т. 3, л. д. 144-145). При этом, в материалах дела также содержится копия данного ходатайства, содержащего штамп исходящей корреспонденции административного органа с записью "принял Таторин Д.И. 26.04.2023" (т. 1, л. д. 112-113).
Определением Жилищной инспекции от 28.04.2023 отказано в удовлетворении ходатайства заявителя о замене назначенного постановлением от 27.04.2023 N 19/2023 административного штрафа предупреждением, по мотивам поступления данного ходатайства после рассмотрения дела об административном правонарушении.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление о привлечении ТСЖ "Школьный" к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене, товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в заявленных требованиях, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Статьей 138 ЖК РФ установлены обязанности товарищества собственников жилья, одной из которых является осуществление управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII данного Кодекса.
Так, в силу части 1 статьи 161 ЖК РФ обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, а также постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг, достигается путем управления многоквартирным домом. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение требований к безопасному использованию и содержанию внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (если такое оборудование установлено); доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2.1 статьи 161 ЖК РФ).
Исходя из частей 1.3 и 2 статьи 161 ЖК РФ, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется, в том числе, путем управления товариществом собственников жилья.
В силу части 2.2 статьи 162 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023 по делу N А83-9635/2023 установлено, что принятое собственниками помещений в МКД N 13 решение от 11.04.2022 о выборе способа управления домом в виде товарищества собственников жилья реализовано с момента государственной регистрации юридического лица - ТСЖ "Школьный" (14.04.2022), с этой даты товарищество осуществляет свою деятельность, заключило с собственниками квартир в многоквартирном доме по адресу: Республика Крым, Советский район, пгт Советский, пер. Школьный, 13 (далее - МКД N 13) договоры на участие в расходах по содержанию и ремонту общедомового имущества, содержащие в качестве приложения перечень работ и услуг по содержанию МКД. Следовательно, собственники помещений многоквартирного дома выбрали способ управления данным домом (товарищество собственников жилья) и реализовали способ управления им.
Таким образом, с 14.04.2022 ТСЖ "Школьный" осуществляет управление МКД N 13 и несет ответственность, в частности, за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в этом многоквартирном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в частности, следующих стандартов:
подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (подпункт "в"), в том числе: в случае управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом - формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме; расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей;
организация органами управления товарищества и кооператива рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов товарищества или кооператива (далее - собрание) вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом (подпункт "г");
организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания (подпункт "д"), в том числе: заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме.
Управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в многоквартирном доме, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию (далее - аварийно-диспетчерская служба) (пункт 9 Правил N 416).
В соответствии с пунктом 10 Правила N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, наряду с другими требованиями, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт "а" пункта 11).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень), в пунктах 15 и 21 которого (в редакции от 29.06.2020) содержится перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания в многоквартирном доме систем вентиляции и дымоудаления, систем внутридомового газового оборудования.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Правил N 290, в случае, если управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется непосредственно товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в порядке, определенном уставом товарищества или кооператива.
Исходя из пункта 3 Правил N 290, перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом: конструктивных элементов многоквартирного дома, в том числе конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома; наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем; наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома; геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
Периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 5 Правил N 290).
Правилами N 410 (в редакции от 19.03.2020) установлены, в частности, следующие требования к организации безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования:
обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов (пункт 5);
надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах обеспечивается путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы (подпункт "а" пункта 11);
проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится, в том числе, в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона) (подпункт "в" пункта 12).
В силу подпункта 3.1.3 пункта 3.1 Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, утвержденной приказом Минстроя России от 05.12.2017 N 1614/пр, лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, оказывающим услуги и (или) выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, необходимо обеспечивать надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов, в том числе самостоятельно или по договору с организацией, имеющей лицензию, своевременно и качественно осуществлять проверку состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, наличие тяги, а также при необходимости очистку и (или) ремонт дымовых и вентиляционных каналов (в том числе оголовков каналов).
Пунктом 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в частности: содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора; своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Таким образом, ТСЖ "Школьный", осуществляя деятельность по управлению МКД N 13, несет ответственность, в частности, за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в этом многоквартирном доме в соответствии с вышеизложенными требованиями стандартов и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
По правилу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые настоящим кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица, в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В рассматриваемом случае, материалами дела об административном правонарушении подтвержден и заявителем не опровергнут факт нарушения им вышеприведенных требований ЖК РФ, Правил N N 170, 290, 410, 416 и 491, Минимального перечня, а именно:
в смете доходов и расходов товарищества отсутствуют работы, относящиеся непосредственно к работам по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД;
не представлены акты проверки дымовентиляционных каналов и договор на периодическую проверку и обслуживание дымовентиляционных каналов;
не представлен договор на оказание услуг с организацией, осуществляющей аварийно-диспетчерское обслуживание;
не представлены договоры, заключенные с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о доказанности административным органом наличия события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
При этом, вменяемое в вину товариществу нарушение, выраженное в том, что собственниками помещений МКД N 13 выбранный способ управления многоквартирным домом - товарищество собственников жилья в виде организации ТСЖ "Школьный" не реализован, обоснованно отклонено судом на основании установленных постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023 по делу N А83-9635/2023 обстоятельств, имеющих преюдициальный характер.
В силу требований статей 1.5, 1.6 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ТСЖ "Школьный" предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в материалы дела не представлено.
В данном случае, отсутствуют основания полагать, что нарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заявителя при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
При таких обстоятельствах, административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
При этом, вопреки доводам товарищества, обстоятельства, свидетельствующие о том, что на момент вынесения оспариваемого решения о назначении административного наказания все зафиксированные актом проверки от 02.03.2023 N 65 нарушения были устранены, не исключают наличия вменяемого заявителю административного правонарушения (установленного в момент его обнаружения, составления акта проверки) и не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности. Такие обстоятельства, в силу статьи 4.2 КоАП РФ, признаются обстоятельствами, смягчающими административную ответственность.
Приобщенные заявителем в материалы дела договор энергоснабжения от 08.06.2023, акты по обследованию технического состояния дымовых и вентиляционных каналов от 23.05.2023, акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 15.06.2023 и иные документы, составленные (заключенные) после проведения проверки, составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, также не влияют на законность оспариваемого решения о привлечении к административной ответственности.
Доводы заявителя о том, что проверке состояния дымовых и вентиляционных каналов в установленные подпунктом "в" пункта 12 Правил N 410 сроки препятствовало противоправное поведение ГУП РК "Крымгазсети", не согласного с выводами об определении способа управления МКД N 13 путем создания товарищества собственников жилья, также подлежат отклонению, поскольку заявителем не доказано, что указанные работы могут быть проведены исключительно указанным предприятием. Наоборот, материалами дела подтверждается, что после вынесения оспариваемого решения о назначении административного наказания обследование технического состояния дымовых и вентиляционных каналов проведено иной специализированной организацией - ООО "КП "Агропромэнерго". При этом, апелляционный суд отмечает, что объективная сторона вмененного в вину ТСЖ "Школьный" административного правонарушения не содержит в себе нарушения, связанного с обязанностью товарищества заключить договор технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирного дома (пункт 6 Правил N 410).
Нарушений прав и законных интересов заявителя при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, производство по делу велось в соответствии с КоАП РФ.
При этом, обстоятельства связанные с исправлением административным органом допущенной им в протоколе об административном правонарушении опечатки (описки) в части даты его составления, не влекут незаконности обжалуемого решения о назначении административного наказания. Доводы товарищества о том, что такой протокол не может служить доказательством по делу об административном правонарушении, основан на ошибочном толковании норм федерального закона об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности административным органом не нарушен.
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, судом не установлены.
Административным органом назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ - 40 000 рублей.
Вопреки доводам товарищества, оснований для применений положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение судом не установлено, поскольку такая возможность замены наказания допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 2.4 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае из материалов дела необходимая для применения данной нормы совокупность обстоятельств не усматривается, поскольку совершенное товариществом правонарушение (в том числе, неисполнение обязанности по проверке состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистки) связано с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Аналогичный правовой подход применен, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 N 308-ЭС20-20818 по делу N А32-52442/2019 и постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 28.03.2022 по делу N А83-3371/2021.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.03.2024 по делу N А83-12019/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Школьный" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.М. Архипенко |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-12019/2023
Истец: ТСЖ "ШКОЛЬНЫЙ
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ПО ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Тимошенко Е. Д., Тимошенко Н. И., Тимошенко С. Н., Тимошенко Ю Н, Трендель C. А., Трендель Сергей Анатольевич