город Ростов-на-Дону |
|
01 июля 2024 г. |
дело N А32-34163/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2024 по делу
N А32-34163/2023
по заявлению государственного унитарного предприятия Краснодарского края
"Октябрьский"
к департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица: министерства сельского хозяйства и перерабатывающей
промышленности Краснодарского края
о признании незаконным отказа об обязании произвести действия по согласованию
списания государственного имущества,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Октябрьский" (далее - заявитель, предприятие, ГУП Краснодарского края "Октябрьский") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным отказа об обязании произвести действия по согласованию списания государственного имущества.
Решением от 12.02.2024 Арбитражный суд Краснодарского края признал незаконным отказ департамента имущественных отношений Краснодарского от 02.06.2023 N 52-24-10-21619/23. Суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края в установленном порядке принять решение о согласовании списания из реестра государственной собственности Краснодарского края склад с реестровым номером Н00008486 Лит. "Б", площадь 183, 1 кв.м., расположенный г. Сочи, Центральный район, ул. Кипарисовая. Также распределил судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд принял незаконное и неисполнимое решение об обязании департамент принять решение о согласовании списания из реестра государственной собственности Краснодарского края. Департамент, руководствуясь пунктом 4.2 Порядка, законно и обосновано возвратил представленные министерством документы на доработку (письмо от 02.06.2023 N 52-24-10-21619/23).
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Краснодарского края от 02.06.2000 N 403 "О порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края" в целях организации учета краевого имущества, а также совершенствования механизма управления и распоряжения этим имуществом, было утверждено Положение о порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края.
В соответствии с актом проверки использования государственного имущества Краснодарского края от 31.01.2017 предприятию департаментом было предписано: принять меры по государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия и права собственности Краснодарского края на объекты недвижимости; принять меры по списанию в установленном порядке отсутствующих объектов недвижимого имущества, включенных в Реестр, подготовить и направить в департамент необходимые документы для внесения изменений в реестр государственной собственности Краснодарского края в части исключения из него фактически отсутствующих объектов недвижимого имущества.
Требованием об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки использования государственного имущества Краснодарского края от 18.01.2017 N 3 департамент потребовал в установленный в требовании срок разработать, согласовать и исполнить план мероприятий по устранению нарушений, и предоставлять отчеты о выполнении плана мероприятий. В указанном требовании в качестве действий по устранению нарушений значится: "Принять меры по списанию в установленном порядке отсутствующих объектов недвижимого имущества, подготовить и направить в Департамент обновленный перечень и документы для внесения изменений в Реестр, в части исключения фактически отсутствующих объектов недвижимого имущества (51 шт.).
Предприятие, обращаясь в суд, указало, что исполнить заявителем данные требования и предписания департамента не представляется возможным ввиду отсутствия какой-либо документации и сведений о спорных объектах, как и самих объектов на местности.
Департамент письмом от 25.12.2020 N 52-21.07/1-49020/20 предоставил предприятию выписку из реестра государственной собственности Краснодарского края, согласно которой за ГУП "Октябрьский" закреплено (учтено в реестре) 83 объекта государственной собственности, в том числе объект: Склад, лит. "Б", площадь 183,1 кв. м по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Кипарисовая.
При этом на объекты отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на объекты учета, о государственной регистрации права хозяйственного ведения, о передаче данных объектов в ведение заявителя по акту передачи или иному передаточному документу, отсутствуют сведения о кадастровом учете, иных документах.
Предприятие в адрес департамента направило запрос от 01.04.2021 N 31 о предоставлении документов, на основании которых данные объекты были включены в реестр государственной собственности Краснодарского края.
Департамент представил предприятию ответ от 29.04.2021 N 52-21-07/117801/21, согласно которому правоустанавливающие документы предприятием в адрес департамента не предоставлялись, а сведения в реестр государственной собственности Краснодарского края вносились на основании карт учета краевого имущества.
Также в адрес департамента были направлены запросы от 28.07.2020 N 64 (почтовый идн. 35405401018023) и N 24.03.2021 N 24 (почтовый идн. 35405404004177) об указании алгоритма действий по объектам, включенным в реестр государственной собственности, в отношении которых отсутствуют адресные ориентиры, и невозможно определить их местоположение.
Департамент предоставил ответ от 20.08.2020 N 52-26-04-28696/20, согласно которому департаментом организовано совещание с участием предприятия, на котором выработаны общие алгоритмы поиска и оформления документов с учетом статуса объекта, фактического наличия или отсутствии, а также оформленных прав на земельные участки, а также выражено намерение оказать содействие и помощь.
Департамент предоставил ответ от 21.05.2021 N 22, согласно которому министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности (далее -министерство) 15.04.2021 была организована рабочая встреча, по результатам которой подготовлен протокол для решения вопроса, который предлагается исполнить. Департаментом совестно с министерством проведено совещание, на котором даны дополнительные разъяснения по вопросу сбора пакета документов для исключения из реестра гос. собственности объектов, а также подготовки заключений об отнесении объектов к объектам движимого имущества.
В письме департамента от 11.09.2015 N 52-17388/15-26.77 указано следующее:
"... по состоянию на 01.09.2015 за ГУП КК "Октябрьский" числится 84 объекта недвижимого имущества. Вместе с тем, в нарушение положений постановления главы администрации Краснодарского края от 02.06.2000 N 403 "О порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края" сведения о зарегистрированных правах гос.собственности и хоз.ведения на указанные объекты ГУП КК "Октябрьский" в Департамент не представлены. И также департамент требует от заявителя оформить право собственности департамента на эти объекты.
На аналогичные обстоятельства департамент также указал в письмах:
от 13.05.2016 N 52-10014/16-21.07; от 14.06.2019 N 52-24119/19-51-05; от 07.07.2020 N 52-51-02-22196/20; от 28.12.2020 N 52-51-05-49182/20;от 23.07.2020 N 52-51-05-24748/20; 27.01.2015 N 52-90/15-21-07.
Предприятие подало заявление N 42 от 29.06.2022 в министерство о согласовании списания несуществующего объекта имущества из реестра государственной собственности Краснодарского края: Склад, лит. "Б", площадь 183,1 кв. м по адресу:
г. Сочи, Центральный район, ул. Кипарисовая, с приложением имеющихся у заявителя документов для списания объектов недвижимого имущества с целью последующего исключения объектов из реестра государственной собственности Краснодарского края.
Основание: объекты прекратили существование, в результате полной утраты потребительских свойств. Представленный на списание и исключение из реестра объект: Склад, лит. "Б", площадь 183,1 кв. м по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Кипарисовая, не находится в ведении ГУП "Октябрьский". Объекты не имеет правоустанавливающих, правоудостоверяющих, исходно-разрешительных документов, не состоял на кадастровом учете.
На запрос заявителя N 42 от 29.06.2022 министерство от 12.07.2022 N 206-04-07-6178/22 направило письмо об отказе, ввиду отсутствия основания для списания и отсутствия заключения специализированной организации, подтверждающего отсутствие объекта, зарегистрированных прав на объект.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2022 N А32-38644/2022, вступившим в законную силу, отказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 12.07.2022 N 206-04-07-6178/22 в согласовании списания данного объекта имущества из реестра государственной собственности Краснодарского края был признан незаконным. Судом установлено, что спорный объект перестал существовать (фактически отсутствует). Учитывая, что спорный объект перестал существовать (фактически отсутствует), сохранение этого объекта в реестре государственной собственности в таком случае противоречит основным принципам правового регулирования вещных прав. Суд исходил из того, что материалами дела не подтверждается, что спорный объект находится в хозяйственном ведении заявителя ГУП КК "Октябрьский".
Заявитель полагая отказ департамента от 02.06.2023 N 52-24-10-21619/23 нарушающим права и законные интересы ГУП "Октябрьский", обратился в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый акт, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с Положением о порядке учета краевого имущества и ведения Реестра государственной собственности Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 02.06.2000 N 403 "О порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края" объектами учета Реестра является имущество, отнесенное в порядке, установленном федеральными законами и законами Краснодарского края, к краевому имуществу.
В силу пункта 7 постановления главы администрации Краснодарского края от 02.06.2000 N 403 "О порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края" зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица, имеющие государственное имущество Краснодарского края в хозяйственном ведении, оперативном управлении, получившие государственное имущество Краснодарского края в аренду, залог и по иным основаниям, имеющие акции (доли, вклады), находящиеся в собственности Краснодарского края, и государственное имущество Краснодарского края, не вошедшее в уставный капитал, а также уполномоченные органы исполнительной власти Краснодарского края по управлению объектами казны Краснодарского края обязаны представлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в департамент имущественных отношений Краснодарского края сведения об указанном имуществе для внесения в Реестр государственной собственности Краснодарского края в сроки, установленные в приложении к настоящему постановлению.
Согласно пункту 8 указанного постановления руководитель организации, имеющей на балансе или в пользовании по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, государственное имущество Краснодарского края, а также руководитель хозяйствующего субъекта, имеющего акции (доли), принадлежащие Краснодарскому краю, в уставном капитале, или в пользовании которого находится, государственное имущество Краснодарского края, не вошедшее в уставный капитал, либо на ином основании, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, несет ответственность за полноту и достоверность представленных данных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
Пунктом 3 статьи 299 ГК РФ установлено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
На основании пункта 3 части 3 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 15.03.2005 N 215 "Об утверждении порядка согласования списания государственного имущества Краснодарского края" утвержден порядок согласования списания государственного имущества Краснодарского края (далее - порядок).
Указанный порядок предусматривает списание государственного имущества, которое находится в собственности Краснодарского края и находящегося в оперативном управлении исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, государственных учреждений Краснодарского края и хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий Краснодарского края, а также имущества, составляющего казну Краснодарского края.
Из обстоятельств спора следует, что предприятие обратилось в департамент с заявлением о списании и исключении 8 несуществующих объектов имущества из реестра государственной собственности Краснодарского края. Заявление ГУП "Октябрьский" мотивировано тем, что представленные на списание и исключение из реестра объекты не находятся в ведении ГУП "Октябрьский". Объект прекратил свое существование.
Доводы апелляционной жалобы о том, что департамент, руководствуясь пунктом 4.2 Порядка, законно и обосновано возвратил представленные министерством документы на доработку (письмо от 02.06.2023 N 52-24-10-21619/23), подлежат отклонению судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Как указано выше, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2022 по делу N А32-38644/2022, вступившим в законную силу, отказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 12.07.2022 N 206-04-07-6178/22 в согласовании списания данного объекта имущества из реестра государственной собственности Краснодарского края был признан незаконным. Судом установлено, что спорный объект перестал существовать (фактически отсутствует).
Таким образом, объект: Склад, лит. "Б", площадь 183,1 кв. м по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Кипарисовая, прекратил свое существование, что подтверждается указанным решением суда от 14.12.2022 по делу N А32-38644/2022.
В силу пункта 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции, являются преюдициальными для арбитражного суда.
Преюдициальная связь судебных актов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П).
Согласно пункту 3.5 Порядка решение о списании движимого имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения государственному унитарному предприятию Краснодарского края, принимается самостоятельно. В случае списания движимого имущества, балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов от уставного фонда государственного унитарного предприятия Краснодарского края или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, предприятие обязано в 10-дневный срок со дня принятия такого решения уведомить краевой отраслевой орган исполнительной власти и представить копии соответствующих документов, касающихся объектов списания. Решение о списании недвижимого имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения государственному унитарному предприятию Краснодарского края, принимается по согласованию с краевым отраслевым органом исполнительной власти и департаментом.
Пунктами 4.1.1. и 4.2. Порядка определено, что решение об отказе в согласовании списания имущества и возврате документов принимается в случаях:
1) представления документов, оформленных с нарушением требований действующего законодательства;
2) выявления в представленных документах неполных, необоснованных или недостоверных сведений;
3) неподтверждения отсутствия возможности дальнейшей эксплуатации имущества, а также экономической целесообразности проведения восстановительного ремонта, модернизации и дальнейшего его использования;
4) если планируемое списание противоречит нормам действующего законодательства
При таких обстоятельствах с учетом подтверждения физического отсутствия спорного объекта, и отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии правопритязаний каких-либо лиц на объекты, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда о том, что отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 02.06.2023 N 52-24-10-21619/23 не соответствует закону и нарушает права заявителя по настоящему делу.
В качестве правовосстановительной меры в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьей 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно возложил на департамент принять решение о согласовании списания из реестра государственной собственности Краснодарского края указанных объекта имущества.
Довод апелляционной жалобы о том, что принятое судом решение об обязании департамент в установленном порядке принять решение о согласовании списания из реестра государственной собственности Краснодарского края не является исполнимым, подлежит отклонению, поскольку судом первой инстанции принято дополнительное решение от 24.04.2024, согласно которому решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 февраля 2024 года по делу N А32-34163/2023 является основанием для исключения из реестра государственной собственности Краснодарского края здания склада с реестровым номером Н00008486 Лит. "Б", площадю183,1 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Кипарисовая. Дополнительное решение суда от 24.04.2024 по настоящему делу вступило в законную силу.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2024 по делу N А32-34163/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34163/2023
Истец: ГУП КК Октябрьский, ГУП КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "ОКТЯБРЬСКИЙ"
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7232/2024
01.07.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4664/2024
24.04.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34163/2023
12.02.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34163/2023