город Воронеж |
|
28 октября 2024 г. |
Дело N NА36-7787/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ПАО "Россети Центр": Чуносова Е.И. - представитель по доверенности N 39 от 20.09.2023, сроком действия до 18.10.2024, предъявлен паспорт;
от УИЗО Администрации города Липецка: Чернооченко О.Н. - представитель по доверенности N 2-д от 30.03.2022, сроком действия на 3 года, предъявлено служебное удостоверение;
от Администрации города Липецка: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.07.2024 по делу N А36-7787/2023, рассмотренному по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) о признании незаконным отказа Управления имущественных и земельных отношений администрации города Липецка (ОГРН 1164827064270, ИНН 4826125402) в установлении публичных сервитутов от 04.07.2023 N 3015Д-01-17;о возложении обязанности на управление имущественных и земельных отношений администрации города Липецка установить публичные сервитуты в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в ходатайствах от 12.04.2023 NN МР1- ЛП/07/1632 - МР1-ЛП/07/1667,
третье лицо: Администрация города Липецка (ОГРН 1024800834464, ИНН 4826001213),
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Центр" (далее - Общество, ПАО "Россети Центр") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным отказа Управления имущественных и земельных отношений администрации города Липецка (далее - Управление, УИЗО) в установлении публичных сервитутов от 04.07.2023 N 3015Д-01- 17; возложении обязанности на Управление установить публичные сервитуты в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в ходатайствах от 12.04.2023 NN МР1-ЛП/07/1632 - МР1-ЛП/07/1667.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Липецка.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 27.07.2024 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Россети Центр" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
В апелляционной жалобе указывает, что несовпадение границы публичного сервитута с границей охранной зоны не является основанием для отказа в установлении публичного сервитута.
Судебное заседание проходило с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция).
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от Управления.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Центр"поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация г.Липецка явку своего представителя не обеспечило, о месте и времени судебного заседания, извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
17.04.2023 ПАО "Россети Центр" обратилось в Администрацию с ходатайством об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 48:20:0029810:653, 48:20:0013703:30, 48:20:0035102:14020, 48:20:0043601:375, 48:20:0011602:74, 48:20:0044703:34, 48:20:0027315:152, 48:20:0045901:125, 48:20:0011404:20, 48:20:0012603:11, 48:20:0041110:120, 48:20:0027802:32, 48:20:0013605:102, 48:20:0045203:365, 48:20:0029915:54, 48:20:0027347:47, 48:20:0011313:251, 48:20:0045405:62, 48:20:0046303:2019, 48:20:0045307:271, 48:20:0038602:1906, 48:20:0020210:74, 48:20:002163:196, 48:20:0035102:1525, 48:20:0210301:1025, 48:20:0013703:28, 48:02:0940172:424, 48:20:0000000:31600, 48:20:0046103:25, 48:20:0043601:386, 48:20:0020201:144, 48:20:0013504:101, 48:02:0940172:422, 48:02:0940172:423, 48:20:0020501:18 в целях эксплуатации указанных объектов электросетевого хозяйства как объектов местного значения, обеспечивающих электроснабжение.
Рассмотрев ходатайства Управление письмом от 04.07.2023 N 3015Д-01-17 отказало обществу в установлении публичных сервитутов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 39.44 ЗК РФ, поскольку согласно п. 6 ст. 39.41 ЗК РФ границы публичного сервитута в целях, предусмотренных п.п. 1 ст.39.37 ЗК РФ для инженерных сооружений, определяются в пределах размеров соответствующих охранных зон.
Общество, считая, что отказ Управления, выраженный в письме от 04.07.2023 N 3015Д-01-17 является неправомерным, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Согласно ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе, в целях: строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (п. 1).
Глава V.7 ЗК РФ регулирует установление публичного сервитута в отдельных целях, определяя их в статье 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации.
К таковым, в частности, относится размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд. Публичный сервитут устанавливается при наличии предусмотренных законом условий в специальном порядке решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления на основании ходатайства заинтересованного лица (пункт 1 статьи 39.39, статья 39.41 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 39.41 ЗК РФ в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны: 1) наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика; 2) цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса; 3) испрашиваемый срок публичного сервитута; 4) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения; 5) обоснование необходимости установления публичного сервитута; 6) указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции, капитального ремонта или эксплуатации указанного инженерного сооружения, реконструкции или капитального ремонта его участка (части); 7) сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения; 8) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков; 9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации.
Границы публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон. Границы публичного сервитута могут устанавливаться в пределах, превышающих размеры соответствующих охранных зон, в соответствии с расчетами, содержащимися в проектной документации линейного объекта, в случае, если размещение неотъемлемых технологических частей указанного линейного объекта на условиях публичного сервитута осуществляется за пределами границ таких охранных зон.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 39.41 ЗК РФ обоснование необходимости установления публичного сервитута, являющееся обязательным документом, прилагаемым к ходатайству в уполномоченный орган, при отсутствии решений о территориальном планировании или проекта планировки территории, которые бы содержали сведения о прокладываемом сооружении, должно содержать расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, в том числе с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации инженерного сооружения, в целях размещения или капитального ремонта которого подано ходатайство об установлении публичного сервитута, обеспечения безопасности населения, существующих зданий, сооружений, а также соблюдения требований, установленных пунктами 8 и 9 статьи 23 настоящего Кодекса.
Согласно статье 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Порядок) в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории охранных зон также определяются вышеуказанным Порядком.
Охранная зона объектов электросетевого хозяйства устанавливается в целях обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации, исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства (пункты 1, 2 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению к Правилам.
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов (подпункт "б" пункта 8 Порядка).
Согласно статье 39.44 ЗК РФ в установлении публичного сервитута должно быть отказано, в частности, если в ходатайстве об установлении публичного сервитута отсутствуют сведения, предусмотренные статьей 39.41 настоящего Кодекса, или содержащееся в ходатайстве об установлении публичного сервитута обоснование необходимости установления публичного сервитута не соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что ПАО "Россети Центр" обращаясь с ходатайствами об установлении публичных сервитутов, просило установить публичные сервитуты не по границам охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а по границам самих инженерных сооружений.
По смыслу вышеприведенных норм охранная зона линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливается не для целей использования земельного участка собственником такого объекта, а для обеспечения безопасных условий его эксплуатации и исключения возможности его повреждения, определение охранной зоны не зависит от волеизъявления собственника земельного участка или сетевой организации, эксплуатирующей объект электросетевого хозяйства.
ПАО "Россети Центр" не подтверждено право на линейный объект электросетевого хозяйства, не представлено обоснование необходимости установления публичных сервитутов в испрашиваемых границах (за пределами охранной зоны), которое содержит расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичных сервитутов, в том числе, с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации спорных инженерных сооружений, что является основанием для отказа в установлении публичного сервитута исходя из того, что в пункте 7 части 2 статьи 39.41 ЗК РФ.
Следовательно, отказ Управления, выраженный в письмом от 04.07.2023 N 3015Д-01-17 является правомерным.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано судом первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.07.2024 по делу N А36-7787/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-7787/2023
Истец: ПАО "Россети Центр"- "Липецкэнерго"
Ответчик: Администрация г.Липецка