г. Владивосток |
|
29 октября 2024 г. |
Дело N А24-2042/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Р.Сацюк,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Халзан",
апелляционное производство N 05АП-5356/2024
на решение от 19.07.2024
судьи Ю.В.Ищук
по делу N А24-2042/2024 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Министерства туризма Камчатского края (ИНН 4101155713, ОГРН 1134101000087) к обществу с ограниченной ответственностью "Халзан" (ИНН 4105038489, ОГРН 1104177002170)
о взыскании 4 004 000,00 руб.,
при участии:
Из Соглашения следует, что срок реализации проекта не отнесен к условиям предоставления субсидии, соответственно применение пункта 2 части 45 Порядка является не обоснованным.
На момент рассмотрения дела цель соглашения достигнута частично. В наличии имелся фундамент, смонтирован сруб, установлены окна и двери, в связи с чем требование о возврате полной суммы субсидии является необоснованным.
На сегодняшний день отделка дома завершена и дом готов к эксплуатации.
УСТАНОВИЛ:
Министерство туризма Камчатского края (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Халзан" (далее - ответчик, общество) о взыскании 4 004 000,00 руб., составляющих средства субсидии, предоставленной по соглашению от 25.07.2022 N 10- 2022-068907.
Решением от 19.07.2024 суд взыскал с ответчика в пользу истца 4 004 000,00 руб., а также 43 020,00 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт. В доводах жалобы считает необоснованным применение истцом и судом пункта 2 части 45 Поряд.06.2022 г. N 342-П "Об утверждении Порядка предоставления из краевого бюджета в 2022 году субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры на территории Камчатского края". Из Соглашения следует, что срок реализации проекта не отнесен к условиям предоставления субсидии, соответственно применение пункта 2 части 45 Порядка является необоснованным. На момент рассмотрения дела цель соглашения достигнута частично. В наличии имелся фундамент, смонтирован сруб, установлены окна и двери, в связи с чем требование о возврате полной суммы субсидии является необоснованным. На сегодняшний день отделка дома завершена и дом готов к эксплуатации.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. От истца поступил письменный отзыв, согласно которому считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что между истцом (предоставитель) и ответчиком (получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с созданием модульных некапитальных средств размещения (кемпингов и автокемпингов) на территории Камчатского края от 25.07.2022 N 10-2022-068907, предметом которого является предоставление в 2022 году субсидии: в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с обеспечением поддержки общественных инициатив на создание модульных некапитальных средств размещения (кемпингов и автокемпингов) на территории Камчатского края, а также в целях достижения результатов федерального проекта "Развитие туристической инфраструктуры" (пункт 1.1 соглашения).
Согласно пункту 2.1 соглашения субсидия предоставляется получателю на цели, указанные в разделе 1 названного соглашения, в общем размере 4 004 000,00 руб. в соответствии с приложением N 1 к соглашению.
Субсидия предоставляется в соответствии с Правилами N 344-П при представлении получателем предоставителю документов, предусмотренных указанными Правилами (пункт 3.1 соглашения).
Условием предоставления субсидии является согласие получателя на осуществление предоставителем и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии. Выражение согласия получателя на осуществление указанных проверок осуществляется путем подписания названного соглашения (пункт 3.3 соглашения).
Согласно пункту 4.1 соглашения предоставитель обязан, в числе прочего, устанавливать значения результатов предоставления субсидии согласно приложениям N 3, N 4 к соглашению (подпункты 4.1.4.1 и 4.1.4.2.1), осуществлять контроль за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком N 344-П, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок (подпункт 4.1.6), а также в случае установления предоставителем или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами предоставления субсидии и названным соглашением, в том числе указания в документах, предоставленных получателем в соответствии с соглашением, недостоверных сведений, направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в размере и сроки, определенные в указанном требовании (подпункт 4.1.7).
В свою очередь, получатель обязан, в числе прочего, обеспечить достижение значений результатов предоставления субсидии и соблюдение сроков их достижения; обеспечить достижение значений показателей, устанавливаемых в соответствии с пунктом 4.1.4 соглашения, а также представлять Министерству отчет о расходах получателя, источником финансового обеспечения которых является субсидия, не позднее 10-го рабочего дня, следующего за отчетным годом, предоставлять отчеты и документы, предусмотренные условиями Порядка N 344-П (подпункты 4.3.5, 4.3.5.1, 4.3.6.1, 4.3.6.3.1 соглашения).
Также общество приняло на себя обязательство возвратить субсидию в размере и в сроки, указанные в требовании об обеспечении возврата субсидии (подпункт 4.3.8.2).
В подпункте 6.1.1 соглашения указано, что подписанием соглашения получатель, а также лица, получающие средства на основании договоров, заключенных с получателем (за исключение государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), выражают свое согласие на осуществление Министерством проверок соблюдения условий Порядка N 344-П, в том числе в части достижения результатов предоставления субсидии, а также на осуществление проверки органами государственного финансового контроля соблюдения получателем субсидии условий названного Порядка в соответствии со статьями 268.1, 269.2 Бюджетного кодекса РФ.
Платежным поручением от 01.08.2022 N 107340 истец перечислил ответчику субсидию в размере 4 004 000,00 руб.
Обращаясь с заявлением о предоставлении субсидии, ответчик разработал и представил истцу проект по созданию модульных некапитальных средств размещений (кемпингов и автокемпингов) на территории Камчатского края "Оснащение рекреационной территории, прилегающей к туристической базе, расположенной вблизи озера Начикинское".
Целью проекта является открытие туристического визит-центра с наличие комфортных мест размещения (пункт 1.1 проекта). Срок реализации проекта указан в пункте 1.3: июль 2022 года - октябрь 2022 года. Также указано, что в этот период будет осуществлено открытие туристического визит-центра, готового к приему гостей.
В составе документов заявки на участие в конкурсе общество подписало письмо-обязательство обеспечения реализации проекта в срок не позднее 20.12.2022.
06.02.2022 ответчик обратился к истцу с заявлением о продлении сроков реализации соглашения от 25.07.2022 N 10-2022-068907 до 01.08.2023.
По результатам рассмотрения Министерством обращения общества стороны заключили дополнительное соглашение от 13.12.2022 N 10-2022-068907/1, которым продлили срок реализации проекта до 01.08.2023, а срок предоставления отчетов и документов, предусмотренных Порядком N 344-П - до 11.08.2023.
Как указывает истец и подтверждается материалами дела, 09.08.2023 ответчик во исполнение пункта 40 Правил N 344-П и условий соглашения от 25.07.2022 предоставил истцу заявление об освоении субсидии и реализации проекта с приложением отчетных документов (23 пункта).
По результатам проведенной проверки поступивших документов Министерством было установлено, что расходы на сумму 7 605 118,00 руб. подтверждены, но отсутствуют документы, подтверждающие сам факт создания модульного некапитального строения, предусмотренные пунктом 40 Правил N 344-П, а именно: акт приема-передачи готового фундамента, акт приема-передачи выполненных работ по сборке деревянных конструкций сруба и монтаже кровли и акт приема-передачи выполненных отделочных работ.
Указанные документы предусмотрены пунктом 10 договора на изготовление и установку гостевого дома из сухостойной сосны ручной рубки от 21.10.2022 N 21/10-2022, представленным обществом.
В целях установления фактической реализации проекта 29.01.2024 истец осуществил выездную проверку, результаты которой отражены в Акте проверки фактического наличия (отсутствия) приобретаемого оборудования (материалов) в рамках реализации соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с созданием модульных некапитальных средств размещения (кемпингов и автокемпингов) на территории Камчатского края от 25.07.2022 N 10-2022-068907.
В процессе проверки проводилась фотосъемка, в результате которой сделано 32 фотографии, приложенные истцом к иску, обозревавшиеся судом в судебном заседании.
В результате выездной проверки установлено, что возведение модульного некапитального средства размещения не завершено.
Фактически в наличии имеются стены, крыша, оконные и дверные проемы. Полы частично отсутствуют. Окна не застеклены, входная дверь не установлена. Электрика, водоотведение и водоснабжение отсутствуют. Лестница на второй этаж отсутствует. Внутренняя отделка отсутствует. Перекрытия между первым и вторым этажом отсутствует частично. Продолжаются строительные работы, двухэтажное модульное средство размещения фактически не пригодно для размещения туристов.
Акт проверки подписан представителем общества без возражений и замечаний.
Поскольку ответчик в сроки, определенные соглашением от 25.07.2022 N 10-2022-068907, не обеспечил достижение значений результата предоставления субсидии, истец 01.02.2024 направил обществу требование N 52/289 от 31.01.2024 о возврате субсидии в размере 4 004 000,00 руб., которое получено ответчиком 19.02.2024, но не исполнено.
Изложенное послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно правовой позиции истца, рассматриваемое требование основано на неисполнении обществом условий соглашения от 25.07.2022 N 10-2022-068907 в части достижения результата в установленный срок, а именно открытия туристического визит-центра, готового к приему гостей.
Постановлением Правительства Камчатского края от 23.06.2022 N 344-П утвержден Порядок предоставления из краевого бюджета в 2022 году субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией общественных инициатив, направленных на создание модульных некапитальных средств размещения (кемпингов и автокемпингов) на территории Камчатского края.
Согласно пункту 39 Порядка N 344-П, результатом предоставления субсидии в целях достижения показателей регионального проекта подпрограммы 1 Государственной программы в зависимости от направления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, является количество созданных или оборудованных туристических объектов. Значения результатов устанавливаются соглашением.
По правилам пункта 40 Порядка N 344-П получатель субсидий, заключивший соглашение, в срок не позднее 25 декабря текущего календарного года, в котором была предоставлена субсидия, представляет в Министерство:
1) отчет о достижении результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии;
2) отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по формам, установленным соглашением, с приложением заверенных подписью и печатью (при наличии) получателя субсидии документов, подтверждающих целевое расходование субсидии, к которым относятся:
а) договоры, подтверждающие расходы получателя субсидии (при наличии);
б) товарные накладные (по форме ТОРГ-12), и (или) акты оказанных услуг, и (или) акт выполненных работ (по форме КС-2) и справку о стоимости выполненных работ (по форме КС-3);
в) документ(ы), подтверждающий(ие) принятие на учет приобретенных основных средств; г) документы, подтверждающие расходы получателя субсидии (с соблюдением требований пункта 2 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 42 Порядка Министерство и органы государственного финансового контроля осуществляют в отношении заключивших соглашение получателей субсидии и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), проверки.
В соответствии с пунктом 43 Порядка N 344-П в случае выявления Министерством, в том числе по фактам проверок в отношении лиц, указанных пункте 42 названного Порядка, несоблюдения порядка и условий предоставления субсидий, а также недостижения результата, установленного при предоставлении субсидии, иных нарушений, выявленных органами государственного финансового контроля по фактам проверок в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 БК РФ, получатель субсидии обязан возвратить денежные средства в краевой бюджет в следующем порядке и сроки:
1) в случае выявления нарушения органами внешнего государственного финансового контроля - на основании представления и (или) предписания органа внешнего государственного финансового контроля в сроки, указанные в представлении и (или) предписании;
2) в случае выявления нарушения Министерством - в течение 20-ти рабочих дней со дня получения требования Министерства.
По правилам пункта 44 Порядка N 344-П письменное требование о возврате субсидии направляется Министерством получателю субсидии в течение 5-ти рабочих дней со дня выявления обстоятельств, указанных в части 43 настоящего Порядка, посредством почтового отправления или на адрес электронной почты или иным способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного требования получателем субсидии.
Пунктом 2 части 45 Порядка предусмотрено, что получатели субсидий обязаны возвратить средства субсидии в случае нарушения условий названного Порядка в полном объеме.
Вопреки мнению ответчика, условия предоставления субсидии отраженные в соглашении, подлежат в полной мере регулированию Порядком, которым в частности, установлены требования к предоставлению отчетности получателей субсидий, и ответственность за нарушение условий Порядка. При таких обстоятельствах, довод жалобы о необоснованном применении пункта 2 части 45 Порядка отклоняется за необоснованностью.
Приложениями N 3 и N 4 к соглашению от 25.07.2022 установлено одно плановое значение результатов предоставления субсидии (количество - 1), которым является созданный туристический объект.
Пунктом 5 части 11 Порядка установлено, что условиями предоставления субсидии является реализация проекта не позднее 20 декабря календарного года, в котором предоставляется субсидия. Указанный срок также был установлен в соглашении о предоставлении субсидии (Приложение N 3 и N 4).
Согласно пояснениям истца, установление срока (20.12.2022) в Порядке и соглашении о предоставлении субсидии, было обусловлено тем, что на момент разработки Порядка планировалось, что реализация проектов будет завершена до конца 2022 года, но в связи с частичной мобилизацией, связанной со специальной военной операцией, а также санкциями, наложенными на Российскую Федерацию, у получателей субсидии возникли проблемы с реализацией проектов. Прежде всего, проблемы по реализации проектов возникли из-за логистики - задержки грузов в городе Владивосток в конце 2022 года, а также подборе поставщиков, так как из-за санкций большинство туристических товаров исчезли с рынков и частичной мобилизацией работников занятых на выполнении работ по возведению средств размещения, а также иных предприятиях, непосредственно связанных с реализацией проектов.
В связи с этим, на основании поступивших заявлений, в том числе от ООО "Халзан", руководствуясь абзацем 5 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 N 590 "О внесении изменений в общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и об особенностях предоставления указанных субсидий и субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2022 году", Министерством было принято решение о продлении сроков достижения результатов предоставления субсидий.
ООО "Халзан" в соответствии с дополнительным соглашением был установлен срок достижения результатов предоставления субсидии "до 01.08.2023", и срок предоставления отчетных документов "до 11.08.2023".
В части 39 Порядка установлено, что результатом предоставления субсидии в целях достижения показателей регионального проекта подпрограммы 1 Государственной программы в зависимости от направления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, является количество созданных или оборудованных туристических объектов.
Актом от 29.01.2024 проверки фактического наличия (отсутствия) приобретаемого оборудования (материалов) в рамках реализации соглашения о предоставлении субсидии, требованием о возврате субсидии от 31.01.2024 N 52/289, письмом ответчика от 01.02.2024 на требование о возврате субсидии, подтверждается, что результат предоставления субсидии не достигнут, возведение модульного некапитального средства размещения не завершено, строительные работы продолжаются. Данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто, о фактическом продолжении работ на объекте также свидетельствует и указание в самой апелляционной жалобе о том, что на момент рассмотрения дела судом первой инстанции цель соглашения достигнута частично.
При этом срок реализации соглашения, а также достижение значения результата, для которого предоставлена субсидия, является существенным условием соглашения, а незавершение реализации соглашения (недостижение значения результата) в срок, является основанием возврата средств субсидии в полном объеме.
Таким образом, установив, что срок, до которого должны быть достигнуты значения результатов предоставления субсидии истек 01.08.2023, а по состоянию на 29.01.2024 строительство объекта не завершено, что ответчиком не оспаривается, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для возврата субсидии в соответствии с подпунктом 3 пункта 45 Порядка.
Проверив расчет объема субсидии, подлежащей возврату, на соответствие пункту 45 Порядка N 344-П, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Министерство вправе требовать от ответчика возврата 4 004 000,00 руб. субсидии. Суд правомерно исходил из того, что значение результата предоставления субсидии в рассматриваемом случае составляет "1", что не позволяет применить формулу для расчета части субсидии от количества результатов субсидии, установленных соглашением.
Подводя итог изложенному, установив факт недостижения ответчиком в установленные сроки цели предоставления субсидии (проект не реализован, сроки его реализации нарушены, в том числе и с учетом заключения сторонами дополнительного соглашения об их продлении), суд обоснованно удовлетворил исковые требования в заявленном размере.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины при её подаче относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 19.07.2024 по делу N А24-2042/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2042/2024
Истец: Министерство туризма Камчатского края
Ответчик: ООО "Халзан"