г. Саратов |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А57-21077/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н. В. Савенковой,
судей О. В. Лыткиной, А. Ю. Самохваловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
К. Д. Ястребовым,
при участии в судебном заседании:
- от акционерного общества "Ситиматик" представитель Нетреба Наталья Викторовна, по доверенности от 18.12.2023 N 59,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ахчина Сергея Павловича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 марта 2024 года по делу N А57-21077/2023,
по иску акционерного общества "Ситиматик", г. Москва (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149)
к индивидуальному предпринимателю Ахчину Сергею Павловичу (ОГРНИП 304643921200104, ИНН 643909204866)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: индивидуального предпринимателя Ахчиной Клавдии Ефимовны,
общества с ограниченной ответственностью "Спецавтотранс", г. Балаково (ОГРН 1136439002688, ИНН 6439083396),
общества с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Рокот", г. Балаково (ОГРН 1076439001352, ИНН 6439065478),
общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик", г. Смоленск (ОГРН 1136733001140, ИНН 6732054083),
общества с ограниченной ответственностью "Транссервис", г. Екатеринбург (ОГРН 1096674000664, ИНН 6674322774),
общества с ограниченной ответственностью "Спецавтотранс", г. Балаково (ОГРН 1136439002688, ИНН 6439083396)
о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением обратилось акционерное общество "Ситиматик" (далее - АО "Ситиматик", истец) к индивидуальному предпринимателю Ахчину Сергею Павловичу (далее - ИП Ахчин С.П., ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за сентябрь 2020 года - декабрь 2020 года в размере 538 504 руб. 78 коп. и расходов по уплате государственной пошлины в размере 13 770 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 марта 2024 года по делу N А57-21077/2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Ахчин С.П. обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории МО г. Балаково, размещенном на официальном "интернет сайте" отсутствуют сведения об ИП Ахчине С.П. как о субъекте, являющимся источником образования отходов. В данном реестре указан лишь адрес расположения контейнерной площадки, находящейся на территории объекта недвижимости, принадлежащего ответчику на праве собственности - г. Балаково, ул. Пролетарская, д. 50/1 и наименование источника образования отходов - ТРК "Старград", однако указанных сведений недостаточно, чтобы идентифицировать ответчика как единственного источника образования отходов по месту нахождения объекта недвижимости.
Кроме того, контейнерная площадка по адресу: г. Балаково, ул. Пролетарская, д. 50/1 официально внесена в реестр мест (площадок) накопления ТКО и находится на территории, принадлежащей ответчику. Вывоз ТКО с указанной контейнерной площадки истец не производил. Так как, сведения о месте нахождения контейнерной площадки, относящейся к объекту образования отходов - ТРК "Страград" внесены в официальный реестр мест накопления ТКО, истец не мог не знать откуда надлежит осуществлять вывоз ТКО.
Контейнерные площадки общего пользования по адресу: ул. Вольская, д. 36 и ул. Чапаева д. 25 в утвержденном реестре мест накопления ТКО отсутствуют, а площадка по ул. 20 лет ВЛКСМ/Московская г. Балаково используется для обеспечения вывоза ТКО из частного сектора старого города.
В порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту АПК РФ) от АО "Ситиматик" поступили письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Представитель АО "Ситиматик" возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт отмене или изменению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и акционерным обществом "Управление отходами" на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25.12.2017 заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
По результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 N 881, на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора от 21.05.2018 АО "Управление отходами" является победителем конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности 2) 20.06.2018 заключено Соглашение N 2 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Зона деятельности определена территориальной схемой обращения с отходами, в т. ч. с ТКО, в Саратовской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области N 707 от 22.09.2016.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 24.7 Закона N 89 -ФЗ предусмотрено, что региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ),
Следовательно, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника ТКО только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
При этом под объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абзац 9 статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8 (4) - 8 (16) Правил по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, (далее Правила N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8 (17) Правил N 1156).
Предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами было официально опубликовано в Саратовской областной газете "Регион 64" N 97 от 12.07.2018.
В соответствии с Правилами N 1156, в адрес ответчика был направлен проект договора N 07/411/0018890 (далее по тексту договор), согласно которому истец обеспечивает прием ТКО в объеме и месте, определенные договором, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а ответчик обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в размере утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" установлен и введен в действие с 12.08.2018 Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 2 утвержден постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30.12.2019 N 48/1.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 2 утвержден постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18.12.2020 N 35/112.
Учет объема ТКО осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (далее Правила N 505) исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления при наличии собственной контейнерной площадки, исключающей доступ третьих лиц и нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в приказе N 47 от 05.02.2018 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области", N 134 от 18.03.2020 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области".
В период с сентября 2020 года по декабрь 2020 года региональный оператор оказал ответчику услугу по вывозу ТКО на сумму 538 504 руб. 78 коп., которые оплачены не были.
Истцом была направлена претензия о погашении образовавшейся задолженности, которая осталась без ответа и удовлетворения.
До настоящего времени ответчиком долг не погашен, на основании чего истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1, 13.3, 13.4, 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктами 3, 4, 9, 15, 23 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) установив, что направленный истцом в адрес ответчика проект договора на оказание услуг по вывозу ТКО заключен на условиях типового договора, факт оказания обществом соответствующих услуг в заявленный период и их неоплату предпринимателем, проверив и признав верным представленный обществом расчет, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Апелляционный суд соглашается с указанными выводами на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу статей 779, 781 ГК РФ услуга в качестве предмета договора неотделима от процесса ее оказания и потребляется в процессе исполнения договора возмездного оказания услуг, следовательно, услуги могут не иметь материального результата, который можно было бы сдать или принять, в то же время оплате подлежат фактически оказанные услуги.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 ГК РФ, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").
Согласно нормам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец требование о взыскании задолженности основывает на договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами от 03.02.2023 N 07/411/0018890, который не был подписан со стороны ответчика.
На основании пункта 4 Правил N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилам N 1156.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8 (17) Правил N 1156, региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
В этом случае потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156.
При этом абзац 4 пункта 8 (17) Правил N 1156 указывает, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если между сторонами не заключен договор в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Ответчику принадлежат на праве собственности согласно выпискам из ЕГРН следующие объекты мусорообразования:
* Саратовская область, г. Балаково, ул. Пролетарская, д.50/1 (кадастровый номер 64:40:010215:102, назначение нежилое здание, наименование "Торгово-Развлекательный центр", количество этажей, в том числе подземных этажей 2, год завершения строительства 2010 года, площадь объекта 12326,4 кв.м.),
* Саратовская область, г. Балаково, ул. Пролетарская, д.50/2 (кадастровый номер 64:41:000000:5311, назначение нежилое здание, наименование "Торговый павильон из 12 торговых отделов", год завершения строительства 2008 года, площадь объекта 675,9 кв.м.),
* Саратовская область, г. Балаково, ул. Пролетарская, д.50/3 (кадастровый номер 64:41:000000:5312, назначение нежилое здание, наименование "Торговый павильон", год завершения строительства 2007 года, площадь объекта 466,3 кв.м.).
По результатам инспекционного контроля от 09.09.2020 года региональным оператором было установлено, что ответчик осуществляет деятельность в отношении вышеуказанных объектов мусорообразования, однако, с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном Правилами N 1156 не обращался.
В связи с этим ответчику было направлено уведомление о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в письменной форме.
25.10.2022 региональный оператор повторно осуществил обследование объекта образования ТКО по адресу Саратовская обл., г. Балаково, ул. Пролетарская, д.50/1,50/2,50/3.
Ответчик обратился с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами лишь 16.01.2023.
На основании указанной заявки Региональным оператором был подготовлен и направлен в адрес ответчика проект договора от 03.02.2023 N 07/411/0018890, указанный проект договора был возвращен с протоколом разногласий.
В связи с тем, что стороны не достигли соглашения в рамках договора от 03.02.2023 N 07/411/0018890 в соответствии с пунктом 8(15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156, вышеуказанный договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, в указанном пункте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023, в случае, если между региональным оператором по обращению с ТКО и конкретным потребителем - собственником таких отходов не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, указанные услуги оказываются и подлежат оплате в соответствии с условиями типового договора.
В приложении к договору "Информация по предмету договора" указаны адреса объектов мусорообразования:
- 413865, Саратовская область, г. Балаково, ул. Пролетарская, д.50/1 данные о местах (площадках) накопления ТКО - Саратовская область, г. Балаково, ул. Вольская, д.36 (КП общего пользования) - 3 контейнера, объемом 1,1куб.м., Саратовская область, г. Балаково, ул. 20 лет ВЛКСМ/ул. Московская (КП общего пользования) - 3 контейнера, объемом 1,1 куб.м.
-413865, Саратовская область, г. Балаково, ул. Пролетарская, д.50/2, 50/3 данные о местах (площадках) накопления ТКО - Саратовская область, г. Балаково, ул. Чапаева, д.25 (КП общего пользования) - 2 контейнера, объемом 1,1 куб.м.
Факт транспортирования ТКО с мест накопления (площадки) ТКО согласно условиям договора подтверждается представленными в материалы дела договором N РО-4тр/2019 от 01.03.2019 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Балаковского муниципального района (островная часть) (Зона деятельности N 1), заключенным с ООО "Транссервис" на основании пункта 23 правил N 1156 по результатам конкурсного отбора, сведения о проведенной закупки размещены в установленном законом порядке на официальном сайте госзакупок, актами оказанных услуг, маршрутными журналами движения мусоровозов, оформленными в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области N 113 от 09.02.2017.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования г. Балаково Балоковского муниципального района отсутствуют сведения об ИП Ахчине С.П. как о субъекте, являющимся источником образования отходов. В данном реестре указан лишь адрес расположения контейнерной площадки, находящейся на территории объекта недвижимости, принадлежащего ответчику на праве собственности - г. Балаково, ул. Пролетарская, д. 50/1 и наименование источника образования отходов - ТРК "Старград". Таким образом, указанных сведений недостаточно, чтобы идентифицировать ответчика, как единственного источника образования отходов по месту нахождения объекта недвижимости.
Кроме того, ответчик указывает, что контейнерная площадка по адресу г. Балаково, ул. Пролетарская, д. 50/3 официально внесена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования г. Балаково и находится на территории ответчика.
Также ответчик ссылается на то, что контейнерные площадки, с которых истцом осуществлялся вывоз ТКО по адресам г. Балаково, ул. Вольская, д. 36, ул. Чапаева, д. 25 в утвержденном реестре мест накопления ТКО отсутствуют, а контейнерная площадка по адресу: г. Балаково, ул. 20 лет ВЛКСМ/ул. Московская находится в собственности муниципального образования г. Балаково и используется для обеспечения вывоза ТКО из частного сектора Старого города.
Указанные доводы апелляционным судом отклоняются в силу следующего.
В соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления.
Закон N 89-ФЗ в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Согласно территориальной схеме обращения с отходами Саратовской области Приложение 6.1.5 "Данные мест накопления ТКО Балаковского района", размещенной на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии, по ул. Вольская, д. 36, ул. Чапаева, д. 25, ул. 20 лет ВЛКСМ/ул. Московская г. Балаково, расположены контейнерные площадки общего пользования (КПОП).
Данный реестр мест накопления ТКО не содержит ограничений в праве пользования данной контейнерной площадкой, что подразумевает возможность складирования твердых коммунальных отходов на указанные контейнерные площадки общего пользования.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Довод ответчика о том, что контейнерная площадка по адресу г. Балаково, ул. Пролетарская, д. 50/1 официально внесена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования г. Балаково и находится на территории ответчика, апелляционным судом не принимается, так как сведения о наличии у ответчика индивидуальной контейнерной площадки по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Пролетарская, д.50/1, включенной в реестр мест накопления Балаковского муниципального района были предоставлены ответчиком только 16 января 2023 года в приложении к заявке на заключение договора, т.е. за пределами спорного периода.
Место накопления ТКО - по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Пролетарская, д.50/1 в спорный период отсутствовало в территориальной схеме обращения с отходами, что следует из территориальной схемы обращения с отходами, размещенной на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области.
Как следует из материалов дела, при подаче заявки на заключение договора в январе 2023 года потребителем было предложено осуществлять учет ТКО исходя из количества и объемов контейнера, в связи с чем региональным оператором в адрес ответчика было направлено дополнительное соглашение от 03.02.2023 года, в котором определено место накопления ТКО - индивидуальная контейнерная площадка и учет ТКО производить исходя из количества и объемов контейнера.
Однако, данное дополнительное соглашение подписано со стороны ответчика не было.
В связи с направлением ответчиком протокола разногласий к договору 19.04.2023 и 24.04.2023 и не подписанием дополнительного соглашения от 03.02.2023, региональный оператор повторно направил в адрес ответчика дополнительное соглашение от 26 апреля 2023 года, в котором определено место накопления ТКО - индивидуальная контейнерная площадка и учет ТКО производить исходя из количества и объемов контейнера.
Таким образом, региональный оператор дважды (дополнительное соглашение от 03 февраля 2023 года, от 26 апреля 2023 года) предлагал ответчику заключить договора на оказание услуг по обращению с ТКО с определением места накопления ТКО - индивидуальная контейнерная площадка и производить учет исходя из количества и объемов контейнера. Вместе с тем потребителем не были подписаны дополнительные соглашения к договору.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152 по делу N А04- 11 А57-28029/2022 3361/2021, из системного анализа положений норм действующего законодательства следует, что нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, и периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.
Поскольку ответчиком в спорный период не информировал Регионального оператора о наличии у него оборудованной индивидуальной контейнерной площадки, исключающей доступ третьих лиц, порядок осуществления учета объема и (или) массы ТКО производились в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", расчетным способом исходя из нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждены приказами Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области": приказы N 134 от 18 марта 2020 года, N 157 от 26 апреля 2021 года.
Наименование категории объектов |
Расчетная единица |
Годовой норматив накопления, м3/год |
3.1 Торговые центры (супермаркеты, универсальные магазины) |
1 кв.м общей площади |
0,2 |
3.7 Палатки, киоски, павильоны и другие объекты нестационарной торговли |
1 кв.м общей площади |
0,69 |
Представленный расчет задолженности за период с сентября 2020 года по декабрь 2020 года в размере 538 504 руб. 78 коп. проверен судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции и признан верным.
Ответчик, возражая против удовлетворения искового заявления, приводил также доводы о том, что услуги по обращению с ТКО оказывались ООО "Спецавтотранс".
В обоснование факта оказания услуг по обращению с ТКО представлен договор купли - продажи отходов производства и потребления от 29 мая 2020, заключенный между ИП Ахчина К.Е. (Продавец) и ООО "Спецавтотранс" (Покупатель), согласно которому Продавец обязуется передать в собственность Покупателю отходы производства и потребления (далее - Товар), которые образовались у Продавца в процессе его деятельности и утратившие свои потребительские свойства, а Покупатель обязуется принять этот Товар и уплатить за него цену, определенную договором (пункт 1.1. Договора).
В соответствии с договором от 29 мая 2020 года на оказание услуг по транспортированию отходов производства и потребления, заключенным между ИП Ахчина К.Е. (Заказчик) и ООО "Спецавтотранс" (Исполнитель), Исполнитель обязуется оказывать услуги по транспортированию отходов производства и потребления с территории и объектов Заказчика согласно заявок (письменных, устных или по согласованному сторонами графику) (пункт 1.1. Договора).
Из представленных договоров не следует, что ИП Ахчина К.Е. заключила с ООО "Спецавтотранс" договоры в интересах и в отношении объектов ответчика.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом, куда входят отходы от использования товаров, которые часто Потребители путают с ТКО (это товары и упаковка, которые утратили полностью или частично свои потребительские свойства).
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Из разъяснений Минприроды следует, что условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий (Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15 января 2019 г. N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
Аналогичные разъяснения приведены и в письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 9 июля 2020 г. N 25-47/17005 "О порядке заключения договора с региональным оператором".
Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее ФККО), содержит раздел в блоке 7, посвященный коммунальным отходам.
В соответствии с ФККО в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам, в том числе:
-7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
-7 35 100 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли;
-7 35 100 01 72 5 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами;
7 35 100 02 72 5 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами, все остальные отходы не имеющие код 7 30 000 00 00 0 являются отходами производства и потребления.
Таким образом, отходы производства и потребления и твердые коммунальные отходы представляют собой разные виды отходов.
При этом по смыслу статьи 1, 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ Региональный оператор является единственным лицом, оказывающий единый полный цикл: сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ООО "Спецавтотранс" не подтвердило факт оказания услуг по обращению с ТКО ответчику в отношении принадлежащих ему объектов, расположенных по адресу Саратовская обл., г. Балаково, ул. ул. Пролетарская, д.50/1, д.50/2, д. 50/3.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на наличие заключенного между Региональным оператором и ООО "Спецавтотранс" договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 07/3120006028 не свидетельствует об оказании третьим лицом услуги по обращению с ТКО, поскольку согласно приложения к договору объект мусорообразования по договору является Саратовская область, г. Балаково, Саратовское шоссе, д.9/5.
Таким образом, в отношении объекта, расположенного по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. Пролетарская, д.50/1, д.50/2, 50/3 (Торговый центр "Старград" и торговые павильоны), третье лицо договор с Региональным оператором не заключало.
Более того, апелляционный суд отмечает, что договор купли-продажи между ИП Ахчина К.Е. (Продавец) и ООО "Спецавтотранс" (Покупатель) от 29 мая 2020 и договор на оказание услуг по транспортированию отходов производства и потребления между теми же лицами заключены сторонами после начала деятельности регионального оператора.
В рассматриваемом случае ответчиком не оспорен факт оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, не представлено доказательств, свидетельствующих об оказании услуг истцом в ином объеме или стоимости, либо ненадлежащего качества, либо оказании услуг другим лицом.
Как разъяснено в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 года по делу N 309-ЭС15-13978 образование твердых бытовых отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, поэтому отсутствие на территории ответчика соответствующих условий для сбора отходов еще не свидетельствует о не накоплении таковых.
То обстоятельство, что истец является единственной специализированной организацией, осуществляющей сбор, хранение, транспортировку и утилизацию твердых бытовых отходов от ответчика им не опровергнуто, доказательства вывоза отходов иным лицом либо самостоятельно не представлены.
Из представленных в материалы дела документов не следует, что со стороны регионального оператора имеются какие-либо нарушения требований санитарных правил и норм или условий заключенного договора по обращению с твердыми бытовыми отходами, в частности, наличие несанкционированных свалок на принадлежащей ответчику территории, обращения на несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов за вышеуказанный период.
Региональный оператор выполнил свои обязательства должным образом и в полном объеме.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно части 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия либо в документарном виде по ходатайству стороны в срок не превышающий пяти дней.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 марта 2024 года по делу N А57-21077/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н. В. Савенкова |
Судьи |
О. В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-21077/2023
Истец: АО Ситиматик
Ответчик: ИП Ахчин Сергей Павлович
Третье лицо: ИП Ахчина Клавдия Ефимовна, ООО "Ситиматик", ООО "СпецАвтоТранс", ООО "Торговый центр "Рокот", ООО "Транссервис", Отдел УФМС России по Саратовской области в г. Балаково