г. Киров |
|
28 августа 2024 г. |
Дело N А82-2721/2024 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Чернигиной Т.В.
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика - публичного акционерного общества "Россети Центр", ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.05.2024 (резолютивная часть от 10.04.2024) по делу N А82-2721/2024, принятое судом в порядке упрощенного производства
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" (ИНН 7606052264 ОГРН 1057601050011)
к публичному акционерному обществу "Россети Центр" (ИНН 6901067107 ОГРН 1046900099498)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ярославль" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском о взыскании с публичного акционерного общества "Россети Центр" (далее - Компания, ответчик, заявитель) 519 352 руб. 27 коп. убытков в связи с передачей электроэнергии ненадлежащего качества.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 06.05.2024 (резолютивная часть от 10.04.2024) иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что в рассматриваемом случае необходимо установление наличия вины ответчика в факте ненадлежащего оказания потребителям-гражданам услуг по договорам электроснабжения. Акты проверок, представленные истцом в обоснование требований, не содержат информации о проведенных замерах качества поставляемой электроэнергии в соответствии с требованиями ГОСТ 32144-2013, следовательно, по результатам указанных замеров нельзя констатировать нарушение соответствующих требований, а, значит, отсутствуют и предусмотренные законодательством основания для изменения размера платы за коммунальную услугу.
Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, заявил контраргументы, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 06.06.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 07.06.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
09.12.2011 Общество (заказчик) и Компания (исполнитель) заключили договор купли-продажи электрической энергии (потерь электрической энергии) и оказания услуг по передаче электрической энергии N 7-40 (далее - договор) в редакции протокола разногласий от 16.12.2011, протокола согласования разногласий от 17.01.2012, протоколов урегулирования разногласий от 20.01.2012, от 11.07.2012, протокола согласования разногласий от 06.08.2012. Разногласия по договору урегулированы постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012 по делу N А82-3225/2012.
Исполнитель обязуется обеспечить передачу электрической энергии, приобретенной заказчиком на оптовом и розничном рынке электрической энергии (мощности), до точек поставки потребителей в соответствии с параметрами качества и надежности, установленными действующими техническими регламентами, нормативно-правовыми актами РФ и настоящим договором, в том числе технологическими характеристиками энергопринимающих устройств и величинами аварийной и технологической брони (пункт 3.3.1 договора).
В соответствии с пунктом 3.2.3 договора заказчик обязался направлять исполнителю копии поступающих Заказчику жалоб и заявлений потребителей либо запросов (писем и т.д.) государственных и иных уполномоченных органов по вопросам надежности и качества снабжения электроэнергией Потребителей в течение 7 рабочих дней с момента получения Заказчиком таких документов, в том числе для принятия Исполнителем необходимых мер по восстановлению качественного и надежного электроснабжения.
Пунктами 3.3.6, 3.3.8 договора предусмотрена обязанность исполнителя направлять заказчику самостоятельно или через ТСО в 15-дневный срок ответы на поступившие от Заказчика жалобы и заявления Потребителей по вопросам качества и надежности их электроснабжения с указанием мер предпринятых для восстановления качественного и надежного электроснабжения; осуществлять в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ, контроль качества передаваемой электроэнергии, показатели которого определяются ГОСТ 13109-97, иными обязательными требованиями.
В силу подпункта "в" пункта 9.2.2 Договора исполнитель несет ответственность в случае отклонения показателей качества электрической энергии сверх величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 9.4 договора убытки, причиненные заказчику в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем условий договора, подлежат возмещению исполнителем заказчику в порядке, определенном действующим законодательством РФ.
Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2012, и действует по 31.12.2012, с условием о пролонгации (пункты 10.1, 10.2 договора).
Истцу от граждан-потребителей поступали жалобы по вопросам перерасчета стоимости электроэнергии ввиду предоставления коммунальной услуги электроснабжения ненадлежащего качества.
При получении жалоб истец направлял их в адрес ответчика в соответствии с условиями договора с требованием провести замеры параметров качества электроэнергии и по результатам замеров предоставить копии соответствующих актов.
В период с февраля по октябрь 2023 года истцом установлены факты поставки электроэнергии ненадлежащего качества, сделан перерасчет на сумму у 519 352 руб. 27 коп.
Претензией от 11.12.2023 истец предложил ответчику возместить затраты в указанной выше сумме.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В силу статей 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию в порядке, установленном законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 547 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно пункту 7 Основных положений N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наличие оснований и размер ответственности субъектов электроэнергетики перед потребителями за действия (бездействие), повлекшие за собой неблагоприятные последствия, определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Обязанность по надежному обеспечению потребителей электрической энергией, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям, несет сетевая организация как на владелец электросетевого оборудования (пункт 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861; далее - Правила N 861).
На основании пункта 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 (далее - Правила N 354), при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и необходимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении 1 к Правилам N 354.
В пункте 37 Правил N 354 предусмотрено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Из пункта 10 приложения 1 к Правилам N 354 следует, что напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, отклонение напряжения от действующих федеральных стандартов не допускается.
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества установлен в пункте 101 Правил N 354, согласно которому при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2 к этим правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением 1 к Правилам N 354.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам N 354, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Согласно пункту 10 раздела 4 приложения 1 к Правилам N 354 отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
В случае несоответствия напряжения размер платы подлежит изменению в следующем порядке: за каждый час снабжения электрической энергией, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от указанных требований, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам N 354, с учетом положений раздела IX названных правил.
Таким образом, расчет размера платы производится применительно к стоимости электрической энергии, потребленной за каждый расчетный период месяц, и подлежит уменьшению исходя из фактической продолжительности оказания услуг ненадлежащего качества за каждый час снабжения электрической энергией, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, суммарно в течение расчетного периода.
Факт нарушения Компанией условий договора о передаче электроэнергии надлежащего качества гражданам-потребителям, а также факт произведенных Обществом гражданам-потребителям перерасчетов подтвержден документально (обращения потребителей, в том числе коллективные, обращения истца к ответчику с указанием на жалобы потребителей, выписками с лицевых счетов, письмами ответчика о проведении и необходимости проведения работ, письмом прокуратуры Ярославского района).
Компания, осуществляя деятельность по передаче электрической энергии по принадлежащим ей сетям в пределах Ярославской области, отвечает за надежность обеспечения конечных потребителей электрической энергией и ее качество, а именно: соблюдение показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации, обязанность которого предусмотрена как договором, так и действующим законодательством. В этой связи сетевая организация обязана осуществлять контроль качества и принимать необходимые меры для восстановления электроснабжения надлежащего качества.
В рассматриваемом случае ответчик уклонялся от проведения совместных проверок параметров качества с истцом, в связи с чем истец производил замеры показателей качества электроэнергии самостоятельно с участием потребителей.
Довод Компании о несоответствии процедуры проведения проверки качества передаваемой потребителям электрической энергии требованиям, установленным ГОСТ 33073-2014, подлежит отклонению, поскольку ответчик не представил доказательств, что в спорный период перерасчетов им была оказана услуга по поставке электрической энергии надлежащего качества (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В расчете истца, приложенном к исковому заявлению, указаны: лицевой счет, адрес потребителя, Ф.И.О., период перерасчета, сумма перерасчета.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.05.2024 (резолютивная часть от 10.04.2024) по делу N А82-2721/2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ярославской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 2911 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Чернигина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-2721/2024
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО ЯРОСЛАВЛЬ"
Ответчик: ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР"