г. Саратов |
|
18 июня 2024 г. |
Дело N А12-25838/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Жаткиной С. А., Романовой Е. В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сариевой Г. У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Волгоградской области, Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 апреля 2024 года по делу N А12-25838/2022,
по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1076166000734, ИНН 6166060196)
к Администрации Волгоградской области (ОГРН 1023403444547, ИНН 3444051965),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030),
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области (ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298),
филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области,
филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект",
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540),
общество с ограниченной ответственностью "Адамас" (ОГРН 1053444076564, ИНН 3444124476),
о признании отсутствующим права собственности на часть земельного участка,
при участии в судебном заседании:
- от Администрации Волгоградской области представитель Богородицкая Наталия Александровна, по доверенности б/н от 13.08.2023,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - истец, Рослесхоз) к Администрации Волгоградской области (далее - ответчик, Администрация) с исковым заявлением о признании отсутствующим право собственности Администрации Волгоградской области на часть земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15, площадью 6 833 кв.м., в местах пересечения данного земельного участка с лесным участком Сахарного участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области в следующих координатах:
Имя |
X, м |
Y, м |
точки |
|
|
1 |
480 164,95 |
2 189 207,55 |
2 |
480 168,87 |
2 189 279,35 |
3 |
480 168,30 |
2 189 285,20 |
4 |
480 091,01 |
2 189 289,33 |
5 |
480 098,01 |
2 189 211,97 |
6 |
480 067,14 |
2 189211,86 |
7 |
480 060,93 |
2 189 206,56 |
8 |
480 064,70 |
2 189 195,97 |
9 |
480 094,89 |
2 189 199,02 |
10 |
480094,25 |
2 189 194,62 |
11 |
480 096,18 |
2 189 194,76 |
12 |
480 127,20 |
2 189 195,70 |
13 |
480 127,30 |
2 189 199,82 |
14 |
480 157,93 |
2 189 203,32 |
1 |
480 164,95 |
2 189 207,55 |
Также истец просит исключить из ЕГРН сведения в части земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15, площадью 6 833 кв.м., в местах пересечения данного земельного участка с лесным участком Сахарного участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области в следующих координатах:
Имя точки |
X, м |
Y, м |
1 |
480 164,95 |
2 189 207,55 |
2 |
480 168,87 |
2 189 279,35 |
3 |
480 168,30 |
2 189 285,20 |
4 |
480 091,01 |
2 189 289,33 |
5 |
480 098,01 |
2 189211,97 |
6 |
480 067,14 |
2 189 211,86 |
7 |
480 060,93 |
2 189 206,56 |
8 |
480 064,70 |
2 189 195,97 |
9 |
480 094,89 |
2 189 199,02 |
10 |
480094,25 |
2 189 194,62 |
11 |
480 096,18 |
2 189 194,76 |
12 |
480 127,20 |
2 189 195,70 |
13 |
480 127,30 |
2 189 199,82 |
14 |
480 157,93 |
2 189 203,32 |
1 |
480 164,95 |
2 189 207,55 |
Кроме того истец просит установить, что данное решение является основанием для внесения в ЕГРН изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером 34:28:100028:15 в части исключения сведений о площади и границах указанного земельного участка с учетом пересечения данного земельного участка с лесным участком Среднеахтубинского лесничества Среднеахтубинского участкового лесничества Волгоградской области без заявления правообладателя земельного участка с кадастровым номером: 34:28:100028:15, а также основанием для установления координат и площади контуров границ земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15 согласно следующему каталогу координат:
Имя точки |
Х,м |
Y, м |
Контур 1 (площадь 5 589 кв.м.) | ||
15 |
480 248.69 |
2 189 215,90 |
16 |
480 245 41 |
2 189 239 26 |
17 |
480 244,63 |
2 189 280,03 |
18 |
480 197.72 |
2 189 282.74 |
19 |
480 196,24 |
2 189 283,71 |
3 |
480 168.30 |
2 189 285,20 |
2 |
480 168,87 |
2 189 279,35 |
1 |
480 164,95 |
2 189 207,55 |
14 |
480 157,93 |
2 189 203,32 |
20 |
480 191,35 |
2 189 207,13 |
21 |
480 190.89 |
2 189213,16 |
15 |
480 248,69 |
2 189 215,90 |
Контур 2 (площадь 1 939 кв.м.) | ||
5 |
480 098 01 |
2189 21197 |
4 |
480 09101 |
2 189 28933 |
22 |
480 057 52 |
2 189 291 12 |
23 |
480 066,19 |
2 189 265,26 |
24 |
480 070.84 |
2 189 251,45 |
25 |
480 072,70 |
2 189 245,91 |
26 |
480 080,11 |
2 189 222,95 |
6 |
480 067 14 |
2189 211 86 |
5 |
480 098,01 |
2 189 211,97 |
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.04.2024 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Волгоградской области и Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.04.2024 отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
В обоснование исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства.
30.06.2022 комиссией СГБУ ВО "Среднеахтубинское лесничество" Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером: 34:28:100028:15 (площадью 14000 кв.м.).
Результаты проведенного осмотра отражены в акте N 18 осмотра земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15, из содержания которого следует, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда в границах части выделов 3,4 квартала 55 Среднеахтубинского участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области; лесной участок Среднеахтубинского участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области, включенный в границы спорного земельного участка, частично относится к лесным землям - выдел 3 - 10 Дпп, частично к нелесным - выдел 4 - пески; спорный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда; спорный земельный участок (части выделов 3,4 квартала 55 Среднеахтубинского участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области) относится к категории защитных лесов - леса, расположенные в лесопарковых зонах.
Согласно таксационному описанию 2015 года на спорном земельном участке частично произрастают лесные культуры. Весь участок используется под базу отдыха.
На основании визуального осмотра установлено, что на спорном земельном участке, имеющем наложения на лесной фонд, расположены строения: 15 домиков, элементы декора, бетонные дорожки, деревья, участок частично огорожен металлическим забором.
На спорном земельном участке расположен объект недвижимости (нежилое здание) с кадастровым номером 34:28:010028:3517, общей площадью 1604,8 кв.м. По данным публичной кадастровой карты нежилое здание расположено без координат границ.
28.07.2022 в отношении спорного земельного участка уполномоченной организацией (ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект") было подготовлено заключение, согласно которому спорный земельный участок имеет пересечение с землями лесного фонда в части выделов 3,4 квартала 55 Среднеахтубинского участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области. Площадь пересечения составляет 6 833 кв.м.
Представлены координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15 и лесного участка с кадастровым номером: 34:28:000000:497.
Российская Федерация является собственником (правообладателем) земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:497; категория земель: защитные леса; категория защитности - леса, расположенные в лесопарковой зоне; вид использования: для ведения лесного хозяйства.
Сведения об объекте недвижимости (по сведениям из выписки ЕГРН) имеют статус "актуальные, ранее учтенные", адрес: Волгоградская область, район Среднеахтубинский, Среднеахтубинское участковое лесничество, Среднеахтубинское лесничество.
Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (леса) с кадастровым номером 34:28:000000:497 также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 34 АА N 311731 от 14.01.2005.
По сведениям ЕГРН спорный земельный участок имеет категорию: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: под базу отдыха. На праве собственности владеет: Администрация Волгоградской области, дата регистрации права: 03.04.2020.
По мнению истца, спорный земельный участок ответчика расположен в границах особо охраняемых природных территорий; ответчик владеет и пользуется частью земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, относящегося к лесному фонду.
Учитывая, что части выделов 3,4 квартала 55 Среднеахтубинского участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области в порядке, установленном федеральным законодательством, в земли иных категорий не переводились, по мнению истца, спорный земельный участок был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда.
Истец полагает, что данные обстоятельства указывают на неправомерность владения ответчиком частью спорного земельного участка в границах, определенных координатами поворотных точек.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовался следующим.
По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство, которое включает в себя, в том числе, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов (пункт 3 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из государственного лесного реестра в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда предусмотрены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Частью 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в редакции, действующей до 13.06.2023, предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
На основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172 -ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи.
Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции, действовавшей до 13.06.2023, общее правило о приоритете сведений Единого государственного пестра недвижимости при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется, в частности, на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции, действовавшей до 13.06.2023, положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 N 1795-О, Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков; федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Единого государственного реестра недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Таким образом, положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, устанавливая, прежде всего, административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра) и условия, при которых отдается приоритет сведениям Единого государственного реестра недвижимости, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения Единого государственного реестра недвижимости.
При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
В силу части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе, аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.
Частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе, осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены, и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Лесной участок с кадастровым номером 34:28:000000:497 поставлен на государственный кадастровый учет и в силу закона на праве собственности принадлежит Российской Федерации, о чем 14.01.2005 в ЕГРН сделана запись регистрации.
В соответствии с вышеуказанными нормами права государственный учет данного лесного участка лесного фонда признается юридически действительным, и этот лесной участок считается ранее учтенным.
Земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:15 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 21.12.2005.
С целью необходимости установления пересечения (наложения) земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15 границ земель лесного фонда Сахарного участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области в части выделов 3,4 квартала 55, судом первой инстанции определением от 10.05.2023 была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "Землеустройство" экспертам Северину Ивану Ивановичу и Горьковскому Алексею Николаевичу.
Согласно заключению судебной экспертизы от 26.09.2023 N 13/2023, подготовленной ООО "Землеустройство", - в связи с тем, что граница земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:497 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сравнительный анализ на наличие пересечений с земельным участком с кадастровым номером 34:28:100028:15 не проводился. Экспертами выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15, сведения, о границах которого содержатся в ЕГРН, с границами Среднеахтубинского лесничества.
Координаты и площадь контура пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15, сведения, о границах которого содержатся в ЕГРН, с границами Среднеахтубинского лесничества, полученные при проведении судебной экспертизы, представлены в таблице. Площадь пересечения составляет 6 833 кв.м.
Координаты и площади контуров границ земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15, с учетом исключения пересечения с границами Среднеахтубинского лесничества, полученные при проведении судебной экспертизы, представлены также в таблице. Площадь земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15, с учетом исключения пересечения с границами Среднеахтубцрского лесничества, полученная при проведении судебной экспертизы, составляет 7 529 кв.м.
Оценив экспертное заключение от 26.09.2023 N 13/2023 по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции счел его соответствующим требованиям статьи 86 АПК РФ, основанным на материалах дела, ясным и полным, составленным в отсутствие противоречий в выводах эксперта. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 УК РФ.
Экспертное заключение от 26.09.2023 N 13/2023 принято судом первой инстанции в качестве относимого и допустимого доказательства по настоящему делу.
Лицами, участвующими в деле, заключение эксперта не оспорено.
Из выводов судебной экспертизы следует, что в границы земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15 была включена часть лесного участка с кадастровым номером 34:28:000000:497.
В связи с чем, доводы истца о том, что при образовании и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15 была допущена реестровая ошибка, суд первой инстанции счел обоснованными.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за разными публично-правовыми образованиями, учитывая, что указанный участок в силу закона на праве собственности принадлежит Российской Федерации, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 64 Земельного кодекса РФ, пунктом 52 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришел к правомерному выводу о наличии оснований для признания отсутствующим право собственности Волгоградской области на спорную часть земельного участка с указанием характерных точек координат, установленных заключением судебной экспертизы от 26.09.2023 N 13/2023.
Доводы Администрации Волгоградской области и Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, отраженные также в апелляционных жалобах заявителей, о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты, судом первой инстанции обоснованно были признаны несостоятельными и отклонены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца и удовлетворение материально-правового интереса.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 ГК РФ. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Земельные споры рассматриваются в судебном порядке (часть 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
На основании части 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.
Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Пунктом 1 статьи 8.1 ГК РФ введены принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, среди которых названы принципы публичности и достоверности государственного реестра, обеспечивающие открытость и доступность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для неограниченного круга лиц, а также достоверность, бесспорность зарегистрированных в реестре прав.
Достоверность государственного реестра означает, с одной стороны, соответствие сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились данные в Единый государственный реестр недвижимости, с другой - что такие сведения соответствуют объективной реальности.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 -ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Ранее аналогичные положения содержались в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В пункте 52 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за разными публично-правовыми образованиями, суд первой инстанции, учитывая, что в ЕГРН содержатся недостоверные сведения в отношении площади и границ земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15, признал отсутствующим право собственности Волгоградской области на спорную часть земельного участка, указывая, что решение по делу является основанием для внесения в ЕГРН изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером 34:28:100028:15 в части исключения сведений о площади и границах указанного земельного участка с учетом пересечения данного земельного участка с лесным участком Среднеахтубинского лесничества Среднеахтубинского участкового лесничества Волгоградской области без заявления правообладателя земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15 и основанием для внесения сведений о площади данного земельного участка с учетом исключения пересечения и соответствующих координатах этого земельного участка, устраняя правовую неопределенность о принадлежности спорого земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы жалобы Администрации Волгоградской области и Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области о том, что уполномоченным органом пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с иском, направленным на оспаривание зарегистрированного права на спорный земельный участок, в силу положений части 8 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"; а также о пропуске истцом общего срока исковой давности для заявления рассматриваемых требований, судебной коллегией отклоняются.
Пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ предусмотрено указание в актах органов власти о предоставлении земельных участков, договорах, государственном кадастре недвижимости и иных документах категории земельных участков, однако по смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая, прежде всего, административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего права на земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка.
Установленный частью 8 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" трехмесячный срок не является пресекательным сроком для обращения в суд с иском об установлении границ земельного участка.
Следует отметить, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:15 в соответствии с положением о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 22.07.2016 N 389-п, располагается в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
Администрация Волгоградской области, внося в реестр сведения о земельном участке с кадастровым номером 34:28:100028:15, не могла не знать о том, земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:497, находящийся в собственности Российской Федерации, с которым пересекаются границы участка с кадастровым номером 34:28:100028:15, относится к категории земель: защитные леса, и занят лесами, расположенными в лесопарковой зоне.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:497 находится во владении Российской Федерации, а частичное занятие земельного участка строениями не свидетельствует о его выбытии из владения Российской Федерации, в рассматриваемом случае подлежит применению положение статьи 208 ГК РФ, согласно которой исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
Довод жалобы Администрации Волгоградской области о том, что сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии в ЕГРН данных, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории, судебной коллегией отклоняются.
В силу статьи 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
Согласно части 1 статьи 67 Лесного кодекса РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ).
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из Государственного лесного реестра (далее - ГЛР) в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Доводы жалобы Администрации Волгоградской области и Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области о том, что при исключении сведений о части земельного участка, принадлежащего на праве собственности Волгоградской области, с кадастровым номером 34:28:100028:15 и не определении новых координат, подлежащих внесению в ЕГРН, данный земельный участок останется с незамкнутым контуром, что не позволит органу регистрации прав в случае удовлетворения требований, исполнить решение суда, судебной коллегией признан несостоятельным и отклоняется, поскольку опровергается судебной экспертизой, которой определены границы спорной части земельного участка, имеющего наложение; в остальной части границы земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15 остаются неизменными.
Координаты и площадь контура пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15, сведения о границах которого содержатся в ЕГРН, с границами Среднеахтубинского лесничества, полученные при проведении судебной экспертизы представлены в таблице N 1 экспертного заключения от 26.09.2023 N 13/2023 (том 4, л.д. 40).
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы обжалуемого судебного акта, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены решений суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 апреля 2024 года по делу N А12-25838/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. И. Антонова |
Судьи |
С. А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-25838/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "АДАМАС", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", ФГУП Филиал "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект", АППАРАТ ГУБЕРНАТОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО"