г. Хабаровск |
|
06 августа 2024 г. |
А16-1797/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Брагиной Т.Г., Коваленко Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ларик Эльмиры Балахановны
на решение от 20 мая 2024 года
по делу N А16-1797/2021
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по иску администрации Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ларик Эльмире Балахановне
о взыскании 2 546 754,95 рублей
по встречному иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ларик Эльмиры Балахановны
к администрации Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области
о признании действий незаконным, о понуждении к исполнению обязанности в натуре
установил: администрация Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ларик Эльмире Балахановне (далее -глава КФК Ларик Э.Б.) о взыскании 2 546 754,95 рублей, из которых долг в размере 2 247 637,31 рублей по арендной плате за 2018-2020 годы по договорам аренды земли от 4 декабря 2017 года N 1605, от 27 февраля 2018 года N 1619, от 27 февраля 2018 года N 1621, от 27 февраля 2018 года N 1620, от 27 октября 2014 года N 1251, от 25 февраля 2016 года N 1499, от 5 ноября 2014 года N 1257, от 5 ноября 2014 года N 1256, от 6 ноября 2014 года N 1260, от 5 ноября 2014 года N 1259, от 16 апреля 2013 года N 790, от 27 октября 2014 года N 1252, от 11 августа 2010 года N 833, от 11 августа 2010 года N 831, от 11 августа 2010 года N 830, от 11 августа 2010 года N 829, от 1 октября 2010 года N 840, от 11 апреля 2005 года N 240, от 25 февраля 2016 года N 1500, от 24 февраля 2016 года N 1498, а также неустойка за просрочку оплаты в размере 299 117,64 рублей.
Глава КФХ Ларик Э.Б. предъявила встречный иск к администрации о признании незаконным применение формулы А = Спм х К х S при расчете арендной платы за период 2018-2020 годы; о понуждении администрации руководствоваться пунктом "в" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила N 582), и о применении расчета арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка в размере 0,6 процента в отношении земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Решением суда от 17 марта 2023 года требования администрации удовлетворены полностью. В удовлетворении встречных исковых требований главы КФХ Ларик Э.Б. к администрации отказано.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 октября 2023 года решение от 17 марта 2023 года, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 8 июня 2023 года по делу N А16-1797/2021 в части первоначального иска о взыскании с главы КФХ Ларик Э.Б. в пользу 863 400,13 рублей оставлено без изменения.
В остальной части первоначального иска о взыскании задолженности и неустойки судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Истец увеличил размер исковых требований до 2 852 600, 18 рублей, из которых долг в размере 1 346 485,53 рублей, неустойка в размере 1 506 114,65 рублей.
Решением суда от 29 мая 2024 года первоначальный иск администрации удовлетворен в полном объеме.
Глава КФХ Ларик Э.Б. обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Полагает, судом необоснованно не принято во внимание, что на момент рассмотрения спора права и обязанности по указанным выше договорам перешли к другим лицам, данные договоры зарегистрированы в установленном законом порядке, земельные участки переданы по актам приемы-передачи; неустойка в размере 1 506 114,65 рублей является несоразмерной последствиям нарушения обязательства.
Стороны извещены, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены или изменения судебного акта.
Между администрацией (арендодатель) и КФХ Ларик А.Н. (арендатор) заключены без торгов договоры аренды земельных участков из состава земель - земли сельскохозяйственного назначения (всего 13), в том числе:
- от 11 апреля 2005 года N 240 в отношении земельного участка площадью 5,8 га с кадастровым номером 79:04:1301002:17, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 49 лет (с 11 апреля 2005 года по 10 апреля 2054 года);
- от 11 августа 2010 года N 829 в отношении земельного участка площадью 36,9884 га с кадастровым номером 79:04:1302001:44, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 4 года (с 11 августа 2010 года по 10 августа 2014 года);
- от 11 августа 2010 года N 830 в отношении земельного участка площадью 16,6422 га с кадастровым номером 79:04:1302001:43, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 4 года (с 11 августа 2010 года по 10 августа 2014);
- от 11 августа 2010 года N 831 в отношении земельного участка площадью 28,1696 га с кадастровым номером 79:04:1302001:45, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 4 года (с 11 августа 2010 года по 10 августа 2014);
- от 11 августа 2010 года N 833 в отношении земельного участка площадью 83,1336 га с кадастровым номером 79:04:1302001:46, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 4 года (с 11 августа 2010 года по 10 августа 2014);
- от 1 октября 2010 года N 840 в отношении земельного участка площадью 47,0065 га с кадастровым номером 79:04:1304004:355, с видом разрешенного использования: под пастбище, сроком на 25 лет (с 1 октября 2010 года по 30 сентября 2035 года);
- от 16 апреля 2013 года N 790 в отношении земельного участка площадью 119,3881 га с кадастровым номером 79:04:1702004:8, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 3 года (с 16 апреля 2013 года по 15 апреля 2016 года);
- от 27 октября 2014 года N 1252 в отношении земельного участка площадью 375,9313 га с кадастровым номером 79:04:1304001:236, с видом разрешенного использования: под пастбище и сенокошение, сроком на 3 года (с 27 октября 2014 года по 26 октября 2017 года);
- от 27 октября 2014 года N 1251 в отношении земельного участка площадью 95,5112 га с кадастровым номером 79:04:1301003:15, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 25 лет (с 27 октября 2014 года по 26 октября 2039 года);
- от 5 ноября 2014 года N 1257 в отношении земельного участка площадью 173,2089 га с кадастровым номером 79:04:1301003:14, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 10 лет (с 5 ноября 2014 года по 4 ноября 2024 года);
- от 5 ноября 2014 года N 1256 в отношении земельного участка площадью 46,2558 га с кадастровым номером 79:04:1301005:25, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 10 лет (с 5 ноября 2014 года по 4 ноября 2024);
- 5 ноября 2014 года N 1259 в отношении земельного участка площадью 67,3351 га с кадастровым номером 79:04:1301005:23, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 10 лет (с 5 ноября 2014 года по 4 ноября 2024 года);
- 6 ноября 2014 N 1260 в отношении земельного участка площадью 23,6409 га с кадастровым номером 79:04:1301005:24, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 10 лет (с 6 ноября 2014 года по 5 ноября 2024 года).
Без торгов также заключены договоры аренды земельных участков из состава земель - земли населенных пунктов, в том числе:
- от 24 февраля 2016 года N 1498 в отношении земельного участка площадью 17 517 кв.м с кадастровым номером 79:04:2500006:180, с видом разрешенного использования - обеспечение сельскохозяйственного производства, сроком на 5 лет (с 24 февраля 2016 года по 23 февраля 2021 года);
- от 25 февраля 2016 года N 1499 в отношении земельного участка площадью 32 210 кв.м (категория земель - земли населенных пунктов), с кадастровым номером 79:04:2500002:52, с видом разрешенного использования: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, сроком на 5 лет (с 25 февраля 2016 года по 24 февраля 2021 года);
- от 25 февраля 2016 года N 1500 в отношении земельного участка площадью 146 150 кв.м с кадастровым номером 79:04:2500001:219 (категория земель - земли населенных пунктов), с видом разрешенного использования: животноводство (размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции), сроком на 5 лет (с 25 февраля 2016 года по 24 февраля 2021 года).
Кроме того, между администрацией и Ларик Э.Б. (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков, в том числе:
- без торгов - от 4 декабря 2017 года N 1605 в отношении земельного участка из состава земель - земли сельскохозяйственного назначения площадью 248,3026 га с кадастровым номером 79:04:1304001:226, с видом разрешенного использования: для сенокошения, сроком на 3 года;
- на торгах - от 27 февраля 2018 года N 1619 в отношении земельного участка из состава земель - земли сельскохозяйственного назначения площадью 392 902 кв.м с кадастровым номером 79:04:1202001:316, с видом разрешенного использования: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, сроком на 10 лет;
- на торгах - от 27 февраля 2018 года N 1621 в отношении земельного участка площадью 321 283 кв.м с кадастровым номером 79:04:1202001:315, с видом разрешенного использования: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, сроком на 10 лет;
- на торгах - от 27 февраля 2018 года N 1620 в отношении земельного участка площадью 486 523 кв.м с кадастровым номером 79:04:1202001:317, с видом разрешенного использования: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, сроком на 10 лет.
Названными договорами предусмотрены условия об арендной плате, сроках ее внесения (пункты 2.1, 2.2), а также ответственность за неуплату в установленный срок арендных платежей в виде неустойки за каждый день просрочки платежа.
Права аренды по договорам, арендаторами по которым выступали КФХ Ларик А.Н и КФХ Ларик Н.А., перешли к Ларик Э.Б. на основании договоров о передаче прав и обязанностей от 16 мая 2018 года, от 12 марта 2019 года, от 15 марта 2019 года.
Названные договоры аренды, как и договоры о передаче прав и обязанностей зарегистрированы в установленном законом порядке.
