16 июля 2024 г. |
Дело N А83-21819/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.07.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.07.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Ольшанской Н.А., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Кутеповым О.Н.,
с участием представителей от общества с ограниченной ответственностью "Арсенал медицинское страхование" - Горная Е.В. по доверенности от 27.02.2023 N 0021, от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым - Фурс М.И. по доверенности от 09.01.2024 N16, в отсутствие Федерального фонда обязательного медицинского страхования, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арсенал медицинское страхование" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 февраля 2024 года по делу N А83-21819/2023, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арсенал медицинское страхование" в лице Филиала "Крымская страховая медицинская компания" об оспаривании решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального фонда обязательного медицинского страхования,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арсенал медицинское страхование" в лице Филиала "Крымская страховая медицинская компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Крым (далее - Фонд) с заявлением о признании незаконным решения, изложенного в Акте плановой комплексной выездной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования филиала "Крымская страховая медицинская компания" ООО "Арсенал медицинское страхование" от 08.06.2023, письмах Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым от 21.06.2023 N 03274 "О рассмотрении возражений по акту проверки", от 07.07.2023 N 03467 "О рассмотрении возражений по акту проверки" в части:
- установления нарушения пунктов 98, 99 Порядка N 231н в связи с проведением экспертизы качества медицинской помощи с нарушением требований к специалистам, её осуществляющим: в 3-х случаях (акт от 23.09.2022 N 850116-ЭКМП-2-00103) экспертиза качества медицинской помощи с заболеваниями застрахованных лиц кардиологического профиля проведена экспертом качества медицинской помощи (код 8500212 - Воробьева Н.К.), включенным в Реестр экспертов по специальности "Скорая медицинская помощь";
- решения о применение финансовых санкций на основании п. 11.4 Приложения N 3 к Договору - штрафа в размере 10% от суммы средств, перечисленных территориальным фондом на ведение дела страховой медицинской организации за период, в котором допущены нарушения (сентябрь 2022 года) в сумме 964 425,24 рублей;
- уточненной Фондом по итогам рассмотрения возражений на акт проверки общей суммы начисленных штрафов за проверяемый период по результатам проверки, которая составила 2 525 821,49 рублей, в части примененного штрафа в размере 10% от суммы средств, перечисленных территориальным фондом на ведение дела страховой медицинской организации за период, в котором допущены нарушения (сентябрь 2022 года) в сумме 964 425,24 рублей, и требования о его перечисления на счет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым;
о признании недействительным Акта плановой комплексной выездной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования филиала "Крымская страховая медицинская компания" ООО "Арсенал медицинское страхование" от 08.06.2023 в части, указанной в пункте 1 просительной части заявления;
В случае отказа в удовлетворении заявленных обществом требований, указанных в пунктах 1 и 2 просительной части заявления просит уменьшить сумму штрафа, начисленного на основании п. 11.4 Приложения N 3 к Договору за проведение экспертизы качества медицинской помощи с нарушением требований к специалистам, ее осуществляющим (проведение экспертизы качества специалистом-экспертом, экспертом качества, не включенным в Реестр экспертов) в 10 (десять) раз, а именно: 1) сумму штрафа, начисленного за период нарушений "декабрь 2021 года", до 91 082,32 руб. 2) сумму штрафа, начисленного за период нарушений "сентябрь 2022 года", до 96 442,52 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01 февраля 2024 года заявление общества удовлетворено частично. Суд признал недействительным акт плановой комплексной выездной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования филиала "Крымская страховая медицинская компания" ООО "Арсенал медицинское страхование" от 08.06.2023, письма Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым от 21.06.2023 N 03274 "О рассмотрении возражений по акту проверки", от 07.07.2023 N 03467 "О рассмотрении возражений по акту проверки" по пункту 4 раздела "Выводы и нарушения в части требования уплаты штрафа в размере, превышающем 937 624,26 рублей. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой на указанный судебный акт, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Полагает, что судом не применены, подлежащие применению нормы ч. 7 и ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), п. 98 Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, утвержденного Приказом Минздрава России от 19.03.2021 N 231н (далее - Порядок N 231н), п.п. 2, 14 и 15 Порядка ведения единого реестра экспертов качества медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздрава России от 16.03.2021 N 210н (далее - Порядок 210н); судом не дана оценка доказательствам, подтверждающим, что Воробьева Н.К. включена в единый реестр экспертов качества медицинской помощи 06.06.2022, соответствует требованиям, установленным пунктом 98 Порядка 231н; судом не исследован довод общества о нарушении Фондом п. 18.2 Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования, указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного Приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок N 255н) поскольку Акт экспертизы не содержит сведений о том, в чем именно выразилось нарушение обществом пункта 99 Порядка 231н; решение суда о снижении общей суммы штрафов с 1 875 248,53 рублей до 937 624,26 рублей (т.е. на 50%) не соответствует принципу соразмерности и справедливости наказания, и основано на неверном толковании норм права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением председателя пятого судебного состава суда от 24.06.2024 произведена замена судьи Марусина В.А. на судью Яковлева А.С. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.
До начала судебного разбирательства от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
От Федерального фонда обязательного медицинского страхования поступил отзыв на апелляционную жалобу, а также заявлено о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его изменения в части размера примененного штрафа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа Фонда от 21.04.2023 N 0079 (c изменениями от 26.05.2023 N 0094) в период с 02.05.2023 по 08.06.2023 проведена плановая комплексная выездная проверка в филиале "Крымская страховая медицинская компания" ООО "Арсенал медицинское страхование" на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании и использование средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2022 по 31.12.2022, по результатам которой 08.06.2023 составлен акт с требованием в соответствии с п. 8 Договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 09.01.2023, заключенным между ТФОМС Республики Крым и ООО "Арсенал МС" начисленный штраф в размере 2 975 116,12 рублей перечислить в течение десяти рабочих дней на счет ТФОМС Республики Крым.
По результатам рассмотрения возражений общества исключены абз. 2 стр. 8, абз. 3 стр. 33, абз. 4 стр. 34, абз.2 и 3 стр. 80, абз. 2 стр. 131, абз 3 стр. 132 Акта проверки, акт экспертизы от 22.06.2022 N 850132-ЭКМП-2-422/185, в разделе "Выводы и нарушения в результате проверки" Акта проверки п. 6 стр. 139 изложен в следующей редакции: на основании п. 11.6 Приложения N 3 к Договору от 11.01.2016 за неприменение к МО штрафных санкций по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при наличии оснований их применения, применить штраф в размере 100% от суммы средств санкций, которые должны были быть применены к МО по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, но не были применены, в сумме 187 081,67 рубле. Требование в акте проверки изложено в редакции: в соответствии с п. 8 Договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 09.01.2023, заключенным между ТФОМС Республики Крым и ООО "Арсенал МС" начисленный штраф в размере 2 525 821,49 рублей перечислить в течение десяти рабочих дней на счет ТФОМС Республики Крым.
Не согласившись с выводами, изложенными в акте проверки в части установления нарушения п. 98, 99 Порядка N 231н в связи с проведением экспертизы качества медицинской помощи с нарушением требований к специалисту, её осуществляющую (акт от 23.09.2022 N 850116-ЭКМП-2-00103), применением штрафа в размере 10% от суммы средств, перечисленных территориальным фондом на ведение дела страховой медицинской организации за период, в котором допущены нарушения, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящими требованиями, а также с ходатайством об уменьшении суммы штрафных санкций.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из правомерности вывода фонда относительно проведения экспертизы качества медицинской помощи врачом-специалистом, не включенным в территориальный реестр качества медицинской помощи Республики Крым по специальности "Кардиология", при этом посчитал возможным снизить размер назначенного штрафа до 937 624,26 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регулируются Законом N 326-ФЗ.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
На основании части 14 статьи 38 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования в случае выявления нарушений договорных обязательств со стороны страховой медицинской организации при возмещении ей затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств.
Согласно ст. 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС и договором на оказание и оплату медицинской помощи (далее также - контроль), проводится в соответствии с порядком, установленным Федеральным фондом. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи. Результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом.
Согласно части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями. Территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи проводит медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи в случае, если медицинская помощь оказана застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования. Эксперты территориального фонда должны соответствовать требованиям, установленным частями 5 и 7 настоящей статьи.
Экспертиза качества медицинской помощи (далее - ЭКПМ) представляет собой выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата (ч. 6 ст. 40 Закона N 326-ФЗ).
Из материалов дела следует, что по результатам проверки Фонд пришел к выводу о нарушении обществом пунктов 98, 99 Порядка N 231н: экспертиза качества медицинской помощи с заболеваниями застрахованных лиц кардиологического профиля в 3-х случаях проведена экспертом качества медицинской помощи (код 8500212 - Воробьева Н.К.), включенным в Реестр экспертов по специальности "Скорая медицинская помощь" (акт от 23.09.2022 N 850116-ЭКМП2-00103), но не включенным в территориальный реестр, как эксперт по профилю "Кардиология" (нарушение обществом оспаривается по сути и заявлено ходатайство о снижении штрафа); экспертиза качества медицинской помощи с заболеваниями застрахованных лиц профиля детская онкология в 4 случаях проведена экспертом качества медицинской помощи (код 8500154 - Шкрадюк А.В.), включенным в Реестр экспертов по специальности "Онкология" (акты от 29.12.2021 N 850118-ЭКМП-2-244; 850118-ЭКМП-2-240; 850118-ЭКМП-1-280; 850118-ЭКМП-1-287) и экспертиза качества медицинской помощи с заболеванием застрахованного лица профиля травматологии и ортопедии в 1 случае проведена экспертом качества медицинской помощи (код 8500151 - Ермоленко В.В.), включенным в Реестр экспертов по специальности "Хирургия" (акт от 23.12.2021 N 850505-ЭКМП-2-1006) (по сути нарушения обществом не оспариваются, заявлено ходатайство о снижении штрафа).
Судом установлено, что экспертиза качества медицинской помощи, отраженной по номерам индивидуального акта N 2-00103/57, N 200103/577, 2-00103/954 ГБУЗ РК "Крымский Республиканский клинический госпиталь для ветеранов войны" по диагнозам "атеросклеротическая болезнь сердца" проведена экспертом качества Воробьевой Н.К. включенной в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи Московской области под номером 1-014886-50 от 06.06.2022 по специальностям "Кардиология" и "Скорая медицинская помощь", однако не была включена в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи Республики Крым.
Указанные обстоятельства обществом не оспариваются, при этом, заявитель полагает, что отсутствует необходимость включения эксперта качества в территориальный реестр Республики Крым, поскольку эксперт приобрела статус эксперта качества медицинской помощи по специальностям "Кардиология" и "Скорая медицинская помощь" и включена в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи Московской области.
В соответствии с п. 98, 99 Порядка N 231н экспертизу качества медицинской помощи в соответствии с частью 7 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ осуществляет эксперт качества медицинской помощи, являющийся врачом-специалистом, имеющим высшее профессиональное образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее десяти лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в единый реестр экспертов качества медицинской помощи. Основной задачей эксперта качества медицинской помощи является проведение экспертизы качества медицинской помощи с целью выявления нарушений при оказании медицинской помощи, включая оценку правильности выбора медицинской организации, степени достижения запланированного результата, установление риска прогрессирования имеющегося заболевания, возникновения нового заболевания, оформление экспертного заключения и рекомендаций по улучшению качества медицинской помощи, оказываемой по обязательному медицинскому страхованию.
ЭКМП проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи (далее - территориальный реестр). Федеральный фонд, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения ЭКМП поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа включенных в территориальные реестры (часть 7 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
Порядок ведения единого реестра экспертов качества медицинской помощи утвержден Приказом Минздрава России от 16.03.2021 N 210н, в соответствии с п. 16 которого включение Федеральным фондом и территориальным фондом эксперта соответственно в единый реестр, территориальный реестр осуществляется на основании заявления врача-специалиста, отвечающего требованиям, предусмотренным к экспертам в соответствии с частью 7 статьи 40 Закона N326-ФЗ, о включении его в единый реестр или территориальный реестр.
Единый реестр экспертов качества медицинской помощи содержит сведения об экспертах качества медицинской помощи, в том числе фамилию, имя, отчество, специальность, стаж работы по специальности, и иные сведения, предусмотренные порядком ведения единого реестра экспертов качества медицинской помощи (часть 7.1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с п. 3 Порядка N 210н в соответствии с пунктом 11 части 8 статьи 33 Федерального закона осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования путем формирования и внесения изменений в записи единого реестра. Ведение территориального реестра в соответствии с пунктом 9 части 7 статьи 34 Федерального закона осуществляется территориальным фондом обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования путем формирования и внесения изменений в записи территориального реестра.
В соответствии с п. 24 Порядка N 210н, назначение эксперту проведения экспертиз качества медицинской помощи, установление фактов несоблюдения экспертом порядка проведения экспертизы качества медицинской помощи, производится соответственно Федеральным фондом - в едином реестре, территориальным фондом, страховой медицинской организацией - в территориальном реестре.
Пунктом 25 Порядка N 210н установлено, что эксперт, включенный в единый реестр, территориальный реестр, обеспечивает представление соответственно в Федеральный фонд, территориальный фонд: сведений, указанных в подпунктах 2, 4, 7 - 11 пункта 10 настоящего порядка, в течение пяти рабочих дней со дня их изменения, а также копий документов, подтверждающих указанные изменения из перечня, указанного в подпункте 2 пункта 17 настоящего порядка; сведений, указанных в подпункте 4 пунктов 7 и 11 настоящего порядка, и поддержание их в актуальном состоянии. В случае если эксперт включен более чем в один территориальный реестр или территориальный реестр и единый реестр для проведения экспертизы качества специализированной медицинской помощи, предоставление информации, указанной в абзацах втором и третьем настоящего пункта, осуществляется однократно во все реестры. В указанном случае сведения, представленные экспертом, вносятся непосредственно в единый реестр и территориальные реестры Федеральным фондом.
В соответствии с п. 3.4 договора от 11.01.2016 о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2016 год предусмотрено, что страховая медицинская организация вправе привлекать экспертов качества медицинской помощи, квалификация которых соответствует требованиям Закона N 326-ФЗ и которые включены в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи.
На основании изложенного, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, о неправомерности проведения экспертизы качества медицинской помощи врачом - специалистом, не включенным в территориальный реестр качества медицинской помощи Республики Крым по специальности "Кардиология".
Пунктом 11.4 приложения N 3 к договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 11.01.2016, заключенному между обществом и фондом, предусмотрено, что за проведение ЭКМП с нарушением требований к специалистам, ее осуществляющим, проведение такой экспертизы специалистом-экспертом, экспертом качества, не включенным в Реестр экспертов, влечет применение штрафа в размере 10% от суммы средств, перечисленных территориальным фондом на ведение дела страховой медицинской организации за период, в котором допущены нарушения.
Из пункта 11.4 следует, что основанием для начисления страховой медицинской организации штрафа является сам по себе факт проведения ЭКМП специалистами (экспертами), не включенными в Реестр.
Таким образом, начисление обществу штрафа в размере 10% от суммы средств, перечисленных фондом на ведение дела страховой медицинской организации в декабре 2021 года, сентябре 2022 года является правомерным.
Вместе с тем решение суда подлежит изменению в указанной части.
Согласно ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с п. 1 ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Необходимо также учитывать, что штраф в размере 10 процентов от суммы средств, перечисленных территориальным фондом на ведение дела СМО за период, в течение которого установлены нарушения, предусмотрен и частью 13 статьи 38 Закона N 326-ФЗ.
То есть назначенные обществу штрафы носят как гражданско-правовой, так и публичный характер.
Конституционный суд Российской Федерации в своих постановлениях не раз указывал на необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимание обстоятельств (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, от 25.02.2014 N 4-П).
В силу положений Конституции Российской Федерации основанное на принципе справедливости требование соразмерности правовой ответственности совершенному правонарушению предполагает в качестве общего правила дифференциацию такой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении наказания.
Обществом как в заявлении, так и в апелляционной жалобе указано и фондом не оспорено, что размер санкций, примененных обществом к медицинским организациям составил 233 178,31 руб. Между тем размер штрафа за данное нарушение составил 1 875 248,53 руб., что явно не соответствует тяжести содеянного и характеру причиненного ущерба.
При таких обстоятельствах назначение штрафа в размере 10% от суммы всех средств, перечисленных на ведение дела за месяцы, в котором допущены нарушения, а также снижение размера штрафа судом первой инстанции всего в 2 раза явно не соответствует тяжести содеянного и характеру причиненного ущерба.
Оценив указанные обстоятельства, апелляционный суд пришел к выводу о возможности снижения назначенного штрафа в 10 раз, то есть до 187524,85 рублей.
На основании изложенного и в соответствии с частью 1 статьи 270 АПК РФ решение суда следует изменить в части удовлетворенных требований, оспариваемый акт и решения фонда, изложенные в письмах, признать недействительными в части требования уплаты штрафа в размере, превышающем 187524,85 рублей.
Иные доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы; излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 104, ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 февраля 2024 года по делу N А83-21819/2023 изменить, изложив пункт 2 решения в следующей редакции:
"Признать недействительным акт плановой комплексной выездной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования филиала "Крымская страховая медицинская компания" ООО "Арсенал медицинское страхование" от 08 июня 2023 года, письма Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым от 21.06.2023 N 03274 "О рассмотрении возражений по акту проверки", от 07.07.2023 N 03467 "О рассмотрении возражений по акту проверки" по пункту 4 раздела "Выводы и нарушения в части требования уплаты штрафа в размере, превышающем 187524,85 рублей".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Арсенал медицинское страхование" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500,00 рублей (одна тысяча пятьсот руб. 00 коп.), уплаченную по платежному поручению от 12.02.2024 N 210.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-21819/2023
Истец: ООО "АРСЕНАЛ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