г. Пермь |
|
05 июня 2024 г. |
Дело N А60-52500/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,
судей Крымджановой Д.И., Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Янаевой А.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 марта 2024 года
по делу N А60-52500/2023
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287)
к обществу с ограниченной ответственностью "Берег-2" (ИНН 6656008244, ОГРН 1056602584884)
о расторжении договора аренды лесного участка, об обязании провести рубки ухода за лесом,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Берег-2" (далее - ООО "Берег-2", ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка от 20.12.2010 N 660 в размере 893 662 руб. 15 коп., в том числе 443 725 руб. - основной долг за 2 квартал 2023 года, 2 662 руб. 35 коп. - неустойка за период с 21.04.2023 по 26.04.2023, 443 725 руб. - основной долг за 3 квартал 2023 года, 3 549 руб. 80 коп. - неустойка за период с 21.07.2023 по 28.07.2023 и о расторжении договора аренды лесного участка от 20.12.2010 N 660.
В рамках дела N А60-64835/2023 Министерство обратилось в суд с иском к обществу "Берег-2" об обязании провести рубки ухода за лесом.
Определением суда от 18.12.2023 объединены в одно производство дела N А60-52500/2023 и N А60-64835/2023, объединенному делу присвоен номер А60-52500/2023.
С учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ, истец просит расторгнуть договор аренды лесного участка от 20.12.2010 N 660, возложить обязанность провести мероприятия по уходу за лесами в виде рубок ухода за молодняком (прочистку) в соответствии с проектом освоения лесов в объеме 13,1 га.
Решением арбитражного суда от 05.03.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, удовлетворить требования.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о систематическом нарушении обязательств по договору со стороны арендатора выражающихся в несвоевременном внесении арендной платы, не выполнении лесохозяйственных мероприятий, нарушении норм и правил пожарной и санитарной безопасности. Министерство указывает, что, несмотря на судебные решения, арендатор продолжает систематически не исполнять условия договора. Ссылается на то, что проектом освоения лесов и договором установлена обязанность арендатора по проведению мероприятий по уходам за лесами в виде рубок ухода за молодняком. В 2021 и 2022 году действовали нормативы по рубкам ухода за лесом, установленные действующим проектом освоения лесов к договору, в 2021 году - 9 га и в 2022 - 4,1 га.
ООО "Берег-2" в отзыве на апелляционную жалобу выразило возражения против ее удовлетворения.
Ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела копий платежных поручений N 44 от 01.04.2024, N 45 от 03.04.2024, N 46 от 04.04.2024, N 47 от 08.04.2024, N 53 от 22.04.2024, чека по операции от 03.05.2024 рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворено на основании статьи 268 АПК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Министерством природных ресурсов Свердловской области и обществом "Берег-2" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 20.12.2010 N 660, зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 66-66-38/032/2010-043 от 26.01.2011, по которому арендатору предоставлен лесной участок, для заготовки древесины площадью: 5048,6 га, местоположение: Свердловская область, Туринский район, Туринское лесничество, Благовещенское участковое лесничество, Туринский участок, кварталы 30-33; 37-41; 42 (выделы 1-5, 7-9); 43-46; 47 (выделы 1-6, 8-16); 48 (выделы 1, 3-11), 49 (выделы 1-3, 5-16); 51 (выделы часть 1, часть 2, часть 8, часть 10, часть 18, 19, часть 20, часть 22, часть 23, 28-54, часть 55).
Согласно Указу Губернатора Свердловской области от 02.11.2010 "О реорганизации Министерства природных ресурсов Свердловской области" Министерство природных ресурсов Свердловской области реорганизовано путем выделения из него исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Департамента лесного хозяйства Свердловской области (далее - Департамент) с передачей Департаменту полномочий в области лесных отношений на территории Свердловской области.
Согласно Указу Губернатора Свердловской области от 12.09.2019 N 433-УГ "О реорганизации исполнительных органов государственной власти Свердловской области" и постановлению Правительства Свердловской области N 971-ПП от 26.12.2018 "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП "О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области" и о признании утратившим силу постановления Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-ПП "Об утверждении Положения, структуры и предельного лимита штатной численности Департамента лесного хозяйства Свердловской области" Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) реорганизовано в форме присоединения к нему Департамента. Министерству передаются полномочия и функции Департамента.
Согласно пп. "б" п. 12 договора арендатор вносит арендную плату в сроки, которые установлены настоящим договором. Приложение N 4 к Договору предусматривает ежеквартальное внесение арендной платы 20 числа первого месяца каждого квартала.
В соответствии с условиями договора размер ежегодной арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) без согласования с арендатором.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 N 2405 "О применении в 2023-2026 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" на 2023 год размер арендной платы составляет 1 774 900 руб., которые перечисляются в федеральный бюджет.
В связи с систематическим невыполнением обязанности по внесению арендной платы, у ответчика по состоянию на 27.09.2023 задолженность по арендной плате составила 1 196 475 руб.
В отношении общества "Берег-2" имеется решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.07.2023 по делу N А60-24386/2023 о взыскании задолженности за 1 квартал 2023 года.
Истец указывает, что обязательства в 2023 году по внесению арендной платы арендатор не исполняет, нарушая, установленные в договоре сроки, в связи с чем, по договору образовалась задолженность:
за 2 квартал 2023 в размере 446 387 руб. 35 коп., в том числе 443 725 руб. - задолженность по арендной плате за 2 квартал 2023 и 2 662 руб. 35 коп. - неустойка за несвоевременное внесение арендной платы за период с 21.04.2023 по 26.04.2023;
за 3 квартал 2023 в размере 447 274 руб. 80 руб., в том числе 443 725 руб. - задолженность по арендной плате за 3 квартал 2023 и 3 549 руб. 80 коп. - неустойка за несвоевременное внесение арендной платы за период с 21.07.2023 по 28.07.2023.
В адрес ответчика 03.05.2023 было направлено уведомление N 122 о неполном расчете с бюджетом за 2 квартал 2023 года, 23.05.2023 в адрес ответчика была направлена претензия N 142 о неполном расчете с бюджетом за 2 квартал 2023 года, 28.07.2023 в адрес ответчика была направлена претензия N 204 о неполном расчете с бюджетом за 3 квартал 2023 года. Ответы на претензии в Министерство не поступали.
Министерство также указывает, что арендатором не выполняются обязанности, предусмотренные договором, в том числе по обеспечению пожарной безопасности в лесах. Обеспечение санитарной безопасности в лесах, лесовосстановительные мероприятия, уход за лесами является существенным нарушением его условий.
Кроме того, Министерство указало, что обществом "Берег-2" не выполнены мероприятия по уходу за лесами в виде прочисток в 2021 году и в 2022 году в совокупном объеме 13,1 га.
С целью соблюдения претензионного порядка, Министерством в адрес ответчика направлялось предложение от 01.08.2023 N 12-25-09/14198 о досрочном расторжении договора, в котором арендатору предоставлялась возможность отплатить сложившуюся сумму задолженности, либо направить соответствующий ответ в адрес истца. Предложение арендатором не получено, конверт возвращен Министерству.
Министерство, ссылаясь на систематическое неисполнение ответчиком обязательств по договору аренды, наличие задолженности, неисполнение мероприятий по уходу за лесами, обратилось в арбитражный суд с соответствующими исковыми требованиями.
При рассмотрении спора в связи с погашением задолженности Министерство уточнило исковые требования, просит обязать общество "Берег-2" провести мероприятия по уходу за лесами в виде рубок ухода за молодняком (прочистку) в соответствии с проектом освоения лесов в объеме 13,1 га, расторгнуть договор аренды лесного участка от 20.12.2010 N 660.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
В соответствии со статьей 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. Основанием для расторжения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке является существенное нарушение договора другой стороной либо иные основания, прямо предусмотренные законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
Аналогичные условия предусмотрены спорным договором аренды.
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (пункт 3 статьи 619 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 452 ГК РФ требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" разъяснено, что если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (пункт 3 статьи 619 ГК РФ), а также предложение расторгнуть договор (пункт 2 статьи 452 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно ст. 619 ГК РФ, если арендатор не вносит арендную плату более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа, арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора аренды в судебном порядке. Даже после уплаты долга арендодатель вправе в разумный срок предъявить иск о расторжении договора.
При этом само по себе право на предъявление арендодателем иска о расторжении договора, в связи с неисполнением арендатором обязанности по внесению арендной платы после погашения соответствующей задолженности, не исключает необходимости установления фактов, свидетельствующих о существенном нарушении условий договора, определенных в п. 2 ст. 450 ГК РФ.
По правилам пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Как следует из пункта 60 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных пунктом 2 статьи 452 ГК РФ.
Из материалов дела следует, что в адрес ответчика направлялась претензия от 22.05.2023 N 142 с требованием о погашении задолженности, а также с предложением расторгнуть договор аренды от 20.12.2010 N 660.
При рассмотрении спора по существу ответчик погасил задолженность в полном объеме, что подтверждается чек-ордером от 07.12.2023, платежными поручениями от 12.02.2024 N 25, от 06.02.2024 N 23, от 13.02.2024 N 26, от 14.02.2024 N 27, в связи с чем Министерство уточнило исковые требования, исключив взыскание задолженности и неустойки из требований.
Из материалов дела также следует, что в доказательства выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах ответчиком представлены акты выполненных работ от 09.11.2023, подписанные работниками ГКУ СО "Туринское лесничество".
Кроме того, общество "Берег-2" отметило, что решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 05.07.2023 на общество возложена обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по охране лесов от пожаров, предусмотренные дополнительным соглашением от 14.06.2022 и приложением N 6 к договору аренды лесного участка от 20.12.2010 N 660, а именно: обеспечить устройство минерализованных полос протяжённостью 1,5 км; обеспечить прочистку и обновление минерализованных полос протяжённостью 2 км; осуществить строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров протяжённостью 0,5 км; обеспечить реконструкцию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров протяжённостью 1 км; обеспечить эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, протяжённостью 1 км; выполнить прочистку квартальных просек протяжённостью 1 км; осуществить наём пожарных сторожей в количестве 2 человек; обеспечить организацию связи (телефонной) в количестве 1 штуки на площади арендованного лесного участка. При этом указанное решение суда исполнено, что подтверждается вышеназванными актами выполненных работ.
Также как следует из искового заявления, ответчиком не в полном объеме выполнены мероприятия по лесовосстановлению.
Суд установил, что за 2019-2021 годы обществом "Берег-2" произведена вырубка лесосек общей площадью 8,1 га, что подтверждается отчетами об использовании лесов за январь-декабрь 2019 года, за январь-декабрь 2020 года и за январь-декабрь 2021 года, при этом лесовосстановление проведено на площади 9 га.
Приняв во внимание, что задолженность по арендной плате ответчиком оплачена, учитывая объем выполненных мероприятий по лесовосстановлению, исходя из имеющихся площадей, а также учитывая, что расторжение договора, влекущее прекращение правоотношений, является крайней мерой, применяемой к недобросовестному контрагенту в случае, когда все другие средства воздействия исчерпаны, а сохранение договорных отношений становится нецелесообразным и невыгодным для другой стороны, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для расторжения договора аренды лесного участка.
Оснований для несогласия с указанными выводами у суда апелляционной инстанции не имеется.
В данном случае, избранная Министерством мера ответственности (расторжение договора) является несоразмерной степени существенности допущенных ответчиком нарушений и балансу интересов сторон.
Ссылка истца на систематическое нарушение обязательств по договору арендатором судом не учитывается, поскольку ответчиком представлены доказательства принятия мер по устранению нарушений. Формальное наличие условий, предусмотренных статьей 619 ГК РФ, применительно к обстоятельствам настоящего дела не может быть признано достаточным правовым основанием для расторжения договора аренды, и с учетом необходимости соблюдения баланса интересов сторон, стабильности гражданского оборота. Кроме того, арендатором представлены доказательства внесения арендной платы за 1 и 2 кварталы 2024 года.
Министерство также просит возложить на ответчика обязанность провести мероприятия по уходу за лесами в виде рубок ухода за молодняком (прочистку) в соответствии с проектом освоения лесов в объеме 13,1 га.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно части 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Согласно статье 64 ЛК РФ уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия).
Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Правила ухода за лесами утверждены приказом Минприроды РФ от 30.07.2020 N 534.
К мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями; агролесомелиоративные мероприятия; иные мероприятия, в том числе обновление лесных насаждений; переформирование лесных насаждений; реконструкция лесных насаждений; лесоводственно-лесозащитный уход за лесами; уход за лесовозобновлением, подростом и другими ценными компонентами насаждений (объектами ухода); рекреационно-ландшафтный уход за лесами; вспомогательные виды ухода за лесами; особые виды ухода за лесами (пункт 6 Правил).
В силу пункта 10 Правил в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются следующие виды рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями:
а) рубки осветления, направленные на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород;
б) рубки прочистки, направленные на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород, а также на продолжение формирования породного и качественного состава молодняков;
в) рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев;
г) проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений;
д) рубки сохранения лесных насаждений, проводимые в спелых и перестойных древостоях в целях сохранения, поддержания их в состоянии эффективного выполнения целевых функций, накопления качественной древесины, увеличения плодоношения;
е) рубки обновления лесных насаждений, проводимые в перестойных древостоях, спелых и в утрачивающих целевые функции приспевающих древостоях с целью создания благоприятных условий для роста молодых перспективных деревьев, имеющихся в насаждении, появляющихся в связи с содействием возобновлению леса и проведением рубок лесных насаждений, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями;
ж) рубки переформирования лесных насаждений, проводимые в сформировавшихся средневозрастных и более старшего возраста древостоях с целью коренного изменения их состава, структуры, строения путем регулирования соотношения составляющих насаждение элементов леса и создания благоприятных условий роста деревьев целевых пород, поколений, ярусов;
з) рубки реконструкции, проводимые в целях удаления малоценных лесных насаждений или их частей для подготовки условий для проведения посадки, посева ценных лесообразующих пород, мер содействия естественному возобновлению леса;
и) ландшафтные рубки, направленные на формирование, сохранение, обновление, реконструкцию лесопарковых ландшафтов и повышение их эстетической, оздоровительной ценности и устойчивости;
к) рубки единичных деревьев, в том числе семенников, выполнивших свою функцию, должна осуществляться при рубках осветления, рубках прочистки.
Приложением N 1 к Правилам установлены возрастные периоды проведения различных видов рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, в том числе прочисток.
В разделе 2 Правил установлены требования к лесным насаждениям, где могут проводиться рубки ухода, порядок проведения данных рубок, включая требования к объему вырубаемой древесины и породному составу насаждения.
Таким образом, рубки ухода, в том числе в отношении молодняков, не могут проводиться произвольно, на любом лесном участке. Места для проведения данных работ выбираются исходя из характеристик произрастающего там насаждения (возраст, породный состав, полнота насаждения и пр.).
При этом лесные участки, пригодные для проведения данных работ, отражаются в проекте освоения лесов.
Ответчиком в материалы дела представлено заключение ООО "Леспроект" о проведенных мероприятиях по лесовосстановлению, из которого следует, что выполнение рубок ухода на основании данных, содержащихся в Государственном лесном реестре (далее - ГЛР) о количественных и качественных показателях лесных насаждений (материалы лесоустройства 1991 года), в период 2019-2021 года было невозможно, поскольку привело бы к нарушению лесного законодательства в части несоответствия породного состава, объема заготовки древесины и процента выборки вырубаемых насаждений.
Кроме того, в связи с отсутствием пригодных участков для проведения мероприятий по уходу за лесами (проходные рубки и рубки прореживания) дополнительным соглашением от 14.06.2022 к договору аренды объемы по данным мероприятиям были существенно изменены в меньшую сторону (с 9 га до 4,1 га ежегодно).
Из пояснений ответчика также следует, что в настоящее время на территории Туринского лесничества, включая и арендованный обществом "Берег-2" лесной участок, за счет средств федерального бюджета проводятся работы по лесоустройству, в результате которых будут получены актуальные сведения о лесных участках, на которых необходимо проведение рубок ухода за лесами.
Из представленного заключения ООО "Леспроект" о проведенных мероприятиях по лесовосстановлению следует, что фактический объем мест проведения сплошных рубок в период 2019-2021 гг. согласно отчетам об использовании лесов составил 8,1 га, на данной площади лесовосстановление проведено в полном объеме.
При проверке доводов Министерства о наличии оснований для проведения мероприятия по уходу за лесами в виде рубок ухода за молодняком (прочистку), суд первой инстанции исходил из того, владелец лесного фонда обязан устанавливать по материалам лесоустройства и с учетом изменений, произошедших в лесном фонде, объемы, очередность, сроки, методы и способы мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций. Проектируемые способы работ и принимаемые технологические решения должны обеспечивать своевременное воспроизводство лесов, улучшение породного состава, увеличение производительности лесов, рациональное использование земель лесного фонда. При этом необходимо не просто в договоре предусмотреть конкретные мероприятия, но и учитывать цели их проведения, сроки проведения работ, ежегодное изменение обстановки на арендованном участке, возможность их проведения.
Установив, что на арендуемом лесном участке площади для проведения ухода за молодняками отсутствуют, отсутствует и возможность проведения данных мероприятий, а возложение на ответчика обязанности по проведению рубок ухода в молодняках при отсутствии соответствующих данному виду лесохозяйственных мероприятий площадей повлечет неблагоприятные последствия для лесного фонда в виде утраты лесных насаждений, не подлежащих рубке, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований в данной части.
С учетом изложенного, приведенные в апелляционной жалобе доводы отмену обжалуемого судебного акта не влекут.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции. Решение суда от 05.03.2024 является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 марта 2024 года по делу N А60-52500/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Дружинина |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-52500/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "БЕРЕГ-2"