г. Санкт-Петербург |
|
06 июня 2024 г. |
Дело N А56-96644/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Целищевой Н.Е.
судей Балакир М.В., Изотовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яковлевой А.В.
при участии:
от заявителя: Петрова А.Г. (доверенность от 06.10.2023),
от заинтересованного лица: Ерохова Л.И. (доверенность от 23.04.2024),
от 3-го лица: Ситниковой И.В. (доверенность от 22.03.2024),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11476/2024) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2024 по делу N А56-96644/2023 (судья Нетосов С.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Решение"
заинтересованное лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
третье лицо: Местная администрация внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Звездное
о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Решение" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 06.10.2023 N 7063-ИЗУ "О признании утратившим силу разрешения от 19.06.2023 N 4700-ИЗУ".
Определением суда от 26.12.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Местная администрация внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Звездное (далее - Администрация).
Решением суда от 24.02.2024 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители Комитета и Администрации поддержали доводы апелляционной жалобы Комитета, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве, просил оставить решение от 24.02.2024 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество на основании разрешения на строительство от 03.06.2016 N 78-011- 0299-2016, выданного Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, осуществляет строительство многоквартирного жилого дома с подземным паркингом на земельном участке с кадастровым номером 78:14:0007674:13, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Алтайская, д. 39, лит. А.
На основании заявления от 22.05.2023 N 54801820 (вх. от 22.05.2023 N 05-26-50255/23-0-0) Комитетом выдано Обществу разрешение от 19.06.2023 N 4700-ИЗУ на использование земель площадью 4096 кв. м, расположенных в кадастровом квартале 78:14:0007674, в границах согласно схеме границ для размещения элементов благоустройства территории (газонного ограждения, полимерного, песчано-гравийного, плиточного, грунтового покрытий, устройств вертикального озеленения и цветочного оформления (пергол, вазонов, цветочниц), устройств наружного освещения, планировочного устройства (велосипедной дорожки, сопряжения поверхностей (бортового камня), озеленения (газона, цветника, рядовых и групповых посадок), пешеходных коммуникаций (аллеи, дорожек), элементов озеленения (деревьев, кустарников, травянистых растений, цветов), уличной мебели (скамей), коммунально-бытового оборудования (урн)) сроком на 3 года.
Решением от 06.10.2023 N 7063-ИЗУ Комитет признал указанное разрешение утратившим силу с даты издания решения и обязал Общество привести участок в состояние, в котором он находился до начала его использования в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения.
Общество, посчитав отказ Комитета незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В компетенцию Комитета входит выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Законом Санкт-Петербурга от 23.10.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон N 521-118).
В пункте 6 разрешения от 19.06.2023 N 4700-ИЗУ для пользователя (Общества) установлены условия размещения объектов благоустройства.
Ответственность за несоблюдение данных условий возложена на пользователя.
В силу абзаца шестнадцатого пункта 2 статьи 3 Закона N 521-118 разрешение должно содержать, в частности, условие о запрете действий по размещению на земельном участке, указанном в разрешении, объектов, не предусмотренных разрешением, а также о запрете передачи прав по разрешению третьим лицам (включая фактическую передачу земельного участка в пользование третьим лицам).
Так, абзацем 13 пункта 6 разрешения установлен запрет на размещение объектов, не предусмотренных разрешением.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Закона N 521-118 уполномоченный орган принимает решение о признании разрешения утратившим силу в случае в случае нарушения пользователем при использовании земельного участка условия, указанного в абзаце шестнадцатом пункта 2 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга, то есть условия о запрете размещения на земельном участке, указанном в разрешении, объектов, не предусмотренных этим разрешением.
В пункте 7 разрешения также предусмотрено, что Комитет принимает решение о признании разрешения утратившим силу в случае нарушения условий и требований, установленных разрешением.
В качестве основания принятия оспариваемого решения Комитет указал на допущенное Обществом нарушение условия, предусмотренного абзацем 13 пункта 6 разрешения, согласно которому Общество не вправе размещать на участке объекты, не предусмотренные разрешением, а также передавать права по разрешению третьим лицам (включая фактическую передачу участка в пользование третьим лицам).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга" полномочия по контролю за использованием и сохранностью государственного имущества Санкт-Петербурга, осуществлению земельного контроля в Санкт-Петербурге возложены на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - ККИ).
Согласно акту обследования от 22.09.2023 ККИ проведено обследование земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Алтайская ул., вблизи дома 29, лит. А.
Указанным актом, по мнению Комитета, подтверждается нецелевое использование участка площадью 4096 кв.м, поскольку на участке отсутствуют объекты, в отношении которых выдано разрешение от 19.06.2023 N 4700-ИЗУ, на участке за ограждением строительной площадки (забор из профлиста) осуществляется складирование строительных материалов, размещены бытовки на поверхности участка, представленной зелеными насаждениями (газоном).
Как указал Комитет, в границах участка площадью 4096 кв.м расположена территория зеленых насаждений общего пользования местного значения: сквер б/н западнее д. 41 по Алтайской ул.
Целью выдачи разрешения являлось размещение Обществом в границах участка озеленения, газонных ограждений, пешеходных дорожек, скамеек, иного сопутствующего оборудования (элементов благоустройства) территории, используемой в рекреационных целях.
Следовательно, по мнению Комитета, размещение на участке иного движимого имущества, в том числе строительных и иных материалов, ограждения строительной площадки, не соответствует условиям разрешения, а также нарушает запрет на осуществление деятельности, препятствующей использованию территории зеленых насаждений для экологических и рекреационных целей.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции посчитал, что Комитет не доказал конкретные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Обществом условий разрешения.
Как следует из акта от 22.09.2023, ККИ была обследована территория, огороженная единым металлическим забором, на которой осуществляются строительные работы, размещена специализированная техника, металлические бытовки, строительные материалы; согласно информационным щитам на территории осуществляется строительство многоквартирного жилого дома; территория включает в себя:
- земельный участок площадью 1366 кв.м, в отношении которого Комитетом оформлено разрешение на использование земельного участка от 31.03.2021 N 2-ИЗУ/А под площадки для размещения строительной техники и строительных грузов, некапитальных строений, предназначенных для обеспечения потребностей застройщика;
- земельный участок площадью 4096 кв.м, в отношении которого Комитетом оформлено разрешение на использование земельного участка от 19.06.2023 N 4700-ИЗУ для размещения элементов благоустройства территории;
- земельный участок площадью 1003 кв.м, с кадастровым номером 78:14:0007674:1 (находится в собственности Общества);
- земельный участок общей площадью 347 кв.м из состава земель, государственная собственность в отношении которых не разграничена, не прошедших государственный кадастровый учет.
Согласно позиции Комитета в нарушение условий разрешения от 19.06.2023 N 4700-ИЗУ Общество участок площадью 4096 кв.м частично использует для размещения части ограждения строительной площадки и строительных материалов, а оставшаяся часть не используется для размещения элементов благоустройства.
Вместе с тем акт обследования ККИ от 22.09.2023 не содержит описания конкретных фактов нарушения Обществом условий разрешения (в акте сделан лишь общий вывод о том, что ККИ выявлены признаки нарушения условий разрешения в части цели использования участка).
Таким образом, вопреки позиции Комитета, из содержания акта обследования от 22.09.2023 невозможно достоверно установить, в чем именно заключается нарушение Обществом условий разрешения.
Как следует из материалов дела, в том числе акта ККИ от 22.09.2023, спорный земельный участок площадью 4096 кв.м расположен в пределах единой огороженной территории, в состав которой входит также и земельный участок площадью 1 366 кв.м, который предоставлен Обществу Комитетом для размещения строительной техники и строительных грузов, а также некапитальных строений, предназначенных для обеспечения потребностей Общества.
При этом Комитетом не представлены доказательства, бесспорно подтверждающие, что строительные материалы размещены Обществом именно на участке, в отношении которого выдано разрешение от 19.06.2023 N 4700-ИЗУ, а не на специально отведенном для этих целей участке.
Ссылка Комитета на то, что согласно приложенным к акту обследования от 22.09.2023 фотографиям на спорном участке осуществляется складирование строительных материалов на газоне и вблизи деревьев, отклоняется судом апелляционной инстанции. Само по себе наличие на местности, запечатленной на фотографиях, зеленых насаждений (травы, кустарников) не означает, что это территория спорного земельного участка, с учетом того, что не исключена вероятность наличия зеленых насаждений также и на земельном участке площадью 1366 кв.м, на котором складирование стройматериалов разрешено. При таком положении фотоматериалы, приложенные к акту обследования от 22.09.2023, не могут быть признаны апелляционным судом достаточными доказательствами, подтверждающими факт нарушения Обществом условий разрешения.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Комитет вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представил доказательств, бесспорно подтверждающих использование Обществом земельного участка, в отношении которого выдано разрешение от 19.06.2023 N 4700-ИЗУ, с нарушением условий этого разрешения.
При таких обстоятельствах у Комитета отсутствовали предусмотренные Законом N 521-118 основания для принятия решения от 06.10.2023 N 7063-ИЗУ "О признании утратившим силу разрешения от 19.06.2023 N 4700-ИЗУ".
Поскольку указанное решение нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности (в частности, не позволяет заявителю (застройщику) исполнять социальные обязательства по благоустройству территории, прилегающей к возводимому им многоквартирному жилому дому), суд первой инстанции сделал правомерный и обоснованный вывод о наличии в рассматриваемом случае оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования и оценки по правилам статьи 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В связи с изложенным у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2024 по делу N А56-96644/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Е. Целищева |
Судьи |
М.В. Балакир |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-96644/2023
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "РЕШЕНИЕ"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ВНУТРИГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ЗВЕЗДНОЕ