г. Чита |
|
7 июня 2024 г. |
Дело N А78-11053/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Подшиваловой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинцевой Е.Ю.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства финансов Забайкальского края Першиной Н.В. (доверенность от 01.03.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 марта 2024 года по делу N А78-11053/2023,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501183467, 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бутина, д.39, далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Амурская, д. 68, далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания N 11/1-06-150 от 31.08.2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (ОГРН 1197536003972, 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, д. 136, далее - третье лицо); Прокуратура Забайкальского края, общество с ограниченной ответственностью "Сила Тока" (ОГРН 1147536001964, 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленина, д. 158 ).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 марта 2024 года по делу N А78-11053/2023 предписание Министерства финансов Забайкальского края N 11/1-06-150 от 31.08.2023 признано недействительным в части установленного нарушения, выразившегося в направлении бюджетных средств на оплату денежных обязательств по муниципальному контракту от 19 июля 2022 года N 44-22 на приобретение 3 ед. скамеек Б-06 по КОСГУ 225 в сумме 26 561 руб. как несоответствующего нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Министерство финансов Забайкальского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в части удовлетворённых требований по мотивам, изложенным в жалобе.
Министерство считает, что в данном случае Администрация, являясь казенным учреждением, допустила нецелевое использование бюджетных средств, поскольку наименование и содержание видов расходов на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ, на которую относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, и статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, на которую относятся операции по поступлению (принятию к учету) объектов основных средств, не предполагают невозможность установить, на какую статью или подстатью участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы, напротив, указанные статьи (подстатьи) четко разграничивают учет поступления основных средств и учет оплаты по договорам на выполнение работ, оказание услуг.
Полагает, что по результатам проведения проверки имеются достаточные доказательства, свидетельствующие о допущенном Администрацией нецелевом использовании бюджетных средств в размере 26 561 руб., что подтверждает законность и обоснованность вынесенного Министерством финансов Забайкальского края предписания от 31 августа 2023 года N 11/1-06-150.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Определением от 30.05.2024 апелляционная жалоба Администрации городского округа "Город Чита" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 марта 2024 года по делу N А78-11053/2023 возвращена заявителю на основании части 5 статьи 263 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 28.04.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Остальные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Министерства, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства финансов Забайкальского края N 75-пд от 20.04.2023 о проведении плановой выездной проверки администрации городского округа "Город Чита" за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 проведена плановая проверка (т. 2 л.д. 1-2).
По результатам проверки 15.06.2023 Министерством финансов Забайкальского края составлен акт плановой выездной проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта на реализацию проекта "1000 дворов" в рамках Плана социального развития центров экономического роста Забайкальского края, утвержденного распоряжением Правительства Забайкальского края от 24.05.2019 N 173-р, в администрации городского округа "Город Чита" (т. 2 л.д. 6-41).
Заявитель, ознакомившись с актом проверки, представил свои возражения (т. 2 л.д. 46-48).
Министерством финансов Забайкальского края, представленные возражения на акт проверки были рассмотрены, по результатам рассмотрения составлено заключение на письменные возражения на акт, которым возражения учреждения отклонены (т. 2 л.д. 50- 53).
31.08.2023 Министерством финансов Забайкальского края вынесено представление N 11/1-06-149 (т. 2 л.д. 54-59).
31.08.2023 Министерством финансов Забайкальского края вынесено предписание N 11/1-06-150, согласно которому Администрации городского округа "Город Чита" предписано возместить в доход бюджета Забайкальского края ущерб, причиненный в результате нецелевого и неправомерного использования бюджетных средств в сумме 433 991,00 руб.
В оспариваемом предписании зафиксированы следующие нарушения:
- 26 561,00 руб. - в нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации отраслевым (функциональным) органом Администрации - Комитетом городского хозяйства допущено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении бюджетных средств на оплату денежных обязательств по муниципальному контракту от 19 июля 2022 года N 44- 22 на приобретение 3 ед. скамеек Б-06 по КОСГУ 225, подлежащих финансированию по КОСГУ 310;
- 407 430,00 руб. - в нарушение пункта 1 статьи 743, пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1.1, 4.4.1 муниципального контракта от 12 декабря 2022 года N 79-22 ООО "Сила Тока" не выполнены работы по освещению, предусмотренные условиями контракта. Кроме того, в нарушение пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации отраслевым (функциональным) органом Администрации - Комитетом городского хозяйства приняты работы, не соответствующие условиям муниципального контракта.
Не согласившись с предписанием, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Основы государственного (муниципального) финансового контроля установлены главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). В соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2692 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
- проводятся проверки, ревизии и обследования;
- направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
- направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
- осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях;
- назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований;
- получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;
- направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12.3.19 Положения о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2018 года N 165, Министерство финансов Забайкальского края осуществляет внутренний государственный финансовый контроль, предусмотренный пунктом 1 статьи 2692 БК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2692 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Министерством финансов Забайкальского края внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в частности, в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 года N 1235, федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 года N 1095.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2692 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля представления и (или) предписания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2702 БК РФ под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 2692, пунктом 3 статьи 2702 БК РФ, пунктом 7 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 года N 1095, Министерством финансов Забайкальского края вынесено предписание от 31 августа 2023 года N 11/1-06-150.
Таким образом, проверка Администрации городского округа "Город Чита" проведена уполномоченным органом в соответствии с установленным порядком проведения контрольных мероприятий.
В части нарушения по допущению нецелевого использования бюджетных средств на сумму 26 561,00 руб. судом установлено следующее.
При вынесении предписания в данной части Министерство финансов Забайкальского края исходило из того, что оплата денежных обязательств по муниципальному контракту от 19.07.2022 N 44-22 на приобретение 3 единиц скамеек подлежали оплате по КОСГУ 310, оплата по КОСГУ 225 является неправомерной.
Нецелевое использование бюджетных средств выразилось в том, что средства, полученные получателем бюджетных средств по одной статье (подстатье) классификации операций сектора государственного управления, израсходованы на операции, финансируемые по другой статье (подстатье) классификации операций сектора государственного управления.
Согласно п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным 1) законом (решением) о бюджете, 2) сводной бюджетной росписью, 3) бюджетной росписью, 4) лимитами бюджетных обязательств, 5) бюджетной сметой, 6) договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
При этом для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Таким образом, в рассматриваемом случае под нецелевым использованием бюджетных средств следует понимать расходование средств в целях, не предусмотренных соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Межбюджетный трансферт был предоставлен Администрации на основании соглашения N 76701000-1-2019-043 от 04 марта 2022 года.
Целевое назначение межбюджетного трансферта - благоустройство дворовых территорий.
В рассматриваемом случае денежные средства в размере 26 561,00 руб. были израсходованы Администрацией на приобретение 3 единиц скамеек с соблюдением целей предоставления иного межбюджетного трансфера.
Доказательств обратного Министерством не предоставлено.
Следовательно, признаки нецелевого использования бюджетных средств отсутствуют.
Согласно статье 19 БК РФ бюджетная классификация Российской Федерации включает, в частности, классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления) (далее - Классификация).
Порядок применения названной Классификации в соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н утвержден Порядок применения классификации операций сектора государственного управления.
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления устанавливает правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) используемых для ведения органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе находящимися за пределами Российской Федерации, иными юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее - сектор государственного управления), бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
КОСГУ - это классификация операций сектора государственного управления, которая является группировкой осуществляемых в нем операций в зависимости от их экономического содержания. Применяется только в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бюджетной (бухгалтерской) или иной финансовой отчетности для того, чтобы обеспечить сопоставимость их показателей.
В письме Министерства финансов РФ от 27.02.2012 г. N 02-07-10/534 указано, что при установлении неправильного отнесения получателем бюджетных средств расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ после проведения указанного комплексного анализа нарушение не может рассматриваться как нецелевое использование в случаях, если:
бюджетной сметой (обоснованиями к ней), документами о доведении лимитов бюджетных обязательств, а также плановыми документами, иными документами ГРБС обусловлены такие расходы с применением данных КОСГУ;
установлено, что получателем бюджетных средств ошибочные действия совершены неумышленно.
Таким образом, отклоняя доводы министерства, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что само по себе неправильное отражение в бюджетном учете расходов бюджетных средств при том, что они израсходованы в соответствии с соглашением по смыслу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ не может рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств.
Следовательно, вывод Министерства финансов Забайкальского края о нецелевом использовании средств бюджета в размере 26 561,00 руб. является неправомерным.
Ссылка заинтересованного лица на п. 14, 14.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 отклоняется, поскольку ст. 306.4 БК РФ, закрепляющая понятие нецелевого использования бюджетных средств, введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ. Этим же федеральным законом признана утратившей силу ст. 289 БК РФ, на которую ссылается п. 14 и 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 марта 2024 года по делу N А78-11053/2023 оставить в обжалуемой части без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-11053/2023
Истец: АНО АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ЧИТА
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ЭНЕРГЕТИКИ, ЦИФРОВИЗАЦИИ И СВЯЗИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, ООО "СИЛА ТОКА", ПРОКУРАТУРА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