г. Санкт-Петербург |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А56-103197/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Пивцаева Е.И., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Калякиной В.Д.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен; Камышев А.И.по доверенности от 14.06.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11430/2024) Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (конкурсный управляющий публичного акционерного общества Банк "Объединенный финансовый капитал") на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2024 по делу N А56-103197/2023 (судья Сюрина Ю.С.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества Банк "Объединенный финансовый капитал"
заинтересованные лица: 1) Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу; 2) Управление Федеральной налоговой службы по
Санкт-Петербургу
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество Банк "Объединенный финансовый капитал" в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения N N 577 от 05.12.2022 о предстоящем исключении АНО "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ АРПИ" (ИНН: 7825479549) из ЕГРЮЛ, признании незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой N 9 по Санкт-Петербургу по внесению записи ГРН 2227805304109 от 07.12.2022 об исключении АНО "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ АРПИ" (ИНН: 7825479549) из ЕГРЮЛ, обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу в 10-дневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав ПАО "ОФК Банк" путем внесения записи о недействительности записи ГРН 2227805304109 от 07.12.2022 об исключении АНО "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ АРПИ" (ИНН: 7825479549) из ЕГРЮЛ.
Определением от 24.01.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление).
Решением суда от 04.03.2024 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой он просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что из положений ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) не следует, что непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра, поскольку могут быть и иные признаки осуществления фактической деятельности. Исключением же АНО "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ АРПИ" из ЕГРЮЛ при наличии неисполненного судебного акта нарушает права Банка на своевременную и эффективную судебную защиту.
Заинтересованными лицами представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых они доводы жалобы оспаривают и просят обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам отзыва. Возражений против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, не заявил.
Заявитель и МИНФС N 9 по Санкт-Петербургу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания по рассмотрению обоснованности апелляционной жалобы, представителей в заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ЕГРЮЛ 11.02.2003 внесены сведения о АНО "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ АРПИ" (ИНН: 7825479549, далее - Общество) как о юридическом лице, созданном до 01.07.2022 (ОГРН: 1037843093595).
02.04.2021 в Управление поступил комплект документов по форме 34001 от Ходько Славы Тимофеевича, в котором последний указывал на отсутствие у него полномочий единоличного исполнительного органа Общества.
09.04.2021 Управлением внесена запись в ЕГРЮЛ в отношении Общества о недостоверности сведений о единоличном исполнительном органе.
В связи с наличием в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений регистрирующим органом принято решение N 577 от 05.12.2022 о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2225305109.
Сообщение о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ в соответствии с п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ было опубликовано в электронной и печатной версии журнала "Вестник государственной регистрации".
28.06.2023 поскольку недостоверность сведений в ЕГРЮЛ Обществом не устранена, заявления заинтересованных лиц в порядке п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ представлены не были, регистрирующим органом в ЕГРЮЛ за ГРН 2237801557519 внесены сведения об исключении Общества из ЕГРЮЛ.
ПАО Банк "ОФК" обратилось в арбитражный суд, ссылаясь на то, что у АНО "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ АРПИ" перед заявителем имеются непогашенные задолженности, установленные решением Арбитражного суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2020 по делу N А56-51263/2020.
Суд первой инстанции, признав заявленные требования необоснованными, в удовлетворении заявления отказал.
Заслушав объяснения представителя Управления, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего (налогового) органа регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Законом N 129-ФЗ.
Положениями ст. 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления (п. 1); лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2); регистрирующий орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3).
В пункте 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ определены случаи проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, а также способы проведения такой проверки.
В силу п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных пп. "в" п. 1 ст. 5 названного Закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрены случаи, при которых юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, а также порядок действий регистрирующего органа по исключению юридических лиц из реестра.
В соответствии с пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотренный этой статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи.
Установленный названной нормой порядок предполагает принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении организации, которое должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения, и опубликование одновременно с таким решением сведений о порядке и сроках направления заявлений лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается в случае поступления в регистрирующий орган заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Если в течение названного срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ (п.7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).
В рассматриваемом случае в трехмесячный срок каких-либо возражений от заинтересованных лиц, в том числе от заявителя, в Управление не поступило, доказательств невозможности направления указанных возражений не представлено, в связи с чем Управление правомерно приняла оспариваемое решение об исключении АНО "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ АРПИ" из ЕГРЮЛ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованный и противоречащий материалам дела довод жалобы о том, что из положений ст.21.1 Закона N 129-ФЗ не следует, что непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра, поскольку основанием для исключения АНО "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ АРПИ" стало не непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету (п.1 ст.21.1 Закона N 129-ФЗ), как полагает податель жалобы, а наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи (пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Довод апелляционной жалобы о незаконности действий налоговой инспекции по исключению АНО "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ АРПИ" из ЕГРЮЛ при наличии неисполненных обязательств в отношении заявителя признается апелляционным судом несостоятельным, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 24.09.2013 N 1346-О, от 26.05.2016 N 1033-О, постановлении от 06.12.2011 N 26-п, правовое регулирование, установленное ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности как контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке, так и своевременного направления в регистрирующий орган заявления о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ.
Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший каких-либо нарушений при принятии решения на основании ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Заявитель, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ и своевременно направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением общества из реестра, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из ЕГРЮЛ, однако представленным ему правом не воспользовался, в силу чего негативные последствия бездействия заявителя возлагаются на него самого и не подлежат перенесению на регистрирующий орган.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, исключение АНО "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ АРПИ" из ЕГРЮЛ не лишает заявителя права воспользоваться средствами защиты, предусмотренными п. 5.2 ст. 64 ГК РФ (п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении заявления и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в силу чего в удовлетворении жалобы отказывает.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2024 по делу N А56-103197/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
Е.И. Пивцаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-103197/2023
Истец: ПАО БАНК "ОБЪЕДИНЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КАПИТАЛ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: УФНС по Санкт-Петербургу