г. Санкт-Петербург |
|
28 июня 2024 г. |
Дело N А42-6742/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Титовой М.Г.,
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Фолленвейдером Р.А.,
при участии в судебном заседании представителя ГОАУЗ "Мурманский областной центр специализированных видов медицинской помощи" Квашниковой Т.С. (доверенность от 09.01.2024), представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области Томилова Д.С. (доверенность от 01.01.2024),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11472/2024) ГОАУЗ "Мурманский областной центр специализированных видов медицинской помощи" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.02.2024 по делу N А42-6742/2023, принятое по заявлению ГОАУЗ "Мурманский областной центр специализированных видов медицинской помощи" к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Мурманской области о признании недействительным акта в части,
УСТАНОВИЛ:
государственное областное автономное учреждение здравоохранения "Мурманский областной центр специализированных видов медицинской помощи" (далее - заявитель, ГОАУЗ "МОЦСВМП", Центр) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Мурманской области (далее - заинтересованное лицо, ТФОМС Мурманской области, Фонд) о признании недействительным акта от 23.06.2023 выездной плановой комплексной проверки по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования в части обязанности ГОАУЗ "МОЦСВМП" возвратить в бюджет ТФОМС Мурманской области средства ОМС в сумме 3 097 193,71 руб. и уплатить штраф за нецелевое использование средств ОМС.
Решением арбитражного суда от 16.02.2024 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельства дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы настаивает, что приобретение буклетов необходимо для информирования пациентов о платных процедурах с использованием крио сауны. Апеллянт считает, что судом первой инстанции не была дана надлежащая оценка доводам заявителя о том, что расходы на утилизацию вакцины за счет средств ОМС невозможно признать нецелевым, поскольку утилизация является завершающим этапом по использованию вакцины, в том числе списанию ее в связи с истекшим сроком годности. Заявитель также настаивает на том, что ОМС включает в себя расходы на оплату программного обеспечения, следовательно, использование средств на разработку программного комплекса "Автоматизированная система единого документооборота" правомерно. В отношении анализаторов, автоматических станций пробоподготовки и криотерапевтических аппаратов заявитель отмечает, что указанное оборудование предназначено только для оказания медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд просит оставить обжалуемое решение без изменения.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Фонда против её удовлетворения возражал.
Законность и обоснованность решения суда проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фонд осуществляет функции контроля за деятельностью медицинских организаций на основании Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 2021 года N 255н "Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями" (далее - Порядок N 255н).
Комиссией по проверке соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и целевого использования средств обязательного медицинского страхования, действующей на основании приказа ТФОМС от от 03.05.2023 N 64, проведена проверка деятельности учреждения (заявителя) за период с 29.05.2023 по 23.06.2023, по результатам которой составлен соответствующий акт проверки от 23.06.2023.
ГОАУЗ "МОЦСВМП" частично согласилось с выявленными нарушениями, в том числе возвратило в бюджет ТФОМС Мурманской области использованные не по целевому назначению средства ОМС в сумме 488 320 руб. и уплатило штраф с указанной суммы, в размере 48 832 руб.; восстановило на лицевой счет ГОАУЗ "МОЦСВМП" переплату по заработной плате в сумме 131 301,96 руб.
29.06.2023 ГОАУЗ "МОЦСВМП" направил в ТФОМС Мурманской области возражения на Акт проверки от 23.06.2023 (исх. N 2503/02-21 от 29.06.2023), в которых выразило несогласие с требованиями в части возврата денежных средств, использованных не по целевому назначению, на общую сумму 3 097 193,71 руб., в том числе:
- расходам на приобретение рекламных буклетов в сумме 6 830 руб.;
- расходам на уничтожение вакцины против новой коронавирусной инфекции COVID-19 с истекшим сроком годности в сумме 26 892 руб.;
- оплате услуг по разработке и внедрению программного комплекса "Автоматизированная система единого электронного документооборота ГОАУЗ "МОЦСВМП", в сумме 848 938,83 руб.;
- оплате особо ценного движимого имущества - основных средств (анализатор гематологические автоматические, автоматические станции пробоподготовки и криотерапевтические препараты), без учета в расходах на его приобретение пропорций объема доходов по источникам финансирования, определенных учетной политикой ГОАУЗ "МОЦСВМП", в сумме 2 214 532,88 руб.
ТФОМС Мурманской области рассмотрел возражения ГОАУЗ "МОЦСВМП" и пришел к выводу об отсутствии оснований для пересмотра результатов проверки.
Не согласившись с результатом рассмотрения ТФОМС Мурманской области возражений на акт проверки от 23.06.2023, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как входе рассмотрения дела в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, заявитель настаивает на том, что все расходы, которые Фонд квалифицировал как нецелевые, входят в структуру тарифа по ОМС.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон о страховании) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно части 2 статьи 28 Закона о страховании страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Подтверждением того, что получаемые медицинской организацией от страховой медицинской организации средства - целевые, являются положения подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, согласно которого средства, получаемые медицинскими учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц, являются средствами целевого финансирования.
Согласно части 7 статьи 35 Закона о страховании структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя: расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу и не включает расходы, связанные со страхованием объектов недвижимого, а также движимого имущества.
Пунктом 186 Правил обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.02.2019 N 108н, также определена структура тарифа, в соответствии с которой медицинские организации могут осуществлять расходы за счет средств обязательного медицинского страхования.
Согласно пунктам 158, 158.1 - 158.3 (185, 186, 192, 193, 195, 196) Правил ОМС в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Расходы медицинских организаций не отвечающим задачам оказания медицинской помощи в сфере ОМС, не включаются в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не могут осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.
Пунктами 192 - 208 Правил ОМС перечислены виды затрат, которые включаются в состав тарифа.
Расходы, не включенные в состав затрат, установленных пунктами 192 - 208, не могут быть оплачены за счет средств ОМС.
Аналогичные положения установлены Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Мурманской области (далее - Тарифное соглашение), в соответствии с которым оплата расходов, не включенных в структуру тарифа на медицинскую помощь в сфере ОМС, является нецелевым использованием средств ОМС.
Медицинской организацией (заявителем) в проверяемом периоде за счет средств обязательного медицинского страхования использовано не по целевому назначению 3 097 193,71 руб., в том числе: расходы на приобретение рекламных буклетов в сумме 6 830 руб.; расходы на уничтожение вакцины против новой коронавирусной инфекции COVID-19 с истекшим сроком годности в сумме 26 892 руб.; оплата услуг по разработке и внедрению программного комплекса "Автоматизированная система единого электронного документооборота ГОАУЗ "МОЦСВМП", в сумме 848 938,83 руб.; оплата особо ценного движимого имущества - основных средств (анализатор гематологические автоматические, автоматические станции пробоподготовки и криотерапевтические препараты), без учета в расходах на его приобретение пропорций объема доходов по источникам финансирования, определенных учетной политикой ГОАУЗ "МОЦСВМП", в сумме 2 214 532,88 руб.
Согласно части 2 статьи 28 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС.
Средства, получаемые медицинской организацией по территориальной программе ОМС, являются финансовым обеспечением государственных полномочий по предоставлению гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая.
Так, приобретение буклетов, рекламирующих платную деятельность Центра, не могло производиться за счет средств ОМС в рамках базовой программы.
Согласно Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Законом Мурманской области от 15.12.2021 5 N 2710-01-ЗМО (далее - Территориальная программа на 2022 год), и объемов предоставления медицинской помощи и финансовое обеспечение на 2022 год, утвержденных решением комиссии по разработке Территориальной программы ОМС (протокол от 25.11.2022 N15/2022), в рамках базовой программы ОМС Центр оказывает медицинскую помощь по профилю "дерматовенерология". Приобретенные буклеты рекламируют криотерапию для молодости и красоты, избавления от лишних килограммов и прочих положительных эффектов для организма человека, и не содержат информацию о работе крио сауны при оказании медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС для лечения дерматоза.
В исследуемом случае буклеты рекламируют услуги, оказываемые ГОАУЗ "МОЦСВМ" исключительно при использовании крио камеры на платной основе. В рекламных буклетах не содержится информации об использовании метода оздоровления криотерапия для оказания медицинской помощи застрахованным в рамках ОМС, о работе крио сауны при оказании медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС для лечения дерматоза.
Кроме того, для проведения лечения в рамках ОМС не требуется какого-либо рекламирования методов лечения, так как методы лечения выбираются лечащим врачом, а не пациентом.
Таким образом, приобретение буклетов, рекламирующих платную деятельность Центра, не связанную с ОМС, не могло производиться за счет средств ОМС, в связи с чем, судом обоснованно сделан вывод о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 6 830 руб.
По вопросу нецелевого использования средств ОМС в сумме 26 892 руб. на утилизацию вакцин против новой коронавирусной инфекции COVID-19, ГОАУЗ "МОЦСВМ" в апелляционной жалобе приводит доводы о необходимости утилизации вакцин, что, по мнению заявителя, свидетельствует о необходимости несения таких расходов в рамках ОМС.
