г. Владимир |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А11-1348/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Захарова Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Большаковой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 11 июля 2023 года по делу N А11-1348/2022, принятое по заявлению администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 06.12.2021 по делу N 033/01/17-219/2021 (с учетом уточнения), третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Гусь-Хрустальная межрайонная прокуратура Владимирской области.
при участии:
от заявителя - не явились, извещены;
от ответчика - не явились, извещены;
от третьего лица - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области (далее по тексту - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, с учетом принятого судом изменения предмета спора в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Владимирское УФАС России, ответчик) от 06.12.2021 по делу N 033/01/17-219/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Гусь-Хрустальная межрайонная прокуратура.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 11 июля 2023 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация ссылается на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными. Администрация настаивает на том, что ее действия по реализации подпрограммы "Социальное жилье" государственной программы Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области", а также подпрограммы "Социальное жилье на 2018 - 2022 годы" муниципальной программы "Жилище" на 2018 - 2022 годы" необоснованно расценены Владимирским УФАС России как нарушение законодательства о защите конкуренции. Владимирское УФАС России не доказало наличие реальной возможности органу местного самоуправления как заказчику приобрести отвечающие требованиям областной и муниципальной адресных программ жилые помещения у иных застройщиков, ввиду чего формирование лота в рамках рассматриваемого аукциона с указанием в нем количества жилых помещений не свидетельствует о нарушении положений части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с доводами Администрации, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Комиссией Владимирского УФАС России рассмотрены поступившие материалы Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратуры о проверке исполнения Администрацией действующего законодательства при реализации мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, региональной программы "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области", подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Владимирской области" и муниципальной программы МО г. Гусь-Хрустальный "Переселение граждан г. Гусь-Хрустальный, зарегистрированных в жилых помещениях, признанных аварийными и подлежащими сносу на 2014 - 2030 годы", а также мероприятий в рамках подпрограммы "Социальное жилье" государственной программы Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области", подпрограммы "Социальное жилье на 2018 - 2022 годы" муниципальной программы "Жилище" на 2018 - 2022 годы".
В ходе рассмотрения дела N 033/01/17-219/2021 Комиссией Владимирского УФАС России установлено нарушение Администрацией положений части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в закупке жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда одним лотом (одной закупкой) по контракту N 527 от 11.10.2019 (аукцион N 0128200000119005845 от 25.09.2019) нескольких функционально и технологически не связанных самостоятельных объектов недвижимости (четырнадцать жилых помещений (квартир)), что привело (или могло привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Решением Владимирского УФАС России от 06.12.2021 Администрация признана нарушившей часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции
Не согласившись с решением Владимирского УФАС России, Администрация обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с рассматриваемым требованием.
В обоснование заявленного требования Администрация указала, что решение не соответствует нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 44-ФЗ), вынесено без учета постановления администрации Владимирской области от 28.03.2019 N 235 "Об утверждении областной адресной программы "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области", соглашения о предоставлении субсидии на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, нарушает права Администрации сформировать спецификацию на приобретение жилых помещений исходя из объективных обстоятельств социально-экономического развития территории муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области. При этом заявитель пояснил, что разделом приложения областной адресной программы "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами: - приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц; - строительство многоквартирных домов; - выплата возмещения собственникам жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; - приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения, для предоставления их гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда. Рекомендуемые требования к жилью, строящемуся или приобретаемому в рамках Областной программы, приведены в приложении N 1 данной программы. Таким образом, установленные требования позволяют объявить торги отдельными способами, установленными разделом 4 Областной программы и не обязывают совмещать торги на первичном рынке и у лиц, не являющихся застройщиками домов. Исходя из вышеизложенного, по мнению Администрации, каждый абзац раздела 4 Областной программы имеет самостоятельное назначение и не предполагается, в целях исключения конкуренции, объединение при торгах способа приобретения у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц и способа приобретения жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения, для предоставления их гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда. Как пояснила Администрация, перед заказчиком стояла задача по выкупу жилых помещений с целью расселения граждан из жилых домов, признанных аварийными. Также заявитель пояснил, что из проведенного анализа рынка недвижимости на территории муниципального образования город ГусьХрустальный Владимирской областной следовало, что покупка квартир на вторичном рынке жилья в 2019-2020 годах была неисполнима и могла нарушить исполнение программы "Переселения" в связи, с чем было установлено, что единственным способом покупки квартир для граждан, признанных в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма для администрации города, являлась покупка квартир в новом или строящемся многоквартирном доме. Вместе с тем заявитель отмечает, что законодательством не установлены запреты и ограничения для размещения и проведения нескольких закупок единовременно (в один день) с преимуществом для субъектов малого предпринимательства. Администрация полагает, что ее действия, расцененные Владимирским УФАС России как нарушающие требования закона, не только не привели и не могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, но и позволили реализовать подпрограмму "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Владимирской области" областной адресной программы "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области", утвержденной постановлением администрации Владимирской области от 28.03.2019 N 235, а также обеспечить жилищную потребность в соответствии с установленными правилами. Кроме того, Администрация отметила, что Владимирским УФАС России не доказана реальная возможность приобретения заказчиком жилых помещений, отвечающих требованиям областной адресной программы "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области", у иных лиц, ввиду чего формирование лота в рамках рассматриваемого аукциона, спецификации с указанием в нем количества жилых помещений и их характеристиками, обусловлены данными обстоятельствами и не свидетельствуют о нарушении положений статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и исходил из того, что антимонопольный орган доказал законность и обоснованность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) регламентирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1).
Статья 6 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает такие принципы контрактной системы в сфере закупок, как открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, единство контрактной системы в сфере закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Федерального закона N 44-ФЗ).
В то же время Верховный Суд РФ неоднократно указывал, что возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В силу требований статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).
В соответствии с положениями части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; 2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; 4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (часть 2 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать определенную информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке. Описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой 8 ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
В рассматриваемом случае, проанализировав фактически обстоятельства дела и установив, что Администрация при проведении электронного аукциона N 0128200000119005845 включила в состав одного лота 14 объектов недвижимости - жилые помещения (квартиры), которые не связаны между собой единым неразрывным целевым использованием, не образуют единый комплекс, не предусматривается их использование как единого комплекса и в едином производственном технологическом процессе, предназначены для использования разными гражданами (семьями), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что закупка одним лотом по одному контракту более одного самостоятельного объекта недвижимости не позволяет (может не позволить) принять участие в закупке хозяйствующим субъектам, имеющим в наличии для продажи менее 14 объектов недвижимого имущества (квартир), соответствующих требованиям аукционной документации, и влечет (может повлечь) за собой ограничение количества потенциальных участников закупки.
Согласно выводам Владимирского УФАС России, поддержанным судом первой инстанции, заключение муниципального контракта в нарушение норм Федерального закона N 135-ФЗ противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности участия в конкурентной процедуре.
Однако суд апелляционной инстанции находит такой подход к рассматриваемой ситуации необоснованным в силу следующего.
Как установлено судом, постановлением Губернатора Владимирской области от 17.12.2013 N 1390 утверждена государственная программа Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области" (далее - Программа N 1390), включающая в себя подпрограмму "Социальное жилье" (Приложение N 7). Целью Подпрограммы является оказание государственной поддержки органам местного самоуправления, направленной на обеспечение жильем граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, договорам найма жилищного фонда социального использования, работников бюджетной сферы служебными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда. Основными задачами Подпрограммы являются увеличение муниципального жилищного фонда; улучшение жилищных условий граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях; обеспечение служебными жилыми помещениями работников бюджетной сферы. Сроки реализации Подпрограммы: 2019 - 2025 годы. Приоритетным правом участия в подпрограмме пользуются городские округа, городские и сельские поселения, входящие в состав муниципальных районов, которые заключили с Департаментом архитектуры и строительства Владимирской области соглашения о реализации регионального проекта "Жилье". Основными мероприятиями реализации Подпрограммы являются строительство жилья либо реконструкция зданий под жилые помещения; приобретение жилых помещений. Подпрограмма предполагает исключительно приобретение вновь построенного (реконструированного) жилья у юридических и физических лиц, осуществляющих строительство объектов недвижимости. Органы местного самоуправления обеспечивают разработку проектной документации на строительство жилых домов; обеспечивают подготовку конкурсной документации для проведения торгов; выполняют функции строительного контроля за строительством объектов; предоставляют отчетность ответственному исполнителю в соответствии с заключенным соглашением. Реализация Подпрограммы осуществляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию Подпрограммы согласно приложению к Подпрограмме.
Перечень основных мероприятий Подпрограммы с ответственными исполнителями, сроками начала и окончания реализации и значениями целевых показателей представлен в приложении N 2 к государственной программе.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Губернатора Владимирской области от 17.12.2013 N 1390 "Об утверждении государственной программы Владимирской области "Обеспечение 10 доступным и комфортным жильем населения Владимирской области", постановлением главы муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области от 10.09.2014 N 647 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Гусь-Хрустальный" постановлением главы муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области от 15.11.2017 N 144 утверждена муниципальная программа "Жилище" на 2018-2022 годы" (далее - Муниципальная программа), включающая в себя также подпрограмму "Социальное жилье".
18 января 2019 Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области и Администрация подписали Соглашение N 13 о предоставлении в 2019 году субсидии из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципального образования на приобретение объектов недвижимого имущества в рамках мероприятий подпрограммы "Социальное жилье" государственной программы Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области" (далее- Соглашение N 13).
Пункт 1.3 Соглашения N 13 предусматривал, что субсидия предоставляется при условии соблюдения муниципальным образованием город Гусь-Хрустальный условий предоставления субсидий, установленных законодательством РФ и Владимирской области, нормативно-правовыми актами Правительства РФ и Губернатора Владимирской области, а также настоящим соглашением.
В силу пункта 1.4 Соглашения N 13 реализация мероприятий подпрограммы осуществляется в соответствии с приложением N 1 к настоящему соглашению "График выполнения мероприятий по приобретению объектов недвижимого имущества" путем приобретения жилья.
В силу пункта 2.2 Соглашения N 13 муниципальный заказчик в течение срока действия Соглашения (до 31.12.2019) приводит муниципальную программу в соответствие с условиями настоящего Соглашения; в установленном порядке размещает заказа на осуществление закупки по приобретению квартир; обеспечивает эффективное использование средств и несет ответственность за их целевое использование; обеспечивает главному распорядителю бюджетных средств ежеквартально отчетность.
Во исполнение подпрограмм "Социальное жилье" Программы N 1390 и Муниципальной программы Администрация планировала приобрести в 2019 году в муниципальную собственность 14 квартир.
Как поясняет Администрация, в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 на территории г.Гусь-Хрустального разрешения на строительство многоквартирных домов не выдавались, что не опровергнуто Владимирским УФАС России.
По результатам признанного несостоявшимся аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от 08.08.2018 N 67, 20.08.2018 муниципальное образование г.Гусь-Хрустальный и ИП Морозов В.С. заключили договор N 71837 аренды земельного участка площадью 1564кв.м, кадастровый номер 33.25:000082:496, категория- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- многоквартирные жилые дома, срок действия договора- по 19.08.2023.
Впоследствии 01.02.2029 ИП Морозов В.С. и ИП Андрианова Т.А. заключили договор субаренды вышеуказанного земельного участка сроком действия 11 месяцев.
26 марта 2019 администрация г.Гусь-Хрустальный выдала ИП Андриановой Т.А. разрешение N 33-RU33302000-1631-2019 на строительство многоквартирного дома по адресу: г.Гусь-Хрустальный, ул.Рязанская, 23, на земельном участке площадью 1564кв.м, кадастровый номер 33.25:000082:496, сроком действия до 26.10.2019.
ИП Андрианова Т.А. относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с требованиями статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
С учетом данного требования законодателя 10.09.2019 Администрация издала постановление N 645 "Об утверждении документации электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение Заказчиком в собственность муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области у Застройщика 14 жилых помещений (квартир) общей площадью не менее 766,4 кв.м. не более 790,0 кв.м. в новом или строящемся многоквартирном доме", в соответствии с которым поставщик определен способом электронного аукциона на право заключить контракт на закупку товара для обеспечения нужд администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный (пункт 1); утверждена документация электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение Заказчиком в собственность муниципального образования город Гусь-Хрустальный у Застройщика 14 жилых помещений (квартир) площадью не менее 766,4 кв.м. не более 790,0 кв.м. в новом или строящемся многоквартирном доме (пункт 2); аукционная документация передана в управление размещения государственного заказа департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области для осуществления действий по определению поставщика в установленном порядке (пункт 3).
Приложением N 1 к постановлению от 10.09.2019 N 645 являлась Документация об электронном аукционе на право заключить контракт на приобретение Заказчиком в собственность муниципального образования город Гусь-Хрустальный у Застройщика 14 жилых помещений (квартир) общей площадью не менее 766,4 кв.м. не более 790,0 кв.м. в новом или строящемся многоквартирном доме для нужд администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный, из которой следует, что закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организация.
