г. Санкт-Петербург |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А56-112502/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачева О.В.
судей Бугорская Н.А., Пономарева О.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Харина И.С. (до перерыва), Бурдонов И.А. (после перерыва)
при участии:
от истца (заявителя): Пасхали Ю.Н. по дов. 11.01.2024
от ответчика (должника): Шагинян Г.З. по дов. 09.01.2024, Комарова М.А. по дов. 09.01.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5405/2024) (заявление) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2024 по делу N А56-112502/2023, принятое
по иску (заявлению) Закрытое акционерное общество "Универсальное Строительное Объединение"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ленинградской области
о признании безнадежной
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Универсальное Строительное Объединение", адрес: 188640, Ленинградская область, Всеволожский район, г. Всеволожск, ул. Заводская, д. 33/35, оф. 21, ОГРН: 1027804875537 (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ленинградской области, адрес: 188643, Ленинградская область, Всеволожск, Колтушское ш., 138А, ОГРН: 1214700015320 (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным требования N 126568 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.09.2023; о признании безнадежной к взысканию и исключению из сальдо единого налогового счета следующих сумм:
НДС в размере 7 017 457 руб.;
НДФЛ в размере 1 274 725 руб., штраф по налогу в размере 545 849, 40 руб.;
налог на имущество в размере 23 404 834,81 руб., штраф по налогу в размере 53 776,45 руб.;
земельный налог в размере 9 798 234 руб., штраф по налогу в размере 30 962,12 руб.;
транспортный налог в размере 480 550 руб., штраф по налогу в размере 54,00 руб.
государственная пошлина в размере 1 007 руб.;
страховые взносы в размере 953 482,04 руб.;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1 434 841,46 руб.;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 1 698 962,86 руб.;
страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности в размере 14 507,25 руб.;
задолженность по соответствующим пеням.
Решением суда первой инстанции от 06.02.2024 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, налоговым органом в установленные сроки приняты все предусмотренные налоговым законодательством меры по взысканию задолженности по налогам и сборам. При этом, признавая недействительным требование N 126568 от 07.09.2023 в полном объеме, суд первой инстанции не принял во внимание, что в него, в том числе входят суммы, неоспариваемые налогоплательщиком - штраф за неуплату НДС в размере 89 074 руб.; налог на имущество и страховые взносы оспариваются Обществом в меньшем размере. Кроме того, в оспариваемое требование вошли суммы налогов, сборов, пени и штрафов срок уплаты которых, наступил в 2023 году. При этом Инспекция указывает, что, необоснованно отказав налоговому органу в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, суд первой инстанции лишил Инспекцию возможности представить доказательства, подтверждающие направление в адрес Общества в 2020, 2021 требований, решений.
В судебном заседании, состоявшемся 04.04.2024, суд апелляционной инстанции удовлетворил ходатайство налогового органа о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: требований об уплате с доказательствами их направления в адрес Общества; решений о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика с доказательствами их направления Обществу.
В связи с приобщением дополнительных доказательств, рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 23.05.2024.
В судебном заседании, состоявшемся 23.05.2024, Инспекцией представлены инкассовые поручения, выставленные на основании решений налогового органа и направленные для исполнения в ПАО "Совкомбанк" и ПАО Банк "Александровский". Общество в свою очередь представило пояснения по делу и картотеку банка ПАО "Совкомбанк".
Протокольным определением от 23.05.2024 рассмотрение жалобы отложено на 20.06.2024.
Определением апелляционного суда от 20.06.2024 рассмотрение жалобы отложено на 13.08.2024.
Распоряжением Врио председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2024 в связи с пребыванием судьи Третьяковой Н.О. в отставке дело передано в производство судьи Горбачевой О.В.
В связи с наличием обстоятельств предусмотренных статьей 18 АПК Российской Федерации произведена замена состава суда (судьи Геворкян Д.С. и Згурская М.Л. заменены на судьей Бугорскую Н.А. и Пономареву О.С.); рассмотрение жалобы начато сначала.
В судебном заседании представители инспекции доводы жалобы поддержали, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Общества с жалобой не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2019, резолютивная часть которого объявлена 04.12.2019, по делу N А56-54385/2018 ЗАО "Универсальное Строительное Объединение" признано несостоятельным (банкротом) по правилам о банкротстве застройщика, предусмотренным нормами параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в отношении должника открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена Ларичева Ирина Михайловна.
