город Москва |
|
05 июня 2024 г. |
Дело N А40-165127/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стешана Б.В.,
судей Захаровой Т.В., Кухаренко Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солодовниковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Руссо Транс - Логистика"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 февраля 2024 года
по делу N А40-165127/23,
по иску АО "Руссо Транс - Логистика" (ОГРН: 1117746058737, ИНН: 7727739580)
к ПАО "ТрансКонтейнер" (ОГРН: 1067746341024, ИНН: 7708591995),
третьи лица: ООО "БЛТК" (ОГРН: 1102468017992, ИНН: 2462211715), ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727), ФГП ВО ЖДТ России (ОГРН: 1037701021841, ИНН: 7701330105), ООО "ДНС Ритейл" (ОГРН: 1102540008230, ИНН: 2540167061)
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - извещен, представитель не явился
от ответчика - извещен, представитель не явился
от третьего лица - от ООО "БЛТК" - извещен, представитель не явился, от ОАО "РЖД" - извещен, представитель не явился, от ФГП ВО ЖДТ России - Тивелева Н.Е. по доверенности от 02.03.2022, от ООО "ДНС Ритейл" - извещен, представитель не явился
УСТАНОВИЛ:
АО "Руссо Транс - Логистика" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ПАО "ТрансКонтейнер" о взыскании денежных средств в размере 474 610 руб. 35 коп. (с учётом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО "БЛТК", ОАО "РЖД", ФГП ВО ЖДТ России и ООО "ДНС Ритейл".
Решением от 19.02.2024 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и удовлетворить иск в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, и суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель третьего лица - ФГП ВО ЖДТ России, возражал против доводов апелляционной жалобы, представил письменный отзыв. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец, ответчик и третьи лица - ООО "БЛТК", ОАО "РЖД" и ООО "ДНС Ритейл", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. От истца поступили дополнения к апелляционной жалобе и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 123, 156, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел настоящее дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что в 2017 году между АО "РТ-Логистика" и ПАО "ТрансКонтейнер", в лице филиала ПАО "ТрансКонтейнер" на Московской железной дороге, заключен договор транспортной экспедиции N НКП МСК-772586 от 22.12.2017. В соответствии с условиями Договора ПАО "ТрансКонтейнер" обязуется на возмездной основе оказать транспортно-экспедиционные услуги по заказу Клиента.
В соответствии с договором N НКПМСК-772586 от 22.12.2017 года и заказом АО "РТ - Логистика" N 30486783 от 13.07.2022 ПАО "ТрансКонтейнер" организовало перевозку контейнера N SEGU6782251 (груз - изделия электробытовые) по маршруту: жд ст. отправления Электроугли Моск. ж.д. до жд ст. назначения Базаиха Краев ж.д.
Контейнер SEGU6782251 с грузом передан на терминал, согласованный с ПАО "ТрансКонтейнер", и отправлен со станции отправления в целостности и за исправным 311У отправителя РЖДЕ9233834/176401/Х2796448 (Акт о приеме груженного контейнера па терминал N IN 106843 от 15.07.2022, квитанция о приеме груза ЭХ 176053). Получателем контейнера с грузом на железнодорожной станции назначения являлось ООО "БЛТК".
Согласно имеющимся документам по прибытии данною контейнера на железнодорожную станцию назначения БАЗАИХА Краен.жд обнаружено отсутствие запорно-пломбировочного устройства (ЗПУ) отправителя, указанного в железнодорожной накладной ЭХ176053. В пути составлен AKI обшей формы N 64 от 21.07.2022.
По данному факту 09.08.2022 произведена комиссионная выгрузка данного контейнера на складе грузополучателя в присутствии представителя ОБППГ ЛОП на ст.Базаиха Сибирского ЛУМВД России, представителя железнодорожного перевозчика, представителя грузополучателя на железнодорожной станции ООО "БЛТК", представителя грузополучателя ООО "ДНС Ритейл", в результате которой обнаружена недостача части груза в контейнере. Оформлен коммерческий акч N КРС2201602/612 от 10.08.2022 г.
По результатам комиссионной проверки обнаружена недостача 40 грузовых мест (190 единиц товара), что подтверждается Актом N Е39-000017 от 09.08.2022, акт N КРС2201602/612 от 10.08.2022.
Размер ущерба, возникшего в результате недостачи груза, составил 491 693 руб. 69 коп.
Услуга по доставке указанного груза организована АО "РТ - Логистика" на условиях договора N РУСС-01042020 от 01.04.2020 г., заключенного с ООО "ДНС Ритейл". Па основании указанного договора ООО "ДНС Ритейл" предъявлена претензия N А98-002092 от 11.08.2022 г. о возмещении стоимости недостачи груза на общую сумму в размере 491 693 рубля 69 копеек.
Данная претензия принята к рассмотрению и удовлетворена в полном объёме (подтверждается платёжным поручением N 4541 от 13.09.2022 г., N 4603 от 15.09.2022 г., N 4756 от 26.09.2022 г., N 4808 от 30.09.022г., N 4928 от 07.10.2022 г., N 544 от 14.10.2022 г.)
Учитывая, что недостача части груза произошло в процессе транспортно-экспедиционных услуг, организованных ПАО "ТрансКонтейнер", 15 августа 2022 года Истец предъявил ПАО "ТрансКонтейнер" претензию N 43/РТЛ-2022 от 15.08.2022 года с предложением возместить ущерб в сумме 491 693 рубля 69 копеек.
В ответ на претензию Истца ПАО "ТрансКонтейнер" предоставлен отказ в удовлетворении претензии от 06.09.2022 N ИСХ-0666/НКП МСК.
АО "РТ-Логистика" считает данный отказ незаконным и необоснованным, в связи с чем обратилось в суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Правоотношения Сторон договора транспортной экспедиции N НКП МСК-772586 от 22.12.2017 года, в том числе ответственность сторон, регулируются гл. 41 ГК РФ, нормами Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" от 30.06.2003 N 87-ФЗ. Статьей 7 Закона РФ от 30.06.03 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" установлен размер возмещения ущерба при недостачи/повреждении груза, перевозка которого производилась без объявления ценности, устанавливается в размере, действительной (документально подтвержденная) стоимости недостающей/повреждённой части груза.
В соответствии со ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Согласно п. 1. Договора Клиент, подписывая Договор, подтверждает, что ознакомился, принимает и обязуется руководствоваться Общими и Специальными условиями, разработанными ТрансКонтейнером и размещенными для ознакомления в свободном доступе в сети Интернет на веб-сайте ТрансКонтейнера: http://www.trcont.com, а также на информационных стендах ТрансКонтейнера.
Термины и понятия, используемые в настоящем Договоре, определены в Общих условиях.
В соответствии с разделом 1 Общих условий оказания услуг транспортной экспедиции (в редакции, действующей с 17.05.2022, далее - Общие условия):
Договор - договор транспортной экспедиции, согласно которому ТрансКонтейнер принимает на себя обязательства оказывать и/или организовывать
по поручению Клиента услуги, связанные с перевозкой груза, а Клиент обязуется принять их и оплатить.
Под термином "Договор" понимаются в совокупности все документы, определяющие условия оказания Услуг: непосредственно договор транспортной экспедиции, подписываемый Сторонами на бумажном носителе, являющиеся неотъемлемой частью Договора Общие, Специальные и Коммерческие условия, перечень услуг, Заказ(ы), дополнительные соглашения, приложения к договору, прайс-листы и иные документы, регулирующие отношения Сторон.
Подписанием договора на бумажном носителе Клиент подтверждает свое согласие на применение к отношениям Сторон положений, изложенных в Общих, Специальных и Коммерческих условиях, размещенных в свободном доступе на Вебсайте и информационных стендах ТрансКонтейнера.
Личный кабинет - это персональный раздел Клиента на Веб-сайте, в котором Клиент имеет возможность: знакомиться со списком Услуг, рассчитывать стоимость Услуг, оформлять Заказы, осуществлять оплату, отслеживать статус выполнения Заказов, дислокацию перевозимого Груза, получать уведомления и документы и т.д.
Заказ - письменное поручение Клиента ТрансКонтейнеру, оформляемое, как правило, в электронной форме.
Согласно п. 3.3. Общих условий электронная форма документов Сторонами не оспаривается. Любая информация и/или документ, переданные в электронной форме через Личный кабинет, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью Стороны, направившей документ.
Заказы, направленные Сторонами через Личный кабинет, являются документами, подписанными простой электронной подписью.
В п. 2. Договора указано, что ТрансКонтейнер, в соответствии с условиями Договора обязуется на возмездной основе оказать услуги по Заказу Клиента.
В рамках договора Клинтом был подан ТрансКонтейнеру заказ N 30486783 от 13.07.22г. на организацию перевозки груза "Изделия электробытовые 404043" в контейнере железнодорожным транспортом со станции Электроугли Московской железной дороги до станции Базаиха Красноярской железной дороги. Перевозчиком на железнодорожном плече является ОАО "РЖД".
В ставку ТрансКонтейнера включены:
- услуги по терминальной обработке груженого контейнера на терминале Облтранстерминал, работы при отправлении, погрузо-разгрузочные работы с порожним контейнером;
- по железнодорожному плечу: оплата РЖД железнодорожного тарифа, предоставление вагона собственности ПАО "ТрансКонтейнер" и контейнера, оплата охраны;
- услуги по терминальной обработке груженого контейнера на ст. Базаиха, подъездной путь ООО "КрасПромСервис", погрузо-разгрузочные работы.
Во исполнение принятых по заказу обязательств, ПАО "ТрансКонтейнер", в том числе, предоставило Истцу вагон N 94426301 и контейнер SEGU6782251 (далее -Контейнер) для перевозки груза Истца.
Согласно транспортной накладной N ЧК7-012591/1612 от 15.07.2022 погрузка Груза и наложение на Контейнер пломбы Х2796448 осуществлялись силами и средствами фактического грузоотправителя - ООО "ДНС Ритейл".
Перечень продукции, загруженной 000 "ДНС Ритейл" в контейнер, ее стоимость, номенклатура, количественный состав, соответствующий указанным 523 грузовым местам в транспортной накладной от 15.07.22 документально не подтвержден.
15.07.2022 груженый контейнер за пломбой фактического грузоотправителя Х2796448 передан представителем Истца, водителем Рычевым, на терминал Облтранстерминал, ст. Электроугли, что подтверждается актом приема контейнера N IN106843 от 15.07.2022 без указания на количество грузовых мест. Терминалом наложена ЗПУ РЖДЕ 9233834 в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
18.07.22 на станции Электроугли Московской ж.д. контейнер SEGU6782251 по накладной ЭХ176053 за исправным ЗПУ ТП-1200-01 N РЖДЕ9233834 на вагоне N 94426301 передан представителем грузоотправителя стрелку ВО ЖДТ по акту приема-передачи N 4227 по договору N УВО-3064 от 30.12.11, заключенному между ПАО "ТрансКонтейнер" (Заказчик) и ФГП "Ведомственной охраной железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Охрана). Согласно п.1. Порядка передачи грузов в вагонах, контейнерах между Заказчиком и охраной (приложение N 2 к договору N УВО-3064 от 30.12.2011) моментом приема груза от Заказчика (представителя Заказчика) является подписание обеими сторонами акта приема груза с указанием времени окончания передачи (согласно акта N 4227 время окончания приема груза под охрану 13 ч 30 мин 18.07.2022). Информация о том, что груз перевозится с сопровождением отражена в накладной ЭХ176053.Таким образом, ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" приняла на себя обязательство по обеспечению сохранности перевозимого груза в контейнере в соответствии с договором на охрану.
Принятый под охрану контейнер (вагон 94426301) отправлен со станции Электроугли с подъездного пути ООО "Облтранстерминал" по накладной ЭХ176053 назначением станция Базаиха Красноярской ж.д. на подъездной путь ООО "КрасПромСервис" получателю ООО "БЛТК". Грузоотправителем на железнодорожном плече перевозки выступил ООО "Облтранстерминал".