В соответствии с приложением N 2 к приказу Минздрава России от 06.12.2021 N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок" прививка против коронавирусной инфекции включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий.
На территории Мурманской области обеспечение иммунобиологическими препаратами (за исключением закупаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти), иными лекарственными препаратами, дезинфекционными средствами и медицинскими изделиями для проведения иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с пунктом 5.8.11 Раздела 5 Территориальной программы на 2022 год осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
Таким образом, в соответствии с абзацем 5 пункта 4 главы 1 раздела III Тарифного соглашения в системе ОМС на территории Мурманской области на 2022 год, заключенного между Министерством здравоохранения Мурманской области, ТФОМС Мурманской области, Мурманским филиалом акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", Мурманским филиалом общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахованиеОМС", Мурманской областной организацией профсоюзов работников здравоохранения Российской Федерации и региональной общественной профессиональной организацией "Врачебная палата Мурманской области" (далее по тексту - Тарифное соглашение 2022), расходы на приобретение и, соответственно, на утилизацию вакцин против новой коронавирусной инфекции не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не подлежат оплате за счет средств ОМС в рамках базовой программы.
Согласно Приложению N 2.5 "Тарифы на посещение. Первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях" к Тарифному соглашению 2022, установлены тарифы за одно посещение при оказании первичной медико-санитарной помощи, оказанной в амбулаторных условиях.
Согласно таблице Приложения N 2.5 для ГОАУЗ "МОЦСВМП" установлен тариф за одно посещение пациентом медицинского учреждения для проведения вакцинации от COVID-19.
В ячейке описывающей наименование медицинской услуги - Вакцинация (COVID-19), имеется сноска ("звездочка"), расшифровка которой указана на последней странице Приложения N 2.5 и указывает на то, что тариф на посещение для проведения вакцинации от COVID-19, не включает стоимость вакцины.
В стоимость услуги включены расходы по осмотру пациента перед вакцинацией и манипуляции по введению вакцины.
Кроме того, в самом Тарифном соглашении 2022 (абзац 5 пункта 4 главы 1 раздела III), прямо указано, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи не включаются и не подлежат оплате из средств обязательного медицинского страхования расходы медицинских организаций на приобретение иммунобиологических препаратов для вакцинации населения в соответствии с Национальным календарём профилактических 4 прививок и календарём профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Согласно абзацу 5 раздела 2 Методических указаний "МУ 3.3.2.1172- 02. 3.3.2. Медицинские иммунобиологические препараты.
Порядок обеспечения государственных муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Методические указания", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 14.11.2002, оплата и доставка медицинских иммунобиологических препаратов производятся за счет средств федерального и местного бюджетов.
Таким образом, в структуре тарифа нет расходов, связанных с приобретением вакцины и, соответственно, в структуре тарифа не может быть остальных сопутствующих расходов (доставка, хранение, утилизация) за счет средств ОМС.
Учитывая, что обеспечение иммунобиологическими препаратами осуществляется за счет областного бюджета, соответственно утилизация данных препаратов должна осуществляться за счет того же источника финансирования - то есть за счет за счет областного бюджета, а не за счет средств ОМС.
В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно признал расходы заявителя на утилизацию вакцин против новой коронавирусной инфекции COVID-19 в сумме 26 892 руб., как нецелевое использование средств ОМС.
По вопросу нецелевого использования средств ОМС в сумме 848 938,83 руб. на оплату услуг по разработке и внедрению программного комплекса "Автоматизированная система единого электронного документооборота", заявитель исходит из того, что данные расходы понесены для осуществления медицинской помощи в рамках ОМС, в связи с чем они могут быть полностью оплачены из средств ОМС.
Доводы заявителя в указанной части оспариваемого акта сводятся к пояснениям, что автоматизированный продукт необходим для деятельности учреждения и его приобретение за счет средств ОМС не запрещено действующими нормативно-правовыми документами.
Вместе с тем, право заявителя на приобретение программного продукта за счет средств ОМС территориальным фондом не оспаривалось.
В ходе проверки территориальным фондом было установлено, что услуги по разработке и внедрению программного комплекса "Автоматизированная система единого электронного документооборота" были оказаны на основании четырех договоров и оплачены ГОАУЗ "МОЦСВМП" в общей сумме 1 860 000 руб., оплата которых, в нарушение порядка, установленного Учетной политикой ГОАУЗ "МОЦСВМП", в полном объеме произведена за счет средств ОМС.
Согласно пункту 192 Правил обязательного медицинского страхования, (утв. приказом Минздрава России от 28.09.2019 N 108н), в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Соответственно, исключительно за счет средств ОМС возможно приобретение программных продуктов, которые в деятельности учреждения будут и использоваться только лишь для оказания медицинской помощи в рамках ОМС.
В случае использования программного продукта для деятельности всего учреждения в целом, оплата стоимости его приобретения должна производится с учетом пропорций объема доходов ГОАУЗ "МОЦСВМП" по источникам финансирования, определенных, в том числе, учетной политикой медицинской организации.
В рассматриваемом случае оплата стоимости приобретения программного продукта произведена исключительно за счет средств ОМС, несмотря на то, что программный продукт используется для автоматизации электронного документооборота в деятельности всего ГОАУЗ "МОЦСВМП" в целом, а не только в части документов, касающихся ОМС.
При таких обстоятельствах территориальный фонд обоснованно сделал вывод о том, что расходы на приобретение программного продукта должны производиться пропорционально объему средств, полученных в рамках базовой программы ОМС, относительно общего объема финансирования.
Приказом ГОАУЗ "МОЦСВМП" от 30.12.2021 N 310 утверждена Учетная политика ГОАУЗ "МОЦСВМП".
Согласно пункту 6.3 раздела VI Учетной политики ГОАУЗ "МОЦСВМП", распределение накладных расходов и общехозяйственных расходов в размере видов финансового обеспечения производится пропорционально объему средств, полученных от объема дохода по приносящей доход деятельности, объема финансирования по государственному заданию и объема дохода по иной приносящей доход деятельности в общей сумме доходов в виде процентного соотношения, согласно утвержденного плана ФХД на текущий финансовый год (приложение 1.8).
В таблице 22 (стр. 49-50 Акта проверки от 23.06.2023) на основании справки ГОАУЗ "МОЦСВМП" Фондом был произведен расчет денежного соотношения расходов на оплату услуги по разработке и внедрению программного комплекса. Согласно проведенных расчетов сумма, подлежащая оплате за счет средств базовой программы ОМС, должна была составить 1 011 061,17 руб.
Соответственно, за счет средств ОМС могла быть оплачена только часть услуг, в размере 1 011 061,17 руб.
Сумма, превышающая указанный размер - 848 938,83 руб. (1860000 - 1011061,17), необоснованно оплачена за счет средств ОМС и является суммой нецелевого использования средств ОМС.
В отношении нецелевого использования средств ОМС в сумме 2 214 532,88 руб. на приобретение основных средств общей стоимостью 5 707 000 руб., в том числе двух анализаторов гематологических автоматических, двух автоматических станций пробоподготовки и двух криотерапевтических аппаратов, ответчик приводит доводы о том, что приобретение указанных основных средств необходимо в соответствии с порядком оказания медицинской помощи по профилю "дерматовенерология" по стандарту.
Вместе с тем обоснованность приобретения такого оборудования территориальным фондом не оспаривалась.
В тариф на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС включены затраты на приобретение основных средств, связанные только с оказанием медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС.
Затраты, связанные с иной деятельностью медицинской организации, не могут производиться только лишь за счет средств ОМС, что установлено абзацем 14 пункта 4 главы 1 раздела III Тарифного соглашения в системе ОМС на территории Мурманской области, и должны возмещаться за счет соответствующих источников в процентном отношении, что определено Учетной политикой учреждения. Соответственно приобретение основных средств, используемых, в том числе в рамках осуществления Центром предпринимательской деятельности, деятельности центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, а также деятельности по выполнению государственного задания за счет средств областного бюджета, невозможно только лишь за счет средств ОМС.
В связи с тем, что согласно структуре ГОАУЗ "МОЦСВМП" клинико-диагностическая лаборатория является централизованной, выполняет исследования в рамках ОМС, платной деятельности и Центра по профилактике и борьбе со СПИД, находящееся в лаборатории оборудование используется для всех видов исследований независимо от источника финансирования.
Данный факт также подтвержден сотрудниками ГОАУЗ "МОЦСВМП" в ходе проверки.
Согласно инструкции область применения двух криотерапевтических аппаратов, кроме дерматологии, входящей в виды помощи, оказываемые в рамках программы ОМС, предусмотрена в косметологии, при лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, при неврологических расстройствах, которые не могут осуществляться ГОАУЗ "МОЦСВМП" в рамках ОМС, а осуществляются только по предпринимательской деятельности (оказание платных услуг).
