14 июня 2024 г. |
Дело N А87-122/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей: Приваловой А.В., Марусина В.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СБ-Апекс" на решение Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 06.06.2023 по делу N А87-122/2023 (А02-488/2022) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СБ-Апекс" к Государственному комитету государственной регистрации, кадастра и картографии Луганской Народной Республики, о признании незаконным решения Луганского городского управления юстиции Министерства юстиции Луганской Народной Республики,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СБ-Апекс" (далее - заявитель, общество, ООО "СБ-Апекс") обратилось в Арбитражный суд Луганской Народной Республики с заявлением о признании незаконным решения государственного регистратора отдела государственной регистрации прав на недвижимое имущество, их обременений и технической инвентаризации Луганского городского управления юстиции Министерства юстиции Луганской Народной Республики от 09.08.2021 N 07-1.10/1151 об отказе в проведении государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества. В качестве устранения допущенного нарушения своих прав общество просит обязать Луганское городское управление юстиции Министерства юстиции Луганской Народной Республики провести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости согласно поданному заявлению N 07-1.10/1151 от 19.07.2021, расположенного по адресу: ЛНР, г. Луганск, ул. Звейнека, д. 145-Ц за ООО "СБ-Апекс".
Определением суда первой инстанции от 27.07.2022 по ходатайству заявителя заменен ненадлежащий ответчик - Министерство юстиции Луганской Народной Республики на надлежащего - Луганское городское управление юстиции Министерства юстиции Луганской Народной Республики.
Определением Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 05.04.2023 удовлетворено ходатайство Луганского городского управления юстиции Министерства юстиции Луганской Народной Республики о замене ответчика по делу в порядке процессуального правопреемства, на основании положений статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Луганское городское управление юстиции Министерства юстиции Луганской Народной Республики заменено на его функционального правопреемника - Государственный комитет государственной регистрации, кадастра и картографии Луганской Народной Республики (ОГРН 1229400000367).
В связи с изданием Указа Главы Луганской Народной Республики от 29.03.2023 N УГ-263/23 об упразднении Государственного комитета государственной регистрации, кадастра и картографии Луганской Народной Республики с 05.04.2023 названный орган находится в состоянии ликвидации.
08.12.2022 в ЕГРЮЛ внесены сведения о созданном Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Луганской Народной Республике (ОГРН 1229400102249).
06.02.2023 согласно совместному приказу N 11-ОД/П/0012 по акту приема-передачи документация (включая кадастровые и регистрационные дела) передана от Государственного комитета государственной регистрации, кадастра и картографии Луганской Народной Республики Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Луганской Народной Республике.
Определением Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 22.05.2023 заявителю отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков Луганского городского управления юстиции Министерства юстиции Луганской Народной Республики и Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Луганской Народной Республике. Апелляционная жалоба заявителя на это определение была разрешена Двадцать первым арбитражным апелляционным судом определением от 06-13 сентября 2023 оставлена без рассмотрения по основаниям части 2 статьи 148 АПК РФ.
Предметом апелляционного обжалования является решение Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 06.06.2023, которым в удовлетворении заявления ООО "СБ-Апекс" отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования, ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нормам материального права, на допущенные судом первой инстанции процессуальные нарушения, заключающиеся в рассмотрение дела с ненадлежащим кругом лиц, неверным определением субъектного состава ответчиков ввиду произошедшей передачи полномочий между государственными органами. Апеллянт полагает, что регистрирующим органом незаконно отказано в осуществлении регистрационных действий, поскольку исчерпывающий перечень оснований для отказа в их осуществлении предусмотрен действовавшим на тот период Временным положением о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество, их обременений и представление информации, утвержденным постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 01.12.2016 N 404 (далее - Временное положение), в котором отсутствует основание, указанное в спорном решении. При этом полагает, что указанное регистрирующим органом основание нельзя признать законным, поскольку в отношении общества и его участников не устанавливалось никаких ограничений решениями исполнительных органов республики на период военного положения относительно экономической и финансовой деятельности. Апеллянт также указывает на ошибочность вывода суда о невозможности проведения регистрационных действий по заявлению, поданному после срока, установленного в пункте 15.9 Временного положения - после 01.07.2020, поскольку такой вывод не соответствует нормам пунктов 2.1, 7.3 Временного положения, которыми предусмотрена обязательность государственной регистрации ранее возникших прав на недвижимое имущество и не предусмотрен в качестве основания для отказа в государственной регистрации прав пропуск указанного срока на обращение с заявлением, не содержит такого основания и спорное решение. Кроме того, заявитель указывает, что суд в решении сделал противоречивые выводы, признав, что спорное решение не соответствует требованиям Временного положения, но указав на отсутствие нарушенных прав заявителя его принятием, что не согласуется с положениями статей 198, 200 АПК РФ и противоречит обстоятельствам дела. С момента принятия спорного решения об отказе в государственной регистрации права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество заявитель не мог реализовать свои права собственника, вследствие наличия спорного решения. Отказ в осуществлении испрашиваемых регистрационных действий повлек для общества негативные правовые последствия в виде невозможности оформления права на землю под объектами недвижимого имущества и последующего затем привлечения общества к административной ответственности за использование земельного участка без оформления правоустанавливающих документов.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Определением от 13.09.2023Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, на основании пунктов 6, 6.1 статьи 268 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, установив наличие безусловных оснований в силу пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены решения арбитражного суда первой инстанции ввиду допущенного судом нарушения норм процессуального права, рассмотрение спора без участия в деле надлежащего лица, отвечающего по заявленным требованиям вследствие произошедшей передачи полномочий между государственными органами, не привлеченного судом в нарушение части 6 статьи 46 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица апелляционным судом привлечено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Луганской Народной Республике.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От заявителя в материалы дела 20.03.2023 поступило ходатайство об истребовании доказательств из Межрайонной ИФНС России по ЛНР относительно сведений о конечном бенефициаром владельце ООО "СБ-Апекс", надлежащим образом заваренную выписку из ЕГРН о юридическом лице (ОГРН 1229400002842). Также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в отсутствие представителя, мотивированное затрудненностью явки в судебное заседание. В удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств заявителю отказано в протокольной форме в связи с отсутствием мотивом такого истребования, сведение о таком юридическом лице имеются в материалах дела. Относительно рассмотрения заявления в отсутствие представителя ООО "СБ-Апекс", судебная коллегия учитывая надлежащее уведомление всех лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, в силу статей 156, 266 АПК РФ, не установила препятствия для рассмотрения заявления в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, на основании договора купли - продажи от 27.12.2012 реестровый номер нотариальных сделок N 852 ООО "СБ-Апекс" приобрело в собственность объект недвижимого имущества, здание цехаN 13 с подвалом, расположенные по адресу: город Луганск, улица Звейнека, 145Ц, общей площадью 2609,6 кв.м. Право собственности общество зарегистрировало в установленном на тот период порядке в государственном реестре Украины прав собственности на недвижимое имущество 27.12.2012, о чем свидетельствует выписка, рег.N24050004 от 30.12.2009 из реестра прав собственности на недвижимое имущество, номер объекта недвижимого имущества 10799244101, запись в реестре 5427461 (л.д.150-154, т.1).
12 мая 2014 года Луганская Народная Республика провозгласила себя независимым государством, 18 мая 2014 года принята Конституция Луганской Народной Республики.
В соответствии со статьями 28, 41 Закона Луганской Народной Республики от 25.06.2014 N 14-I "О системе исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики", в целях правового обеспечения, признания и защиты государством вещных прав на недвижимое имущество на территории Луганской Народной Республики, Совет Министров Луганской Народной Республики постановлением от 02 августа 2016 года N 404 утвердил Временное положение о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество, их обременений и предоставления информации (с изменениями), пунктами 2.5, 5.19 которого предусмотрена обязательная государственная регистрация в порядке, предусмотренном настоящим Временным положением, возникших до вступления в силу настоящего Временного положения прав собственности (кроме государственной и муниципальной собственности) на нежилые объекты недвижимости, которые используются при осуществлении хозяйственной, (в том числе предпринимательской) деятельности.
19 мая 2015 года ООО "СБ-Апекс" осуществлена в установленном законодательством Луганской Народной Республики порядке государственная регистрация юридического лица (ОГРН 61114717, т.1, л.д. 14, т.2, л.д. 76-79).
С целью государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости в порядке, установленном законодательством Луганской Народной Республики, общество 19.07.2021 обратилось с заявлением в орган регистрации прав - Министерство юстиции Луганской Народной Республики о государственной регистрации за собой права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Луганск, ул. Звейнека, д.145Ц (л.д. 41, 114, т.1). К заявлению общество приложило устав, свидетельство о регистрации в качестве юридического лица ЛНР, свидетельство о праве собственности на объекты недвижимого имущества украинского периода, технический паспорт.
Решением от 09.08.2021 N 07-1.10/1151 орган регистрации прав, руководствуясь пунктом 7.2 Временного положения, в соответствии со статьей 8 Закона Луганской Народной Республики "О военном положении", решением исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики от 29.02.2016, которыми установлены ограничения на период военного положения относительно экономической и финансовой деятельности участников юридических лиц, входящих в состав учредителей общества, отказал заявителю в проведении государственной регистрации права собственности ( л.д. 13, т.1).
Получив 17.05.2022 решение регистрирующего органа, о чем имеется отметка в карточке приема документов, и, посчитав отказ в регистрации права собственности незаконным, общество 07.06.2022 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением (л.д. 14, т.1).
Изучив материалы дела, рассмотрев заявленные требования по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения заявления общества с ограниченной ответственностью "СБ-Апекс", исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении. Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований, то есть независимо от доводов заявления суд, в том числе по своей инициативе, выясняет имеющие значение для дела обстоятельства.
Решения органов и лиц, принятые при реализации публичных полномочий и затрагивающие права и законные интересы граждан и организаций в сфере гражданского оборота (например, решения органов, реализующих полномочия по ведению реестров гражданских прав), могут быть проверены в рамках производства, регламентированного главой 24 АПК РФ, по основаниям, связанным с соблюдением требований законодательства, определяющих правила реализации соответствующих полномочий (пункт 23 Пленума N 21).
В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики" (далее - ФКЗ N6) нормативные правовые акты Луганской Народной Республики действуют на территории Луганской Народной Республики до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Луганской Народной Республики.
Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 6-ФКЗ до создания на территории Луганской Народной Республики территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по ведению Единого государственного реестра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и начала осуществления их полномочий полномочия указанного федерального органа, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, могут осуществляться органами государственной власти Луганской Народной Республики.
Согласно статье 36 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта и до 1 января 2026 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции нового субъекта Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Действовавшим на момент принятия спорного решения Временным положением предусматривалось, что для проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество необходимыми документами являются документы, которые подтверждают возникновение, переход и прекращение таких прав на недвижимое имущество, а также другие документы, предусмотренные настоящим Временным положением, к числу которых отнесено свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество (оригинал или его дубликат), выданное государственными органами или органами местного самоуправления (пункт 5.2).
Пунктом 5.3 Временного положения предусмотрено, что для проведения государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, а также производных от него вещных прав заявитель, кроме документа, подтверждающего возникновение, переход и прекращение вещных прав на недвижимое имущество, подает технический паспорт на объект недвижимого имущества. Техническая инвентаризация объекта недвижимости, по результатам проведения которой изготовлен технический паспорт, должна быть проведена в соответствии с требованиями пункта 2.14 настоящего
Временного положения (срок, прошедший с даты обследования объекта недвижимости при проведении его технической инвентаризации до даты подачи заявления о государственной регистрации прав, не должен превышать 6 (шести) месяцев).
Для проведения государственной регистрации прав заявитель подает органу государственной регистрации прав заявление по утвержденной форме (пункт 5.4).
Заявление о государственной регистрации прав подается отдельно по каждому объекту недвижимого имущества (пункт 5.5).
Для проведения государственной регистрации прав, которые возникли до 18.05.2014 у юридического лица, прошедшего в установленном законодательством порядке государственную регистрацию юридического лица в Луганской Народной Республике, органу государственной регистрации прав кроме документов, определенных абзацем первым пункта 5.13 настоящего Временного положения, предоставляется документ, подтверждающий внесение в Единый государственный реестр юридических лиц Луганской Народной Республики сведений об идентификационном коде в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины (далее - код ЕГРПОУ) такого юридического лица, ранее зарегистрированного на территории Украины (пункт 5.13).
При рассмотрении поданного заявления и документов государственный регистратор прав устанавливает соответствие заявленных прав и поданных документов требованиям настоящего Временного положения, а также отсутствие противоречий между заявленными и зарегистрированными правами на недвижимое имущество и их обременениями (пункт 5.17).
В случае возникновения сомнений в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав, в подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений уполномоченное должностное лицо органа государственной регистрации прав вправе запрашивать у государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц предоставления в установленный законодательством срок дополнительных документов и (или) сведений, необходимых для проведения государственной регистрации прав, направлять представленные заявителем документы в экспертное учреждение (эксперту) для проведения экспертизы их подлинности, и в этой связи вправе приостановить рассмотрение заявления на срок до одного месяца со дня принятия такого решения (пункты 5.19, 5.20).
По результатам рассмотрения заявления о государственной регистрации прав и поданных документов для проведения государственной регистрации прав государственный регистратор прав принимает решение о государственной регистрации прав или решение об отказе в такой регистрации.
Пунктом 7.2 Временного положения установлено, что государственный регистратор прав принимает решение об отказе в государственной регистрации прав и их обременений исключительно при наличии оснований для отказа в государственной регистрации прав и их обременений, определенных настоящим Временным положением.
В пункте 7.3 Временного положения перечислены основания, по которым в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений может быть отказано, в том числе в случае, если по истечении одного месяца со дня принятия решения государственным регистратором прав о приостановлении рассмотрения заявления в орган государственной регистрации прав не поступили документы и (или) сведения, подтверждающие устранение в полном объеме обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения.
В рассматриваемом случае общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением на основании установленной формы, утвержденной приказом Министерства юстиции Луганской Народной Республики от 19.08.2016 N 846-ОД, приложив в качестве документа, подтверждающего возникновение права собственности на заявленный к регистрации объект недвижимого имущества только договор купли - продажи от 27.12.2012, устав заявителя, протокол общего собрания ООО "СБ-Апекс", учредительные документы, из которых следует, что юридическое лицо имеет стопроцентное иностранное участие.
Из материалов дела следует, что ООО "СБ-Апекс" (ОГРН 1229400002842) перерегистрировалось как юридическое лицо Луганской Народной Республики 19.05.2015 (ОГРН ЛНР 61114717), создано 17.09.2008, единственный учредитель - компания "ГЛОБАКС ПРОДАКШНЗ КОРПОРЕЙШН" Британские виргинские острова (Тортола).
Отказывая заявителю в проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регистрирующий орган в спорном решении сослался на установленные статьей 8 Закона Луганской Народной Республики "О военном положении" от 24.04.2015 N 17-П, решением исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики от 29.02.2016 ограничения на период военного положения относительно экономической и финансовой деятельности участников юридического лица, имеющего стопроцентное иностранное участие.
При таких обстоятельствах, учитывая введенный на территории Луганской Народной Республики особый правовой режим на период действия военного положения, предусматривавший для обеспечения обороны страны и безопасности государства временные ограничения на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества и распространявший свое действие, в том числе на юридическое лицо, контроль над которым имеет иностранное юридическое лицо, орган регистрации прав правомерно отказал заявителю в проведении регистрационных действий. Отсюда, доводы ООО "СБ-АПЕКС" о том, что решение об отказе в государственной регистрации права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество лишает заявителя правомочностей владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему недвижимым имуществом, что выражается в невозможности производить его улучшения реконструкцию, передачу в пользование, в аренду, в управление, а также невозможности производить его отчуждение, в том числе продажу, с целью получения экономических благ, выгод, подлежат отклонению в рамках рассматриваемого в порядке главы 24 АПК РФ спора.
Поскольку оспариваемое решение соответствует требованиям законодательства, действовавшего на момент его принятия и, как следствие, не нарушает права заявителя, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного решение арбитражного суда Республики Крым подлежит отмене ввиду допущенных процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, влекущих отмену судебного акта в любом случае, с принятием по делу нового судебного акта об отказе заявителю в удовлетворении требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
Руководствуясь частями 6, 6.1 статьи 268, частью 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 06.06.2023 по делу N А87-122/2023 (А02-488/2022) отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "СБ-Апекс" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А87-122/2023
Истец: ООО "СБ-АПЕКС"
Третье лицо: Государственный комитет государственной регистрации, кадастра и картографии Луганской Народной Республики, Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по ЛНР
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3062/2023