город Томск |
|
24 июня 2024 г. |
Дело N А45-31757/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хохряковой Н. В. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 19" (N07АП-3761/2024) на решение от 03 апреля 2024 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-31757/2023 (судья Нахимович Е. А.) по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, г. Новосибирск (ОГРН: 1025402475020, ИНН: 5406019019) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 19", г. Новосибирск (ОГРН: 1025403869380, ИНН: 5409114246) о взыскании 676 929 руб. 50 коп.,
В судебном заседании принимают участие:
От истца: Злобина Н. А. по дов. от 29.12.2023, диплом,
От ответчика: Ковган К. С. по дов. от 20.09.2023, диплом,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее по тексту - истец, Фонд, ТФОМС НСО) обратился в арбитражный суд с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 19" (далее - ответчик, учреждение, ГБУЗ НСО "ГКБ N19") о взыскании 676 929,50 руб. из них: 599 843,95 руб. (средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению), 59 984,39 руб. (штраф), -17 101,16 руб. (пени).
Решением суда от 03.04.2024 заявленные требования удовлетворены, суд взыскал с ГБУЗ НСО "ГКБ N 19" в пользу Фонда 676 929 руб. 50 коп. в том числе: 599 843 руб. 95 коп. средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, 59 984 руб. 39 коп. пени и 17 101 руб. 16 коп. пени.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГБУЗ НСО "ГКБ N 19" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (с учетом уточнений, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции от 18.06.2024).
В обоснование жалобы апеллянт, ссылаясь на письма ФФОМС, указывает, что расходы медицинских организаций по уплате штрафов и пени относятся на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ и могут быть осуществлены за счет средств обязательного медицинского страхования.
От Фонда в порядке статьи 262 АПК РФ, поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласен с доводами ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
До дня судебного заседания от ответчика поступили дополнения на апелляционную жалобу с приложенными документами.
На основании части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 АПК РФ).
Рассмотрев в порядке статьи 268 АПК РФ вопрос о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к дополнению к апелляционной жалобе (письмо Министерства здравоохранения РФ от 04.06.2024 N 31-1/779), суд апелляционной инстанции протокольным определением от 18.06.2024 отказал в его удовлетворении, поскольку данне доказательства изготовлены после вынесения обжалуемого судебного акта, соответственно не могли быть предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ГБУЗ НСО "ГКБ N 19" поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, уточнил просительную часть апелляционной жалобы; представитель Фонда поддержал доводы отзыва.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, на основании приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области от 31.07.2023 N 177, в период с 04.08.2023 по 22.08.2023 ТФОМС НСО была проведена выездная комплексная проверка с целью контроля за деятельностью ГБУЗ "ГКП N19", которое включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
По результатам проверки Фондом составлен акт комплексной проверки от 22.08.2023 N 05-08-37 (далее - Акт проверки) с требованиями о возврате в бюджет ТФОМС НСО в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования средств ОМС, использованных не по целевому назначению в размере 758 927,32 руб., уплате штрафа в размере 75 892,73 руб. (10 % от суммы нецелевого использования средств ОМС), уплате пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы нецелевого использования денежных средств, в случае несвоевременного возврата денежных средств в течение 10 рабочих дней, со дня предъявления требования, в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Фондом установлено нецелевое использование ответчиком средств ОМС в сумме 758 927,32 руб. (в 2021 году в сумме 675 643,46 руб., в 2022 году в сумме 83 283,86 руб.) -произведены расходы, не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС:
-в части оплаты штрафов по предписаниям страховых медицинских организаций в сумме 599 843,95 руб.(2021 год),
-в части приобретения лекарственных препаратов, не входящих в Перечень ЖНВЛП, в сумме 9 585,00 руб.(2022 год),
- в части расходов на выплаты главному врачу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в сумме 149 498,37 руб. (в 2021 году 75 799,51 руб., в 2022 году в сумме 73 698,86 руб.),
что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.2.2. Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Новосибирской области от 19.01.2021 является нецелевым использованием средств ОМС, п.2.2. Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Новосибирской области от 09.02.2022 является нецелевым использованием средств ОМС.
Акт проверки Ответчиком подписан с возражениями 28.08.2023.
Акт проверки, содержащий требование о возврате средств ОМС, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа, получен главным врачом ГБУЗ НСО "ГКБ N 19" 22.08.2023, срок исполнения требования истек 05.09.2023.
Требование страхователем в добровольном порядке частично исполнено после 05.09.2023, в связи с чем Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании 676 929,50 руб. из них: 599 843,95 руб. (средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению), 59 984,39 руб. (штраф), -17 101,16 руб. (пени) (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ (т. 1 л.д. 24)).
Удовлетворяя требования Фонда, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) указано, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регламентированы Законом N 326-ФЗ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинская организация имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных Законом N 326-ФЗ.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования
В силу части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются средствами целевого финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Новосибирской области в 2021, 2022 годах установлена разделами 2 тарифного соглашения на 2021 год и тарифного соглашения на 2022 год.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС приведена в разделе XII Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н).
Пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н) установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно статье 3 Федерального закона N 326-ФЗ страховое обеспечение по ОМС - это исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации; страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному липу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно подпункту 3 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Таким образом, средства ОМС могут быть направлены исключительно на оказание застрахованному лицу качественной медицинской помощи при наступлении заболеваний и состояний, перечисленных в разделе 3 Программ ОМС и направленную на поддержание и (или) восстановление здоровья, а не на обеспечение деятельности медицинской организацией, связанную с неисполнением или некачественным исполнением данной обязанности.
Федеральный закон N 326-ФЗ, Правила N108н, Тарифное соглашение на 2021 год не предусматривают финансовое обеспечение расходов медицинских организаций по уплате финансовых санкций (штрафов, пени), в том числе по результатам контрольно-экспертных мероприятий, проведенных страховыми медицинскими организациями.
Судом из материалов дела установлено, ГБУЗ НСО "ГКБ N 19" является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется из средств областного бюджета Новосибирской области и средств ОМС.
Медицинской организацией в 2021 году за счет средств ОМС на основании предписаний страховых медицинских организаций произведена оплата штрафов за дефекты оформления первичных документов, выявленных в ходе контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС застрахованным лицам, а также произведена оплата задолженности по штрафам страховым медицинским организациям в рамках ОМС в общей сумме 599 843,95 руб. (в материалах дела имеется реестр платежных поручений за 1 августа 2023 на указанную сумму, сформированный за период с 01.01.2021 по 31.12.2021).
Вместе с тем, из вышеизложенного следует, что расходы на уплату штрафов, в том числе по предписаниям страховых медицинских организаций, не входят в состав тарифа на оплату медицинской помощи и подлежат оплате за счет собственных средств медицинской организации либо иных источников финансирования, так как данный вид расходов не связан с оказанием медицинской помощи и с обеспечением деятельности медицинской организации в целом.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, штраф в данном случае выступает мерой ответственности медицинской организации за некачественное оказание медицинской помощи застрахованным лицам в системе ОМС.
Податель жалобы ссылается на приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" и считает, что статья 290 "Прочие расходы" подстатья 292 "штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах" предоставляет право оплачивать пени из средств фонда ОМС.
Однако указанный Порядок разработан в соответствии с положениями статей БК РФ и определяет правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления, используемых для ведения органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, иными юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно указал, что статья 290 "Прочие расходы" не имеет отношения к прочим расходам, установленным частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ.
С учетом изложенного, требования Фонда суд первой инстанции правомерно признал обоснованным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является обоснованным, оснований для его отмены, установленных статьей 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03 апреля 2024 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-31757/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 19" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-31757/2023
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N 19"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд