г. Пермь |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А60-71943/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Шаламовой Ю.В., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лазурит",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 апреля 2024 года
по делу N А60-71943/2023
по заявлению Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лазурит" (ИНН 6674225650, ОГРН 1076674017188),
о понуждении к исполнению предписания от 02.12.2021 N 29-08-29-988,
УСТАНОВИЛ:
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области обратился в суд с иском о понуждении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лазурит" исполнить предписание от 02.12.2021 N 29-08-29-988, а именно: обеспечить охранные мероприятия по обеспечению безопасности жизни граждан, восстановить целостность разрушенных участков наружной стены многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Донбасская, д. 35 в течение 60 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.04.2024 (резолютивная часть решения объявлена 10.04.2024) заявленные требования удовлетворены. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лазурит" исполнить требования предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области N 29-08-29-988 от 02.12.2021 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований: обеспечить охранные мероприятия по обеспечению безопасности жизни граждан, восстановить целостность разрушенных участков наружной стены многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Донбасская, д. 35 в течение 60 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Поступившие до начала судебного заседания дополнения к апелляционной жалобе приобщены к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ в качестве письменных пояснений стороны.
В обоснование жалобы обществом приведены доводы о том, что стены фасада многоквартирного дома относятся к ограждающим несущим конструкциям МКД, их восстановление относится к капитальному ремонту дома; ремонт фасада посредством текущего ремонта действующим законодательством не предусмотрен; Региональный фонд капитального ремонта не исполняет Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 07.10.2019 N 2388; общество обеспечивает нормативные условия для проживания жителей, предписание исполнено до 01.06.2022; срок, установленный предписанием для устранения недостатков, недостаточен.
В дополнениях к апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Региональный Фонд капитального ремонта МКД и обязать представить объяснение по ситуации с неисполнением Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 07.10.2019 N 2388; привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Администрацию города Екатеринбурга и Администрацию Орджоникидзевского района города Екатеринбурга и обязать представить объяснение по ситуации с неисполнением Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 07.10.2019 N 2388.
Департамент с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Ходатайство заинтересованного лица о привлечении Регионального Фонда капитального ремонта МКД, Администрации г. Екатеринбурга и Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга к участию в деле в качестве третьих лиц рассмотрено судом апелляционной инстанции и отклонено на основании ч. 3 ст. 266 АПК РФ, так как в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Судебный акт по настоящему делу не является судебным актом о правах и обязанностях указанных выше лиц по отношению к сторонам спора (ст. 51 АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) в ноябре-декабре 2021 года проведена внеплановая выездная проверка лицензиата ООО УК "Лазурит", по результатами которой установлено, что требования предписания от 25.12.2020 N 29-08-22-305 не исполнены в установленный срок, не восстановлена целостность разрушенных участковая, д. 35 (далее - МКД). Ремонт торцевой стены между 4 и 5 этажом не произведен. С торца многоквартирного дома между 4 и 5 этажом имеется отслоение штукатурного слоя стен до оголения бетонных блоков, частичное отслоение бетонного слоя стеновой панели, имеется трещина на наружной торцевой стене дома.
По результатам проверки обществу выдано повторное предписание N 29-08-29-988 от 02.12.2021 с содержанием, аналогичным предыдущему предписанию, срок исполнения - 01.06.2022.
При выдаче предписания Департамент исходил из того, что ООО УК "Лазурит" имеет лицензию от 04.06.2015 N 066000316 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области. МКД находится с 01.05.2020 в перечне управляемых ООО УК "Лазурит" многоквартирных домов реестра лицензий Свердловской области и в силу ч. 2 и 7 ст. 162 ЖК РФ обязано надлежащим образом содержать общее имущество в МКД, в том числе проводить работы в объеме своих обязательств по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД.
Доказательства исполнения повторного предписания ООО УК "Лазурит" в Департамент не предоставлены.
Департаментом 04.12.2023 совершен осмотр МКД. В ходе осмотра установлено, что с торца многоквартирного дома N 35 по ул. Донбасская в г. Екатеринбурге между 4 и 5 этажом имеется отслоение штукатурного слоя стен до оголения бетонных блоков, частичное отслоение бетонного слоя стен панели, имеется трещина на наружной торцевой стене дома.
Ссылаясь на данные обстоятельства и руководствуясь положениями пункта 6 части 12 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ, Департамент обратился в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции принято вышеизложенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области является органом, осуществляющим лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании статьи 13, 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП.
Согласно пункту 6 части 12 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении к исполнению предписания.
Согласно части 1 статьи 196 ЖК РФ региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется органами государственного жилищного надзора.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
Общие требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме установлены Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и детализированы в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), а также в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН).
В соответствии с пп. "а", "б" п. 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно пп. "а", "г", "з" п. 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 Правил N 491 ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; текущий ремонт.
В соответствии с п. 9 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов относится: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.); выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно п. 4.2.1.1 ПиН организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, исполнение предписания от 02.12.2021 N 29-08-29-988 возможно в рамках содержания и текущего ремонта многоквартирного дома, предусмотренного вышеуказанными нормативными правовыми актами, на что правомерно указывает Департамент и суд первой инстанции.
Из материалов дела следует, что факт нарушения ООО Управляющая компания "Лазурит" вышеуказанных требований законодательства подтвержден в ходе проведенных проверок, в том числе в 2020 году, по результатам которой было выдано предписание от 25.12.2020 N 29-08-22-305.
ООО Управляющая компания "Лазурит" в установленные сроки не исполнено требование как предписания от 25.12.2020 N 29-08-22-305, так и предписания N 29-08-29-988 от 02.12.2021 в части восстановления целостности разрушенных участков наружной стены многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Донбасская, д. 35; ремонта торцевой стены между 4 и 5 этажом, ввиду отслоения с торца многоквартирного дома между 4 и 5 этажом штукатурного слоя стен до оголения бетонных блоков, частичного отслоения бетонного слоя стеновой панели, устранения трещины на наружной торцевой стене дома.
Доказательств совершения каких-либо мероприятий в материалы дела не представлено, выявленные нарушения не устранены, фактов, подтверждающих объективную невозможность исполнения предписания, судом не установлено.
Предписание N 29-08-29-988 от 02.12.2021 в судебном порядке не обжаловано. Доказательств обратного обществом в нарушение положений статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах требования Департамента о понуждении к исполнению предписания являются правомерными.
Непринятие ответчиком мер по выполнению требований Управления, указанных в предписаниях, уже в течение длительного времени нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Донбасская, д. 35.
Судом установлено и иного не доказано, что согласно п. 21062 Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2053 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП, капитальный ремонт фасада многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Донбасская, д. 35 запланирован только на 2051-2053 года.
Действующая редакция постановления Администрации г. Екатеринбурга от 07.10.2019 N 2388 "Об утверждении краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021 - 2023 годы на территории муниципального образования "город Екатеринбург" не содержит работ в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Донбасская, д. 35. Данный дом был указан в данном постановлении в недействующей редакции от 19.09.2022 N 3 и предыдущих до нее редакциях.
Работы в отношении указанного дома в рамках капитального ремонта в отношении фасада не выполнялись, что не оспаривается ООО УК "Лазурит" и подтверждается доводами апелляционной жалобы, а также подтверждается ненадлежащем состоянием рассматриваемой части фасада 04.12.2023, установленным в рамках выездного обследования Департаментом (акт по результатам выполнения задания на проведение выездного обследования от 04.12.2023 N 29-08-22- 161 вместе с протоколом осмотра и фотоматериалами имеется в материалах дела).
При этом, несвоевременное проведение необходимых работ в многоквартирном доме ведет к повышенному преждевременному физическому износу жилого здания, к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости как отдельных строительных конструкций и оснований, так и строения в целом, что впоследствии может стать причиной обрушений, то есть привести не только к причинению вреда имуществу, проживающих в доме граждан, но и к гибели людей.
Общество, осуществляя управление МКД, должно соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и содержания общего имущества дома в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, поддержания общего имущества дома в надлежащем и технически исправном состоянии.
Управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Добровольно принимая на себя обязанность по управлению жилым фондом, управляющая организация принимает на себя все связанные с этим риски, обязана обеспечить безопасность жильцов и несет предусмотренные законом виды ответственности.
Кроме того, как указывает Департамент в отзыве на жалобу и обществом не опровергнуто, Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 14.09.2023 N 2471" Об утверждении краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2024 - 2026 годы на территории муниципального образования "город Екатеринбург" не содержит работ в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Донбасская, д. 35. Соответствующий довод жалобы отклонен.
Отклоняя довод жалобы о несогласии со сроком исполнения предписания от 02.12.2021 N 29-08-29-988, апелляционный суд отмечает, что доказательств наличия объективной невозможности исполнения предписания от 02.12.2021 N 29-08-29-988 в установленный судом срок ООО УК "Лазурит" не предоставлено в суд первой инстанции.
Следует учесть, что первичное предписание было выдано обществу 25.12.2020, то есть на выполнение законных требований Департамента у общества имелось более трех лет.
Решение вопроса о порядке и способах его исполнения, исходя из содержащихся в предписаниях формулировок, относится к компетенции общества. Предоставление нарушителю права выбора способа устранения допущенных нарушений, не противоречит действующему законодательству.
Содержащиеся в предписании требования направлены на устранение выявленных нарушений и соблюдение обществом требований действующего законодательства, неисполнимость предписания из обстоятельств дела не следует.
В связи с изложенным апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска.
Доводы, приведенные обществом, судом апелляционной инстанции отклонены как основанные на неверном толковании действующего законодательства применительно к установленным судом обстоятельствам.
При таких обстоятельствах, оснований, указанных в статье 270 АПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 апреля 2024 года по делу N А60-71943/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-71943/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЛАЗУРИТ"