г. Москва |
|
16 июля 2024 г. |
Дело N А40-267955/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей В.А. Яцевой, Л.Г. Яковлевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Леликовым, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Стройэнергомонтаж" на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2024 по делу N А40-267955/23
по заявлению ООО "Стройэнергомонтаж"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г.Москве
об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации,
при участии в судебном заседании представителей от заявителя: не явился, извещен; от заинтересованного лица: Накутная О.В. по доверенности от 26.04.2024,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройэнергомонтаж" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИФНС N 46 по г. Москве об оспаривании решения от 15.09.2023 N 383252А об отказе в государственной регистрации, которым отказано в государственной регистрации изменений сведений относительно адреса места нахождения юридического лица.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2024 по делу N А40-267955/23 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица требования апелляционной жалобы не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителя заявителя.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между АО "Завод электротракторной аппаратуры" (арендодатель) и ООО "Стройэнергомонтаж" (арендатор) заключен договор аренды N ПК89/23 от 09.08.2023 помещения, расположенном в нежилом здании по адресу: г. Москва, ул. Подольских Курсантов, д. 3.
По условиям данного договора арендатору передано право на использование помещения (офиса) в качестве адреса местонахождения ООО "Стройэнергомонтаж", что подтверждается актом приема-передачи, гарантийным письмом от 20.07.2023, а также перечислением арендных платежей и получением заказной почтовой корреспонденции (т.е. наличием почтовой связи с заявителем по данному адресу).
По результатам рассмотрения обращения общества о внесении изменений сведений относительно адреса места нахождения юридического лица на адрес - 117545, ул. Подольских Курсантов, д. 3, офис 343, оспариваемым решением МИФНС N 46 по г. Москве отказано в государственной регистрации изменения адреса (местонахождения) ООО "Стройэнергомонтаж" на новый адрес с указанием офиса.
Основанием для данного отказа явилась ссылка на пп. "ц" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) и п. 14 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@.
На основании положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В ходе рассмотрения настоящего спора суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия совокупности перечисленных обязательных условий.
Исходя из положений ст. 5 Закона N 129-ФЗ, в ЕГРЮЛ содержатся сведения о юридическом лице, в том числе адрес юридического лица в пределах его места нахождения.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, служит основанием для внесения той или иной записи в определенный государственный реестр.
Для государственной регистрации изменений, в том числе относительно адреса местонахождения юридического лица, в регистрирующий орган представляется заявление в соответствии с положениями ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
Так, в заявлении подтверждается, что изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Отказывая в государственной регистрации изменения адреса (местонахождения) юридического лица, налоговый орган руководствовался тем обстоятельством, что информация об адресе, указанная обществом, в заявлении по форме N 13014 не соответствуют сведениям, содержащимся в Государственном адресном реестре, что является безусловным препятствием к идентификации места нахождения юридического лица и, как следствие, влечет недопустимость осуществления испрашиваемой государственной регистрации изменений.
В силу пп. "ц" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с п. 1.1 и абз. 1 п. 1.2 ст. 9 настоящего Федерального закона.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденные приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ (далее - Требования к оформлению), устанавливают требования к оформлению заявления или уведомления (далее - заявление) и иных документов, представляемых в территориальные органы Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В п. 17 Требований к оформлению указано, что наличие в заявлении исправлений, дописок (приписок) не допускается.
Пунктом 14 Требований к оформлению установлено, что указание в форме заявления сведений о месте нахождения и адресе юридического лица, осуществляется в структурированном виде в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре.
Структура адреса, последовательность адресообразующих элементов установлена Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" (далее - Правила N 1221).
Согласно п. 5 Правил N 1221 объектом адресации являются:
а) здание (строение, за исключением некапитального строения), в том числе строительство которого не завершено;
б) сооружение (за исключением некапитального сооружения и линейного объекта), в том числе строительство которого не завершено;
в) земельный участок (за исключением земельного участка, не относящегося к землям населенных пунктов и не предназначенного для размещения на них объектов капитального строительства);
г) помещение, являющееся частью объекта капитального строительства;
д) машино-место (за исключением машино-места, являющегося частью некапитального здания или сооружения).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что нежилому зданию, в котором находится арендуемое помещение (офис), присвоен почтовый адрес: г. Москва, ул. Подольских Курсантов, д. 3, который, в свою очередь, отображается в публичном федеральном государственном информационном ресурсе при введении кадастрового номера 77:05:0007003:1024 с отсутствием помещений в пределах здания (сооружения).
Апелляционный суд обращает внимание, что при одновременном осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на здание (сооружение) может осуществляться государственный кадастровый учет всех помещений в таком здании, однако в настоящем случае сведений, свидетельствующих о государственном кадастровом учете арендуемого помещения (офиса) либо о присвоении отдельного адреса арендуемому помещению, в материалах настоящего дела не имеется.
Соответственно, обозначение помещения как офис 343, используемое сторонами договора аренды для собственного удобства, не может иметь каких-либо последствий относительно правового статуса данного помещения, включая присвоение ему адреса в соответствии с Правилами N 1221.
Кроме того, апелляционная инстанция полагает необходимым отметить следующее.
В силу ч.3 ст. 54 ГК РФ и п.1 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Вместе с тем, указание номера офиса, не указанного в ГАР, в качестве атрибута юридического адреса организации, создает риски неполучения юридическим лицом корреспонденции, поскольку номер офиса может быть изменен как самим пользователем помещения, так и третьими лицами, в частности, владельцами или управляющими офисного здания.
Судебная коллегия, принимая во внимание изложенные обстоятельства, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, признает, что указанный в представленном на государственную регистрацию заявлении адрес: г. Москва, ул. Подольских Курсантов, д. 3, офис 343, не может быть использован как объект адресации, и, как следствие, оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации является правомерным и обоснованным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2024 по делу N А40-267955/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.А. Яцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-267955/2023
Истец: ООО "СТРОЙЭНЕРГОМОНТАЖ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 46 ПО Г. МОСКВЕ