г. Владимир |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А43-34720/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2024.
Полный текст постановления изготовлен 11.06.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2024 по делу N А43-34720/2023,
принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Дробмаш" (ОГРН 1065260097429, ИНН 5260171078) о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства по Нижегородской области от 06.10.2023 N 32-20-15/20-10117 в части.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федерального казначейства по Нижегородской области - Цыганов А.А. по доверенности от 30.11.2022 N 16/98 сроком действия до 31.12.2024; Дейцева Н.А. по доверенности от 30.11.2022 N 16/95 сроком действия до 31.12.2024;
закрытого акционерного общества "Дробмаш" - Рысин И.С. по доверенности от 02.10.2023 N 0300/03-85 сроком действия до 02.10.2024
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, закрытого акционерного общества "Дробмаш", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Должностными лицами Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (далее - Управление) на основании приказов Управления от 27.06.2023 N 417, от 20.07.2023 N 467, от 04.08.2023 N 518 в период с 13.07.2023 по 25.08.2023 проведена плановая выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий планов по импортозамещению в отдельных гражданских отраслях промышленности (станкоинструментальная промышленность, лесопромышленный комплекс).
В ходе проверки Управлением установлено нарушение закрытым акционерным обществом "Дробмаш" (далее - Общество) пункта 4.3.10.2 соглашения от 27.12.2020 N 020-11-2020-2092 (далее - Соглашение), выразившееся в нарушение срока предоставления отчета о достижении результата предоставления субсидии за январь-июнь 2021 года в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство).
По результатам проверки Управлением 25.08.2023 составлен акт проверки.
Рассмотрев материалы проверки, Управление 06.10.2023 вынесло представление N 32-20-15/20-10117, в соответствии с пунктом 2 которого возложило на Общество обязанность уплатить пени за несвоевременное предоставление отчета о достижении результата предоставления субсидии в сумме 1 287 637 руб. 16 коп. в срок до 22.12.2023 включительно.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Управления от 06.10.2023 N 32-20-15/20-10117 в части требования уплаты пеней за несвоевременное предоставление отчета о достижении результата предоставления субсидии в сумме 1 287 637 руб. 16 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство.
Решением от 02.04.2024 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное Обществом требование.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что заключая Соглашение, стороны берут на себя обязательства соблюдать не только условия самого соглашения, но и положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2019 N 1649 (далее - Правила N 1649), в соответствии с которыми оно заключается.
Управление полагает, что отношения, связанные с заключение и исполнением Соглашения, не входят в сферу применения гражданского законодательства.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что правоотношения, связанные с предоставлением (получением) бюджетных средств в виде субсидии, в том числе по соблюдению правил и условий их предоставления, регулируются бюджетным законодательством.
Управление обращает внимание, что Правилами N 1649 установлена императивная обязанность уплаты пени получателем субсидии при нарушении сроков предоставления отчетности, и эта обязанность возникает со дня нарушения таких сроков на основании положений законодательства Российской Федерации и не зависит от воли сторон Соглашения, в том числе Министерства.
Управление поясняет, что оно не осуществляло начисление пеней, а в пределах своей компетенции выявило нарушение получателем субсидии (Обществом) сроков предоставления отчетности, установленных пунктом 4.3.10.2 Соглашения, а также связанное с ним нарушение пункта 4.3.16.10 Соглашения и пункта 25 Правил N 1649, выразившееся в невыполнении обязанности по оплате пени, и направило требование об устранении данного нарушения.
Представители Управления в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Министерства.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются, в том числе, юридические лица, получающие средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями;
Согласно пункту 2.1 статьи 266.1 БК РФ государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством, в том числе, в отношении юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений пункта 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся:
- контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
- контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
- контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
- контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
- контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
- проводятся проверки, ревизии и обследования;
- направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
- направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
- осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях;
- назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований;
- получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;
- направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 267.1 БК РФ под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2019 N 1649 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации.
Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов (пункт 1 Правил N 1649).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 24 Правил N 1649 для получения субсидии организация, с которой заключено соглашение о предоставлении субсидии, представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящих Правил, не позднее чем за 30 календарных дней (в случае первичного предоставления субсидии - не позднее чем за 3 календарных дня) до очередной даты предоставления субсидии, установленной соглашением о предоставлении субсидии, отчетность, предусмотренная соглашением о предоставлении субсидии в соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 23 настоящих Правил (начиная с представления отчетов за первый этап реализации проекта, установленный планом мероприятий).
В соглашении о предоставлении субсидии предусматриваются в том числе обязательство организации - получателя субсидии по представлению ежеквартально по итогам I, II и III кварталов, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а по итогам года - не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным годом, отчетов в соответствии с подпунктом "е" настоящего пункта, отчетности о достижении значений результата предоставления субсидии и характеристик (показателей), необходимых для достижения результата предоставления субсидии, и об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, представляемой по формам, установленным типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, в том числе обязательство по внесению актуальных данных, представляемых в указанные сроки, в электронные формы отчетности государственной информационной системы промышленности в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящих Правил (подпункт "ж" пункта 23 Правил N 1649).
Согласно пункту 25 Правил N 1649 Министерство рассматривает указанные в пункте 24 настоящих Правил документы в течение 20 рабочих дней и принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии.
В случае непредставления отчетности в соответствии с подпунктами "б" или "б(1)" пункта 24 настоящих Правил в сроки, установленные соглашением о предоставлении субсидии, в том числе путем внесения отчетности в электронные формы отчетности государственной информационной системы промышленности в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящих Правил, и (или) в случае недостижения контрольных событий очередного этапа реализации проекта, установленных планом мероприятий, и (или) недостижения значений характеристик (показателей) очередного этапа реализации проекта, установленных планом мероприятий, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, организация уплачивает пени в размере одной трехсотой ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, предоставленной организации суммы субсидии за каждый день просрочки до представления соответствующей отчетности и (или) до достижения контрольных событий очередного этапа реализации проекта, установленных планом мероприятий, и (или) характеристик (показателей), необходимых для достижения значения результата предоставления субсидии, или до дня расторжения соглашения о предоставлении субсидии.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что 27.12.2020 между Министерством и Обществом заключено соглашение N 020-11-2020-2092 о предоставлении из федерального бюджета субсидии российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов.
Согласно указанному Соглашению оно заключено в соответствии с Правилами N 1649.
В соответствии с пунктами 4.1.7.1.2, 4.1.7.1.3 Соглашения Министерство обязуется осуществлять контроль за соблюдением Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок: по месту нахождения Министерства на основании:
- 4.1.7.1.2. отчета о достижении результата предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии по форме, установленной в приложении N 3 к настоящему Соглашению, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, представленного в соответствии с пунктами 4.3.10.2 и 4.3.16.7 настоящего Соглашения;
- 4.1.7.1.3. отчета о выполнении условий предоставлении субсидии и о выполнении плана мероприятий по разработке современных технологий, производству и реализации на их основе инновационной продукции по форме, установленной в приложении N 9 к настоящему соглашению, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения (далее - отчет о выполнении плана мероприятий).
Согласно пункту 4.1.10.1 Соглашения Министерство обязуется в случаях, предусмотренных пунктом 4.3.16.10 настоящего Соглашения, начислять получателю соответствующие пени, с обязательным уведомлением получателя в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного решения.
В соответствии с пунктом 4.3.10.2 Соглашения получатель обязуется представлять в Министерство: отчет о достижении значений результата предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.1.7.1.2 настоящего Соглашения и отчет о выполнении плана мероприятий в соответствии с пунктом 4.1.7.1.3 настоящего Соглашения не позднее 30 рабочего дня, следующего за отчетным периодом, при этом устанавливается следующая периодичность предоставления указанного отчета.
Согласно пункту 4.3.16.10 Соглашения получатель обязуется выполнять иные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Правилами предоставления субсидии, в том числе в случае непредставления документов в установленный срок согласно пунктам 4.3.10.1, 4.3.10.2 настоящего Соглашения, уплачивать пени, размер которой составляет одну трехсотую ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, суммы Субсидии за каждый день просрочки до представления соответствующей отчетности и (или) до достижения контрольных событий очередного этапа реализации Проекта, установленных Планом-графиком реализации инновационного проекта и (или) показателями, необходимыми для достижения результата предоставления субсидии, или до даты расторжения настоящего Соглашения.
Таким образом, из совокупного толкования приведенных норм Правил N 1649 и условий Соглашения следует, что пени, предусмотренные Правилами и пунктом 4.3.16.10 Соглашения, представляют собой меру гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение получателем субсидии обязательства по Соглашению в виде соблюдения срока представления отчета о достижении результата предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии. При этом начисление пени относится к полномочиям Министерства, реализуемым в рамках контроля за соблюдением получателем субсидии порядка, целей и условий ее предоставления субсидии, установленных Правилами и Соглашением. Обязанность по уплате пени возникает у получателя субсидии в связи с получением уведомления Министерства о принятом решении об их начислении.
Доводы Управления об обратном суд первой инстанции правильно посчитал основанными на неверном толковании положения Правил N 1649 и условий Соглашения.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае, несмотря на допущенное Обществом нарушение срока предоставления отчета о достижении результата предоставления субсидии за январь-июнь 2021 года, пени Министерством не начислялись Обществу, последнее не уведомлялось в порядке пункта 4.1.10.1 Соглашения.
Следовательно, обязанность по их уплате у Общества не возникла.
Позиция Управления о том, что пунктом 25 Правил N 1649 установлена императивная обязанность получателя субсидии уплатить пени в случае нарушения срока предоставления отчетности, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку из совокупного толкования пунктов 1, 25 Правил N 1649, пунктов 4.1.10.1, 4.1.7.1.2, 4.1.7.1.3, 4.3.16.10 Соглашения следует, что начисление пени относится к полномочиям Министерства в рамках осуществления контроля за соблюдением условий предоставления субсидии в виде соблюдения срока предоставления отчета о достижении результата предоставления субсидии. В отсутствие решения Министерства о начислении пени и уведомления Общества о его принятии последнее невозможно признать нарушившим требования Правил N 1649 и Соглашения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что, не являясь стороной таких соглашения, установив в рамках проведения проверки Общества факт нарушения срока предоставления отчета о достижении результата предоставления субсидии, Управление не имело правовых оснований подменять собой Министерство и начислять пени Обществу.
При таких обстоятельствах представление Управления в оспоренной части относительно требования об уплате пени не соответствует положениям статьи 269.2 БК РФ, пункта 25 Правил N 1649, нарушает права и законные интересы Общества.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании закона.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2024 по делу N А43-34720/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-34720/2023
Истец: ЗАО "ДРОБМАШ"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Нижегородской области
Третье лицо: Министерство промывшленности и торговли РФ