В пути следования на ст. Кокшаровский Свердловской железной дороги обнаружено отсутствие ЗПУ на контейнере, перевозчиком составлен акт общей формы от 21.07.2022 N 64 (8- 00 ч). Согласно акту общей формы: "вагон 94426301 прибыл без сопровождения охраны. При осмотре на 8 пути обнаружено: на платформе 94426301 погружен один контейнер SEGU6782251. На двери контейнера отсутствует ЗПУ, шланги двери не заведены в пазы, металлическая полоса защиты перекушена, дверь прикрыта. Согласно перевозочному документу значится ЗПУ типа ТП-1200-01 РЖД Е9233834, фактически отсутствует. В дверном проеме расположены изделия электробытовые, согласно этикеток просматривается стиральная машина, вытяжки. Груз от навала на дверь щитом не огражден. По причине отсутствия технической возможности на станции проведение проверки невозможно. Доступ к грузу устранен в присутствии сотрудника ЛИИ Колесниковой А.А., стрелок СК Камышлов Лукин К.В. путем наложения ЗПУ типа Спрут-777 N РЖД Х4108434, которое считать ЗПУ отправителя. Контейнер следует по договору на ВОХР УВО-3064 от 30.12.2011 г".
Далее в пути следования на станции Войновка Свердловской железной дороги перевозчиком:
- 21.07.2022 в 18-40 составлен акт о коммерческой неисправности N 79040-2-11/1238 по отправке ЭХ176053, указан код неисправности "7990011", что согласно распоряжению ОАО "РЖД" от 01.06.2005 N 834р "Об утверждении классификации коммерческих неисправностей грузовых вагонов" относится к прочим неисправностям, связанным с условиями перевозки. В АОФ N79040-2-11/1238 перевозчик указал, что "в парке Т обнаружено: на платформе погружен контейнер SEGU6782251, запорные устройства штанги приведены в транспортное положение двери закрыты, на правой створке двери навешено исправное ЗПУ "СПРУТ -777X4108434. Контейнер подан на грузовой двор станции по распоряжению ЛОП для проверки".
- согласно акта общей формы от 21.07.2022 N 9591 (составлен в 18 ч 40 мин) "при коммерческом осмотре поезда в парке Т 21.07.22 В 18-40 у вагона 94426301 обнаружена коммерческая неисправность, зависящая от грузоотправителя. Вагон отцеплен для устранения коммерческой неисправности. Начало нахождения вагона на пути общего пользования 21.07.22 в 18-40. Вагон подается на грузовой двор для исправления неисправности".
- 23.07.2022 в 17-59 составлен акт общей формы N 9616 согласно которого: "Коммерческая неисправность вагона 94426301 устранена 23.07.2022 в 17-59. Устранение коммерческой неисправности производилось при отсутствии представителя грузоотправителя ООО "ОТТ" на пути и силами станции. Причина коммерческой неисправности зависит от грузоотправителя. Окончание нахождения вагона на пути общего пользования 23.07.2022 в 17-59.
На основании письменной заявки Тюменского ЛО МВД России на транспорте от 22.07.2022 N 1483 в связи с регистрацией материала проверки КУСП N 2467, и в соответствии со ст. 27 Устава железнодорожного транспорта вагон N 94426301 с контейнером NCILU8572462 подан на N 57А путь грузового двора станции Воиновка, под проверку 22.07.2022 в 08 часов 09 минут.
Согласно перевозочному документу, контейнер N SEGU6782251 принят к перевозке на станции Электроугли МСК ж.д. 18.07.2022 по отправке N ЭХ176053 от грузоотправителя ООО "ОБЛТРАНСТЕРМИНАЛ", груз "Изделия электробытовые, н.п.а." 523 мест, масса нетто 9000 кг.
22.07.2022 в 14 часов 20 минут мск. комиссией в составе: заместителя начальника станции Воиновка Ребриной A.M., оперуполномоченного ОБППГ Тюменского ЛО МВД России на транспорте старшего лейтенанта полиции СВ. Денисенко, заместителя начальника СК станции Воиновка ФГП ВО ЖДТ Коваленко М.Г. произведено вскрытие контейнера N SEGU6782251.
С двери снято исправное ЗПУ типа СПРУТ-777 РЖДХ4108434 (соответствует данным указанным в акте общей формы N 64 от 21.07.2022, составлен ст. Кокшаровский СВР на отсутствие ЗПУ отправителя).
При открытии дверей контейнера обнаружено: заградительный щит в дверном проеме отсутствует в нарушении гл.12 р.2 п. 2.6 ТУ N ЦМ- 943. С левой стороны погрузка в междверном пространстве в картонных коробках разного размера на всю высоту контейнера зафиксированных между собой стрейч-пленкой. На коробках нанесен трафарет маркировки "Портативная акустическая система" PS-440, "Аккумуляторная батарея" SV-1290. С правой стороны погрузка в 2 яруса, в нижнем ярусе стиральная машинка автомат, в верхнем машинка автомат сдвинутая в глубь контейнера, на свободной поверхности нижнего яруса погружена вытяжка (ребром) от сдвига не закреплена. Свободное пространство между грузовыми местами в центральной части и боковой стены контейнера справа заполнено картонными коробками установленных ребром, содержимое которых не установлено (нет маркировки) и деревянным поддоном. Свободное пространство между грузом и крышей контейнера (500 мм) не заполнено, груз от продольного смещения не закреплен. В связи с отсутствием на станции Воиновка технической возможности выгрузки на открытую площадку 523 мест, без транспортной упаковки, обеспечивающей возможность погрузки, выгрузки и штабелирования, 22.07.2022 в 14 часов 30 минут мск. двери контейнер закрыли, в запорные устройства дверей наложили ЗПУ перевозчика типа СПРУТ-777 РЖДХЗ852227. Проверка производились с фотосъемкой. В соответствии со статьей 98 Устава железнодорожного транспорта РФ Федерального закона от 10.01.2003 N 18 ФЗ за искажение в транспортной накладной наименования груза предусмотрена ответственность грузоотправителя. В соответствии с п. 6.2. Правил исчисления сроков доставки нормативный срок доставки продляется на всё время задержки, 2 суток. Груз следует до станции назначения с комиссионной выдачей.".
О составлении актов общей формы N 9591 от 21.07.2022, N 9616 от 23.07.2022 сделаны отметки в транспортной железнодорожной накладной ЭХ176053.
В соответствии с указанными актами общей формы на станции Войновка не подтверждена причина отцепа вагона и основание для вскрытия контейнера без пересчета мест груза. В подтверждение коммерческой неисправности и вины грузоотправителя не составлен коммерческий акт.
Согласно отметкам в железнодорожной накладной 28.07.2022 вагон 94426301 с контейнером прибыл на станцию назначения Базаиха.
Грузополучатель "БЛТК" выгрузил прибывший в его адрес вагон на подъездном пути необщего пользования ООО "КрасПромСервис". 30.07.2022 вагон был передан на путь необщего пользования грузополучателя, что подтверждается памяткой приемосдатчика N 5960, подписанной со стороны грузополучателя. Подписывая памятку, грузополучатель не сделал никаких отметок об обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о доступе к грузу, несоответствии фактического ЗПУ на контейнере указанному в накладной.
Согласно пункту 11 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте (утв. Приказом МПС России от 18.06.03 N 29) в случае, если после передачи перевозчиком вагонов с грузами грузополучателю будут обнаружены обстоятельства, не установленные при передаче и не отраженные в памятке приемосдатчика, то всю ответственность за несохранность грузов несет сторона (грузополучатель), принявшая груз от перевозчика, и прием грузов производится грузополучателем без участия перевозчика. Соответственно, ответственность за несохранную перевозку в данном случае возлагается на ООО "БЛТК", как грузополучателя.
При автодоставке до склада конечному получателю с терминала грузополучателя водителем Истца оформлена транспортная накладная от 09.08.22 без номера. В разделе 4 транспортной накладной отсутствует документы, подтверждающие количественный и номенклатурный состав груза.
Кроме того, в транспортной накладной указано ЗПУ контейнера, не соответствующее установленному перевозчиком на станции Войновка СПРУТ 777 РЖДХЗ 85222.
Представленный Истцом в материалы дела коммерческий акт станции Базаиха N КРС/2201602/612 от 10.08.2022 не является надлежащим доказательством несохранной перевозки в пути следования по следующим основаниям:
- в разделе ЗПУ коммерческого акта и в разделе "Результаты проверки" указано ЗПУ РХДХЗ752227, не соответствующее установленному перевозчиком на станции Войновка СПРУТ 777 РЖДХЗ85222, соответственно, к грузу мог быть доступ после получения его на станции назначения, не оформлен акт общей формы на несоответствие ЗПУ;
- представленный в материалы дела коммерческий акт от 10.08.2023 не содержит перечень продукции, находящийся в контейнере SEGU6782251 на момент выгрузки, т.к. номенклатура и количество продукции должны быть установлены при комиссионной выгрузке путем пересчета, а не просто указанием коробок без указания артикула и количества товара в коробке;
- в коммерческом акте идет ссылка на накладную на внутреннее перемещение от 02.08.2022 и акт об установлении расхождений от 09.08.2022. Данные документы является внутренними первичными документами ДНС (владельца груза), не могут быть положены в основу коммерческого акта, т.к. обязательно комиссионный пересчет все продукции.
Груз был передан ответчику (представителю ответчика) для доставки железнодорожным транспортом без объявления ценности и внутритарной проверки, что подтверждается актом приема контейнера N IN106843 от 15.07.2022.
Накладная на внутреннее перемещение товара N ЧК7-020638 не подтверждает наличие 523 коробок, т.к. указаны 404 наименования в количестве 2368 единиц на общую сумму 5 178 924, 85 руб.
Письмо работника ДНС ритейл без указания номера, даты, без указания адресата об изменении даты в накладной о внутреннем перемещении товаров N ЧК7-020638 с 02.08.2022 на 15.07.2022 не может являться основанием для изменения документа.
В то же время замена даты на 15.07.2022 делает накладную на внутреннее перемещение документом, не относящимся к материалам спора, т.к. во всех документах оформленных для подтверждения недостачи товара (коммерческий акт, акт об установлении расхождений по количеству и качеству при приемке груза от 09.08.2022, претензия ДНС) идет ссылка на накладную о внутренних перемещениях от 02.08.2022 N ЧК7-020638.
По железнодорожной накладной ЭХ176053 для перевозки был предоставлен именно товар по накладной на внутреннее перемещение товара N ЧК7-020638 на общую сумму 5 178 924,85 руб., поскольку груз был принят к перевозке без внутритарного осмотра и заявленной стоимости.
При направлении Истцом претензии ответчику была приложена накладная на внутреннее перемещение товара от 02.08.22, не содержащая стоимость продукции, соответственно, данный документ внутреннего пользования грузовладельца (ДНС ритейл) им же изменяется и не является доказательством по делу.
Накладной на внутреннее перемещение товара N ЧК7-020638 не содержат ссылки на дату и номер транспортной накладной, по которой груз принят к перевозке, наименование перевозчика, принявшего груз к перевозке, вид транспортного средства.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Поскольку убытки являются мерой ответственности, истец должен доказать: противоправность действий ответчика, факт и размер понесенного ущерба, причинную связь между действиями ответчика и возникшими убытками.
Статьей 119 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).
На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять лишь функцию агента грузоотправителя, за исключением случаев, когда экспедитор не проявил необходимой осмотрительности в выборе перевозчика или принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки.
Между тем, как справедливо указал суд, представленными Истцом в материалы дела документами не подтвержден факт причинения истцу убытков вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств, возникших из заключенного между сторонами договора, а также не доказан размер убытков. Кроме того, ответчик груз не принимал и не перевозил.
Доводы подателя апелляционной жалобы об обратном основаны на переоценке представленных в дело доказательств. Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, верно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 февраля 2024 года по делу N А40-165127/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.В. Стешан |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-165127/2023
Истец: АО "РУССО ТРАНС - ЛОГИСТИКА"
Ответчик: ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
Третье лицо: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ООО "БЛТК", ООО "ДНС РИТЕЙЛ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"