город Воронеж |
|
7 июня 2024 г. |
Дело N А48-2958/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 7 июня 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Аришонковой Е.А., Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кобозевой Д.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Орел-Агро-Продукт": Селивановской И.Е. - представителя по доверенности от 21.10.2022 N 47925/22, действительна до 20.10.2025, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: извещено надлежащим образом, представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Мираторг-Курск": извещено надлежащим образом, представитель не явился;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: извещено надлежащим образом, представитель не явился;
от Администрации Кромского района Орловской области: извещена надлежащим образом, представитель не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.03.2024 по делу N А48-2958/2023 по исковому заявлению Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к обществу с ограниченной ответственностью "Орел-Агро-Продукт" о возмещении вреда, причинённого почве вследствие нарушения земельного законодательства, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Мираторг-Курск", Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям, Администрация Кромского района Орловской области,
УСТАНОВИЛ:
Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Орел-Агро-Продукт" (далее - ответчик, ООО "Орел-Агро-Продукт", Общество) о взыскании вреда, причиненного почве в сумме 642 622,50 руб.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.03.2024 по делу N А48-2958/2023 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования указывает на то, что материалами дела доказан факт причинения ответчиком вреда почвам, выразившийся в разливе жидкой фракции отходов животноводства на земельный участок с кадастровым номером 57:09:0020101:122. При этом, по мнению заявителя жалобы, сама по себе разработка Обществом проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером 57:09:0020101:122 не ведет к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Орел-Агро-Продукт" ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, указывая, что спорный овраг является частью земельного участка с кадастровым номером 57:09:0020101:122, который принадлежит Обществу на праве собственности. На указанном земельном участке ответчиком проводились агрономические работы по внесению удобрения на основе свиноводческих навозных стоков, которые проводились в соответствии с Регламентом ООО "Орел-Агро-Продукт" Р008-2022 "Порядок и правила внесения продукта на основе животноводческих навозных стоков". Проектом рекультивации земельного участка с кадастровым номером 57:09:0020101:122, а именно его овражной части путем посева семян многолетних растений, что опровергает довод Управления о невозможности использования данного оврага.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям в отзыве на жалобу пояснило, что иск заявлен полномочным лицом, при рассмотрении жалобы полагается на усмотрение суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ООО "Мираторг-Курск", Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям, Администрации Кромского района Орловской области, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Отделом государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора в рамках рассмотрения обращения 10 ноября 2022 года было проведено выездное обследование земельного участка (овраг), расположенного 1 км юго-западнее д. Алексеевка Кромского района Орловской области, по результатам которого составлен акт выездного обследования от 10.11.2022, а также протокол осмотра от 10.11.2022 N 865-ВОП.
В ходе проведенного обследования установлено, что овраг, расположенный юго-западнее д. Алексеевка Кромского района Орловкой области (1 км) имеет следы распашки почвы. Приблизительная площадь распаханного земельного участка, расположенного в овраге, составила 3 000 м2. На территории, подвергшейся распашке имеются следы (незначительные) скопления сточных вод, предположительно жидкой фракции отходов животноводства. Кроме того, установлено место сброса отходов животноводства, а именно окраина сельскохозяйственных земель, на которой скапливались отходы. После того, как место скопления переполнилось, жидкая фракция отходов перетекла ниже по рельефу и скопилась в овраге. На момент проведения обследования никаких работ (сельскохозяйственных) не велось. Осадки в виде дождя или снега отсутствовали.
17.11.2022 специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора с привлечением специалистов филиала ЦЛАТИ по Орловской области ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" было проведено выездное обследование территории (акт выездного обследования от 17.11.2022) в рамках которого произведен осмотр территории, а также отбор проб почвы.
Как следует из протокола осмотра N 881-ВОП от 17.11.2022, в рамках проведения выездного обследования проведен осмотр территории (земельного участка) прилегающего к д. Алексеевка Кромского района Орловской области, а также прилегающей к нему территории. На момент проведения обследования установлено, что на прилегающем к оврагу полю с кадастровым номером земельного участка 57:09:0020101:122, произведен сброс жидкой фракции отходов животноводства, которые по склону перелились в овраг. Также в обследуемом овраге произведены отборы проб почвы с трех пробных площадок на предмет установления загрязняющих веществ в пробах почвы от жидкой фракции отходов животноводства. Пробы почвы были отобраны с трех пробных площадок с глубины: 0-5 см; 5-20 см. кроме того, была отобрана 1 проба с фоновой пробной площадки.
Также определены точки местоположения пробных площадок. Пробы почвы после отбора были опломбированы, взвешены, помещены в чистые полиэтиленовые пакеты. После отбора пробы были направлены в лабораторию для проведения исследований.
Специалистами филиала ЦЛАТИ по Орловской области ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" 17 ноября 2022 года произведены отборы проб почвы в месте сброса жидких отходов на почву на территории земельного участка, расположенного 1 км юго-западнее д. Алексеевка, Кромского района Орловской области. В указанном месте отобраны объединенные пробы почвы с глубины 0-5 см и 5-20 см, для последующих испытаний по веществам: хлорид-ион, азотнитратов, азот-нитритов, фосфор (подвижная форма), сульфат-ион. Также была заложена пробная площадка, на которой была отобрана фоновая проба почвы с глубины 0,5 см и 5-20 см. В ходе отбора проб специалистами филиала ЦЛАТИ по Орловской области осуществлялись замеры координат пробных площадок (точек отбора) с помощью ГНСС - приёмника спутниковый геодезический Emlid Reach RS+ и произведен замер размеров пробных площадок с помощью поверенной измерительной рулетки RGK R-20 (протокол отбора проб почвы, отходов, донных отложений от 17.11.2022 N 155).
По данным Управления отборы проб почвы осуществлены в овраге - земельном участке в границах кадастрового квартала 57:09:0020101 государственная собственность, на которые не разграничена.
По итогам исследований вышеуказанных проб почвы филиалом "ЦЛАТИ по Орловской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" составлены протокол испытаний почв от 24 ноября 2022 года N 155-ПЧ, экспертное заключение по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 24 ноября 2022 года N 85, согласно которым выявлено наличие превышение концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах по показателю - нитраты по NO3.
По результатам аналитического исследования отобранных проб почвы установлено высокое содержание нитратов (по NO3) в почве на пробной площадке N 1 (шифр проб: 155.1 и 155.2) превысило содержание нитратов (по NO3) относительно фоновой пробы (шифр проб: 155.7, 155.8) в 1,58 и 1,22 раза соответственно.
В ходе сравнения содержания нитратов (по NO3) в почве на вышеуказанном земельном участке с почвой, отобранной в фоновой пробе, истец делает вывод о наличии загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ. Площадь пробной площадки N 1 на которой установлено загрязнение составила - 325 м2.
Из веществ, превышение содержания которых установлено по результатам отбора проб почвы в расположенном поблизости овраге (часть земельного участка в границах кадастрового квартала 57:09:0020101 государственная собственность на который не разграничена), расположенном по адресу (местоположению): Орловская область, Кромской район 1 км юго-западнее д. Алексеевка, нитраты (по NO3) включены в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 1316-р.
Согласно полученным истцом сведениям, ООО "Орел-Агро-Продукт", являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 57:09:0020101:122, в октябре 2022 года проводило работы по внесению продукта на основе свиноводческих навозных стоков на поле сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 57:09:0020101:122 ООО "Орел-Агро-Продукт".
В соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, утвержденный Приказом Министерства природы России от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды", Управлением произведен расчет вреда, причиненного ООО "Орел-Агро-Продукт", почвам как объекту охраны окружающей среды, который составил 642 622,5 рублей.