Объектом закупки являлись жилые благоустроенные помещения, которые должны находиться на территории города Гусь-Хрустального, в новом или строящемся многоквартирном доме, не имеющем деформации, в том числе в несущих конструкциях. Жилые помещения должны соответствовать требованиям, установленным условиям контракта, требованиям технических регламентов, быть пригодными для проживания без каких-либо расходов на дополнительный ремонт, располагаться на любых этажах дома, кроме подвального, цокольного, технического и мансардного. Квартира должна быть оборудована электроснабжением, централизованным водопроводом, водоотведением (канализацией), централизованным отоплением и горячим водоснабжением или индивидуальным отоплением с горячим водоснабжением, системой вентиляции. Срок исполнения - с момента заключения контракта до 06.12.2019.
Источники финансирования - Постановление администрации Владимирской области от 28.03.2019 N 235 "Об утверждении областной адресной программы "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области", Соглашение о предоставлении субсидии на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда от 12.04.2019N 78, областной бюджет, местный бюджет.
Программа финансирования - Областная адресная программа "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области", подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Владимирской области", утвержденная постановлением администрации Владимирской области от 28.03.2019 N 235 и муниципальная программа "Переселение граждан г. Гусь-Хрустальный, зарегистрированных в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания u в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу на 2014-2020 годы" утвержденная постановлением главы муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области от 31.12.2013 N335.
12 сентября 2019 года Администрацией МО г. Гусь-Хрустальный в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение N 0128200000119005845 и документация о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение в собственность муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области 14 жилых помещений (квартир), общей площадью не менее 766,4 кв.м. не более 790,0 кв.м. в новом или строящемся многоквартирном доме для нужд администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный.
На основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0128200000119005845 от 25.09.2019 г. между Индивидуальным предпринимателем Андриановой Татьяной Александровной и Администрацией заключен контракт N 527 от 11.10.2019 (далее - Контракт N 527).
Согласно п. 1.1. названного контракта, Продавец передает, а Покупатель принимает в собственность муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области 14 жилых помещений (квартир), общей площадью 785 кв.м в новом многоквартирном доме согласно приложению N 1 к настоящему контракту.
Застройщик обязался передать по акту приема-передачи квартиры до 06.12.2019 года.
При установленных обстоятельствах в их совокупности с учетом приведенных положений законодательства суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что администрация города Гусь-Хрустальный была обязана исполнять надлежащим образом требования Программы N 1390, Муниципальной программы, Соглашения N 13.
В рассматриваемый период действующим застройщиком на территории города Гусь-Хрустальный являлась только ИП Андрианова Т.А., которая имела разрешение на строительство многоквартирного дома.
Формирование лота в рамках рассматриваемого электронного аукциона было обусловлено содержанием Программы N 1390, Муниципальной программы и иных правовых актов, соблюдение которых являлось условием софинансирования расходов на приобретение жилья в муниципальную собственность, наличием в городе Гусь-Хрустальный единственного действующего в тот момент застройщика ИП Андриановой Т.А. (субъект малого предпринимательства) и соблюдением Администрацией требований статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ о начальной (максимальной) цене контракта не более двадцать миллионов рублей.
В процессе проверочных мероприятий и принятия оспариваемого решения Владимирское УФАС России не учло специфические характеристики рынка жилых помещений в городе Гусь-Хрустальный и потребность заказчика в предмете закупки; не устанавливал наличие иных действующих застройщиков (инвесторов) и объектов, соответствующих условиям жилищных программ, что послужило основанием для абстрактного вывода о том, что круг лиц, имеющих право принимать участие в торгах, является открытым и не персонифицированным (неопределенный круг хозяйствующих субъектов).
Суд считает, что при установленных обстоятельствах действия Администрации, расцененные Владимирским УФАС России как нарушающие требования Федерального закона N 135-ФЗ, не привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции ввиду отсутствия иных хозяйствующих субъектов, являющихся потенциальными участниками проведенных торгов.
Оспариваемое решение Владимирского УФАС России нельзя признать законным и обоснованным, поскольку попреки требованиям статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не доказано нарушение Администрацией положений части 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ.
Неполное исследование обстоятельств, имеющие значение для дела, неправильное применение норм материального права, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 11 июля 2023 года по делу N А11-1348/2022 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 11 июля 2023 года по делу N А11-1348/2022 отменить, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 06.12.2021 по делу N 033/01/17-219/2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-1348/2022
Истец: Администрация г.Гусь-Хрустальный Владимирской области
Ответчик: Гусь-Хрустальная межрайонная прокуратура, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