г. Санкт-Петербург |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А56-116622/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Целищевой Н.Е.
судей Изотовой С.В., Ракчеевой М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Казаковой К.Е.
при участии:
от заявителя: Гайдамухи Т.Б. (доверенность от 18.09.2023), Шималяна Г.Д. (протокол N 5 от 05.09.2020),
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12161/2024) товарищества собственников недвижимости "Садоводство "Оптимист" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2024 по делу N А56-116622/2023 (судья Нетосов С.В.), принятое
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Садоводство "Оптимист"
заинтересованное лицо: администрация Виллозского городского поселения Ломоносовского района
третье лицо: Комитет градостроительной политики Ленинградской области
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Садоводство "Оптимист" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района (далее - Администрация), выразившегося в непринятии главой городского поселения решения о подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Виллозского городского поселения в соответствии с поступившими предложениями заявителя, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки Виллозского городского поселения в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:14:0601005:1494, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Виллозское городское поселение, у д. Малое Карлино, в части определения его функциональной и территориальной зоны как зоны ведения садоводства и огородничества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет градостроительной политики Ленинградской области (далее - Комитет).
Решением суда от 11.03.2024 в удовлетворении заявленных Товариществом требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители Товарищества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Администрация и Комитет, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлениями Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области N 2326/18 от 29.12.2018 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка садоводческому некоммерческому товариществу "Оптимист", описание местоположения: Ленинградская область, Ломоносовский муниципальный район, Виллозское городское поселение, у д. Малое Карлино", N 381/2019 от 22.03.2019 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области N 2326/18 от 29.12.2018 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка садоводческому некоммерческому товариществу "Оптимист", описание местоположения: Ленинградская область, Ломоносовский муниципальный район, Виллозское городское поселение, у д. Малое Карлино", Товариществу предварительно согласованно предоставление земельного участка в безвозмездное пользование сроком на 5 лет для ведения садоводства.
Названными постановлениями определены условия предоставления земельного участка, исполнение которых обязано обеспечить Товарищество:
- проведение работ по образованию земельного участка в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- государственный кадастровый учет земельного участка;
- внесение изменений в Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) в части отнесения земельного участка к территориальной зоне для ведения садоводства.
Во исполнение данных постановлений Товариществом выполнены работы по образованию земельного участка, которому присвоен кадастровый номер 47:14:0601005:1494.
19.12.2019 Товарищество обратилось в Администрацию (вх. N 2303 от 19.12.2019) с заявлением о разработке ПЗЗ в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:14:0601005:1494.
23.12.2019 состоялось заседание комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории Виллозского городского поселения.
Согласно выписке из протокола заседания комиссией было принято решение рекомендовать главе Администрации разработать правила землепользования и застройки на земельный участок с кадастровым номером 47:14:0601005:1494 в составе правил землепользования и застройки применительно ко всей территории поселения после установления функциональных зон генеральным планом ко всей территории Виллозского городского поселения.
Вместе с тем, как указал заявитель, главой Администрации не было принято решение ни о разработке, ни об отказе в разработке правил землепользования и застройки на земельный участок с кадастровым номером 47:14:0601005:1494, при этом Товарищество неоднократно обращалось в Администрацию по вопросу о внесении изменений в правила землепользования и застройки на указанный земельный участок.
Письмом от 20.10.2023 N 1614 Администрация сообщила заявителю, что полномочия по разработке проектов ПЗЗ, внесению изменений в ПЗЗ осуществляются Комитетом; кроме того, разработка ПЗЗ применительно к территории спорного земельного участка возможна после установления функциональных зон в составе генерального плана Виллозского городского поселения, однако на данный момент применительно к территории земельного участка с кадастровым номером 47:14:0601005:1494 отсутствует утвержденный генеральный план.
Ссылаясь на то, что длительное бездействие Администрации в части внесения изменений в Правила землепользования и застройки Виллозского городского поселения препятствует заявителю в оформлении права безвозмездного пользования на земельный участок, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции не установил оснований для удовлетворения заявленных требований.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование довода о нарушении прав Товарищества оспариваемым бездействием Администрации заявитель указал, что с 1991 по 2018 годы спорный земельный участок передавался в аренду нуждающимся гражданам в целях использования этой территории под огородничество, до настоящего времени указанные граждане (в основном, ветераны Великой Отечественной войны, труда, многодетные семьи и иные льготные категории) обрабатывают данный участок, разделив его на части, занимаясь огородничеством; Товарищество было создано гражданами различных льготных категорий, пришедшими на территории данного участка еще в период с 1991 по 2002 годы; именно в тот период по решению Президиума Ленинградского городского Совета народных депутатов от 22 марта 1991 г. N 107 и решению Президиума Леноблсовета от 22 марта 1991 г. N 93 гражданам льготных категорий (ветеранам войны, труда, многодетным семьям) были предоставлены на данной территории земельные участки для ведения личных подсобных хозяйств, садоводства и огородничества с учетом местных конкретных условий; самой Администрацией в материалы дела было представлено постановление Главы муниципального образования "Ломоносовский район" N 301/3 от 21.05.2001 о предоставлении данного земельного участка под коллективное огородничество для дальнейшего перераспределения льготным категориям граждан, жителям Санкт-Петербурга.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Главы МО "Ломоносовский район" N 301/3 от 21.05.2001 "Об отводе земельного участка под коллективные огороды Территориальному управлению Красносельского административного района" (далее - Постановление N 301/3) Территориальному управлению Красносельского административного района был отведен земельный участок в районе 9-го км Пушкинского шоссе площадью 14 га под коллективное огородничество (на срок менее года), кадастровый номер 47:14:1203000:2.
Товарищество (ранее - огородническое некоммерческое товарищество "Оптимист") создано 26.03.2003.
Постановлениями главы администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 24.08.2007 N 2244, от 23.11.2007 N 3104, от 24.09.2010 N 2207, от 24.10.2011 N 1195, принятыми на основании заявлений Товарищества, ходатайства председателя Леноблкомимущества от 09.08.2006 N 2325-11/14, письма Территориального управления Красносельского административного района Санкт-Петербурга от 28.01.2002 N 28/490, Постановления N 301/3, распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 29.12.2000 N 1354-Р земельный участок площадью 14 га, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в МО Виллозское с.п., 9-й км Пушкинского шоссе, у д. Малое Карлино, предоставлен Товариществу на условиях аренды для ведения коллективного огородничества по фактическому использованию.
Земельный участок площадью 14 га, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, был поставлен на кадастровый учет с присвоением участку кадастрового номера 47:14:1203000:2.
На основании обращения Товарищества постановлением Администрации района от 29.12.2018 N 2326/18 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося у д. Малое Карлино Виллозского городского поселения Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, на площади 121 262 кв. м из категории земель сельскохозяйственного назначения, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:14:1203000:2 (фонд перераспределения земель района).
На основании данного постановления образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 121 262 кв.м с кадастровым номером 47:14:0601005:1494.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) статья 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) дополнена пунктом 2.7, которым регламентированы порядок и условия приобретения без проведения торгов в собственность бесплатно членами некоммерческих организаций, созданных до 01.01.2019 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и членами садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, земельных участков, предоставленных им до даты введения в действие Закона N 137-ФЗ (30.10.2001), предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства и распределенных членам этих организаций, а также условия приобретения земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.
Установленные пунктом 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ упрощенные правила приобретения земельных участков, находящихся в публичной собственности и предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, образованных из земельного участка, предоставленного садовому товариществу до вступления в силу данного Закона, являются частью "дачной амнистии", направлены на стимулирование садоводов, огородников и дачников, которые используют земельные участки, предоставленные им до указанной даты, на основании членства в соответствующих товариществах и партнерствах, приватизировать бесплатно как личные участки, так участки общего пользования до даты, предусмотренной в названном пункте.
В силу п. 2.7 ст. 3 Закона N 137-ФЗ до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу этого Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором этого пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2031 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.
В случае, если указанные в абзацах втором и пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, в аренду или аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Правила пункта 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ не распространяются на отношения по предоставлению членам садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного такому товариществу после введения в действие Закона N 137-ФЗ.
Основания, порядок и условия (за плату или бесплатно) предоставления указанных земельных участков регламентированы в настоящее время положениями главы V.1 Земельного кодекса, введенной в действие Законом N 171-ФЗ, и Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ).
Частью 1 статьи 22 Закона N 217-ФЗ предусмотрено, что предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и данным Законом.
Согласно части 3 статьи 22 Закона N 217-ФЗ садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества
Согласно п.п. 7 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления садового или огородного земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона N 217-ФЗ земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. Предоставление земельного участка общего назначения в указанном случае может осуществляться по заявлению лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества.
Земельные участки общего назначения - это земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования (пункт 6 статьи 3 Закона N 217-ФЗ).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу подпункта 3 статьи 39.5 ЗК РФ на основании решения уполномоченного органа осуществляется предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков.
Из приведенных правовых норм следует, что образованный в соответствии с проектом межевания территории земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества, предоставленной после вступления в силу Закона N 137-ФЗ (30.10.2001), подлежит предоставлению бесплатно в общую долевую собственность лицам, ставшим собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории.
Таким образом, нормами действующего законодательства регламентирована процедура оформления гражданами прав в отношении земельных участков, находящихся в публичной собственности и предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, как образованных из земельного участка, предоставленного садовому товариществу до вступления в силу Закона N 137-ФЗ, так и после вступления в силу этого Закона.
Приняв во внимание изложенное, доводы Товарищества о том, что с 1991 по 2018 годы спорный земельный участок передавался в аренду нуждающимся гражданам в целях использования этой территории под огородничество, до настоящего времени указанные граждане (в основном, ветераны Великой Отечественной войны, труда, многодетные семьи и иные льготные категории) обрабатывают данный участок, разделив его на части, занимаясь огородничеством; то обстоятельство, что земельный участок, из которого образован участок с кадастровым номером 47:14:0601005:1494, был отведен под коллективные огороды в 2001 году, впоследствии предоставлялся Товариществу на праве аренды, при этом садоводческое некоммерческое товарищество представляет собой объединение граждан-собственников земельных участков в границах территории ведения гражданами садоводства и не имеет самостоятельного интереса, отличного от интересов граждан (его членов), апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности Товариществом факта нарушения его прав оспариваемым бездействием, выразившимся в непринятии главой городского поселения решения о подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Виллозского городского поселения в соответствии с поступившими предложениями заявителя.
При таком положении оснований для удовлетворения заявления Товарищества у суда первой инстанции не имелось.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 АПК РФ).
Иная оценка подателем жалобы обстоятельств настоящего дела не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В связи с изложенным у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2024 по делу N А56-116622/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Е. Целищева |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-116622/2023
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "САДОВОДСТВО "ОПТИМИСТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВИЛЛОЗСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛОМОНОСОВСКОГО РАЙОНА
Третье лицо: КОМИТЕТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14011/2024
20.06.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12161/2024
11.03.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-116622/2023