В адрес ООО "Орел-Агро-Продукт" направлено требование N АБ-02-07/14791 от 27.12.2022 о добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Поскольку вред, причиненный ООО "Орел-Агро-Продукт" почвам как объекту охраны окружающей среды, возмещен не был, Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в арбитражный суд с рассмотренным исковым заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что указанный в исковом заявлении овраг является частью земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 57:09:0020101:122, пробные площадки N 1-3 имеют следы распашки вследствие того, что ответчиком проводились агрономические работы по внесению продукта на основе свиноводческих навозных стоков в целях проведения работ по дальнейшей рекультивации объекта, ввиду чего отказал в удовлетворении исковых требований.
При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Пунктом 1 статьи 1 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 4 Закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3 ст. 77 Закона).
Согласно пункту 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Так, в силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ, согласно которым лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
В силу п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - постановление N 49) основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (ст. 1, 77 Федерального закона N7-ФЗ).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 7 и 8 постановления N 49, по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
По смыслу приведенных выше норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации правовое регулирование отношений, возникающих из причинения вреда окружающей среде, осуществляется на основе гражданско-правового института внедоговорных (деликтных) обязательств. Гражданская ответственность за экологический вред носит имущественный (правовосстановительный) характер и призвана обеспечить в хозяйственном обороте реализацию принципа "загрязнитель платит", создать экономические стимулы к недопущению причинения экологического ущерба при ведении своей деятельности хозяйствующими субъектами.
Сам факт негативного воздействия на земли и почвы, включая загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв, предполагает, что в результате таких действий (бездействия) происходит нарушение естественных плодородных и иных свойств почвы, то есть причинение вреда почве как объекту окружающей среды. Соответственно, при рассмотрении требования о возмещении вреда достаточно представления доказательств, которые с разумной степенью достоверности подтверждают негативный характер воздействия на земли и почвы хозяйствующим субъектом при ведении своей деятельности или иными лицами. Неблагоприятные экологические последствия могут проявляться спустя продолжительное время.
Указанная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2022 N 309-ЭС22-3206 по делу N А50-23706/2020.
На основании изложенного, основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающегося в негативном изменении состояния окружающей среды. При этом доказательства, подтверждающие наличие вреда, должен представить истец.
Совокупность оснований для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда: факт причинения убытков и их размер, вина причинителя вреда (в форме неосторожности), причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и возникшими у истца убытками, подтверждена материалами дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при проведении выездных обследований обследование земельного участка (овраг), расположенного 1 км юго-западнее д. Алексеевка Кромского района Орловской области 10.11.2022 и 17.11.2022 Отделом государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, был установлено, что овраг имеет следы распашки почвы с наличием следов скопления жидкой фракции отходов животноводства.
Специалистами филиала ЦЛАТИ по Орловской области ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" 17 ноября 2022 года произведены отборы проб почвы в овраге (земельный участок в границах кадастрового квартала 57:09:0020101 государственная собственность на который не разграничена).
По итогам исследований вышеуказанных проб почвы филиалом "ЦЛАТИ по Орловской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" составлены протокол испытаний почв от 24 ноября 2022 года N 155-ПЧ, экспертное заключение по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 24 ноября 2022 года N 85, согласно которым выявлено наличие превышение концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах по показателю - нитраты по NO3.
ООО "Орел-Агро-Продукт", являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 57:09:0020101:122, в октябре 2022 года проводило работы по внесению продукта на основе свиноводческих навозных стоков на поле сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 57:09:0020101:122 ООО "Орел-Агро-Продукт".
Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Обосновывая доводы жалобы, Управление полагает, что доказанным факт причинения ответчиком вреда почвам как объекту охраны окружающей среды, в результате стекания с территории поля сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 57:09:0020101:122, продукта на основе свиноводческих навозных стоков, в расположенный поблизости овраг (часть земельный участок в границах кадастрового квартала 57:09:0020101 государственная собственность на который не разграничена) расположенного по адресу (местоположению): Орловская область, Кромской район, 1 км юго-западнее д. Алексеевка.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами истца ввиду следующего.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ООО "Орел-Агро-Продукт" и ООО "Мираторг-Курск" заключили на поставку продукта на основе свиноводческих навозных стоков и оказанию услуг по транспортировке для последующего внесения в земельные участки сельскохозяйственного назначения, обрабатываемые ООО "Орел-Агро-Продукт".