Аналогично вышеописанной ситуации с приобретением программного продукта (пункт 3 настоящего отзыва), оплата расходов на приобретение основных средств в сумме 5 707 000 руб., в том числе: двух анализаторов гематологических автоматических, двух автоматических станций пробоподготовки и двух криотерапевтических аппаратов, в нарушение порядка, установленного Учетной политикой ГОАУЗ "МОЦСВМП", также в полном объеме произведена за счет средств ОМС, без распределения расходов пропорционально объему средств, полученных в рамках базовой программы ОМС, относительно общего объема финансирования.
В таблице 23 (стр. 51-52 Акта проверки от 23.06.2023) Фондом произведен расчет денежного соотношения расходов на приобретение основных средств.
Согласно проведенным расчетам сумма, подлежащая оплате за счет средств базовой программы ОМС, должна была составить 3 492 467,12 руб.
Оплата стоимости основных средств за счет средств ОМС должна производиться пропорционально объему средств, полученных в рамках базовой программы ОМС, относительно общего объема финансирования.
Соответственно, за счет средств ОМС могла быть оплачена только часть услуг, в размере 3 492 467,12 руб.
Сумма, превышающая указанный размер 2 214 532,88 руб. (5707000 - 3492467,12), необоснованно оплачена за счет средств ОМС и является суммой нецелевого использования средств ОМС.
Фонд настаивает, что расходы на приобретение оборудования должны распределяться пропорционально источникам указанных доходов.
Согласно части 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования.
В силу указанной правовой нормы, медицинская организация обязана вести раздельный учет средств ОМС и средств, поступающих и расходующихся из других источников.
Соответственно, ведение такого учета должно производиться по каждому виду расходов, а не в общей массе расходов медицинской организации.
При проверке в рамках ОМС Фондом не проверяется иная, в.т. платная деятельность медицинской организации, так как у Фонда не имеется полномочий на проверку иной деятельности.
В связи с этим Фонд не вправе запрашивать у медицинской организации какие-либо документы, не касающиеся работы в рамках ОМС, а у медицинской организации отсутствует обязанность предоставления таких документов.
Исходя из данных ограничений при проведении проверки Фонд не имеет возможности проводить учет всех расходов и доходов медицинской организации, в том числе и не относящихся к обязательному медицинскому страхованию.
Из представленных в ходе проверки документов и пояснений сотрудников ГОАУЗ "МОЦСВМП", следовало, что указанное оборудование используется в ходе оказания медицинских услуг, осуществляемых как в рамках ОМС, так и на платной основе и в рамках работы Центра по профилактике и борьбе со СПИД.
Таким образом, подтверждается обоснованность и законность принципа пропорционального распределения расходов между источниками финансирования.
В противном случае складывается ситуация, при которой за счет средств ОМС, являющихся гарантией бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу, оплачиваются расходы, образовавшиеся в процессе оказания платных услуг, что в данном случае недопустимо.
Заявитель также ссылается на то, что приобретение медицинского оборудования стоимостью свыше 100 000 руб. не может быть квалифицировано в качестве нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования, а является превышением лимитов расходования, за которое ответственность в виде возврата израсходованных средств и начисления штрафа не установлена.
Такие доводы являются несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа включает в себя расходы на приобретение основных средств возможно стоимостью до 100 тысяч руб.
В соответствии с пунктом 4.6. Закона Мурманской области от 15.12.2021 N 2710-01-ЗМО "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Мурманской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", допускается приобретение основных средств (медицинских изделий, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований) стоимостью до 1 млн. рублей.
Согласно подходу, отраженному в Определениях Верховного Суда РФ от 26.07.2017 N 301-КГ17-9179, от 27.04.2017 N 307-КГ16-17712, такого понятия, как "лимит тарифа на обязательное медицинское страхование" или "лимит бюджетного обязательства", законодательство об обязательном медицинском страховании не содержит.
Следовательно, медицинское учреждение не имеет правовых оснований приобретать за счет средств Территориальной программы обязательного медицинского страхования основные средства стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу, а потому расходы на приобретение таких основных средств за счет средств обязательного медицинского страхования признаются нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств.
Доводы апелляционной жалобы в основном повторяют позицию заявителя, изложенную при рассмотрении дела в первой инстанции, сводятся к утверждению о неверной квалификации как Фондом, так и судом спорных расходов.
Вопреки утверждению заявителя, суд верно квалифицировал спорные расходы медицинской организации, находящиеся за пределами структуры тарифа ОМС, как нецелевые, в связи с чем обоснованно отказал в признании оспариваемого требования незаконным.
При проверке правомерности оспариваемых действий Фонда судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
С учетом изложенного, обжалуемое решение как законное и обоснованное отмене по доводам апелляционной жалобы заявителя не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.02.2024 по делу N А42-6742/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Титова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6742/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