Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2024 г. N 14АП-64/24 по делу N А13-11821/2023
05 августа 2024 г. |
Дело N А13-11821/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Баженовой Ю.С. и Захаровой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Мик" Беляевой Т.Ю. (доверенность от 22.07.2024), от Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области Смирновой М.А. (доверенность от 19.09.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024 по делу N А13-11821/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мик", адрес: 190020, Санкт-Петербург, ул. Циолковского, д. 13-15, литера А, пом. 8Н, оф. 2, ОГРН 1133528005820, ИНН 3528202480 (далее - ООО "Мик", общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 1, ОГРН 1043500240002, ИНН3525145001 (далее - УФНС России по Вологодской области), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - МИФНС N 12 по Вологодской области) от 20.04.2023 N 08-28/62, а также об обязании устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Мик".
Решением суда от 12.12.2023 требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 04.03.2024 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФНС России по Вологодской области просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на неправильное применения судами норм права, указывает на то, что решение и постановление не содержат оценки доводов УФНС России по Вологодской области о том, что решение о проведении выездной налоговой проверки вынесено и направлено в адрес общества в момент, когда оно состояло на учете в МИФНС N 12 по Вологодской области (20.04.2023 в 13 час. 04 мин. 20 сек), а запись о внесении изменений в сведения в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по снятию с учета в налоговом органе внесена после направления данного решения (20.04.2023 в 16 час. 56 мин. 09 сек.). Податель жалобы ссылается на то, что организация считается снятой с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения в дату и время, указанные в регистрационной записи ЕГРЮЛ.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение и постановление без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель УФНС России по Вологодской области подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Решением МИФНС N 12 по Вологодской области от 20.04.2023 N 08-28/62 назначена выездная налоговая проверка в отношении ООО "Мик" для правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов, страховых взносов) за период с 01.01.2020 по 31.12.2022.
20.04.2023 в связи со сменой юридического адреса ООО "Мик" снято регистрирующим органом с учета в инспекции и поставлено на налоговый учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу по юридическому адресу общества.
Запись о внесении изменений в учредительный документ и изменение сведений в ЕГРЮЛ по смене адреса за номером 2237801049352 внесена в ЕГРЮЛ 20.04.2023.
ООО "Мик" направило в адрес ФНС России жалобы от 04.08.2023 N 044472/ЗГ, от 22.08.2023 N 240193/В, от 01.09.2023 N 250274/В на действия должностных лиц МИФНС России N 12 по Вологодской области, выразившихся в принятии решения от 20.04.2023 N 08-28/62 о проведении выездной налоговой проверки ООО "Мик".
Решением ФНС России от 07.09.2023 N БВ-3-9/11648@ решение налогового органа оставлено без изменения, жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение МИФНС N 12 по Вологодской области от 20.04.2023 N 08-28/62 является незаконным и нарушает его права, ООО "Мик" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что вынесение налоговым органом по прежнему адресу местонахождения ООО "Мик" решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении общества в тот же день, что и день внесения записи о смене адреса общества в ЕГРЮЛ, не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителя, и удовлетворили требования общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Общество состояло на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 11 по Вологодской области и 30.01.2023 приняло решение об изменении своего места местонахождения. Запись в ЕГРЮЛ об изменении местонахождения общества внесена 20.04.2023.
Оспариваемое обществом решение МИФНС N 12 по Вологодской области N 08-28/62 о проведении выездной налоговой проверки принято и направлено обществу посредством ТКС также 20.04.2023.
В силу пункта 2 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации, установленным на основании выписки из ЕГРЮЛ.
Пунктом 1 статьи 82 НК РФ определено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из содержания пункта 1 статьи 83 НК РФ следует, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
В ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3 статьи 54 ГК РФ). Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Таким образом, решение о проведении выездной налоговой проверки принимает налоговый орган по месту нахождения организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона о регистрации для каждой записи, указывается дата её внесения в ЕГРЮЛ.
Согласно абзацу 3 пункта 3.6.1 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц (Приложение N 1 к Приказу МНС России от 03.03.2004 " БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц") датой снятия организации с учета является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица.
Удовлетворяя требования общества, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из того, что день внесения записи об изменении адреса организации в ЕГРЮЛ одновременно является и днем снятия организации с налогового учета в соответствующем налоговом органе. Применяемая методика электронного ведения ЕГРЮЛ предполагает автоматическое внесение в реестр сведений о регистрации изменений с 00 час. 00 мин. соответствующей даты вне зависимости от конкретного времени регистрации этих изменений в течение этих суток.
Возможность одновременного нахождения одной и той же организации на учете в двух налоговых органах в течение одного дня в зависимости от конкретного времени внесения изменений в ЕГРЮЛ, не соответствует приведённым нормам права.
На основании оценки установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств суды пришли к правильному выводу о том, что вынесение налоговым органом по прежнему адресу местонахождения общества решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении организации в тот же день, что и день внесения записи о смене адреса общества в ЕГРЮЛ, не может быть признано соответствующим требованиям закона.
Установив, что день внесения записи об изменении адреса общества в ЕГРЮЛ одновременно является и днем снятия организации с налогового учета в соответствующем налоговом органе и постановки на налоговый учет в новом налоговом органе по новому адресу, суды правомерно посчитали, что вынесение налоговым органом по предыдущему адресу регистрации общества решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении этого юридического лица в тот же день, противоречит закону и нарушает права заявителя.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность принятого судами решения.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024 по делу N А13-11821/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11821/2023
Истец: ООО "МиК"
Ответчик: УФНС России по Вологодской области