г. Тула |
|
18 июня 2024 г. |
Дело N А68-12632/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.06.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., при участии представителей заявителя - акционерного общества "РФК" (ОГРН 1077758035398, ИНН 7743652182) - Черного В.В. (доверенность от 01.09.2023) и заинтересованного лица - Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047101134475, ИНН 7107084990) - Овчарова Д.Л. (доверенность от 26.12.2023 N 29/112), рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция), апелляционную жалобу акционерного общества "РФК" на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.02.2024 по делу N А68-12632/2023 (судья Рыжикова Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РФК" (далее - АО "РФК", общество) обратилось в арбитражный суд с требованием к Приокскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор, управление) о признании действий по отклонению заявлений о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре от 17.08.2023, регистрационные номера 9160139, 7343675, незаконными; обязании внести в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведения о том, что принадлежащие обществу объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (код 54-0157-001443-П, 54-0157-001453-П), относятся ко II категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.02.2024 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает, что фактически и юридически учетные сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не были изменены на II категорию, то есть не были актуализированы. Отмечает, что АО "РФК" при производстве этилового спирта использует пищевое сырье, этилен вообще не принимает участие в производстве, тем самым этиловый спирт из пищевого сырья - это пищевая продукция. Утверждает, что максимальная категория объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, принадлежащих АО "РФК", - II категория.
От управления в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в составе суда произведена замена судьи Мордасова Е.В. на судью Тучкову О.Г. на основании определения от 14.06.2024.
В соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ ввиду замены судьи в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство произведено с самого начала.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что АО "РФК" осуществляет производство этилового спирта на основании лицензии N 77ПФЭ0010980, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Вид лицензируемой деятельности: производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола). Весь произведенный этиловый спирт может выступать только в качестве сырья для производства фармацевтической субстанции спирта этилового.
Из этилового спирта АО "РФК" осуществляет производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) на основании лицензии в ЕРУЛ N Л012-00102-77/00010742, дата внесения сведений в реестр 10.01.2022, выданной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Все производимые АО "РФК" фармацевтические субстанции, в том числе фармацевтические субстанции спирта этилового, включены в государственный реестр лекарственных средств.
АО "РФК" осуществляет производственную деятельность в филиалах по следующим адресам: Орловская область, Краснозоренский р-н, с. Верхняя Любовша, ул. Набережная, д. 1 и Орловская область, Краснозоренский р-н, пос. Ключики, ул. Заводская, д. 12А.
В отношении АО "РФК" зарегистрированы следующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС):
- код 54-0157-001443-П, наименование: промплощадка N 1 филиал "Любовша", адрес: 303665, Орловская область, Краснозоренский р-н, с/п Краснозоренское, с. Верхняя Любовша, ул. Набережная, д.1,
- код 54-0157-001453-П, наименование: промплощадка N 2 филиал "Ключики", адрес: 303657, Орловская область, Краснозоренский р-н,, Труновское с/п, п. Ключики, ул. Заводская, Д.12А.
Категории обоих объектов НВОС: I категория.
АО "РФК", полагая, что деятельность по производству фармацевтических субстанций является основанием для отнесения объектов НВОС ко II категории, 17.08.2023 обратилось с заявлениями в Росприроднадзор об актуализации сведений об объектах НВОС.
Росприроднадзором по результатам рассмотрения данных заявлений были выданы выписки из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, N 9160139, N 7343675 по состоянию на 18.08.2023, из которых следует, что объекты имеют I категорию негативного воздействия.
АО "РФК", посчитав действия управления по отклонению заявлений о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС незаконными, нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу абзаца 52 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7 "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под объектами НВОС понимаются объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.
Государственный учет объектов НВОС осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора и осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов и представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами (пункты 1, 3 статьи 69 Закона N 7-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
На основании пункта 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений, поименованных в данном пункте.
Из совокупности вышеприведенных правовых норм следует, что целью государственного учета объектов НВОС является получение достоверной информации об объектах НВОС, результаты которой в дальнейшем используются для планирования осуществления государственного экологического надзора (контроля).
Исходя из пункта 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в реестре также и в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.
При этом действующим законодательством не раскрывается, что понимается под изменением характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.
В силу пункта 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с положениями статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:
уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
классификация промышленных объектов и производств;
особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399 утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Критерии N 2398).
В подпункте 9 пункта 1 данных Критериев предусмотрено, что к объектам I категории относится осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по производству химических веществ и химических продуктов следующих основных органических химических веществ: кислородсодержащие углеводороды - спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, ацетаты, простые эфиры, пероксиды, эпоксидные смолы.
В силу пункта 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС.
Государственный учет объектов НВОС осуществляется в форме ведения государственного реестра согласно Правилам создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 N 830 (далее - Правила N 830).
На основании пункта 38 Правил N 830 при актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших заявления об актуализации учетных сведений об объекте, сведений, указанных в пункте 6 статьи 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования актуализирует учетные сведения об объекте в государственном реестре в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации учетных сведений об объекте, и выдает юридическому лицу свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте в форме выписки из государственного реестра.
Согласно пункту 52 Правил N 830 заявление юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, об актуализации учетных сведений об объекте должно содержать предусмотренные в данном пункте сведения о юридическом лице; наименование объекта, поставленного на государственный учет; место нахождения объекта; код объекта в государственном реестре; основания и доводы, на основании которых заявитель просит изменить содержащиеся в государственном реестре учетные сведения. Ранее присвоенная категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, и категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, на присвоение которой претендует юридическое лицо, подлежат указанию в случае, предусмотренном пунктом 44 Правил N 830, то есть при подаче юридическим лицом заявления о корректировке присвоенной объекту категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в связи изменениями критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий.
Решение об отказе в удовлетворении заявления об актуализации учетных сведений об объекте принимается в следующих случаях: отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных пунктом 52 Правил N 830; представление неполных и (или) недостоверных сведений; несоответствие объекта, на котором юридическое лицо осуществляет хозяйственную и (или) иную деятельность, категории объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, на присвоение которой претендует юридическое лицо; непредставление сведений, указанных в пункте 6 статьи 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ (пункт 55 Правил N 830).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами, под которыми понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и стандарт предоставления государственной услуги.
В пункте 11 Административного регламента N 104 установлено, что результатом предоставления государственной услуги при актуализации сведений об объекте НВОС является выдача заявителю свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС либо направление заявителю уведомления об отказе в актуализации сведений об объекте НВОС (подпункт "б").
Согласно пункту 75 Административного регламента N 104 основаниями для отказа в актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре, являются: установление факта представления информации лицами, не являющимися заявителями в соответствии с положениями Административного регламента (подпункт "а"); непредставление сведений, предусмотренных пунктом 17 Административного регламента (подпункт "б"); представление сведений и документов, содержащих неполную, недостоверную и (или) искаженную информацию, необходимую для предоставления государственной услуги (подпункт "в").
Как следует из материалов дела, АО "РФК" имеет лицензию сроком действия с 28.10.2021 до 21.09.2025, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, на осуществление деятельности по производству этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) по адресам:
- Орловская область, Краснозеренский муниципальный район, Краснозеренское сельское поселение, село Верхняя Любовша, улица Набережная, дом 1, строение 1, кадастровый N 57:21:0020301:57; строение 2, кадастровый N 57:21:0100101:398; строение 3, кадастровый N 57:21:0100101:384; строение 8, кадастровый N 57:21:0100101:293; строение 9, кадастровый N 57:21:0100101:393, строение 15, кадастровый N 57:21:0100101:231; строение 21, кадастровый N 57:21:0100101:386; строение 23, кадастровый N 57:21:0100101:332; строение 24, кадастровый N 57:21:0100101:331; сооружение 4, кадастровый N 57:21:0100101:396; сооружение 6, кадастровый N 57:21:0100101:385; строение 26, кадастровый N 57:0020301:55; сооружение 27, кадастровый N 57:21:0100101:261; строение 18, кадастровый N 57:21:0020301:186;
- Орловская область, Краснозеренский муниципальный район, Труновское сельское поселение, поселок Ключики, улица Заводская, дом 12А, строение 2, кадастровый N 57:21:0260101:271; строение 3, кадастровый N 57:21:0260101:460; строение 4, кадастровый N 57:21:0260101:457; строение 5, кадастровый N 57:21:0260101:272; строение 6, кадастровый N 57:21:0260101:461; строение 7, кадастровый N 57:21:0260101:294; строение 8, кадастровый N 57:21:0260101:459; строение 9, кадастровый N 57:21:0260101:466; строение 10, кадастровый N 57:21:0260101:465; строение 11, кадастровый N 57:21:0260101:467; строение 14, кадастровый N 57:21:0260101:454; строение 17, кадастровый N 57:21:0260101:538; строение 20, кадастровый N 57:21:0260101:573; строение 22, кадастровый N 57:21:0260101:569; строение 23, кадастровый N 57:21:0260101:468; строение 19, кадастровый N 57:21:0260101:572; строение 21, кадастровый N 57:21:0260101:571; строение 15, кадастровый N 57:21:0260101:355; строение 16, кадастровый N 57:21:0260101:458.
АО "РФК" имеет лицензию N 00053-ЛС, выданную Министерством промышленности и торговли Российской Федерации от 12.12.2011, на производство лекарственных средств для медицинского применения по адресам: Орловская область, Краснозеренский муниципальный район, Труновское сельское поселение, п. Ключики, ул. Лесная, зд. 19; Орловская область, Краснозеренский муниципальный район, Труновское сельское поселение, п. Ключики, ул. Лесная, зд. 19, скл. 1; Орловская область, Краснозеренский муниципальный район, Краснозеренское сельское поселение, с. Верхняя Любовша, ул. Набережная, д. 1, стр. 8 (в том числе, производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола)); Орловская область, Краснозеренский муниципальный район, Краснозеренское сельское поселение, с. Верхняя Любовша, ул. Набережная, д. 1, стр. 19; Орловская область, Краснозеренский муниципальный район, Краснозеренское сельское поселение, с. Верхняя Любовша, ул. Набережная, д. 1, стр. 28; Орловская область, Краснозеренский муниципальный район, Краснозеренское сельское поселение, с. Верхняя Любовша, ул. Погореловка, д. 27, стр. 1; Орловская область, Краснозеренский муниципальный район, Краснозеренское сельское поселение, с. Верхняя Любовша, ул. Погореловка, д. 27, стр. 2; Орловская область, Краснозеренский муниципальный район, Краснозеренское сельское поселение, с. Верхняя Любовша, ул. Погореловка, д. 27, стр. 5; Орловская область, Краснозеренский муниципальный район, Труновское сельское поселение, п. Ключики, ул. Заводская, д. 12А, стр. 3; Орловская область, Краснозеренский муниципальный район, Труновское сельское поселение, п. Ключики, ул. Заводская, д. 12А, стр. 7 (в том числе, производство, хранение и реализация фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола)); Орловская область, Краснозеренский муниципальный район, Труновское сельское поселение, п. Ключики, ул. Заводская, д. 12А, стр. 13.
На обеих площадках общество осуществляет деятельность по производству этилового спирта, а также деятельность по производству фармацевтических субстанций.
Полагая, что деятельность по производству фармацевтических субстанций является основанием для отнесения объектов НВОС ко II категории, АО "РФК" на основании данных программного продукта ПТО УОНВОС (Кабинет сотрудника ведомства) 17.08.2023 были поданы заявки на актуализацию сведений N 9160139 и N 7343675 по двум площадкам: Промплощадка N 1 Филиал "Любовша", Промплощадка N 2 Филиал "Ключики". Основанием для актуализации объектов истцом был выбран пункт: изменение характеристик источников загрязнения окружающей среды, в обоснование было указано следующее:
- по заявке N 9160139: "Изменения параметров выбросов загрязняющих веществ согласно корректировке технического отчета по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для промплощадки N 1 филиал "Любовша" предприятия АО "РФК" от 14.08.2023. Изменение категории объекта ОНВ согласно виду выпускаемой продукции". К заявке приложена справка с обоснованием причины актуализации (приложение 1), титульный лист технического отчета по инвентаризации, утвержденный руководителем 14.08.2023, в котором просим обратить суд внимание, сам же истец указывает категорию объекта, а именно I категорию (приложение 2) и доверенность лица, оказывающего услуги АО "РФК" по предоставлению заявлений об актуализации сведений об объекте. Как видно из справки N 1, составленной самим обществом, причинами для изменения инвентаризации послужили: модернизация приемного отделения мелассы и его перенос в другое здание, замена вентиляционного оборудования, установка механической вентиляции, перенос лаборатории в здание завода, замена выпарной установки на вакуумную. Таким образом, в прилагаемом документе отсутствуют сведения по изменению технологии производства спирта, по изменению характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
В разделе 2.1 заявки обществом указана категория II по критерию 2. 30) постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398, т.е. учтен только один вид деятельности (производства) - производство фармсубстанций, которому и так была присвоена II категория. При этом в разделе 3.1 заявки "Стационарные источники выбросов" содержится информация, предоставленная АО "РФК", по 51 источнику выбросов и одному источнику сброса всего производства, всех технологических процессов, включая производство спирта. Также в разделе 4 "Разрешительные документы" имеется ссылка на имеющиеся разрешительные документы объекта: разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 11.10.2018 N 923/2 и разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект р. Любовша от 25.12.2015 N 60. Данные разрешительные документы также выданы с учетом полного производства на объекте по всем загрязняющим веществам, образующимся в результате деятельности истца;
- по заявке N 7343675 основанием актуализации указано: ликвидация источников выбросов загрязняющих веществ 0009, 6012, 6013. К заявке приложен акт ликвидации источников выбросов (приложение 3) и доверенность лица, оказывающего услуги АО "РФК" по предоставлению заявлений об актуализации сведений об объекте. Как видно из акта ликвидации, настоящий акт составлен о том, что 01.08.2023 выведена из эксплуатации установка предварительной очистки зерна, так как предприятие не использует зерно в качестве сырья, и использовать не планирует. То есть, как и в предыдущей заявке, в данном акте не содержатся сведения по изменению технологии производства спирта, по изменению характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления. Также в заявке указана категория с критерием II. 2. 30) постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398, т.е. учтен только один вид деятельности (производства) - производство фармсубстанций, которому и так была присвоена II категория. Внесена информация по 32 источникам выбросов, одному источнику сброса и соответствующие разрешительные документы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 11.10.2018 N 923/2 и сбросы загрязняющих веществ в водный объект от 06.03.2018 N 61.
Обе заявки были рассмотрены в установленный срок. Услуга по актуализации сведений об объектах была оказана. По итогам рассмотрения объектам выданы выписки из государственного реестра N 9160139, N 7343675, по состоянию на 18.08.2023, из которых следует, что объекты имеют I категорию негативного воздействия. При этом в связи с тем, что документов либо сведений, позволяющих изменить категорию объектов, представлено не было, изменение категории не было осуществлено.
Таким образом, государственная услуга оказана юридическому лицу без нарушений норм действующего законодательства Российской Федерации. В действиях Росприроднадзора отсутствует отклонение заявлений АО "РФК" о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что позиция общества по делу основана на неправильном толковании норм права.
Так, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 раздела I Постановления N 2398 при осуществлении на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по производству химических веществ и химических продуктов следующих основных органических химических веществ: кислородсодержащие углеводороды - спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, ацетаты, простые эфиры, пероксиды, эпоксидные смолы, такие объекты относятся к объектам I категории.
Согласно подпункту 30 пункта 2 раздела II Постановления N 2398 при осуществлении на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по производству фармацевтических субстанций, такие объекты относятся к объектам II категории.
Поскольку общество осуществляет деятельность по производству этилового спирта на основании лицензии N 77ПФЭ0010980, этиловый спирт имеет химическую формулу С2Н5ОН и относится к кислородосодержащим углеводородам, то на основании подпункта 9 пункта 1 Постановления N 2398 объекты по производству этилового спирта относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, I категории.
Деятельность общества на объектах, осуществляющих производство этилового спирта, относит данные объекты к I категории, а деятельность на объектах, осуществляющих производства фармацевтических субстанций, относит данные объекты ко II категории.
Таким образом, АО "РФК" на указанных объектах осуществляется деятельность как по производству этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), так и производство лекарственных средств для медицинского применения (в том числе, производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола)).
В соответствии с пунктом 34 Постановления N 830, в случае если объект соответствует нескольким критериям отнесения объекта к объектам I, II, III и IV категорий, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категорий, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду.
На основании изложенного объектам общества (код объекта: 54-0157-001443-П и код объекта: 54-0157-001453-П) была присвоена I категория объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Актуализация объекта возможна по ограниченному перечню оснований, закрепленных п. 6 ст. 69.2 Федерального Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "об охране окружающей среды". И только в рамках актуализации может быть рассмотрен вопрос о пересмотре категории объекта, а именно актуализация сведений по следующим причинам: изменение характеристик технологических процессов основных производств; изменение характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления может повлиять на изменение категории объекта.
Ввиду того, что на рассматриваемых объектах технология производства не менялась, оснований для изменения категории объектов не имелось, соответственно категория осталась прежней, что и показывают выписки, полученные объектами при актуализации.
В своих письменных пояснениях от 29.05.2024 общество указывает на то, что им осуществляется производство пищевой продукции, а именно спирта этилового, что не подтверждается имеющимися документами.
Так, у АО "РФК" отсутствует ОКВЭД 11.01.4 - "деятельность по производству пищевой продукции, а именно, спирта этилового, ректификованного из пищевого сырья". У АО "РФК" отсутствует лицензия на производство пищевой продукции, а именно, спирта этилового.
В связи с этим письма, в том числе письмо Росприроднадзора от 14.05.2024 N ВЧ-09-06-29/16777, на которые ссылается общество в своих письменных объяснениях, не подпадают под его деятельность, так как у общества не производство пищевой продукции, а производство фармацевтических изделий.
Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в статье 1 дается понятие пищевым продуктам: "пищевые продукты (пищевая продукция, продовольственные товары, продукты питания) (далее - пищевые продукты) - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище, жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное сырье".
Как видно из приведенного понятия, к пищевой продукции относится алкогольная продукция, а никак не производство спиртов для фармацевтической деятельности.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов общества.
Кроме этого, апелляционный суд отмечает следующее.
В процессе рассмотрения апелляционной жалобы управление оьбратило внимание на следующие факты.
Так, общество по объекту 54-0157-001443-П (промплощадка N 1 филиал "Любовша") уже после 17.08.2023 подавал в адрес Росприроднадзора новое заявление об актуализации сведений, заявление от 11.09.2023 N 9188358, в котором сам же указывает, что данный объект относится к I категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
К тому же 22.04.2024 АО "РФК" направило в адрес Росприроднадзора заявку для промплощадки N 1 филиал "Любовша" на получение комплексного экологического разрешения для объекта I категории, которое по всем соответствующим требованиям получило согласование Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о соответствии наилучшим доступным технологиям производства, Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области как объект I категории. По итогам рассмотрения заявка направлена на доработку сроком до 08.07.2024.
Таким образом, истец сам признает отнесение своего объекта к I категории, разработал всю соответствующую документацию и получил подтверждение от иных органов государственной власти рассмотрения заявления на получение разрешительного документа для объекта I категории - Комплексного Экологического Разрешения.
Таким образом, следует признать, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены апелляционной инстанцией, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При этом доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведено, а судом апелляционной инстанции не установлено.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 21.02.2024 по делу N А68-12632/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "РФК" (ОГРН 1077758035398, ИНН 7743652182) из федерального бюджета 1500 руб. госпошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 13.03.2024 N 1230.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Участвующим в деле лицам разъясняется, что постановление будет выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной электронно-цифровой подписью. В связи с этим на основании статей 177 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление будет направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия, и будет считаться полученными на следующий день после его размещения на указанном сайте.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-12632/2023
Истец: АО "РФК"
Ответчик: Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования