г. Челябинск |
|
12 июля 2024 г. |
Дело N А76-17802/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой А.Г.,
судей Курносовой Т.В., Румянцева А.А., при ведении протокола помощником судьи Бакайкиной А.Ю., в помещении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 83, зал N 516, рассматривает в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Приморского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области на определение Арбитражного суда Челябинской области от 07.02.2024 по делу N А76- 17802/2012 о взыскании компенсации за имущество, не подлежащее реализации в рамках конкурсного производства.
В заседании приняли участие:
конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия "ЖКХ-Приморский" Пивоваров Алексей Алексеевич (паспорт) его представитель Сибирева Ю.Ю. (паспорт, доверенность от 15.01.2024 сроком по 31.12.2024);
представитель Администрации Приморского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области - Дружинин В.В.(паспорт, распоряжение N 1 от 10.01.2022).
В качестве слушателя в зале судебного заседания присутствует Бондаренко М.В.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 25.09.2012 возбуждено производство по делу о банкротстве муниципального унитарного предприятия "ЖКХ - Приморский" (далее - предприятие, должник).
Решением суда от 16.04.2013 предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий Пивоваров Алексей Алексеевич, член некоммерческого партнерства "Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса".
Конкурсный управляющий Пивоваров А.А. 19.07.2023 обратился в суд с заявлением, в котором (с учетом увеличения размера и уточнения предмета заявления) он просит:
- возвратить в муниципальную собственность муниципального образования Приморского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области (далее - сельское поселение) не обремененным правом хозяйственного ведения предприятия ЖКХ "Приморский" имущество согласно перечню от 11.08.2022, включающему в себя нежилые здания гаража, мастерской, электрокотельной, бани, объекты водоснабжения и водоотведения, автомобильные дороги;
- взыскать с сельского поселения в лице Администрации Приморского сельского поселения за счет казны в пользу предприятия ЖКХ "Приморский" компенсацию в размере 20 156 165 рублей;
- установить срок для выплаты компенсации в 10 дней.
Определением суда от 07.02.2024 требования конкурсного управляющего удовлетворены частично, взыскано с Администрации Приморского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области в пользу муниципального унитарного предприятия "ЖКХ-Приморский" компенсацию за имущество, не подлежащее реализации в рамках конкурсного производства, в размере 7 659 800 рублей.
В удовлетворении заявления конкурсного управляющего в оставшейся части отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация Приморского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области обратилась в апелляционный суд с жалобой.
Апеллянт в обоснование доводов своей апелляционной жалобы указывает, что суд, судом не принято во внимание и не отражено в определении, что рыночная стоимость объектов не подлежащих включению в конкурсную массу ниже их рыночной стоимости в связи с наличием социального предназначения указанных объектов.
Суд, устанавливая размер компенсации, исходил из рыночной цены спорного имущества, согласно предоставленного отчёта оценщика Игнашева В.О. N 1161023 от 23.10.2023 г. рыночная стоимость объектов оценки составила 9 688 900 руб.
Кроме того, конкурсный управляющий за более чем 10 лет проведения конкурсного производства не разу не провёл торги по продаже спорного имущества, потому, что понимал, что данное имущество не предоставляет какой-либо ценности для предпринимательской деятельности, потому что деятельность по производству тепловой энергии, подаче питьевой воды и отведению канализации в сельских поселениях является 100% убыточной и желающие приобрести спорное имущество вряд - ли нашлись бы.
Также суд не принял во внимание доводы администрации Приморского сельского поселения о необходимости уменьшения суммы компенсации на сумму понесённых расходов администрации на содержание имущества.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся в судебное заседание иных лиц.
В приобщении дополнительных доказательств в судебном заедании 04.07.2024 Администрации Приморского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области отказано, ввиду того что заявитель не представил доказательства уважительности причин по которым указанные документы не могли быть представлены в суд первой инстанции.
В порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела приобщены отзывы, поступившие от конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "ЖКХ-Приморский" Пивоварова А.А., АО "Газпром Газораспределение Челябинск".
Присутствующие участники процесса в судебном заседании заявили суду свои позиции относительно доводов апелляционной жалобы (согласно протоколу судебного заседания).
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие "ЖКХ-Приморский" создано 25.04.2001 на основании решения администрации Агаповского муниципального района.
Согласно уставу, целью создания предприятия являлось оказание жилищно-коммунальных услуг и услуг по обслуживанию жилого фонда, иных зданий и сооружений, инженерных сетей на территории муниципального образования "Приморский сельсовет".
Между тем, 08.06.2006 муниципальный район формально наделил должника имуществом, когда между предприятием и Управлением по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района заключен договор N 1-09 о закреплении муниципального имущества в хозяйственное ведение. В соответствии с договором управление передало предприятию в хозяйственное ведение имущество, расположенные на территории сельского поселения (в поселках Приморский, Ржавка и селе Верхнекизильское) согласно приложениям.
Актом приема-передачи, являющимся приложением к договору N 1-09 от 08.06.2006, определен перечень передаваемого имущества объекты жилого назначения (многоквартирные дома,), объекты внешнего благоустройства (линии электропередач и автомобильные дороги), объекты коммунально-бытового назначения (здания бани в поселке Приморский и в поселке Ржавка, электрокотельная с оборудованием в поселке Ржавка, газовая котельная с трансформаторной подстанцией и оборудованием котельной в поселке Приморский), тепловые сети, канализационные сети и сооружения, водозаборные сооружения (насосная станция и скважины) и водопроводные сети.
Кроме того, в соответствии с постановлением главы муниципального района от 13.03.2007 N 76 должнику в хозяйственное ведение из казны муниципального района переданы объекты недвижимости: столярная мастерская и два склада.
В 2010 году в устав предприятия внесены и зарегистрированы изменения о том, что учредителем и собственником имущества МУП является администрация Приморского сельского поселения; предприятие создается, реорганизуется и ликвидируется по решению главы Приморского сельского поселения.
Впоследствии администрация муниципального района со ссылкой на обращение директора предприятия Куортти Н.И. издала постановление от 10.09.2012 N 1678-1 о прекращении права хозяйственного ведения на имущество, ранее переданное в соответствии с договором N1-09, а также иное имущество (автотранспортные средства). Тогда же были составлены акты приема-передачи, подписанные администрацией муниципального района в одностороннем порядке.
Судом на основе объяснений конкурсного управляющего было установлено, что имущество должника в части транспортных средств, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения, а также котельной в пос. Приморский и сетей теплоснабжения в указанный период времени из владения должника фактически не выбывали, поскольку продолжали эксплуатироваться для осуществления должником основного вида деятельности. Жилой фонд фактически во владении и пользовании должника не находился и представлял собой обслуживаемые многоквартирные дома, а линии электропередач были изъяты администрацией ранее, не позднее 2007 года, когда они были проданы из муниципальной собственности района третьему лицу по договору от 14.12.2007.
В марте 2013 года администрация муниципального района издала постановление от 14.03.2013 N 514 об отмене ранее принятого постановления от 10.09.2012 N 1678-1.
Определением арбитражного суда от 25.09.2012 по заявлению ФНС России возбуждено производство по настоящему делу о банкротстве.
Решением арбитражного суда Челябинской области от 16.04.2013(резолютивная часть от 09.04.2013) предприятие признано несостоятельным (банкротом).
Приступив к исполнению своих обязанностей, конкурсный управляющий Пивоваров А.А. в период 31.05.2013 по 19.09.2013 провел инвентаризацию активов должника на общую сумму 18 243 538 руб. 59 коп.
По результатам инвентаризации выявил фактическое нахождение во владении и пользовании должника части имущества, переданного в соответствии с договором N 1-09 от 08.06.2006, а также иного имущества, в том числе:
- водозаборные сооружения (насосная станция, скважины) и водопроводные сети протяженностью 12,616 км., канализационные насосные станции и сети протяженностью 2,1 км., расположенные в пос. Приморский;
- газовая котельная с котельным оборудованием, подводящим газопроводом, а также теплосети протяженностью 19,4 км., тепловые пункты N 1-3, расположенные в пос. Приморский;
- водозаборные сооружения (насосная станция, скважины) и водопроводные сети протяженностью 3,9 км., расположенные в пос. Ржавка;
- водозаборные сооружения (водонапорная башня, скважина) и водопроводные сети протяженностью 1,4 км., расположенные в пос. Верхнекизильское;
- здание бани общей площадью 349,9 кв.м., расположенной в пос. Приморский;
- здание гаража и мастерской;
- транспортные средства и самоходные машины в общем количестве 10 единиц;
- малоценное имущество (материалы);
- иные здания и сооружения, которые либо законсервированы и не эксплуатируются (например, водонапорные башни), либо приведены в негодное состояние или разрушены (баня, электрокотельная и канализационные сети в пос. Ржавка).
Из содержания отчета конкурсного управляющего от 12.12.2019 (приложение к делу вх. N 884041 от 23.12.2019) усматривается, что конкурсным управляющим была проведена оценка имущества, включенного в конкурсную массу по результатам инвентаризации (на общую сумму 11 185 400 руб.).
Кроме того, из содержания отчета, объяснений конкурсного управляющего, протоколов собрания кредиторов от 17-19 сентября 2013 года, 19-25 июня 2014 года, 23 марта 2015 года, 22 мая 2015 года следует, что деятельность по оказанию услуг по обслуживанию многоквартирных домов, водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению продолжалась до июля 2015 года. В ходе указанных собраний кредиторов каждый раз откладывалось принятие решения о прекращении хозяйственной деятельности в связи с позицией участвовавших в собрании представителей муниципального района и сельского поселения, указывавших на невозможность передачи функций поставщика коммунальных услуг иной организации.
После прекращения деятельности тепловые сети, как следует из отчета конкурсного управляющего, были переданы в аренду третьему лицу сроком до 30.08.2016.
Согласно размещенному в общем доступе в сети "Интернет" постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 05.11.2015 N 52/13 в ноябре 2015 года было открыто дело об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2015 год для ООО "Приморский водоканал".
В процедуре конкурсного производства была реализована часть имущества (транспортные средства, котельная с оборудованием, тепловые сети с оборудованием) на общую сумму вырученных средств 1 565 460 руб.
В отношении находящихся в ведении должника многоквартирных домов был составлен акт о передаче их в ведение Управления по имуществу и земельным отношениям муниципального района.
Для целей реализации недвижимого имущества, включенного в конкурсную массу, конкурсным управляющим были предприняты меры по оформлению титула.
В частности, были запрошены выписки из реестра муниципальной собственности, копии актов о вводе в эксплуатацию от муниципального района, были совершены действия по постановке выявленного имущества на кадастровый учет.
В ответах на запросы конкурсного управляющего муниципальный район сообщил о том, что в архивном отделе администрации и комитета по архитектуре и строительству запрашиваемые документы отсутствуют.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.07.2019 по делу N А76-35225/2018 должнику отказано в признании права хозяйственного ведения в отношении недвижимого имущества, выявленного по результатам инвентаризации:
N п/п |
Наименование |
Площадь/ протяженность количество |
Адрес объекта |
Кадастровый номер |
1 |
2 |
3 | 4 |
5 |
|
Недвижимое имущество | ||||
1 |
Здание мастерской (п. Приморский) |
310 кв.м. |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Приморский |
74:010105001:797 |
2 |
Электрокотельная (п. Ржавка) |
36 кв.м. |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Ржавка, ул. Восточная, 21 |
74:01:0102001:559 |
1 2 3 4 5
3 |
Насосные станции |
2 шт. по 24 |
1. Челябинская область, |
74:01:0105002:1069 |
|
фекальных стоков (п. |
кв.м. |
Агаповский р-он, п. |
|
|
Приморский) |
|
Приморский, 900 м на юго-восток от п. Приморский 2. Челябинская область, Агаповский р-он, п. |
74:01:0105002:1070 |
|
|
|
Приморский, 1100 м на юго-восток от п. Приморский |
|
4 |
Баня |
349,3 кв.м. |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Приморский, ул. Клубная, д. 9 |
74:01:0105002:749 |
Водозаборные сооружения
5 |
Водонапорная башня (с. Верхнекизильское) |
1 |
Челябинская область, Агаповский р-он, с. Верхнекизильское |
74:01:0104001:720 |
6 |
Скважина (с. Верхнекизильское) |
1 |
Челябинская область, Агаповский р-он, с. Верхнекизильское в 400 м на юго-запад от ул. Сталеплавильщиков с. Верхнекизильское |
74:33:0103001:1013 |
7 |
Водозаборная насосная станция (п. Приморский) |
1 |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Приморский |
74:01:0000000:1172 |
8 |
Водонапорная башня (п. Приморский) |
1 |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Приморский, ул. Коммунальная, 7/2 |
74:01:0105002:1092 |
9 |
Водонапорная башня (п. Ржавка) |
1 |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Ржавка |
74:01:0102001:555 |
10 |
Скважины (п. Ржавка) |
2 |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Ржавка в 500 м на запад от ул. Степная, п. Ржавка |
74:01:0103001:14 74:01:0103001:15 |
11 |
Скважины (п. Приморский) |
5 |
1. N 6147 в 620 м на север от дома N 4 по ул. Гидростроителей, п. Приморский, к востоку от водяной скважины N 216Д 2. N 6186 в 660 м на север от дома N 4 по ул. Гидростроителей, п. Приморский, к востоку от водяной скважины N 216Д 3. N 6187 в 700 м на север от дома N 4 по ул. Гидростроителей, п. Приморский, к востоку от водяной скважины N 216Д 4. N 216 в 520 м на север от дома N 4 по ул. Гидростроителей, п. Приморский, к востоку от водяной скважины N 216Д 5. N 217 в 520 м на север от дома N 4 по ул. Гидростроителей, п. Приморский, к востоку от водяной скважины N 216Д |
74:01:0101003:141 74:01:0101003:142 74:01:0101003:144 74:01:0101003:140 74:01:0101003:143 |
1 2 3 4 5
12 |
Водозаборный колодец-насосная станция (п. Ржавка) |
1 |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Ржавка |
74:01:0103001:13 |
Водопроводные сети
13 |
п. Приморский, ул. Гидростроителей (ВК1-ВК2) |
896 м |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Приморский, ул. Гидростроителей |
74:01:0000000:3700 |
14 |
п. Приморский, ул. Уральская (ВК2-ВК8) |
640 м |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Приморский, ул. Уральская |
74:01:0000000:3700 |
15 |
п. Приморский, ул. Уральская (ВК8-ВК13) |
260 м |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Приморский, ул. Уральская |
74:01:0000000:3700 |
16 |
п. Приморский (ВК8-ВК31; ВК8-ВК31; ВК3-32; ВК4-41) |
3100 м |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Приморский |
74:01:0000000:3700 |
17 |
п. Приморский (от ВК2 по ул.50 лет Совхозу) |
420 м |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Приморский |
74:01:0000000:3700 |
18 |
п. Приморский (ВК13-ВК47) |
400 м |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Приморский |
74:01:0000000:3700 |
19 |
п. Приморский, ул. Клубная - ул. Коммунальная |
2100 м |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Приморский, ул. Клубная - ул. Коммунальная |
74:01:0000000:3700 |
20 |
п. Приморский, ул. Профсоюзная, ул. Заречная, ул. Дружбы |
1500 м |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Приморский, ул. Заречная, ул. Дружбы |
74:01:0000000:3700 |
21 |
Водопровод, п. Ржавка |
2200 м |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Ржавка |
74:01:0000000:3655 |
22 |
п. Ржавка, ул. Восточная 21 |
200 м |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Ржавка, ул. Восточная 21 |
74:01:0000000:3655 |
23 |
с. Верхнекизильское (ВК2-ВК9; ВК21-ВК34) |
1400 м |
Челябинская область, Агаповский р-он, с. Верхнекизильское |
74:01:0000000:572 |
Тепловые сети
24 |
Тепловые сети, п. Ржавка, ул. Восточная, 21 |
170 м |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Ржавка, ул. Восточная 21 |
|
25 |
Теплоснабжение УГС, центральной усадьбы, п. Приморский |
2570 м |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Приморский |
74:01:0000000:3675 |
26 |
Сети теплоснабжения центральной усадьбы, п. Приморский |
2030 м |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Приморский |
74:01:0000000:3675 |
Канализационные сети
27 |
п. Приморский |
2100 м |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Приморский |
74:01:0000000:3654 |
28 |
п. Ржавка, ул. Восточная, 21 |
90 м |
Челябинская область, Агаповский р-он, п. Ржавка, ул. Восточная 21 |
74:01:0000000:3669 |
Основанием для отказа в удовлетворении требований послужило отсутствие государственной регистрации права собственности муниципального района в отношении переданного имущества. Кроме этого, суд установил, что в марте 2017 года в отношении данного имущества сельское поселение начало процедуру включения в реестр бесхозяйного имущества, а в июне 2020 года по заявлениям поселения были приняты судебные решения о признании права собственности в отношении бесхозяйного имущества.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.07.2019 по делу N А76-40824/2018 должнику отказано в признании незаконным отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения в отношении сооружения - водопроводных сетей в пос. Приморский. Основанием для отказа в удовлетворении требований послужило отсутствие государственной регистрации права собственности муниципального района в отношении переданного имущества. Кроме этого, суд установил, что после введения в отношении должника процедуры банкротства указанные сети были включены в реестр бесхозяйного имущества.
По аналогичным основаниям Арбитражным судом Челябинской области были вынесены решения от 19.08.2019 по делу N А76-40822/2018 (водопровод в пос. Ржавка), от 23.07.2019 по делу N А76-40826/2018 (нежилое здание площадью 350,2 кв.м. в пос. Приморский) и от 23.07.2019 по делу N А76-40825/2018 (водопровод в селе Верхнекизильское).
Согласно заявлению конкурсного управляющего и отчету от 12.12.2019,невозможность оформления права хозяйственного ведения в отношении иных объектов, в том числе отказ в государственной регистрации, была связана с аналогичными обстоятельствами (отсутствие правоустанавливающих документов и регистрации права муниципальной собственности района).
Впоследствии за нереализованным недвижимым имуществом, в отношении которого должник не сумел оформить титул, было зарегистрировано право собственности Приморского сельского поселения после принятия решений Агаповского районного суда Челябинской области от 26 июня 2020 года о признании права собственности муниципального образования "Приморское сельское поселение".
В ходе конкурсного производства в конкурсную массу в счет погашения ранее имевшейся дебиторской задолженности от реализации услуг и имущества
в ходе процедуры поступили денежные средства в общей сумме 58 359,347 тыс. руб., которые были направлены на удовлетворение текущих требований, возникших преимущественно в результате продолжения должником хозяйственной деятельности.
Конкурсный управляющий, полагая, что формирование конкурсной массы и более полное удовлетворение требований кредиторов стало невозможным в результате того, что со стороны муниципального района не была должным образом исполнена обязанность по наделению предприятия имуществом, а усугубление финансовой ситуации наступило в результате невозможности прекращения убыточной деятельности после введения конкурсного производства по вине муниципального района и сельского поселения, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При рассмотрении спора о субсидиарной ответственности судом было установлено, что первоначально при создании предприятия-должника публично-правовым образованием, осуществлявшим полномочия собственника его имущества, выступил муниципальный район.
Затем, статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов, связанных с организацией в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, отнесено к вопросам местного значения поселений.
В связи с этим между Администрацией района и Администрацией поселения был подписан передаточный акт от 30.12.2005, согласно которому район передал поселению находящиеся на территории последнего объекты жилого назначения, объекты нежилого назначения общей площадью 1498,7 кв.м., объекты внешнего благоустройства, водопроводные, тепловые и канализационные сети, а также непоименованное оборудование в количестве 37 единиц.
Суд первой инстанции не установил оснований для вывода о том, что при заключении договора N 1-09 от 08.07.2006 (о передаче имущества в хозяйственное ведение), издании постановления от 13.03.2007 N 76 (о передаче дополнительных объектов) и распоряжений от 10.09.2012 N 1678-1 и от 14.03.2013 муниципальный район выступал в качестве собственника такого имущества и выступал в качестве собственника имущества предприятия в целом после 2006 года.
При рассмотрении обособленного спора о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности суд признал недоказанным наличие вины муниципального района или поселения в банкротстве предприятия в связи с невозможностью оформления права хозяйственного ведения в отношении имущества должника и отметил то, что не доказано совершение муниципальным районом или сельским поселением виновных действий, послуживших препятствием для оформления права хозяйственного ведения должника в отношении упомянутого имущества, указал, что основной предпосылкой к отказу в признании за должником права хозяйственного ведения на объекты имущества послужило отсутствие титула муниципальной собственности.
Конкурсный управляющий, полагая, что объекты водоснабжения и иное имущество, которое не удалось включить в конкурсную массу по причине отсутствие оформленного титула, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) и в порядке, определенном статьей 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с выплатой должнику компенсации, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав обстоятельства дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Поименованные в Законе о водоснабжении и водоотведении объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
Довод апеллянта о том, что размер компенсации, установленный в суде, основан на не верной рыночной цены спорного имущества, отклоняется судом апелляционной инстанции в виду следующего.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве, все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 указанной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5 статьи 132 Закона о банкротстве).
Вместе с тем, наличие у должника имущества, которое в силу своей социальной значимости в конкурсную массу не включается и у конкурсного управляющего отсутствует возможность его продажи посредством торгов, лишает кредиторов права рассчитывать на соблюдение их имущественных интересов.
Невозможность включения спорного имущества (социально значимых объектов) в конкурсную массу должника не лишает его права на получение разумной компенсации их стоимости в целях пополнения конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов.
Следовательно, возврат объектов водоснабжения свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019)
При этом, следует учитывать баланс интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и содержание соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), и интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр. В связи с чем, размер такой компенсации не может быть равен рыночной стоимости спорных объектов.
Данные выводы подтверждаются позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, а также в определениях от 23.04.2013 N 640-0 и от 28.05.2013 N 875-0.
В силу пункта 8 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П впредь до разработки в законодательном порядке механизма определения размера и порядка выплаты компенсации за переданное в муниципальную собственность имущества обязанность по определению размера компенсации возлагается на суды и другие правоприменительные органы в целях обеспечения гарантий, предусмотренных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В определении от 07.02.2024 суд указал, что при определении компенсации суд принимает во внимание отчет N 1161023 от 23.10.2023 как наиболее близкий по дате оценки к дате рассмотрения спора. Кроме этого, суду представляются обоснованными и в большей степени отвечающими принципу справедливости расчеты оценщика, произведенные затратным методом с учетом износа и без включения в стоимость суммы НДС.
В задании на оценку указано, что отчет об оценке может быть использован только для определения размера выплаты, подлежащей администрацией Приморского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области в конкурсную массу МУП "ЖКХ Приморский" в качестве компенсации за уменьшение конкурсной массы в связи с возвратом в муниципальную собственность Приморского сельского поселения, не обремененного правом хозяйственного ведения, принадлежащих Предприятию на праве хозяйственного ведения, объектов недвижимости с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость. Отчет об оценке не может использоваться для иных целей (ограничение на использование, распространение и публикацию отчета об оценке объекта оценки за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Кроме того, конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением, в котором просил взыскать с сельского поселения компенсацию в размере 20 156 165 рублей, сумма, удовлетворенная судом значительно ниже суммы, заявленной конкурсным управляющим.
Следовательно, стоимость имущества определена на основании отчета N 1161023 от 23.10.2023, принятый судом за основу установления размера компенсации, отчет был подготовлен с целью определения стоимости объекта оценки для определения размера выплаты, подлежащей администрацией Приморского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области в конкурсную массу МУП "ЖКХ Приморский".
Соответственно, при определении стоимости оценщик учел социальное предназначение объектов и то, что это является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость.
Кроме того, как следует из пояснений конкурсного управляющего, торги не проводились из-за невозможности их проведения, поскольку не был оформлен титул на имущество: право на имущество не было зарегистрировано в законном порядке в государственном реестре - ни право собственности, ни право хозяйственного ведения.
Кроме того, данный вопрос рассматривался в деле о привлечении ответчика совместно с муниципальным образованием Агаповский муниципальный район к субсидиарной ответственности и соответствующие выводы содержатся в судебных актах, вступивших в законную силу.
Согласно доводам апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не принял во внимание доводы администрации Приморского сельского поселения о необходимости уменьшения суммы компенсации на сумму понесённых расходов администрации на содержание имущества так же судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
При определении компенсации суд принимает во внимание отчет N 1161023 от 23.10.2023 как наиболее близкий по дате оценки к дате рассмотрения спора. Кроме этого, суду представляются обоснованными и в большей степени отвечающими принципу справедливости расчеты оценщика, произведенные затратным методом с учетом износа и без включения в стоимость суммы НДС.
Ответчиком в рамках рассматриваемого спора была проведена своя оценка для определения размера выплаты в конкурсную массу МУП "ЖКХ Приморский" в качестве компенсации за уменьшение конкурсной массы (отчет N 1161023 от 23.10.2023) с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость. В результате проведенной оценки стоимость имущества была определена в размере 9 688 900,00 руб.
На основании этого отчета N 1161023 от 23.10.2023, суд первой инстанции верно определил размер компенсации в сумме 7 659 800 руб., исключив из суммы компенсации позиции по п.1, 2, 3, 5, 31 таблицы отчета N 1161023 от 23.10.2023 (л.д. 101-102).
При этом Администрации Приморского сельского поселения доказательства понесённых расходов на содержание имущества в материалы дела не предстаивла.
Указанный размер стоимости составляет размер фактических затрат муниципального образования на воссоздание комплекса замещающего имущества (с учетом износа) и соответствует балансу частных и публичных интересов.
Ввиду вышеизложенного, судебная коллегия пришла к выводу о том, что арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная инстанция не усматривает.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый
арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 07.02.2024 по делу N А76-17802/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Приморского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Г. Кожевникова |
Судьи |
А.А. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-17802/2012
Должник: МУП "ЖКХ-Приморский"
Кредитор: Межрайонная ИФНС России N 16 по Челябинской области, ОАО "Челябинскгазком", ООО "НОВАТЭК-Челябинск"
Третье лицо: Администрация Приморского сельского поселения, НП "Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Челябинской области, Пивоваров Алексей Алексеевич
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6244/2024
18.07.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3921/2023
11.08.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9761/13
11.05.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-16743/2021
21.01.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9761/13
11.08.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7318/20
01.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-17802/12
19.11.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15928/18
15.08.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9433/18
16.10.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9761/13
01.08.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7468/17
13.10.2016 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-17802/12
30.08.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9321/16
30.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9761/13
12.07.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6249/13
16.04.2013 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-17802/12
14.01.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11894/12
26.10.2012 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-17802/12