23 августа 2024 г. |
Дело N А84-4260/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.08.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сикорской Натальи Ивановны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Букшановой М.М.,
при участии: от Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" - Орлянкая Илона Сергеевна, представитель по доверенности от 22.04.2024 N 61/24, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
- Свиридова Анна Васильевна, представитель по доверенности от 25.12.2024 N 8/24, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Самохвалова Наталья Павловна, представитель по доверенности от 24.11.2023 N 173, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
от Правительства Севастополя - Зайцева Юлия Игоревна, представитель по доверенности от 25.07.2024 N 6578/01-01-02.1-21/02/24, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
от Государственного унитарного предприятия Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" - начальник управления Мальчихина Татьяна Владимировна, выписка из приказа N 156-К от 01.08.2023, представитель по доверенности от 06.02.2024 N 16 личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отмене приостановления судебного акта, принятого при рассмотрении апелляционной жалобы Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" на определение Арбитражного суда города Севастополя от 21 июня 2024 года по делу N А84-4260/2019,
по первоначальному иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН: 1149204004025, ИНН: 9204002115, г. Севастополь)
к Публичному акционерному обществу по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" (ОГРН 1149204040336, ИНН 9204019165, г. Севастополь)
об обязании возвратить (освободить) по акту приема-передачи газотранспортные сети по районам города, переданные по договорам ссуды,
по встречному иску Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз"
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя,
при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительство Севастополя (ОГРН: 1149204002166, ИНН: 9204001231, г. Севастополь), Государственного унитарного предприятия Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" (ОГРН: 1159204031546, ИНН: 9204558632, г. Севастополь), Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым города Севастополь (ОГРН: 1149102010606, ИНН: 9102007869, г. Симферополь),
о признании преимущественного права на заключение договоров аренды газотранспортных сетей,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковыми заявлениями к Публичному акционерному обществу по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" о возврате и освобождении имущества, переданного по договорам ссуды.
ПАО по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" подало встречный иск о признании за ним преимущественного права на заключение договоров аренды газотранспортных сетей.
Определением суда от 18.10.2019 встречный иск был принят судом к совместному рассмотрению с первоначальным иском.
22.06.21 судом утверждено мировое соглашение, производство по делу N А84-4260/2019 прекращено.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14.03.2024, определение Арбитражного суда города Севастополя от 22.06.2021 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Севастополя.
Определением от 28.03.2024 суд принял дело к рассмотрению, назначено предварительное судебное заседание.
13.06.2024 от Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" поступило заявление о принятии обеспечительных мер.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 14.06.2024 заявление о принятии обеспечительных мер было удовлетворено, приняты обеспечительные меры в виде запрета ГУП "Севастопольгаз":
- эксплуатировать (осуществлять транспортировку газа, выполнять на сетях: работы (в т.ч. регламентные), техническое обслуживание, техническое диагностирование, мониторинг технического состояния, текущий и капитальный ремонт, аварийно-диспетчерское обслуживание, консервацию, вывод из эксплуатации, технологическое присоединение вновь созданных газопроводов и ин. действия) сети газоснабжения, находящиеся в государственной собственности города Севастополя и введенные в эксплуатацию до 2014 года, технологически связанные с ГРС-1, ГРС- 2, ГРС- 3 3. в том числе: газопровода от ГРС Штурмовое до ГРС-7 и до ГК 55 (кадастровый номер 91:00:000000:30465); газопровода от ГРС Штурмовое до ГРП-2 в Балаклаве (кадастровый номер 91:01:000000:1270); внеплощадного газопровода к площадке насосной станции "Мекензиевы Горы" г. Севастополь (кадастровый номер: 91:04:000000:1371); газопровода высокого давления от ГРС 3 до ГГРП на Северной стороне (кадастровый номер 91:04:000000:1650);
- эксплуатировать (осуществлять транспортировку газа, выполнять на сетях: работы (в т.ч. регламентные), техническое обслуживание, техническое диагностирование, мониторинг технического состояния, текущий и капитальный ремонт, аварийно-диспетчерское обслуживание, консервацию, вывод из эксплуатации, технологическое присоединение вновь созданных газопроводов и ин. действия) сети газоснабжения, находящиеся в государственной собственности города Севастополя и введенные в эксплуатацию до 2014 года, технологически связанные с ГРС - Вишневое. ГРС - Терновка.