Продукт на основе свиноводческих стоков производится ООО "Мираторг-Курск" в соответствии с ТУ 20.15.80-005-53326822-2020. Продукт на основе свиноводческих навозных стоков (жидкий).
Согласно условиям договора поставки продукта на основе свиноводческих навозных стоков от 1 августа 2022 года ООО "Мираторг-Курск" представлены подтверждающие качество продукции документы: протокол испытаний от 22 июля 2022 года N А/х-Уо-0611 (стоки навозные свиные), каталожный лист продукции на продукт на основе свиноводческих навозных стоков, сертификат соответствия N 0002347 сроком действия с 16 сентября 2020 года по 15 сентября 2023 года (том 1, л. д. 57-59).
Указанные документы подтверждают соответствие продукта на основе свиноводческих навозных стоков ТУ 20.15.80-005-53326822-2020.
Согласно пункту 3.1. ТУ продукт относится к практически неопасным веществам (4 класс опасности по ГОСТ 12.1.007-76).
Пунктом 4.2. ТУ установлено, что применение продукта не приводит к сверхнормативному накоплению в почве элементов и их соединений.
Внесение продукта на основе свиноводческих навозных стоков на поле сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 57:09:0020101:122 в октябре 2022 года производилось в соответствии Регламентом ООО "Орел-Агро-Продукт" Р008-2022 "Порядок и правила внесения продукта на основе свиноводческих навозных стоков", сроком действия с 3 октября 2022 года по 3 октября 2025 года.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о побочных продуктах животноводства) юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов.
Побочные продукты животноводства не являются отходами, за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 5 Закон о побочных продуктах животноводства (части 5 статьи 5).
Частью 6 статьи 5 Закона о побочных продуктах животноводства определено, что побочные продукты животноводства признаются отходами в случае установления в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии и (или) федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Закон о побочных продуктах животноводства вступил в законную силу с 01.03.2023 (ст. 13 указанного Закона), при этом, как верно указал суд первой инстанции, до 1 марта 2023 года собственники земельных участков сельскохозяйственного назначения были вправе использовать продукты на основе животноводческих стоков (органическое удобрение) при их соответствии техническим условиям для улучшения плодородия земель.
В соответствии с установленным обществом технологическим процессом производства удобрения навоз перерабатывается в продукт - органическое удобрение.
Представленные ответчиком ТУ, сертификат соответствия N 0002347 сроком действия с 16 сентября 2020 года по 15 сентября 2023 года и протокол испытаний от 22 июля 2022 года N А/х-Уо-0611 на органическое удобрение, а также регламент указывает на отсутствие вреда для почвы при внесении продукта на основе свиноводческих навозных стоков в почву земельных участков сельскохозяйственного назначения. Иное Управлением не доказано.
Увеличенное содержание азота в площадке N 1, в которую внесено удобрение, по сравнению с фоновой пробой (посадка, где не вносилось удобрение), не свидетельствует о порче почвы и причинении ей вреда. Показатель наличия в почве нитратов азота, образовавшихся после внесения навоза, является изменчивым под воздействием разных факторов, необходим для роста растений и увеличения урожайности.
Общеизвестным является факт, что для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур необходимо обогащать почвы органическими веществами.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области пришел к обоснованному выводу, что овраг, расположенный 1 км юго-западнее д. Алексеевка Кромского района Орловской области, является частью земельного участка с кадастровым номером 57:09:0020101:122.
Согласно Правилам землепользования и застройки Гуторовского сельского поселения Кромского района Орловской области, утвержденным решением Гуторовского сельского Совета народных депутатов от 23 мая 2012 года N 14-2с/с овраг, имеющий следы распашки и являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 57:09:0020101:122, находится в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Как следует из представленного в материалы дела заключения кадастрового инженера Химченкова О.И. N 1 от 04.09.2023, произведенного исходя из указанных в приложении к протоколу отбора проб почвы, отходов, донных отложений от 17 ноября 2022 года N 155 координат площадок и схемы отбора проб почвы, все три площадки, из которых отобрана проба, расположены на земельном участке с кадастровым номером 57:09:0020101:122.
Кроме того, Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям в отношении ООО "Орел-Агро-Продукт" составлено заключение от 20 сентября 2023 года N 157 по проведению в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) выездного обследования земельного участка с кадастровым номером 57:09:0020101:122. При этом обследовался и овраг, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 57:09:0020101:122.
С целью соблюдения установленных требований действующего законодательства и принятию мер по недопущению зарастания сорной травянистой растительностью земельного участка с кадастровым номером 57:09:0020101:122, ООО "Орел-Агро-Продукт" разработан проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером 57:09:0020101:122, а именно его овражной части. Разработка проекта рекультивации также являлось и требованием Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры.
Указанным проектом рекультивации предусмотрен посев семян многолетних трав (красный клевер, тимофеевка, овсянница луговая и т.д.), в том числе на овражной части земельного участка 57:09:0020101:122, где отобраны пробы площадок 1-3.
Таким образом, вопреки доводам Управления, спорный овраг, расположенный 1 км юго-западнее д. Алексеевка Кромского района Орловской области, является частью земельного участка с кадастровым номером 57:09:0020101:122, принадлежащим ООО "Орел-Агро-Продукт" на праве собственности, а не в границах земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Поскольку данный овраг является частью земельного участка с кадастровым номером 57:09:0020101:122, ООО "Орел-Агро-Продукт" в него вносился продукт на основе свиноводческих навозных стоков с последующей заделкой.
Как следует из представленной в материалы дела карты рабочих полей в 2022 году, на земельном участке с кадастровым номером 57:09:0020101:122 расположено рабочее поле N 70-521 (том 2, лист дела 8).
Согласно трекам движения трактора на рабочем поле 70-521, производилось внесение удобрений в период с 01.10.2022 по 30.11.2022 (том 2, лист дела 9).
Указанные данные соотносятся с ранее представленными ответчиком путевыми листами (по датам и наименованию техники) и подтверждают действительное осуществление внесения удобрений на основе побочных продуктов животноводства на земельном участке с кадастровым номером 57:09:0020101:122.
Внесение удобрений на основе свиноводческих навозных стоков также подтверждается представленными ООО "Орел-Агро-Продукт" актами N ОАППР-00019630 от 07.11.2022, N ОАППР-00019631 от 06.11.2022 об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, ядохимикатов, гербицидов, семян (т. 2 л.д. 10-11).
Овраг равномерно распахан, имеется подъезд и возможность выполнения работ сельскохозяйственной техникой.
Учитывая вышеизложенное, поскольку спорный овраг, расположенный 1 км юго-западнее д. Алексеевка Кромского района Орловской области, является частью земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 57:09:0020101:122, принадлежащего ООО "Орел-Агро-Продукт", и на нем ответчиком производились агрономические работы по внесению продукта на основе свиноводческих навозных стоков, учитывая, что Управлением не доказан факт порчи почвы и причинения ей вреда, оснований для удовлетворении исковых требований у суда не имелось.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Орловской области от 12.03.2024 по делу N А48-2958/2023 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 12.03.2024 по делу N А48-2958/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2958/2023
Истец: ПРИОКСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "ОРЕЛ-АГРО-ПРОДУКТ"
Третье лицо: Администрация Кромского района Орловской области, ООО "Мираторг-Курск", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ОРЛОВСКОЙ И КУРСКОЙ ОБЛАСТЯМ