г.Москва |
|
06 июня 2024 г. |
Дело N А40-198004/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Е.Б.,
судей Левченко Н.И., Мезриной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воргулевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.03.2024 по делу N А40-198004/23
по иску ООО "Пересвет" (ИНН 7725551713, ОГРН 1057748686412)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
третье лицо: Правительство Москвы,
о признании права на имущественную поддержку, об обязании произвести перерасчет, о признании обязательства отсутствующим,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика и третьего лица: Христофорова Ю.А. по доверенностям от 11.12.2023, 22.02.2024, диплом 107704 01374432 от 18.03.2020,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Пересвет" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 5 500 руб. (на период с 01.01.2023 по 31.12.2023), а также установления в дальнейшем арендной платы по договору аренды N 06-01107/07 от 18.09.2007 с учетом льготой ставки, в соответствии с п.1 Постановления N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы"; обязании Департамент городского имущества города Москвы произвести перерасчет арендной платы по договору аренды N 06-01107/07 от 18.09.2007 в связи с применением п.1 Постановления N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", устанавливающим право на имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 5 500 руб. с 01.01.2023; признании обязательство ООО "Пересвет" перед Департаментом городского имущества г.Москвы по уплате задолженности по арендной плате в размере 966 439 руб. 06 коп. отсутствующим.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 05.03.2024 исковые требования удовлетворены частично. За ООО "Пересвет" признано право на применение льготной ставки арендной платы в размере 5 500 руб. за 1 кв.м в год по договору аренды N 06-01107/07 от 18.09.2007 за период с 01.01.2023 по 31.12.2023. Суд также обязал Департамент городского имущества города Москвы произвести перерасчет арендной платы по договору аренды N 06-01107/07 от 18.09.2007, в связи с применением п.1 Постановления N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", устанавливающим право на имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 5 500 руб. с 01.01.2023. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик и третье лицо обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, по основаниям, изложенным в жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика и третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержал.
От истца в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие представителя истца, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2024 отсутствуют.
Как следует из материалов дела, ООО "Пересвет" с 01.03.2006 является арендатором нежилого объекта (нежилого помещения), кадастровый номер 77:04:0003001:14252, общей площадью 143,8 кв. м., расположенного по адресу: г.Москва, 1-ый Кожуховский проезд, д.11 на основании договора аренды N 06-01107/07 от 18.09.2007 в редакции дополнительного соглашения от 21.11.2008, заключенных с Департаментом городского имущества города Москвы.
Согласно Сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства истец непрерывно является субъектом малого предпринимательства города Москвы.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Москвы N А40-207686/22, за ООО "Пересвет" признано право на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 4 750 руб. за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 и 5 000 руб. за период с 01.01.2022 по договору аренды N 06-01107/07 от 18.09.2007.
Несмотря на то, что судом было установлено право ООО "Пересвет" на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы на 2021 и 2022 по договору аренды N 06-01107/07 от 18.09.2007, Департаментом в спорный период установлена рыночная ставка арендной платы с учетом коэффициента-дефлятора в размере 12 181 руб. 30 коп., о чем Департамент уведомил истца 17.07.2023 в своем письме N ДГИ-Э-85916/23-1.
В обоснование исковых требований истец указал, что является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем на основании п.1 ст.424 Гражданского кодекса РФ, п.1 и 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", ч.1 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", п.1 ч.1 ст.18 Закона города Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", имеет право на применение льготной ставки арендной платы на 2023 в размере 5 500 руб. за кв.м в год, однако, ответчик в установлении такого размера неправомерно отказал, что послужило основанием для обращения последнего в суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд указал, что установление ответчиком истцу на 2023 год рыночной ставки арендной платы не соответствует установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" и Законом города Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки. При таких обстоятельствах требование истца о признании права на применение льготной ставки арендной платы по договору N 06-01107/07 от 18.09.2007 в размере 5 500 руб. за кв. м в год на 2023 год признал подлежащим удовлетворению.