- заключать с заинтересованными лицами договоры поставки природного газа в отношении объектов газоснабжения, технологически связанных с ГРС-1, ГРС-2, ГРС-3 города Севастополя, находящихся в государственной собственности города Севастополя, введенных в эксплуатацию до 2014 года, в том числе договоров поставки природного газа для последующей реализации потребителям города Севастополя и собственных нужд через ГРС-1, ГРС-2, ГРС-3 города Севастополя;
- заключать с заинтересованными лицами договоры поставки природного газа в отношении объектов газоснабжения, технологически связанных с ГРС-Вишневое. ГРС-Терновка, находящихся в государственной собственности города Севастополя, введенных в эксплуатацию до 2014 года, в том числе договоров поставки природного газа для последующей реализации потребителям города Севастополя и собственных нужд через ГРС-Вишневое, ГРС-Терновка.
Также запрещено Межрегиональному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и городу Севастополю:
- совершать действия по внесению сведений об объектах газоснабжения, находящихся в государственной собственности города Севастополя и введенных в эксплуатацию до 2014 года, в предоставленную Государственному унитарному предприятию "Севастопольгаз" (ИНН 9204558632, ОГРН 1159204031546, г. Севастополь) Лицензию (ее Приложение);
- совершать действия по исключению сведений об объектах газоснабжения, находящихся в государственной собственности города Севастополя и введенных в эксплуатацию до 2014 года из предоставленной ПАО "Севастопольгаз" Лицензии (ее Приложения) N ВХ-00-016999 от 4 13.02.2018 на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности;
- вносить изменения в Государственный реестр опасных производственных объектов в части сведений об эксплуатирующей организации объектов газоснабжения НАО "Севастопольгаз", находящихся в государственной собственности города Севастополя и введенных в эксплуатацию до 2014 года.
Кроме того, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя запрещено осуществлять регистрационные действия по регистрации права хозяйственного ведения государственного имущества города Севастополя за Государственным унитарным предприятием "Севастопольгаз" в отношении объектов газоснабжения, технологически связанных с ГРС-1, ГРС-2, ГРС-3 города Севастополя, ГРС-Вишневое, ГРСТерновка находящихся в государственной собственности города Севастополя, введенных в эксплуатацию до 2014 года.
От ГУП Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" поступило заявление об отмене обеспечительных мер, принятых определением Арбитражного суда города Севастополя от 14.06.2024
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 21.06.2024 ходатайство Государственного унитарного предприятия Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" об отмене обеспечительных мер, принятых определением Арбитражного суда города Севастополя от 14.06.2024 по делу N А84-4260/2019 удовлетворено. Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда города Севастополя от 14.06.2024 по делу N А84-4260/2019, отменены.
Не согласившись с указанным определением, Публичное акционерное общество по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оснований для отмены принятых по делу обеспечительных мер не имеется. Кроме того, принятые обеспечительные меры направлены на пресечение действий ПАО "Севастопольгаз" по распоряжению спорным имуществом, а их отмена может причинить значительный ущерб ПАО "Севастопольгаз" и нарушить права потребителей природного газа города Севастополя. При этом, представленный ГУП перечень пунктов приема-передачи газа содержат только сведения в отношении ГРС Вишневое, ГРС Терновка, ГРС Холмовка, в то время как в отношении ГРС-1, ГРС-2, ГРС-3 г. Севастополя нет.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2024 принята к производству суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании 15.08.2024 представители лиц, участвующих в деле, дали пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании ст. ст. 121, 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, в соответствии с правилами статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд полагает, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Согласно части 2 статьи 90 АПК РФ, обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, непосредственно быть связанными с предметом спора и соразмерными. Меры должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта.
В соответствии с частью 7 статьи 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае вынесения арбитражным судом определения об обеспечении иска лицо, участвующее в деле, вправе обратиться с ходатайством об отмене обеспечения иска, которое подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 97 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 97 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" ответчик, иные лица, участвующие в деле (ч. 1 ст. 97 АПК РФ), а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер, после получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном ст. 97 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представив объяснения по существу примененных мер, на основании которых суд повторно проверяет наличие оснований, установленных ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в п. 10 настоящего Постановления.
С учетом сбалансированной оценки доводов заявителя и ответчика суд отказывает в отмене обеспечительных мер либо выносит определение об их отмене.
По смыслу статей 90, 93, 97 Арбитражного процессуального кодекса РФ отмена принятой судом обеспечительной меры возможна в случае, если основания, по которым были приняты обеспечительные меры, отпали, либо если после принятия таких мер появились новые обстоятельства, обосновывающие необходимость отмены обеспечения (изменения в имущественном положении стороны, которые исключают невозможность исполнения судебного решения; представление встречного обеспечения; добровольное исполнение судебного решения ответчиком; вступление в законную силу судебного акта об отмене такого решения и отказе в иске и т.п.).
Согласно пункту 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты", суд вправе отменить обеспечительные меры, в том числе, если после принятия таких мер появились обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии необходимости их сохранения, если принятые меры стали несоразмерны заявленному требованию, нарушают права лиц, участвующих в деле, истребуемая денежная сумма внесена на лицевой (депозитный) счет суда или управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, органа, осуществляющего организационное обеспечение деятельности мировых судей (часть 2 статьи 143 ГПК РФ, часть 2 статьи 94 АПК РФ, статья 89 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 91 АПК РФ к обеспечительным мерам относится запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.
Целью данной обеспечительной меры является сохранение положения, существующего на момент обращения с иском.
В силу названной правовой нормы обеспечительная мера в виде запрещения ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, должна быть соразмерна (адекватна) заявленным требованиям, поэтому при ее принятии суд должен определить (индивидуализировать) предмет запрета, удостовериться в том, что его наложение не нарушит права третьих лиц.
В обоснование заявления об отмене обеспечительных мер ГУП "Севастопольгаз" указывало на то, что сохранение обеспечительных мер может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц при догазификации и транспортировке газа потребителям в г. Севастополе, в том числе непосредственно 4 785 абонентам; препятствует обычной хозяйственной деятельности ответчика как исполнителя по договорам о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации на территории города Севастополя; создаёт препятствия для исполнения ответчиком обязанностей при эксплуатации опасных производственных объектов: технического обслуживания, технического диагностирования, мониторинга технического состояния, текущего и капитального ремонта, аварийно-диспетчерского обслуживания; а также отсутствует непосредственная связь между принятыми обеспечительными мерами и предметом исковых требований по встречному иску.
Изучив материалы дела, а также доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сохранение обеспечительных мер может повлечь нарушение законных интересов третьих лиц, с учётом того, что реализация полномочий исполнителя согласно Указу Губернатора города Севастополя от 02.06.2022 N 30-УГ "Об установлении дополнительных критериев и сроков осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения на территории города Севастополя" возложена на ГУП "Севастопольгаз".
Предметом первоначального иска являются требования Департамента о возврате и освобождении имущества, переданного по договорам ссуды, а предметом встречного иска является требование о признании за ПАО "Севастопольгаз" преимущественного права на заключение договоров аренды газотранспортных сетей.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии непосредственной связи между предметами исковых требований (как первоначального, так и встречного) и обеспечительными мерами.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Статьей 9 Федерального закона N 116 определены обязанности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты.
ГУП "Севастопольгаз" представлены копии Договоров поставки природного газа N 660/2023 от 15.12.2023 и N 661/2023 от 15.12.2023, заключенные с ГУП Республики Крым "Черноморнефтегаз" сроком действия до 31.12.2024, в перечне пунктов приёма-передачи газа в которых указаны ГРС Вишневое, ГРС Терновка и ГРС Холмовка.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сохранение принятых обеспечительных мер может создать препятствия для исполнения обязанностей при эксплуатации опасных производственных объектов федеральных норм и правил в области промышленной безопасности касательно технического обслуживания, технического диагностирования, мониторинга технического состояния, текущего и капитального ремонта, аварийно-диспетчерского обслуживания, при этом отмена обеспечительных мер не будет препятствовать исполнению судебного акта, их сохранение не направлено на предотвращение причинения значительного ущерба заявителю.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого судом первой инстанции судебного акта не имеется.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статей 268, 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Севастополя от 21 июня 2024 года по делу N А84-4260/2019 оставить без изменений, апелляционную жалобу Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4260/2019
Истец: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Ответчик: ПАО ПО ГАЗОСНАБЖЕНИЮ И ГАЗИФИКАЦИИ СЕВАСТОПОЛЬГАЗ
Третье лицо: ГУПС по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз", Правительство Севастополя, АНО "Центр независимых судебных экспертиз "СУДЭКСПЕРТИЗА"
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1111/2023
23.08.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1111/2023
14.03.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-631/2024
15.05.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1111/2023
31.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-4260/19
07.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-4263/19