город Воронеж |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А35-6290/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Малиной Е.В.,
Аришонковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от ООО Агентство "ЛИНКОР": Гальчанской Н.Н. - представителя по доверенности от 15.04.2024, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
УФНС России по Курской области: Маяковской Ю.А. - представителя по доверенностиN 36-10/052374 от 28.11.2023, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО Агентство "ЛИНКОР" на решение Арбитражного суда Курской области от 25.03.2024 по делу N А35-6290/2023, по заявлению ООО Агентство "ЛИНКОР" (ИНН 4630016783, ОГРН 1024600944664) к УФНС России по Курской области о признании незаконными действий УФНС, сообщения об исчисленных суммах налога и обязании исключить из налоговой базы по налогу на имущество организаций нежилого помещения,
3-е лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Агентство "ЛИНКОР" (далее - ООО Агентство "ЛИНКОР") заявило требование о признании незаконными действий УФНС России по Курской области по включению в налоговую базу для исчисления налога на имущество организаций суммы в размере 8553272 руб. 47 коп. кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 46:29:102150:2903, суммы исчисленного налога - 141129 руб.; признании недействительным Сообщения об исчислении налоговым органом м суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога N 3488416 от 23.04.2023 в части включения в налоговую базу для исчисления налога на имущество организаций за 2022 год суммы в размере 8553272 руб. 47 коп. кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 46:29:102150:2903, суммы исчисленного налога - 141129 руб.; обязании УФНС России по Курской области исключить из налоговой базы для исчисления налога на имущество организаций за 2022 г. ООО Агентства "Линкор" суммы в размере 8553272 руб. 47 коп. кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 46629:102150:2903, суммы исчисленного налога 141129 руб.. по его кадастровой стоимости (с учетом уточнений).
Решением от 25.03.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ООО Агентство "ЛИНКОР" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что включение нежилого помещения с кадастровым номером 46:29:102150:2903 с кадастровой стоимостью в размере 8 553 272,47 рублей в налоговую базу для исчисления налога на имущества и суммы исчисленного налога - 141 129 рублей нарушает права ООО Агентство "Линкор", поскольку включение данного нежилого помещения по кадастровой стоимости без учета его предназначения и фактического использования, наличия в сведениях ЕГРН реестровой ошибки, налагает на ООО Агентство "Линкор" необоснованные налоговые обязательства, которые повлекут для ООО Агентство "Линкор" убытки и неспособность к осуществлению его деятельности, что является недопустимым.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве УФНС России по Курской области возражало на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и указал заявитель в своем заявлении ООО Агентство "Линкор" принадлежит на праве собственности нежилые помещения по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, д. 12-Б:
с кадастровым номером: 46:29:102150:2904, площадью 468, 9 кв.м., назначение: нежилое, наименование: магазин, этаж:1;
с кадастровым номером 46:29:102150:2903, площадью 413,9 кв.м., назначение: нежилое, наименование: подсобные помещения, этаж: подвал.
Данные помещения были образованы из здания с кадастровым номером: 46:29:102150:86, по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, д. 12-Б, площадью 882,8 кв. м.
Право собственности за ООО Агентство "Линкор" на указанные помещения с кадастровыми номерами:46:29:102150:2904, 46:29:102150:2903 было зарегистрировано, а на здание 46:29:102150:86 - прекращено 10.02.2022.
Решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 24.12.2022 N 01.01-17/1269 здание с кадастровым номером 46:29:102150:86 включено в перечень объектов недвижимости на территории Курской области по N 3998, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость.
На основании сообщения об исчислении налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога N 3488416 от 23.04.2023 налоговым органом в налоговую базу для исчисления налога на имущество организаций за 2022 год были включены нежилые помещения 46:29:102150:2904, 46:29:102150:2903 по их кадастровой стоимости.
Не согласившись с действиями УФНС по Курской области по включению в налоговую базу для исчисления налога нежилого помещения с кадастровым номером 46:29:102150:2903 по кадастровой стоимости ООО Агентство "Линкор" обратилась в налоговый орган с жалобами от 03.05.2023, 14.06.2023, которые были оставлены без удовлетворения (ответы ФНС от 03.07.2023, 07.06.2023).
Полагая, что включение нежилого помещения с кадастровым номером 46:29:102150:2903 с кадастровой стоимостью в размере 8 553 272,47 рублей в налоговую базу для исчисления налога на имущества и суммы исчисленного налога - 141 129 рублей нарушает права ООО Агентство "Линкор", поскольку включение данного нежилого помещения по кадастровой стоимости без учета его предназначения и фактического использования, налагает на ООО Агентство "Линкор" необоснованные налоговые обязательства, которые повлекут для ООО Агентство "Линкор" убытки и неспособность к осуществлению его деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 настоящего Кодекса.
Согласно положениям пункта 2 статьи 372 Кодекса, устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, и порядок уплаты налога.
В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ, действовавшему в проверяемый период, объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
Для отнесения имущества к объекту обложения налогом на имущество организаций оно должно быть учтено на балансе налогоплательщика в качестве объекта основного средства в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. В соответствии со статьей 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за налоговый период 2023 года определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2022 года с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса, в случае, если кадастровая стоимость таких объектов недвижимого имущества, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость таких объектов недвижимого имущества, внесенную в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимого имущества увеличилась вследствие изменения их характеристик.
Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с настоящей главой.
В силу положений пункта 2 статьи 378.2 НК РФ законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации при установлении особенностей определения налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества вправе определить виды объектов недвижимого имущества, которые подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости.
После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1,2 и 4 пункта 1,2 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 2.2. пункта 12 настоящей статьи.
Организация в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (одной четвертой кадастровой стоимости) этого имущества.
В соответствии с Законом Курской области N 57-ЗКО от 26.11.2003 в редакции Закона Курской области от 25.11.2019 N 103-ЗКО, (ст.1.1) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как определено в пункте 3 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое, отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 -го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3,4,5 настоящей статьи высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом. В случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 382 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:
1) сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, умноженная на соответствующую налоговую ставку;
2) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 1 или 2 пункта 1 настоящей статьи, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей главой, без учета положений настоящей статьи;
в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 3 мили 4 пункта 1 настоящей статьи, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта;
в случае, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1,2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не определена, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей главой без учета положений настоящей статьи;
в отношении объекта недвижимого имущества, находящегося в общей долевой собственности, сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве общей собственности на такой объект недвижимого имущества. В случае изменения в течение налогового периода доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект недвижимого имущества сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется с учетом коэффициента, определяемого в соответствии с пунктом 5 статьи 382 настоящего Кодекса.
Организация в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (одной четвертой кадастровой стоимости) этого имущества.
В случае, если в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, кадастровая стоимость не определена, в отношении указанных объектов недвижимого имущества налоговая база принимается равной нулю. Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В соответствии со ст.379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
По мнению ООО Агентство "ЛИНКОР", действия УФНС по Курской области по включению в налоговую базу для исчисления налога на имущество организации нежилого помещения с кадастровым номером 46:29:102150:2903 по кадастровой стоимости в размере 8 553 272,47 рублей, сумма исчисленного налога -141 129 рублей являются незаконными.
Вместе с тем, Обществом не учитывается, что в силу абзаца 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, в случае если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству РФ действия с объектами недвижимого имущества, включёнными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
За ООО Агентство "ЛИНКОР" до 10.02.2022 было зарегистрировано право собственности на здание, площадью 882,8 кв. метров, расположенное по адресу: г.Курск, ул.Хуторская, 12-Б, под кадастровым номером 46:29:102150:86. С 01.01.2022 оно подлежит обложению налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости.
В общую площадь здания входит необорудованное подвальное помещение, доступ в которое возможен только с улицы через вход на базе технического окна, абсолютно не пригодное для торговли.
ООО Агентство "ЛИНКОР" инициировало процедуру раздела подвального технического помещения и помещения магазина.
В результате чего, только 10.02.2022 были поставлены на кадастровый учет и зарегистрировано за ООО Агентство "Линкор" право собственности на два нежилых помещения:
магазин - кадастровый номер 46:29:102150:2904;
подсобные помещения (подвал) - кадастровый номер 46:29:102150:2903 10.02.2022 право собственности на вышеуказанное здание, площадью 882,8 кв. метров, расположенное по адресу: г.Курск, ул. Хуторская, 12-Б, под кадастровым номером 46:29:102150:86 за ООО Агентство "Линкор" было прекращено.
Согласно информации, предоставленной регистрирующим органом, Общество с 27.08.2001 по 10.02.2022 являлось собственником нежилого помещения (наименование объекта собственности - магазин) кадастровый номер 46:29:102150:86, а также с 10.02.2022 является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 46:29:102150:2904 (наименование объекта собственности -магазин) и 46:29:102150:2903 (наименование объекта собственности - подсобные помещения), расположенных по адресу: г. Курск, ул.Хуторская, д.12б.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости нежилые помещения с кадастровыми номерами 46:29:102150:2904 и 46:29:102150:2903 расположены в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером 46:29:102150:86.
Решением от 24.12.2022 N 01.01-17/1269 Комитета по управлению имуществом Курской области здание с кадастровым номером 46:29:102150:86 включено в перечень объектов недвижимости на территории Курской области по N 3998, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость.
ООО "ЛИНКОР" 09.03.2022 обратилось в Инспекцию с запросом о предоставлении разъяснений по порядку исчисления налога на имущество организаций за 2022 год по объектам недвижимости с кадастровыми номерами 46:29:102150:2904 и 46:29:102150:2903.
В связи с тем, что информация об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости поступила в Управление только 25.04.2022, Налогоплательщику предоставлен ответ о том, что налоговой базой для исчисления налога на имущество организаций за 2022 год по спорным объектам является их среднегодовая (балансовая) стоимость в соответствии со статей 375 Кодекса.
Управлением в адрес Налогоплательщика направлено письмо от 03.07.2023 N 1525/027859@, в соответствии с которым дано разъяснение по порядку исчисления налога на имущество организаций в отношении вновь образованных помещений исходя из кадастровой стоимости объекта, а также о том, что письмо Инспекции от 23.03.2022 N 16-18/008096@ не подлежащим применению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 363 Кодекса Управлением сформировано и направлено Заявителю сообщение от 23.04.2023 N 3488416 об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, согласно которому исчислено налога на имущество организаций за 2022 год в сумме 324 541 руб. по объектам недвижимости с кадастровыми номерами: 46:29:102150:2903, 46:29:102150:2904, 46:29:102150:86 с учетом количества месяцев владения и кадастровой стоимости.
Таким образом, поскольку предыдущий объект недвижимости с кадастровым номером 46:29:102150:86 по состоянию на 01.01.2022 включен в Перечень, то вновь образованные объекты недвижимости подлежат обложению налогом на имущество по кадастровой стоимости в силу пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем у налогового органа имелись законные основания для исчисления налога на имущество организации по объекту недвижимого имущества с кадастровым номером 46:29:102150:2903 по кадастровой стоимости и направления оспариваемого сообщения об исчислении налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога от 23.04.2023 N 3488416 в части включения в налоговую базу для исчисления налога на имущество организаций за 2022 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 46:29:102150:2903 по его кадастровой стоимости.
Довод Заявителя об исчислении налога на имущество организаций по помещению с кадастровым номером 46:29:102150:2903 по кадастровой стоимости без учета его предназначения и фактического использования подлежит отклонению по следующим основаниям.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Кодекса высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким нормативным правовым актом является Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Администрации Курской области от 26.10.2018 N 840-па (далее - Порядок определения вида фактического использования помещений).
В соответствии с требованиями пункта 1.2 Порядка определения вида фактического использования помещений (здесь и далее в редакции, действовавшей до принятия постановления Администрации Курской области от 24.03.2022 N 276-па) вид фактического использования объектов недвижимости определяется комитетом по управлению имуществом Курской области на основании материалов, полученных в результате осуществления мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости, расположенных на территории соответствующего муниципального образования Курской области и представленных в Комитет подведомственным ему учреждением.
Пунктом 2.1 Порядка определения вида фактического использования помещений предусмотрено, что вид фактического использования объектов недвижимости определяется на основании сведений, содержащихся в ЕГРН или документах технического учета (инвентаризации), сведений о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой на объектах недвижимости, и (или) сведений об использовании объектов недвижимости. В случае, если осуществление межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Курской области, органами местного самоуправления и результаты анализа информации, предоставленной собственниками объектов недвижимости, не позволяют однозначно установить вид фактического использования объектов недвижимости, проводится их обследование.
Согласно вышеуказанным положениям Кодекса налоговые органы не уполномочены определять вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а также перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с чем данный вопрос не относится к компетенции налоговых органов.
