г. Санкт-Петербург |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А56-3907/2024 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15190/2024) ГБОУ СОШ N 516 Невского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2024 по делу N А56-3907/2024, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
к ГБОУ СОШ N 516 Невского района Санкт-Петербурга
о взыскании штрафных санкций,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Отделение, Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 516 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 3500 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда в виде резолютивной части от 18.03.2024 с Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 516 Невского района Санкт-Петербурга в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области взыскана сумма финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме ЕФС-1, СЗВ-М за период с января по апрель 2020 года, сентябрь 2021 года, СЗВ-СТАЖ за 2021 год в размере 3500 руб.
Мотивированный текст решения составлен судом 01.04.2024.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на пропуск Фондом срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрировано в государственном учреждении - Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в качестве плательщика страховых взносов.
Фондом в отношении Учреждения проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а также порядка представления сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 8.1, пунктами 2, 2.1 и 9 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
В ходе проверки установлено, что страхователем была несвоевременно представлена отчетность по форме СЗВ-М (дополняющая) за период с января по апрель 2020 года, а также отчетность по форме ЕФС-1.
Кроме того, Учреждением не была представлена отчетность по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица, по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении 1 застрахованного лица.
14.07.2022, 04.08.2022, 11.11.2022, 14.07.2023 Фондом были составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, N 202S18220044296, 202S18220048848, 202S18220071848, 202S18230033923.
Решениями Отделения от 11.08.2022 N 202S19220050674, от 01.09.2022 N 202S19220054579, от 08.12.2022 N 2O2S19220076164, от 10.08.2023 N 202S19230038846 ответчик был привлечен к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений в Отделение в виде взыскания штрафа в общей сумме 3 500 руб. (из расчета по 500 руб. за одно застрахованное лицо).
На основании указанных решений Фондом выставлены требования от 31.08.2022 N 202S01220054891, от 26.09.2022 N 202S01220059688, от 28.12.2022 N 202S01220079532, от 30.08.2023 N 202S01230043407 об уплате штрафа в добровольном порядке.
Поскольку содержащееся в резолютивной части требований предложение о добровольной уплате штрафа в установленный срок исполнено не было, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, признал их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии правовых оснований для изменения решения суда в связи со следующим.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей на дату вынесения Фондом решений N 202S18220044296, 202S18220048848, 202S18220071848) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) определенные сведения, необходимые для правильного назначения пенсии.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей на дату вынесения Фондом решений N 202S18220044296, 202S18220048848, 202S18220071848) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей на дату вынесения Фондом решения N202S18230033923) страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе), в том числе, следующие сведения: дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам
Согласно пункту 6 указанной статьи сведения, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения.
Положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Как усматривается из материалов дела, договор гражданско-правового характера, заключенный между Учреждением и застрахованным лицом Андреевой Е.А., был прекращен 26.05.2023.
Исходя из положений пункта 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь был обязан предоставить сведения о дате заключения договоров не позднее 29.05.2023.
Вместе с тем, сведения о трудовой деятельности по форме ЕФС-1 были представлены Учреждением 29.06.2023, то есть с нарушением установленного законом срока.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что с учетом формального состава диспозиции абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и установленного факта непредставления страхователем в установленный срок сведений по форме ЕФС-1 Фондом правомерно заявлено требование о взыскании с Учреждения штрафа за нарушение срока представления отчетности по форме ЕФС-1 в размере 500 руб.
Кроме того, как установлено судом, сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год были представлены страхователем 25.02.2022.
При проверки представленной Учреждением отчетности по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год Фондом выявлено отсутствие сведений по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2021 год в отношении застрахованного лица Фроловой А.С.
Страхователю 27.07.2022 года направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями в пятидневный срок.
Вместе с тем, сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2021 год в отношении указанного застрахованного лица представлены страхователем 14.11.2022, то есть с нарушением срока, установленного законодательством и указанного в уведомлении от 27.07.2022.
Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения ответчика к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с непредставлением в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ в отношении 1 застрахованного лица, в связи с чем правомерно удовлетворил требования Фонда в части взыскания штрафа в сумме 500 руб.
Кроме того, Фондом заявлено требование о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М (дополняющая) за период с января по апрель 2020 года, а также за непредставление отчетности по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2021 года.
Из материалов дела усматривается, что в представленной Учреждением отчетности по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года было выявлено отсутствие сведений в отношении 1 застрахованного лица (Клименко Н.И.).
Страхователю 06.06.2022 было направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями в пятидневный срок.
Между тем, отчет по форме СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица Клименко Н.И. не был представлен страхователем. Доказательства обратного ответчиком в материалы дела не представлены.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности начисления Учреждению штрафа в сумме 500 руб. за непредставление сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица.
Из решения от 14.07.2022 N 202S18220044296 следует, что страхователем были представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь, февраль, март и апрель 2020 года 30.01.2020, 27.02.2020, 08.04.2020, 28.04.2020 соответственно.
Впоследствии Учреждением самостоятельно было обнаружено, что сведения по форме СЗВ-М за январь - апрель 2020 года в отношении 4 застрахованных лиц (по 1 застрахованному лицу за каждый период) не были представлены, в связи с чем 04.07.2022 страхователем были представлены сведения по форме СЗВ-М за указанный период по типу "дополняющая".
Согласно пункту 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (действовавшим в спорный период) (далее - Инструкция), страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
При этом положения абзаца четвертого пункта 40 Инструкции подлежат применению с учетом предусмотренного Законом N 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений, поскольку цель законодателя побуждать страхователя к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым.
В рассматриваемом случае, апелляционным судом установлено, что Учреждение самостоятельно выявило ошибки и до выявления Фондом указанного факта направило дополняющие сведения по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц, отсутствующих в исходных формах СЗВ-М за январь, февраль, март и апрель 2020 года.
Доказательства направления Отделением в адрес Учреждения уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями в пятидневный срок в материалах дела отсутствуют.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Отделением, Учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за эти периоды, что позволяет не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, приведенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975.
Следовательно, штраф за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь, февраль, март и апрель 2020 года в сумме 2 000 руб. не подлежит взысканию с Учреждения.
На основании изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению в части взыскания финансовых санкций в размере 1500 рублей.
В апелляционной жалобе Учреждение ссылается на пропуск Фондом срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Из норм Закона N 167-ФЗ и Закона N 27-ФЗ следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Как определено пунктом 1 статьи 104 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной этим Кодексом.
Заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции (пункт 2 статьи 104 НК РФ).
Порядок и сроки взыскания налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов с физических лиц - налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов) нормативно регламентируются статьей 48 НК РФ.
Абзацем 4 статьи 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 этой статьи.
Вместе с тем, положениями части 18 статьи 17 Закона N 27-ФЗ определены порядок и сроки обращения в суд о взыскании задолженности, отличные от порядка, определенного в ст. 48 НК РФ.
В силу части 18 статьи 17 Закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб. (часть 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 20.07.2020 N 237-ФЗ).
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (часть 20 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 20.07.2020 N 237-ФЗ).
Таким образом, с учетом положений специального законодательства и разъяснений, приведенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании предусмотренных Законом N 27-ФЗ финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть предъявлены в арбитражный суд при наличии следующих условий:
страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям в течение 3 лет превысила 3 000 руб.;
страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям в течение 3 лет не превысила 3 000 руб.
При этом, в первом случае срок обращения в суд - шесть месяцев со дня, когда сумма превысила 3 000 рублей; во втором случае срок обращения в суд - шесть месяцев со дня истечения трехлетнего срока с установленного в первом требовании срока на оплату.
Материалами дела установлено, что по требованию от 31.08.2022 N 202S01220054891 (срок добровольного исполнения 19.09.2022) сумма штрафа 2000 рублей;
по требованию от 26.09.2022 N 202S01220059688 (срок добровольного исполнения 13.10.2022) сумма штрафа 500 рублей;
по требованию от 28.12.2022 N 202S01220079532 (срок добровольного исполнения 16.01.2023) сумма штрафа 500 рублей.
по требованию от 30.08.2023 N 202S01230043407 (срок добровольного исполнения 25.09.2023) сумма штрафа 500 рублей.
Поскольку сумма штрафов превысила 3000 рублей по сроку исполнения 25.09.2023, фонд вправе обратиться в суд в срок до 25.03.2024.
В установленный срок 09.11.2023 Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
На основании статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и применительно к пункту 3 статьи 48 НК РФ по требованиям органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, заявление о взыскании спорной суммы может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Указанная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2019 N 306-КГ18-16966, а также в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
В рассматриваемом случае, судебный приказ по делу N А56-109106/2023 отменен определением суда от 15.12.2023. В суд с заявлением о взыскании санкций Пенсионный фонд обратился 18.01.2024.
Таким образом, Фонд обратился в арбитражный суд в пределах шестимесячного срока, установленного законом для взыскания финансовых санкций в судебном порядке.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что в силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство, в том числе положения о сроки исковой давности, не применяется.
Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что судом не был разрешен вопрос о распределении расходов по уплате госпошлины.
В силу пункта 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
Пунктом 32 указанного Постановления предусмотрено, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).
Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Учитывая, что исковое заявление подано Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, освобожденным от уплаты госпошлины в силу положений статьи 333.37 НК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию пропорционально размеру удовлетворенных требований с ответчика в федеральный бюджет.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В соответствии с пунктом 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017, при снижении в связи с наличием смягчающих обстоятельств в судебном порядке размера штрафа, назначенного органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов, судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины возмещаются в полном объеме.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления N 46, законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Принимая во внимание, что заявленные Фондом требования удовлетворены частично (43% от цены иска), расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела в апелляционном суде подлежат возмещению Фондом ответчику пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2024 по делу N А56-3907/2024 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 516 Невского района Санкт-Петербурга в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области суммы финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме ЕФС-1, СЗВ-М за сентябрь 2021 года, СЗВ-СТАЖ за 2021 год в размере 1 500 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 516 Невского района Санкт-Петербурга в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 857 руб.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пользу Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 516 Невского района Санкт-Петербурга расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела в апелляционном суде в сумме 1 714 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3907/2024
Истец: ООО "ЭРМИТАЖ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 516 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