город Омск |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А81-1149/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Солодкевич Ю.М., судей Рожкова Д.Г., Тетериной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Губанищевой У.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7316/2024) акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.06.2024 по делу N А81-1149/2024 (судья Никитина О.Н.), принятое по иску акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153) к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района (ИНН 8911004036, ОГРН 1028900860174) о взыскании 105 773 руб. 03 коп.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - АО "Ямалкоммунэнерго", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с уточённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района (далее - Департамент, ответчик) о взыскании задолженности по оплате коммунального ресурса - теплоснабжения муниципального жилищного фонда за период с июля по сентябрь 2023 года в размере 105 773 руб. 03 коп.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.06.2024 по делу N А81-1149/2024 исковые требования АО "Ямалкоммунэнерго" удовлетворены частично, с Департамента в его пользу взыскана задолженность по оплате услуг теплоснабжения муниципального жилищного фонда за период с июля по сентябрь 2023 года в размере 98 721 руб. 29 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 895 руб. Всего взыскано 102 616 руб. 29 коп. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано. АО "Ямалкоммунэнерго" из федерального бюджета возвращено 735 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Ямалкоммунэнерго" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части жилого помещения по ул. Труда, д. 13, кв. 13 г. Тарко-Сале и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указал, что Департаментом представлен только корешок ордера на жилое помещение от 26.08.1993 серии 1-ФР N 306. Доказательств того, что физические лица, обозначенные в таких ордерах, фактически приняли спорное жилое помещение, вселились в него и проживают в нем, ответчиком не представлено и из материалов дела не следует. Факт регистрации физических лиц по спорному адресу также документально ответчиком не подтвержден.
В связи с чем на основании только ордеров нельзя заключить о том, что между нанимателями и собственником фактически сложились договорные отношения по социальному найму муниципального жилого помещения.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, ответчик представил отзыв а апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
К отзыву на апелляционную жалобу приложены дополнительные документы: копии акта осмотра жилого помещения от 10.07.2024, акта опроса граждан от 10.07.2024, с доказательствами их направления другому участнику спора.
Представленные ответчиком дополнительные доказательства приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела в целях правильного, полного и всестороннего установления имеющих значение для дела обстоятельств, принятия законного и обоснованного судебного акта (часть 2 статьи 268 АПК РФ, пункт 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 12).
Судебное заседание апелляционной инстанции проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, на основании статей 156, 266 АПК РФ.
С учетом части 5 статьи 268 АПК РФ, приведенных в пункте 27 постановления Пленума ВС РФ N 12 разъяснений и отсутствия возражений против проверки судебного акта в обжалуемой части к началу рассмотрения апелляционной жалобы, обжалуемое решение проверено лишь в части отказа в удовлетворения иска в отношении жилого помещения по ул. Труда, д. 13, кв. 13 г. Тарко-Сале.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 268, 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения по настоящему делу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Ямалкоммунэнерго" в период с июля по сентябрь 2023 года оказывало услуги теплоснабжения в пустующий муниципальный жилищный фонд.
Согласно пунктам 1, 4 положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, утвержденного решением Думы Пуровского района от 24.03.2022 N 369, Департамент наделен правами юридического лица, является структурным подразделением Администрации Пуровского района и наделен полномочиями по решению от имени Администрации Пуровского района вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального округа Пуровский район.
Таким образом, полномочия собственника в отношении жилых помещений, расположенных на территории города Тарко-Сале, находящихся в казне муниципального округа Пуровский район, а именно подписание контрактов на оказание коммунальных услуг, полномочия по оплате коммунальных платежей, в том числе погашение задолженности, возложены на Департамент.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате потребленных ресурсов у Департамента образовалась задолженность в размере 130 256 руб. 29 коп.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате потребленного в спорный период ресурса послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Специфика отношений по поставке ресурсов через присоединенную сеть обусловлена тем, что при наличии надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к сетям ресурсоснабжающей организации подача/потребление ресурса осуществляются непрерывно.
Как пояснил ответчик, жилое помещение по ул. Труда, д. 13, кв. 17 в спорный период находилось в пользовании гражданки Сметаниной Л.Г. и членов ее семьи из двух человек на основании ордера от 26.08.1993 N 306, в связи с чем обязательства по содержанию этого помещения относятся на граждан.
По мнению подателя жалобы, на основании только ордеров нельзя заключить о том, что между нанимателями и собственником фактически сложились договорные отношения по социальному найму муниципального жилого помещения.
Оценив доводы истца, суд апелляционной жалобы считает их несостоятельными.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (статьи 153, 158 ЖК РФ).
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Таким образом, по общему правилу плата, в рассматриваемом случае, за коммунальную услугу по теплоснабжению вносится собственником помещения.
Однако из данного правила имеются исключения, когда законом подобная обязанность возложена на иное лицо.
В силу части 2 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленных настоящим кодексом (статья 60 ЖК РФ).
Как указано в части 3 статьи 153 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
В совокупности с данной нормой права, пункт 1 части 2 той же статьи предусматривает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Частью 4 статьи 155 ЖК РФ установлено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, когда внесение платы за коммунальные услуги осуществляется нанимателями ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги нанимателями жилых помещений по договору социального найма также закреплена в пункте 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ и пункте 3 статьи 678 ГК РФ.
Таким образом, если иное не установлено законом, по общему правилу при передаче жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования, гражданам по договору социального найма, обязанность по внесению оплаты за коммунальные услуги, платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме лежит на нанимателе. Названная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 4).
Согласно пункту 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" по договору социального найма жилого помещения, в том числе полученного по договору обмена жилыми помещениями, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
При этом несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Нанимателем являлась Сметанина Л.Г., квартира предоставлена ей на основании ордера на жилое помещение от 26.08.1993 серии 1-ФР N 30. Судом установлено, что Сметанина Л.Г. умерла.
Согласно акту осмотра жилого помещения от 10.07.2024 и акту опроса граждан от 10.07.2024 установлено, что в квартире по адресу ул. Труда, д. 13, кв. 13 г. Тарко-Сале проживает гражданка Пяк Елена Семеновна со своей семьей, указанное жилое помещение снимает около трех лет у сыновей умершей Сметаниной Людмилы Григорьевны.
На момент предоставления Сметаниной Л.Г. (1993 год) спорного помещения действовал Жилищный Кодекс РСФСР, положения которого не предусматривали заключения договора социального найма.
Доказательств того, в жилом помещении третьи лица проживают без предусмотренных законом или сделкой оснований, не имеется.
Из материалов дела также не усматривается, что истец обращался в суд с аналогичным требованием к гражданам, и в удовлетворении данного требования судом было отказано по причине наличия в реестре сведений о регистрации права собственности за публичным образованием.
Требование о взыскании названных расходов с Департамента фактически направлено на освобождение физических лиц (нанимателей), проживающих в жилом помещении, от внесения платы за занимаемое ими помещение, что жилищным законодательством не предусмотрено.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12 по делу N А55-21717/2011.
Ссылка истца на то, что факт регистрации физических лиц по спорному адресу документально ответчиком не подтвержден, судом апелляционной инстанции также подлежит отклонению.
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (часть 1 статьи 69 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 ЖК РФ).
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В соответствии с указанной нормой место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Несовпадение фактического места жительства наследников Сметаниной Л.Г. с местом нахождения жилого помещения, в отношении которого истцом предъявлено требование об оплате коммунального ресурса, само по себе правомерность требований АО "Ямалкоммунэнерго" не подтверждает.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении исковых требований в обжалуемой части, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, которое подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.06.2024 по делу N А81-1149/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1149/2024
Истец: АО "Ямалкоммунэнерго"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района
Третье лицо: Восьмой арбитражный апелляционный суд