Учитывая вышеизложенное, сообщение об исчислении налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога от 23.04.2023 N 3488416 в части включения в налоговую базу для исчисления налога на имущество организаций за 2022 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 46:29:102150:2903 по его кадастровой стоимости, соответственно, является обоснованным и отсутствуют основания для пересчета размера налоговой базы для исчисления налога на имущество организаций и сумму исчисленного налога за 2022 год для объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 46:29:102150:2903 по его среднегодовой (балансовой) стоимости.
Согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.02.2022, предоставленным Налогоплательщиком совместно с жалобой, нежилые помещения с кадастровыми номерами 46:29:102150:2903, 46:29:102150:2904 находятся в аренде у Торговый дом "Перекресток" ИНН 7728029110 на основании договора аренды нежилого помещения от 26.05.2012, со сроком действия до 31.05.2027 с учетом дополнительных соглашений N 2 от 10.12.2014, N 3 от 01.03.2015, N5 от 01.06.2016, N 6 от 10.03.2017, N7 от 01.07.2017, N7 от 20.09.208, N 8 от 01.04.209, N 9 от 04.06.2020, N10 от 28.01.2021 к указанному договору.
Из изложенного следует вывод об использовании объектов недвижимости с кадастровыми номерами 46:29:102150:2904 и 46:29:102150:2903 как единого торгового объекта. Информация об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 46:29:102150:2904 в сумме 8 844 000 руб. и 46:29:102150:2903 в сумме 8 533 272.47 руб. поступила в Управление 25.04.2022.
В обоснование своих требований заявителем также в материалы дела был представлен Акт экспертного исследования на предмет установления наличия технического подполья в нежилом здании по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, 12б, проведенного с 17.08.2023 по 24.08.2023 на основании устного заявления Гальчанской Натальи Николаевны - представителя ООО Агентство "Линкор". Согласно выводам указанного Акта, под нежилым зданием магазина, расположенным по адресу: г. Курск, ул.Хуторская, 12б, фактически имеется помещение, расположенное в пространстве между перекрытием пола 1 -го этажа и нижним уровнем фундамента. Данное помещение, по своим техническим характеристикам и назначению, соответствует требованиям нормативно-технических документов, предъявляемым к "техническому подполью" и фактически является техническим подпольем нежилого здания магазина.
Пространство технического подполья под нежилым зданием магазина, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, 12б, в соответствии с Приложением N 2 к приказу Росреестра от 23 октября 2020 г. N П/0393, не включается в общую площадь нежилого здания магазина.
В связи с тем, что площадь технического подполья не включается в общую площадь нежилого здания, необходимо внести соответствующие изменения в базу данных ЕГРН, в части уменьшения общей площади нежилого здания, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, 12б. Внесение изменений и уточнений в сведения ЕГРН об объекте недвижимости, осуществляются путем подготовки технического плана здания, выполняемого кадастровым инженером, в соответствии с требованиями законодательства о государственной регистрации и государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Привлеченное к участию в деле Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в представленных пояснениях, указало, в частности, что, согласно сведениям ЕГРН объекту недвижимости с кадастровым номером 46:29:102150:2903, расположенному по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, д.12б, 04.10.2023 присвоен статус "архивный", в связи со снятием его с государственного кадастрового учета и прекращением права собственности на основании заявления ООО агентства "Линкор" от 04.10.2023, технического плана от 27.09.2023 подготовленного в результате выполнения работ в связи с изменением сведений о площади, количестве этажей и местоположении здания с кадастровым номером 46:29:102150:86, в состав которого в том числе включен акт экспертного обследования на предмет установления наличия технического подполья в нежилом здании по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, 12б от 24.08.2023 N 760/2023.
Вместе с тем, указанные действия предприняты заявителем уже в ходе рассмотрения настоящего дела и соответствующие изменения внесены 04.10.2023, в том время как заявитель оспаривает действия налогового органа по налогу на имущество организаций за 2022 год и просит внести соответствующие изменения в исчисленный налог на имущество за указанный период.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности действий налогового органа и об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Расходы по госпошлине подлежат отнесению на заявителя.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная по платёжному поручению N 46 от 22.01.2024 государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату ООО Агентство "ЛИНКОР" из доходов федерального бюджета, о чем надлежит выдать справку.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 25.03.2024 по делу N А35-6290/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-6290/2023
Истец: ООО Агентство "Линкор"
Ответчик: УФНС России по Курской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области