Суд также обязывает ответчика произвести перерасчет арендной платы по договору аренды N 06-01107/07 от 18.09.2007 в связи с применением п.1 Постановления N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", устанавливающим право на имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства в виде установления 8 льготной ставки арендной платы в размере 5 500 руб. с 01.01.2023.
Отказывая в удовлетворении требования истца о признании отсутствующим обязательства ООО "Пересвет" перед Департаментом городского имущества г.Москвы по уплате задолженности по арендной плате в размере 966 439 руб. 06 коп., суд первой инстанции обоснованно указал, что истцом не доказано наличие нарушения его права, подлежащего защите заявленным истцом способом.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда в связи со следующим.
Согласно ч.7 ст.19 Закона города Москвы от 26.11.2008 N 60 (ред. от 23.04.2015) "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" порядок использования движимого и недвижимого имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе на льготных условиях, устанавливается правительством Москвы. Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП (ред. от 29.11.2022) "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Согласно п.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, с 01.01.2023 (в редакции Постановления Правительства Москвы от 29.11.2022 N 2688-ПП) установлена ставка арендной платы в размере 5 500 руб. за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных ч.9 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Постановлением N 812-ПП от 02.12.2016 из п.1.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП с 01.01.2017 исключен абзац, предусматривающий необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
В Постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду).
В соответствии с п.2.1 Постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в п.1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в п.1(1) данного постановления.
Исходя из буквального содержания п.1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 5 500 руб. за кв. м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3 800 руб. за кв. м.
В п.2.4 указанного постановления предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в п.1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Признание за истцом права на применение ставки арендной платы за 1 кв. м в год, в соответствии с положениями п.1.1 и п.5 Постановления N 800-ПП не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается истцом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Поскольку по условиям договора аренды размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в п.1.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с указанной даты, и не требует подписания соглашения о применении указанной ставки.
В том случае, если истец перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, подлежит применению ставка арендной платы, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 N 305-ЭС19-26856, 305-ЭС20-1800.
Доказательств утраты истцом статуса субъекта малого предпринимательства в материалы дела не представлено, и подтверждается выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, доказательств того, что истец не соответствовал критериям, установленным в Постановлении Москвы N 800-ПП в спорный период ответчиком также не предоставлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что отказ ответчика в предоставлении льготной ставки на 2023 год в размере 5 500 руб. за 1 кв. м в год неправомерен.
Довод Департамента о том, что истец не доказал факт использования помещения по целевому назначению, а также наличие либо отсутствие в помещениях субарендаторов в спорный период апелляционной коллегией не принимается, поскольку, Департамент не представил доказательств, подтверждающих, что арендатор в спорный период перестал отвечать критериям, которые установлены для применения льготной ставки.
При этом п.4(1).5, 4.(2) постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП установлен порядок действий арендодателя по договору аренды при нарушении арендаторами помещений, переданных в аренду на льготных условиях, в случае передачи без согласия арендодателя нежилого помещения в субаренду, либо использования нежилых помещений по назначению, не предусмотренному договором аренды, который не влечет автоматическую отмену льготной ставки арендной платы.
Ссылка заявителей жалобы на истечение срока договора аренды является необоснованной несостоятельной, поскольку как верно установлено судом первой инстанции, по истечении указанного срока, а именно, после 31.07.2008 договор аренды был возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном ст.621 Гражданского кодекса РФ и Департамент не возражал против продления договора.
Доводы заявителей жалобы о том, что ответчик имел задолженность по арендной плате, в связи с этим утратил право на применение льготной ставки апелляционной коллегией отклоняются как необоснованные, поскольку п.п.4(1).2 - 4(1).4 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП установлен порядок действий арендодателя по договору аренды при нарушении арендаторами помещений, переданных в аренду на льготных условиях, платежной дисциплины, который не влечет автоматическую отмену льготной ставки арендной платы.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что жалоба ответчика и третьего лица не подлежит удовлетворению, поскольку отсутствуют соответствующие основания, предусмотренные ст.270 АПК РФ для отмены решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения Арбитражного суда г.Москвы.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2024 по делу N А40-198004/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-198004/2023
Истец: ООО "ПЕРЕСВЕТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