Поскольку обязанность во внесению арендных платежей исполнена арендатором ненадлежащим образом, в результате чего возник долг, который в досудебном порядке не уплачен, арендодатель обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующими нормами права и мотивами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 марта 2015 года) арендная плата за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов, относится к регулируемым ценам, размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, вступившей в законную силу с 1 марта 2015 года, если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
К договору аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2013 года N 13)).
Поскольку земельные участки, предоставленные в аренду по вышеназванным договорам, заключенным без торгов после вступления в силу Земельного кодекса, относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, арендная плата по вышеназванным договорам является регулируемой и подлежит расчету на основании нормативных правовых актов, которые устанавливают порядок определения размера арендной платы за земельные участки, расположенные в Биробиджанском муниципальном районе Еврейской автономной области.
Кроме того, стороны в договорах аренды предусмотрели порядок исчисления арендной платы на основании таких нормативных правовых актов, а также право арендодателя пересчитывать арендную плату в связи с изменением такого порядка расчета.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды (пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление N 73)).
Судом установлено, что в спорный период расчет арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за период 2018 по 2019 годы включительно подлежал определению на основании Закона ЕАО от 1 июля 2015 года N 747-ОЗ "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" (утратил силу в связи с принятием Закона ЕАО от 1 ноября 2019 года N 476-ОЗ), согласно которому размер арендной платы исчисляется по формуле, исходя из кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента, учитывающего виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемом земельном участке.
Размеры коэффициентов в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности области, устанавливаются правительством области в размерах, не превышающих максимальный размер, установленный в приложении к закону.
Согласно пункту 5 Закона N 747-ОЗ органам местного самоуправления, наделенным в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, разрешено устанавливать размер коэффициента, не превышающий максимальный размер, установленный в приложении к названному закону.
В случае если размер коэффициента не установлен органами местного самоуправления муниципальных образований, применяется максимальный размер коэффициента, установленный в приложении к названному закону (пункт 6).
В соответствии с пунктом 7 закона N 747-ОЗ органам местного самоуправления муниципальных образований разрешено устанавливать понижающие коэффициенты по видам разрешенного использования, в том числе: растениеводство (коды 1.1-1.6); для крестьянских (фермерских) хозяйств - по всем видам разрешенного использования, указанным в приложении к названному закону, за исключением вида разрешенного использования "жилая застройка" (коды 2.1-2.6), указанный пункт введен Законом ЕАО от 5 февраля 2019 года N 368-ОЗ.
Решением Собрания депутатов Биробиджанского муниципального района ЕАО от 16 июля 2016 года N 65 утверждены коэффициенты, учитывающие виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемом земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Исходя из установленного расчета и коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования, истцом произведен расчет арендной платы за 2018, 2019 годы по договорам, заключенным без торгов.
Проверив расчет арендной платы за 2018 год, суд обоснованно признал доказанным наличие долга по арендной плате по договорам от 11 апреля 2005 года N 240, от 11 августа 2010 года за NN 829, 830, 831, 833, от 1 октября 2010 года N 840, от 16 апреля 2013 года N 790 в сумме 60 751,06 рублей.
По расчету истца за 2019 год арендная плата по договорам от 11 августа 2010 года за N N 829, 830, 831, 833, от 16 апреля 2013 года N 790, от 27 октября 2014 года за NN 1251, 1252, от 5 ноября 2014 года за NN 1256, 1257, 1259, от 6 ноября 2014 года N 1260, от 24 февраля 2016 года N 1498, от 25 февраля 2016 года за NN 1499, 1500, от 4 декабря 2017 года N 1605 рассчитана на основании положений закона N 747-ОЗ, решения Собрания депутатов N 65; задолженность по этим договорам составила 543 191,07 рублей.
Пунктом 2 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
Учитывая, что арендная плата по договорам от 27 февраля 2018 года за N N 1619, 1620, 1621 установлена по результатам аукциона, задолженность по арендной плате по этим договорам за 2019, 2020 годы в сумме 259 458 рублей, подтверждена материалами дела, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 статьи 22, статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно взыскал указанную сумму с главы КФХ Ларик Э.Б.
С учетом установленных по делу обстоятельств и представленных в дело доказательств, суд первой инстанции обоснованно признал исковые требования первоначального иска о взыскании задолженности в общей сумме 863 400,13 рублей (259 458 рублей + 60 751,06 рублей + 543 191,07 рублей) доказанными и подлежащими удовлетворению.
Постановлением Правительства ЕАО от 28 декабря 2019 года N 491-пп "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" (далее - постановление N 491-пп) утвержден порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, действующий с 1 января 2020 года, согласно которому годовой размер арендной платы исчисляется из ставки арендной платы, площади земельного участка и коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования, осуществляемый на арендуемом земельном участке.
Приложением N 1 к постановлению N 491-пп утверждены ставки арендной платы.
Приложениями N 1 и N 2 решения Собрания депутатов N 8 утверждены коэффициенты, учитывающие виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемых земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных без торгов.
Согласно расчету истца за 2020 год при расчете задолженности применена ставка арендной платы в размере 4,55 рублей, коэффициенты, учитывающие вид разрешенного использования, установленные пунктами 1.2, 1.6, 1.13 приложений N 1 и N 2 решения Собрания депутатов N 8.
Вступившим в законную силу решением суда Еврейской автономной области от 28 декабря 2020 года по делу N 3а-54/2020 (объединено с делом N 3а-61/2020) по административным искам ИП Онащенко Е.В, главы КФХ Вэнь Сунн признаны недействующими ставки арендной платы (Спм) за земельные участки, в том числе на территории Биробиджанского района - 4,55 рублей (коды 1.1 "Растениеводство" и 1.1.1 "Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур) в Приложении N 1 к постановлению N 491- пп (в редакции от 8 июля 2020 года N 243-пп) со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года по делу N 66а-674/2021 признаны недействующими пункты 1.2, 1.6, 1.13 приложений 1,2 к решению Собрания депутатов N 8 (в редакции от 5 марта 2020 года N 18 в части установления коэффициента "К", применяемого для определения размеров годовой арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО, предоставленных в аренду без торгов, с даты вынесения апелляционного определения (мотивированное апелляционное определение составлено 9 июля 2021 года).
Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Таким образом, из приведенных разъяснений следует, что оспоренные ставки арендной платы, установленные в Приложении N 1 к постановлению N 491-пп (4,55 руб.), а также коэффициенты, установленные в приложениях 1,2 к решению Собрания депутатов N 8 (пункты 1.2, 1.6, 1.13), прекратили свое действие с момента вступления судебных актов о признании их недействующими в законную силу.
Признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 6171/10).
Если нормативный акт, устанавливающий расчет регулируемой арендной платы, признан решением суда недействительным и имеется ранее принятый нормативный акт, регулирующий аналогичные отношения, расчет арендной платы на основании признанного недействительным нормативного акта является незаконным (пункт 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 июля 2016 года).
С учетом постановления суда кассационной инстанции по настоящему делу истцом произведен новый расчет задолженности за 2020 год по правилам, установленным ранее действовавшим нормативным актом, согласно которому долг по арендной плате составил 1 346 485,53 рубля, из которых 60 751,06 рублей - за 2018 год, 672 920,07 рублей - за 2019 год и 612 814,40 рублей - за 2020 год
Расчет суммы долга судом проверен и признан верным.
Арифметическая правильность расчета долга ответчиком не оспорена.
Истцом начислена неустойка в общем размере 1 506 114,65 рублей, из которых 114 533,27 рублей - неустойка по договорам аренды 2018 года, 808 711,51 рубль - неустойка по договорам аренды 2019 года и 582 869,87 рублей - неустойка по договорам аренды 2020 года.
Выполненный истцом расчет неустойки полностью соответствует условиям договоров, согласованным в пунктах 2.5-2.7 договоров, и обстоятельствам дела.
Расчет неустойки судом проверен, признан верным. Ответчиком расчет не оспорен, контр расчет не представлен.
Учитывая установленный факт просрочки исполнения обязанности по уплате арендной платы, привлечение ответчика к ответственности в виде неустойки является правомерным.
Возражения заявителя жалобы в части неустойки, размер которой превышает размер задолженности, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку согласно материалам дела при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик не заявлял о снижении размера неустойки.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент рассмотрения спора права и обязанности по указанным договорам перешли к другим лицам, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным, поскольку настоящие исковые требования предъявлены за период 2018 - 2020 годы, тогда как переход прав и обязанностей по договорам иным лицам, на которые ссылается заявитель жалобы, имел место в 2021 году.
Учитывая совокупность изложенного, оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, являются правильными, соответствующими представленным доказательствам. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного решения, не установлено.
Следовательно, решение суда является законным и обоснованным.
Расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 20 мая 2024 года по делу N А16-1797/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1797/2021
Истец: Администрация Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области
Ответчик: Ларик Эльмира Балахоновна
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2024 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4460/2024
06.08.2024 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3670/2024
20.05.2024 Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-1797/2021
31.10.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4339/2023
08.06.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2280/2023
17.03.2023 Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-1797/2021