г. Владимир |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А38-3812/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2024.
Полный текст постановления изготовлен 13.06.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Габова Дмитрия Витальевича на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.02.2024 по делу N А38-3812/2022,
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Габова Дмитрия Витальевича (ОГРНИП 312121517000053) о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл от 22.03.2022 N 2970 (с учетом уточнения),
при участии в деле третьего лица Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Приволжскому федеральному округу.
В судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл - Сайгина С.А. по доверенности от 26.12.2023 N 28-03/27716 сроком действия до 31.12.2024; Калягина Н.В. по доверенности от 26.12.2023 N 28-03/27698 сроком действия до 31.12.2024 (специалист).
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (правопредшественник Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий) (далее - Управление, налоговый орган) в отношении индивидуального предпринимателя Габова Дмитрия Витальевича (далее - Предприниматель, ИП Габов Д.В., налогоплательщик) проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 20.05.2020 N 15-07/4.
По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля, возражений налогоплательщика Управлением вынесено решение от 22.03.2022 N 2970 о привлечении Предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 10 866 руб. и пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 3700 руб.
Данным решением Предпринимателю доначислен налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), в сумме 891 098 руб., соответствующие пени в сумме 306 159 руб. 89 коп.
Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному федеральному округу от 11.07.2022 N 07-07/1378@ апелляционная жалоба Предпринимателя оставлена без удовлетворения.
Решением Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) от 23.12.2022 N КЧ-3-9/14643@ решение Управления от 22.03.2022 N 2970 частично отменено. По решению от 22.03.2022 N 2970 (в редакции решения ФНС России от 23.12.2022 N КЧ-3-9/14643@) начислена недоимка по единому налогу, уплачиваемому при применении УСН, за 2016-2018 годы в сумме 824 096 руб., пени по данному налогу в сумме 286 968 руб. 20 коп., штрафы по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 4321 руб. за неуплату указанного налога, по пункту 1 статьи 126 НК РФ в размере 925 руб.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Управления от 22.03.2022 N 2970 в части начисления недоимки поУСН за 2016, 2017, 2018 годы в сумме 824 096 руб., пени в сумме 286 968 руб. 20 коп., штрафов в размере 5246 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.02.2024 в удовлетворении заявленного требования Предпринимателю отказано.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Предприниматель считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу указало, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представители Управления в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному федеральному округу в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения и предполагает, что в рамках этого специального налогового режима облагаются доходы гражданина, полученные от предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
В силу пункта 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Порядок определения расходов предусмотрен в статье 346.16 НК РФ. Перечень расходов, на которые налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы в рамках применения упрощенной системы налогообложения, приведен в пункте 1 данной статьи.
В силу пункта 2 статьи 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.16 НК РФ расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (пункт 1 статьи 252 НК РФ).
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (пункт 2 статьи 346.18 НК РФ).
Согласно статье 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.10.2012 N 135н утверждены форма и порядок заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - Приказ N 135н).
В соответствии с пунктом 1.1 Приказа N 135н организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - налогоплательщики), ведут книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.
Налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога (пункт 1.2 Приказа N 135н).
При этом, в случае возникновения спора о должной сумме налога, подлежащей уплате в бюджет, на налоговом органе лежит бремя доказывания факта и размера дополнительно вмененного налогоплательщику дохода, а на налогоплательщике - факта и размера понесенных им расходов.
Оспаривая решение налогового органа (с учетом его изменения решением ФНС России от 23.12.2022 N КЧ-3-9/14643@), Предприниматель указал на обоснованность включения в состав затрат по единому налогу расходов за 2016 год: в сумме 20 000 руб. по приобретению бруса у Лимонникова А.С.; в сумме 100 000 руб. по приобретению услуг КАМАЗ-Вездеход-БКМ у Тернопол А.В.; в сумме 142 388 руб. на приобретение ГСМ; на выполнение подрядных работ Шиховым С.В. в сумме 120 000 руб., Страховым В.Н. в сумме 35 000 руб., Петровым Д.А. в сумме 50 000 руб.; за 2017 год: за кровельные работы, выполненные Тихоновым С.Н., в сумме 18 000 руб., Шиховой С.В. в сумме 45 000 руб.; на приобретение люстры у ИП Петровой Г.Р. в сумме 10 851 руб. 40 коп.; на приобретение ткани у ИП Ямалетдиновой Л.Р. в сумме 44 348 руб. 60 коп.; на приобретение ГСМ в сумме 149 019 руб.; за 2018 год: за транспортные услуги, оказанные ИП Таюрским Е.В., в сумме 229 960 руб.; на приобретение у ООО "Диса" ламината в сумме 126 816 руб.; на приобретение у ИП Дьяконова Ю.Г. аккумуляторов в сумме 24 600 руб.; на приобретение у ООО "Завод деталей подвески" рессора в сумме 16 000 руб.; на ремонт транспортного средства ТС Honda CR-V, выполненный ООО "САЗ-ГАЗ", в сумме 19 650 руб.; на приобретение у ООО "Аргус-Волга" металлической двери в сумме 24 210 руб.; на приобретение строительных материалов у ООО "Эпос", ООО "Мега Холл", ООО "ШК", ИП Панова В.В. в сумме 285 167 руб.; на приобретение ГСМ в сумме 86 462 руб.
Как пояснял Предприниматель, приобретенные у Лимонникова А.С. брус на сумму 100 000 руб.; у ООО "Эпос", ООО "Мега Холл", ООО "ШК", ИП Панова В.В. строительные материалы на сумму 3364 руб., кровельные работы, выполненные Тихоновым С.Н., Шиховой С.В., на сумму 63 000 руб. использованы на устройство павильона по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 105, а приобретенные у ИП Петровой Г.Р. люстра на сумму 10 851 руб. 40 коп., у ИП Ямалетди-новой Л.Р. ткань на сумму 44 348 руб. 60 коп., у ООО "Диса" ламинат на сумму 126 816 руб. использованы на устройство павильонов по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 105, 107.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что 01.03.2018 между обществом с ограниченной ответственностью "Автотест" (арендодатель) и ИП Габовым Д.В. (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения (строения), по условиям которого Предпринимателю передано во временное пользование некапитальное временное строение, расположенное по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 107, общей площадью 18 кв. м для использования под офис.
Согласно акту приемки-передачи от 01.02.2018 передаваемое в аренду помещение представляет собой не капитальное временное строение, которое изготовлено из сборных пластмассовых стеновых панелей светлых тонов; в нем имеется два пластиковых окна со стеклопакетами; на стенах оборудованы две электрические розетки и выключатель; в помещении имеются два светильника с электрическими лампочками; входная дверь пластиковая со стеклопакетом; пол в помещении покрыт линолеумом; входная дверь имеет замок и ключи; в помещении установлены приборы учета электроэнергии; над входом в помещение оборудована навесная арка, покрытая прозрачным пластиком синего цвета; помещение и оборудование в нем исправно и имеет надлежащий вид.
По договору аренды площадки от 01.04.2016, заключенному между обществом с ограниченной ответственностью "Вереск" (арендодатель) и ИП Габовым Д.В. (арендатор), во временное пользование последнего передана асфальтобетонная площадка на территории предприятия, расположенная по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 105, общей площадью 26 кв.м.
Согласно пунктам 3.1, 3.2, 3.5 указанного договора арендатор обязуется использовать площадку только по прямому назначению, за свой счет производить обслуживание и ремонт арендуемой территории, производить капитальный ремонт ограждения периметра площадки, вывоз мусора, обрезку деревьев, изготовление въездных ворот и благоустройство территории перед площадкой. Арендатор не вправе производить необходимые улучшения без письменного разрешения арендодателя.
По данному договору, акту сдачи-приемки от 01.04.2016, договору аренды площадки от 09.01.2018, акту сдачи-приемки от 09.01.2018 Предпринимателю передана вышеуказанная асфальтобетонная площадка на территории закрытого акционерного общества "Торгтехника" общей площадью 26 кв.м, расположенная по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 105.
По договору купли-продажи торгового павильона (киоска) от 29.12.2015, заключенному между Сандульским А.В. (продавец) и ИП Габовым Д.В. (покупатель), последним приобретен в собственность торговый павильон (киоск) общей площадью 25 кв.м, который подлежит использованию для оптовой (или розничной) торговли.
В соответствии с протоколом осмотра от 19.03.2020 по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 107, расположено нежилое помещение (строение), в котором осуществляется оформление документов, прием платежей, снятие ксерокопий документов, ОСАГО (без переплат), услуги по изготовлению дубликатов регистрационных знаков, осуществляется покупка, продажа государственных регистрационных номеров. На момент осмотра в помещении установлено две терминала с номерами 2395 и 2495 (со слов Предпринимателя терминал под N 2495 не работает). Имеется рабочее место (стойка); оборудованная с/а; два рабочих места; установлен кассовый аппарат Штрих зав. N 0086110001025833; второй кассовый аппарат РАХ зав. N 03 3776 000513612 установлен в платежном терминале; банковский терминал (эквайринг) N 320634854. Дополнительно имеется компьютер, принтер, шкаф для документов.
Согласно протоколу осмотра от 20.03.2020 по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 107, имеется павильон, в котором находится рабочее место, оборудованное оргтехникой и компьютером. На момент осмотра там находится Леухина О.С. В павильоне имеются платежные терминалы в количестве 10 штук, выключенные (не работают), отключены от электросети. В наличии имеется 5 столов, за одним из которых сидит Леухина О.С.; четыре стула, шкаф, в которых находится три папки с документами. Установлен электросчетчик энергомера 2011 г. N 00779104101817 3, показания счетчика 14458, okwh. На одном из столов лежат государственные регистрационные номерные знаки. При входе имеется штендер со следующей информацией: "Изготовление дубликатов и ремонт государственных знаков за 5 минут".
Таким образом, наличие торгового павильона по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 105, доказательно не подтверждено, по данному адресу имеется только арендованная асфальтобетонная площадка.
Договор с администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа "Город Йошкар-Ола" заключен Предпринимателем только в отношении нестационарного торгового объекта - павильона по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, в 20 метрах по направлению на юго-запад от дома N 107.
Адрес: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 107, отражен в страховых полисах, выданных ИП Габову Д.В. на страхование его имущества.
По акту на списание материалов от 17.02.2016 N 5 Предпринимателем списаны расходы в виде бруса 60 пог.м на сумму 20 000 руб.; указана цель расхода: обустройство кровли павильона по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 105. Оплата в размере 20 000 руб. произведена по расчетному счету ИП Габова Д.В. 10.02.2016 с назначением платежа "по договору от 01.02.2016 б/н за выполнение подрядных работ для зачисления на карточный счет на имя Лимонникова А.С.".
Из объяснительной Лимонникова А.С. от 10.12.2020 следует, что кровельные работы в 2016-2018 годах он для ИП Габова Д.В. не выполнял (являлся инвалидом). Предпринимателю продал свой личный брус, приобретенный для постройки бани. Деньги в размере 20 000 руб. получил 10.02.2016 на свою банковскую карту.
Предпринимателем также не предоставлено первичных документов, подтверждающих выполнение Тихоновым С.Н., Шиховой С.В. кровельных работ на сумму 63 000 руб., которые, по утверждению налоголпательщика, связаны с устройством кровли павильона по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 105.
Согласно показаниям Тихонова С.Н. (протокол допроса от 03.12.2020 N 103) ИП Габов Д.В. ему не знаком; денежные средства от него он не получал. В 2016-2018 годах он никаких подрядных работ не выполнял.
В книге учета доходов и расходов ИП Габова Д.В. по УСН за 2017 год отражены расходы с содержанием операции: за люстру ИП Петрова Г.Р. на сумму 10 851 руб. 40 коп., за ткани ИП Ямалетдинова Л.Р. на сумму 44 348 руб. 60 коп. Однако, первичные документы, подтверждающие приобретение, использование в предпринимательской деятельности указанных товаров, не представлены.
Предприниматель также пояснял, что приобретенные у ООО "Эпос", ООО "Мега Холл", ООО "ШК", ИП Панова В.В. строительные материалы на сумму 285 167 руб. 97 коп. использованы в рамках выполнения работ по договору от 17.01.2018 N ГВ-17002-01, заключенному между ИП Габовым Д.В. и обществом с ограниченной ответственностью "Центр-А".
В дальнейшем Предприниматель уточнил, что материалы, приобретенные у ИП Панова В.В. (кирпич силикатный, смесь универсальная) использованы при обустройстве кровли павильона, находящегося по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 105. Остальные материалы использованы в рамках выполнения работ по договору от 17.01.2018 N ГВ-17002-01, заключенному между ИП Габовым Д.В. и обществом с ограниченной ответственностью "Центр-А".
При этом, в возражениях на дополнение к акту проверки налогоплательщик указывал, что строительные материалы на сумму 285 167 руб. 97 коп., приобретенные у ООО "Эпос", ООО "Мега Холл", ООО "Агава", ООО "ШК", ИП Панова В.В., использовались для осуществления финансово-хозяйственной деятельности по адресам: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 105, 107, ул. Машиностроителей, д.59, кв. 99.
В материалы дела Предпринимателем представлены составленные им в одностороннем порядке акты от 30.07.2018 N 3, от 17.08.2018 N 6, от 21.09.2018 N 7, от 31.10.2018 N 8, от 29.11.2018 N 9 на списание материалов на сумму 228 436 руб. 97 коп., израсходованных для выполнения отделочных работ по договору N ГВ-17002-01 на объекте по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ярмарочная, д. 14; от 18.07.2018 N 3, от 27.12.2018 N 7 на списание материалов на сумму 60 052 руб. 18 коп., израсходованных на обустройство ступеней, укладку на пол и облицовку стен ламинатом в павильоне по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 105; от 28.12.2018 N 8 на списание материалов на сумму 50 783 руб. 09 коп. на укладку на пол и облицовку стен ламинатом в павильоне по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 107.
По утверждению Предпринимателя, по актам на списание от 27.12.2018 N 7, от 28.12.2018 N 8 списаны материалы (ламинат, подложка), приобретенные у ООО "Диса" на сумму 126 816 руб.
Тем самым налогоплательщиком сообщены взаимоисключающие сведения о направлениях расходования приобретенных у ООО "Эпос", ООО "Мега Холл", ООО "Агава", ООО "ШК", ИП Панова В.В. строительных материалов.
Судом первой инстанции установлено, что между заказчиком ООО "Центр-А" и исполнителем ИП Габовым Д.В. 17.01.2018 заключен договор N ГВ-17002-01, в соответствии с которым исполнитель обязался провести ремонтно-строительные, отделочные, сантехнические и иные работы, связанные с водоснабжением, канализацией, вентиляцией в помещениях по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ярмарочная, д. 14. Согласно пунктам 2.1, 4.1, 4.2, 4.6, 5.2 договора от 17.01.2018 N ГВ-17002-01 стоимость работ составляет 1 016 808 руб. Исполнитель принимает на себя обязательство по обеспечению общестроительными материалами и оборудованием для выполнения работ. Общестроительные материалы и оборудование для производства работ приобретаются исполнителем за счет средств заказчика. Заказчик самостоятельно и за свой счет приобретает чистовые отделочные материалы. Исполнитель обязан каждый месяц (неделю) представлять заказчику отчет о денежных средствах, истраченных на строительные материалы и оборудование с приложением документов, подтверждающих стоимость материалов.
По условиям договора от 17.01.2018 N ГВ-17002-01 отделочные материалы, которые предполагается использовать при выполнении работ, приобретаются отдельно от цены договора за счет заказчика; чистовые отделочные материалы приобретаются самим заказчиком, в связи с чем, несение спорных затрат возложено на заказчика. Доказательств, в том числе, отчетов о денежных средствах, истраченных на строительные материалы и оборудование, подтверждающих выделение заказчиком средств на приобретение материалов, включение этих средств в облагаемый доход предпринимателя, заявителем не представлено.
Согласно выписки по банковскому счету ИП Габова Д.В. оплата от ООО "Центр-А" поступила на сумму 402 774 руб., в том числе, 17.01.2018 - 101 681 руб. (назначение платежа - оплата по счету N 2 от 17.01.2018 за ремонт помещения); 08.02.2018 - 150 000 руб. (назначение платежа - оплата по счету N 15 от 08.02.2018 за ремонт помещения); 08.02.2018 - 151 093 руб. (назначение платежа - оплата от 08.02.2018 N 15 за ремонт помещения). При этом, в представленных предпринимателем актах на списание материалов от 30.07.2018 N 3, от 17.08.2018 N 6, от 31.10.2018 N 8, от 29.11.2018 N 9 указаны более поздние даты, чем отраженные в счетах даты оплаты выполненных работ.
Акты приемки выполненных работ по договору от 17.01.2018 N ГВ-17002-01, иные первичные документы, подтверждающие издержки исполнителя в виде материалов, включенные в стоимость работ, Предпринимателем не представлены.
Суд первой инстанции правильно не признал надлежащим доказательством использования материалов при производстве работ на объекте по адресу: г. Чебоксары, ул. Ярмарочная, д. 14, составленные Предпринимателем в одностороннем порядке акты на списание материалов при отсутствии актов приемки работ.
Исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что Предпринимателем не представлены доказательства, подтверждающие использование в предпринимательской деятельности квартиры по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, д. 59, кв. 99, в которой он зарегистрирован по месту жительства. Наличие и использование павильона по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 105, также документально не подтверждено. Результатами осмотра нежилого помещения (строения), арендованного у ООО "Автотест", павильона, приобретенного у Сандульского А.В., по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 107, не установлено признаков выполнения работ с использованием материалов, приобретенных у ООО "Эпос", ООО "Мега Холл", ООО "Агава", ООО "ШК", ИП Панова В.В., Лимонникова А.С., ООО "Диса"; не установлено наличие там люстр, тканей. Первичных документов (актов приемки работ), подтверждающих применение спорных строительных материалов и формирование с учетом их стоимости издержек исполнителя в отношении работ на объекте по адресу: г. Чебоксары, ул. Ярмарочная, д. 14, налогоплательщиком не представлено, равно как и доказательств, подтверждающих основания отнесения им на затраты расходов, которые по условиям договора от 17.01.2018 N ГВ-17002-01 обязан нести заказчик.
ИП Габов Д.В. сообщил, что металлическая дверь, приобретенная у ООО "Аргус-Волга" на сумму 24 210 руб., установлена в помещении, используемом Предпринимателем для финансово-хозяйственной деятельности по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, д. 59, кв. 99.
При этом, по одностороннему акту на списание от 03.08.2018 N 5 дверь металлическая ДА-1 на сумму 24 210 руб. установлена в павильоне по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 105.
Исходя из документов, представленных на требование налогового органа ООО "Аргус-Волга", по договору от 16.07.2018 N 01/5 металлическая дверь установлена по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, д. 80 (данный фактический адрес Габова Д.В. отражен в договоре от 16.07.2018 N 01/5). Доказательств, подтверждающих наличие у налогоплательщика в собственности либо в аренде используемого для предпринимательской деятельности помещения по указанному адресу, ИП Габовым Д.В. не представлено.
На основании договора от 06.12.2018 N 15/2018, заключенного между заказчиком ИП Габовым Д.В. и исполнителем ИП Таюрским Е.В., последний обязался по заданию заказчика оказать услуги транспортным средством на объектах в Республике Коми.
Согласно актов ИП Таюрского Е.В. от 27.12.2018 N 10, от 31.12.2018 N 11 Предпринимателю оказаны транспортные услуги на общую сумму 229 960 руб., в том числе, по перебазировке транспортного средства ЗИЛ 131 г. Тобольск г. Ухта на сумму 130 000 руб.; автовышки марки ЗИЛ 131, гос. номер Р 303 УО 72 на сумму 99 960 руб.
Согласно пояснениям Предпринимателя указанные услуги оказаны в рамках выполнения ремонта кровли нежилого помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, ул. Ленина, д. 3 А, стр. 1, которое ИП Габовым Д.В. взято в аренду у Павлова Е.В. по договору аренды от 01.12.2018. Данное помещение Предприниматель планировал использовать для открытия ремонтных мастерских.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 договора аренды нежилого помещения от 01.12.2018, заключенного между арендодателем Павловым Е.В. и арендатором ИП Габовым Д.В., последний принял во временное пользование нежилое помещение общей площадью 126,3 кв.м, этаж 1, номера на поэтажном плане 12-13, кадастровый номер 11:19:0801021:338 по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, ул. Ленина, д. 3-а, строение 1. Арендуемая площадь предоставляется арендатору для использования под гараж, стоянку для транспортных средств и ремонтные мастерские. Срок действия договора: с 01.12.2018 по 30.10.2019. Передача помещения Предпринимателю оформлена актом приема-передачи арендуемой площади от 03.12.2018.
Транспортные, товарно-транспортные накладные, путевые листы, являющиеся обязательными первичными документами для подтверждения оказания транспортных услуг, Предпринимателем не представлены. В актах ИП Таюрского Е.В. не отражены сведения об объектах, с которыми были связаны оказываемые транспортные услуги, маршруты перевозки, сведения о водителях, датах начала и окончания перевозок.
По данным налогового органа в период с 01.12.2018 по 31.12.2018 деятельность по ремонту автотранспортных средств Предпринимателем не осуществлялась.
Поскольку доказательства, подтверждающие выполнение работ по ремонту кровли в арендованном помещении по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, ул. Ленина, д. 3-а, строение 1, не представлены, суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованным вывод налогового органа об отсутствии подтверждения затрат на сумму 229 960 руб. и их непосредственной связи с получением облагаемого дохода.
В подтверждение расходов на приобретение у ИП Тернопол А.В. услуг грузоперевозок бурильно-крановой машины КАМАЗ-Вездеход на сумму 100 000 руб. налоголпательщиком представлены: договор на оказание услуг от 01.06.2016, универсальный передаточный документ от 05.08.2016 N 156, платежные документы от 03.06.2016, от 05.09.2016 о перечислении 100 000 руб. с назначением платежа "по договору на оказание услуг от 01.06.2016 за капитальный ремонт опор".
Транспортные, товарно-транспортные накладные, путевые листы, являющиеся обязательными первичными документами для подтверждения оказания услуг по перевозкам, Предпринимателем не представлены. В универсальном передаточном документе ИП Тернопол А.В. не отражены сведения об индивидуализирующих признаках транспортного средства, маршрутах перевозки, сведения о водителях, грузе, датах начала и окончания перевозок.
По утверждению Предпринимателя, указанные услуги грузоперевозок оказывались на объекте ООО "Аквасервис" в рамках договора от 16.02.2016 N 16/02, заключенного между ИП Габовым Д.В. и ООО "Аквасервис", а именно устранялись недостатки выполненных ранее работ по бурению и забиванию свай под фундамент.
На требование налогового органа ООО "Аквасервис" представлены договор от 16.02.2016 N 16/02, заключенный между исполнителем ИП Габовым Д.В. и заказчиком ООО "Аквасервис", по условиям которого исполнитель обязался выполнить работы по устройству фундамента ограждения с использованием винтовых свай 300 диаметра, длиной 3 м. на участке по адресу: Республика Коми, г. Ухта, п. Ярега; акт от 29.02.2016 N 00000007 на сумму 124 500 руб.
В акте от 29.02.2016 N 00000007 отражено принятие ООО "Аквасервис" от Предпринимателя работ по устройству фундамента с использованием винтовых свай по договору от 16.02.2016 N 16/02 на сумму 124 500 руб. Вышеперечисленные работы выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
При этом, ООО "Аквасервис" не представлены документы, подтверждающие, что 05.08.2016 Предпринимателем устранялись недостатки выполненных ранее работ по бурению и забиванию свай под фундамент. Предпринимателем не представлены доказательства, подтверждающие данные недостатки (акт о выявленных недостатках результата работ, претензии ООО "Аквасервис" к исполнителю работ, документы о принятии работ по устранению недостатков). В договоре от 01.06.2016, заключенном между ИП Габовым Д.В. и ИП Тернопол А.А., не отражены сведения об объекте, на котором оказывались услуги бурильно-крановой машины. При этом, аналогичные виды работ выполнялись организациями, связанными с Предпринимателем: ООО "Дельта-Трейл" (Габов Д.В. являлся руководителем); ООО "ТЭБУК" (Габов Д.В. являлся главным бухгалтером).
Налогоплательщиком при исчислении единого налога по УСН за 2016 год учтены расходы на оплату за работы Шиховой С.В. на сумму 120 000 руб., Страхова В.Н. на сумму 35 000 руб., Петрова Д.А. на сумму 50 000 руб.
Из пояснений ИП Габова Д.В. следует, что договор со Страховым В.Н. заключен в устной форме на оказание разовых работ по составлению сметной документации, оплачено 35 000 руб. по платежному поручению от 01.04.2016 N 188; договор с Петровым Д.А. заключен в устной форме на выполнение разовых работ на объекте, оплачено 50 000 руб. по платежному поручению от 23.09.2016 N 635.
Предпринимателем не представлены первичные документы, подтверждающие выполнение и приемку работ от Шиховой С.В., Страхова В.Н., Петрова Д.А., то есть обоснованность расходов не подтверждена.
При исчислении единого налога по УСН за 2018 год Предпринимателем учтены расходы на приобретение у ИП Дьяконова Ю.Г. аккумуляторов на сумму 24 600 руб., у ООО "Завод деталей подвески" рессоры на сумму 16 000 руб.
Из пояснений ИП Габова Д.В. следует, что приобретенные аккумуляторы и рессора реализованы Предпринимателем покупателю Рогову С.В. по товарным накладным от 12.02.2018 N 8, от 26.03.2018 N 26; оплата за данные товары внесена Роговым С.Е. в кассу предпринимателя по приходным кассовым ордерам от 11.01.2021 N 1, от 07.05.2021 N 13, 14, от 22.05.2021 N 15, доход от их реализации учтен в книге учета доходов и расходов за 2021 год.
В подтверждение Предпринимателем представлены приходные кассовые ордера от 11.01.2021 N 1, от 07.05.2021 N 13, 14, от 22.05.2021 N 15 о принятии заявителем средств от Рогова С.В. на сумму 92 000 руб., товарная накладная ИП Дьяконова Ю.Г. от 11.01.2018 N 6 о продаже предпринимателю аккумуляторов 6 СТ-190 Тюмень АМЗ на сумму 24 600 руб., накладные от 12.02.2018 N 8, от 26.03.2018 N 26 о продаже Рогову С.В. IR 29-68 рессора VW 3-х дисковая на сумму 22 000 руб., аккумуляторов 6 ст. на сумму 30 000 руб.
При этом, Предпринимателем не представлены первичные документы, подтверждающие приобретение рессоры у ООО "Завод деталей подвески" на сумму 16 000 руб.
В 2016-2018 годах Предпринимателю были выданы патенты на право применения патентной системы налогообложения по виду деятельности "Розничной торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети" по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 107 (вид объекта киоск); средняя численность привлекаемых наемных работников, в том числе, по договорам гражданско-правового характера - 0 чел.
В ходе проверки налоговый орган выявил, что указанные операции осуществлены в рамках деятельности, облагаемой по патентной системе налогообложения, в связи с чем правомерно исключил их из состава расходов по УСН.
Утверждение Предпринимателя об отсутствии фактического осуществления в проверяемом периоде деятельности по розничной торговле, на которую получен патент, правильно отклонено арбитражным судом как бездоказательное.
ИП Габов Д.В. не заявлял в налоговый орган об утрате права на применение патентной системы налогообложения, о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения.
Предпринимателем при исчислении единого налога по УСН за 2018 год учтены расходы на оплату за работы по ремонту транспортного средства Honda CR-V гос. рег. номер У361ВС/12, выполненные ООО "САВ-Газ", в сумме 19 650 руб., по приобретению ГСМ за 2016 год в сумме 142 388 руб., за 2017 год в сумме 149 019 руб., за 2018 год в сумме 86 462 руб.
По утверждению Предпринимателя данные расходы произведены в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности на территории Республики Коми, Чувашской Республики, Республики Марий Эл в терминалах, с которых забиралась денежная выручка. При этом, налогоплательщиком не представлены путевые листы и иные документы, подтверждающие конкретные даты, маршруты, цели перевозок, указывающие на то, что личный легковой автомобиль Honda CR-V гос. рег. номер У361ВС/12, принадлежащий Предпринимателю, использовался для осуществления предпринимательской деятельности.
Составленные Предпринимателем в одностороннем порядке акты на списание ГСМ не позволяют установить производственный характер поездок. В части актов на списание ГСМ в качестве цели списания расходов отражена инкассация терминалов в Республике Марий Эл Медведевский район (п. Руэм), Новоторъяльский район (Масканур, Немда, Пектубаево), в которых по данным налогового органа Предпринимателем банковские платежные терминалы не устанавливались, контрольно-кассовая техника не регистрировалась.
Согласно представленным налогоплательщиком оборотно-сальдовым ведомостям агента, а также составленным за каждый день суточных отчетам, ИП Габов Д.В. в течение спорного периода лично оказывал услуги с применением контрольно-кассовой техники (заводской N 00048366) по приему наличных денежных средств от физических лиц по уплате штрафов и государственной пошлины в ГИБДД по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 107.
Анализ кассовых чеков, представленных Предпринимателем с актами на списание ГСМ показал наличие в них существенных недостатков: отсутствие авансового отчета, путевых листов, подтверждающих реальный расход ГСМ при поездках; двойное представление одних и тех же чеков; отсутствие даты в кассовых чеках, наличие дописок от руки; отсутствие чеков с названными предпринимателем реквизитами; отсутствие (неразборчивость) в чеках наименования товара; отражение в чеках реквизитов карты плательщиков Габовой Юлии, Момонова Романа, Воробьева Алексея.
Иные представленные Предпринимателем и исследованные налоговым органом кассовые чеки:
- за 2016 год на общую сумму 45 197 руб. 60 коп. на приобретение газеты "Непоседа" для детей, сноуборда, ботинок для сноуборда, шлема, услуг Интернета, связи, очков, сапог, костюма, железнодорожных билетов, услуг комплексного предложения дом.ру, платной стоянки, подушки, услуг гостиницы, услуг по проживанию в гостинице Савиных Д.Н., подарочной карты;
- за 2017 год на общую сумму 159 984 руб. 55 коп. на оплату услуг связи, Интернета, ботинок, наушников, батареек, сальника, подшипника, оси опоры рычага, серьги, шплинта, привода в сборе, фильтра масляного, масла, гайки, герметика, шестерни ведущей, перчаток, винта, костюма, репелента следопыт, баллона, газовой спирали, масла, контакта проводки, шины, полумаски, цемента, костюма сварщика, лопаты, кисти, самореза, наконечника, лампы, эмали, растворителя, ножа, лезвия, болта, шайбы, шпильки, ящика, услуг диагностики ЭУР, когтей, очков защитных, распиратора, шпательной лопатки, жидкости стекломоящей, блока, сетки, ключа, картины, ленты, блока, незамерзайки, диска колеса, краза без камеры, дорнита, воротка, сверла, движка, услуг мойки, осмотра ходового, промывки, рихтовки защиты заднего бампера, шайбы, сухаря вилки, заданий MADARA, шара;
- за 2018 год на общую сумму 50 547 руб. 28 коп. на оплату умного устройства, ботинок мужских, услуг шимонтажа с материалами, технической мойки, осмотра, рихтовки, замены ПТД, ПТК, диска тормозного, колодок, масла, фильтра, снятию (установке) защиты картера, купона, подарочной карты, обоснованно не признаны налоговым органом надлежащим подтверждением расходов, связанных с предпринимательской деятельностью.
Первичные документы, подтверждающие производственную направленность указанных расходов, их списание на конкретные производственные цели, связь с получением дохода от деятельности, облагаемой единым налогом по УСН, последующую реализацию данных товаров, налоголпательщиком не представлены. По своему характеру данные расходы относятся к расходам для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью; их производственный характер документально не подтвержден.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что налоговым органом правомерно исключены при исчислении налоговой базы по единому налогу по УСН за 2016-2018 годы расходы, обоснованность, производственный характер, связь с получением дохода от предпринимательской деятельности которых документально не подтверждена налогоплательщиком.
Налоговым органом обоснованно начислена недоимка по единому налогу по УСН за 2016-2018 годы в сумме 824 096 руб., пени, штраф за ее неуплату.
Существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, являющихся основанием для отмены оспариваемого решения налогового органа (пункт 14 статьи 101 НК РФ) судом первой инстанции не установлено
На основании изложенного суд первой инстанции правильно отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Доводов, опровергающих законность выводов суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся Предпринимателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.02.2024 по делу N А38-3812/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Габова Дмитрия Витальевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-3812/2022
Истец: Габов Дмитрий Витальевич
Ответчик: УФНС России по РМЭ
Третье лицо: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Приволжскому федеральному округу