07.09.2023 Межрайонной инспекции ФНС РФ N 11 по Санкт-Петербургу в адрес налогоплательщика выставлено требование N 126568 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.09.2023.
Указанным требованием Обществу предложено в срок до 02.10.2023 произвести уплату налогов в общей сумме 55 938 912,52 рублей, пени в общей сумме 16 702 447 и штрафы в общей сумме 719 725,97 рублей, в том числе:
НДС в сумме 7 017 457,10 рублей;
Штраф по НДС в сумме 89 074 рубля;
налог на имущество в сумме в сумме 32 265 145,81 рубль;
штраф по налогу на имущество в сумме 53 776,45 рублей;
транспортный налог в сумме 480 550 рублей;
штраф по транспортному налогу в сумме 54 рубля;
земельный налог в сумме 10 798 234 рубля,
штрафы за непредставление сведений в сумме 30 962,12 рублей;
государственная пошлина в сумме 1007 рублей;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 388 323,50 рублей;
страховые взносы в ФСС в сумме 14 507,25 рублей;
по страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 1 698 962 руб.;
НДФЛ в сумме 1 359 581 руб.;
Штраф по НДФЛ в сумме 545 859,40 руб.
Не согласившись с указанным требованием, Общество обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления ФНС по Ленинградской области от 28.11.2023 N 16-22-06/17684@ жалоба Общества частично удовлетворена.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в оспариваемом требовании включены суммы задолженности, по которым ранее направлены требования об уплате задолженности и на основании данных требований были приняты меры взыскания в виде решения о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
В отношении задолженности по НДС в размере 7 017 457,10 руб. (за период 2019-2020 гг.), по налогу на имущество организаций в размере 19 030 924,00 руб. (за период 2020-2021 гг.), по земельному налогу в размере 9 201272,00 руб. (за период 2020-2021 гг.), по НДФЛ в размере 1359 581 руб. (за период 2019, 2021), по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 434 841 руб. (за период 2019, 1 квартал 2022 года), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1 698 962 руб. (за период 2019 - 1 квартал 2022 г.) налоговым органом вынесены решения о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
На основании изложенного решением Управления требование N 126568 об уплате недоимки по состоянию на 07.09.2023 в указанной части признано не подлежащим исполнению.
Указанным решением Управление также поручило налоговому органу произвести перерасчет налоговых обязательств по земельному налогу за 2020, 2022 годы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:0722001:1924 и 47:07:0722001:2786.
Полагая, что налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания задолженности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования N 126568 об уплате налогов, пени и штрафов по состоянию на 07.09.2023 и признании безнадежной к взысканию, исключению из сальдо единого налогового счета сумм налогов, пени и санкций.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования Общества, указав, что налоговым органом меры по принудительному взысканию не совершались, требования и решения в адрес налогоплательщика в установленные сроки не направлены, к требованию о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам, пеней и штрафов в соответствующих периодах применен общий срок исковой давности 3 года.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы сторон, считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу пункта 5 статьи 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Приказом Федеральной налоговой службы от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" утвержден порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию (далее - Порядок).
Высший Арбитражный Суд в пункте 9 постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 разъяснил, что при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
В случае выявления налоговой недоимки по текущим платежам уполномоченный орган обязан направить должнику требование об уплате недоимки в порядке и сроки, установленные статьями 69 - 70 НК РФ, а также принять решение о взыскании текущих обязательных платежей в бесспорном порядке за счет денежных средств на счетах должника (статья 46 НК РФ) и направить в банк инкассовое поручение.
Как разъяснено в пункте 19 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016), при возникновении задолженности по текущим обязательным платежам уполномоченный орган вправе принять решения об обращении взыскания на денежные средства должника в банке и выставить инкассовые поручения. Решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается. Следовательно, в случае выявления налоговой недоимки по текущим платежам уполномоченный орган обязан направить должнику требование об уплате недоимки в порядке и сроки, установленные статьями 69 - 70 НК РФ, а также принять решение о взыскании текущих обязательных платежей в бесспорном порядке за счет денежных средств на счетах должника (статья 46 НК РФ) и направить в банк инкассовое поручение. Кроме того, учитывая, что в процедурах наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления исполнительное производство по текущим платежам не приостанавливается (пункт 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве), при наличии соответствующих оснований уполномоченный орган обязан принять решение о взыскании недоимки за счет иного имущества должника в порядке и сроки, предусмотренные статьей 47 НК РФ, и направить судебным приставам-исполнителям соответствующее постановление. При этом необходимо принимать во внимание, что в силу абзаца десятого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с момента введения в отношении должника процедуры конкурсного производства исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим. Одновременно снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом. Основанием для снятия арестов на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (абзац девятый пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве). Таким образом, решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника (статья 47 НК РФ) в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается. В связи с этим в случае последующего прекращения производства по делу о банкротстве по любым основаниям период конкурсного производства не включается в срок принудительного взыскания недоимки по обязательным платежам, установленный абзацем 3 пункта 1 статьи 47 НК РФ.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2019, резолютивная часть которого объявлена 04.12.2019, по делу N А56-54385/2018 ЗАО "Универсальное Строительное Объединение" признано несостоятельным (банкротом) по правилам о банкротстве застройщика, предусмотренным нормами параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в отношении должника открыта процедура конкурсного производства.
Как следует из материалов дела все оспариваемые суммы налоговых обязательств относятся к текущим платежам, возникшим после введения в отношении Общества процедуры конкурсного производства.
В ходе проверки соблюдения налоговым органом процедуры и сроков взыскания апелляционным судом установлено следующее.
Недоимка по налогу на добавленную стоимость в сумме 7 017 457,10 рублей начислена по срокам уплаты: 25.05.2020, 25.06.2020, 25.07.2020, 25.08.2020, 25.09.2020, 25.10.2020, 25.11.2020, 25.12.2020, 25.01.2021, 25.02.2021, 25.03.2021.
В соответствии с положениями ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлены требования: N 103530 от 12.07.2020, N 109122 от 07.08.2020, N 111065 от 04.09.2020, N 112930 от 09.10.2020, N 121401 от 14.12.2020, N 139979 от 25.12.2020, N 1785 от 25.01.2021, N 4983 от 05.02.2021, N22509 от 12.03.2021, N 24901 от 12.04.2021.
Факт направления требований в адрес Общества по каналам ТКС подтвержден представленными в материалы дела квитанциями о приеме электронного документа.
В абзаце 3 п. 16 Приказа ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@ (ред. от 23.12.2022) "Об утверждении Порядка направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации", определено, что требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов считается полученным плательщиком, если отправителю поступила квитанция о приеме электронного документа, подписанная УКЭП плательщика, либо по истечении шести дней с даты, указанной в пункте 9 настоящего Порядка, если в указанный срок отправителю не поступило уведомление об отказе в приеме требования об уплате, подписанное УКЭП плательщика.
Пунктом 17 указанного Приказа установлено, что при наличии оснований для отказа в приеме Документа в электронной форме получатель формирует уведомление об отказе в приеме электронного документа, подписывает его УКЭП и передает оператору электронного документооборота для направления отправителю. Основаниями для отказа в приеме получателем Документа в электронной форме является, в том числе, ошибочное направление получателю в связи с тем, что Документ адресован иному лицу.
В рассматриваемом случае отказа от приема документов от налогоплательщика не поступало.
Поскольку требования в установленные сроки налогоплательщиком в добровольном порядке исполнены не были, налоговым органом в сроки, определенные ст. 46 НК РФ вынесены решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика N 8371 от 04.09.2020, N 9227 от 02.10.2020, N 9983 от 30.10.2020, N 10265 от 20.11.2020, N 79 от 29.01.2021, N555 от 12.02.2021, N 4370 от 16.04.2021, N 5593 от 19.05.2021.
Факт направления решений в адрес Общества по каналам ТКС подтвержден представленными в материалы дела квитанциями о приеме электронного документа.
Материалами дела также установлено, что налоговый орган направил в ПАО Банк "Александровский" инкассовые поручения: N N 20888, 20890, 20891, 20892, 20893, 20894, 20896, 20897, 20899, 20900, 20901, 20902, 20903, 20904, 20906, 20907, 20908, 20909, 20910, 20911, 20912, 20913, 20914 от 04.09.2020, NN 24968, 24969, 24970, 24971, 24972, 24973, 24974, 24975, 24976, 24977, 24978 от 02.10.2020, NN29691, 29692 от 30.10.2020, NN 30776, 30777 от 20.11.2020, NN 314, 315, 316, 317, 318 от 29.01.2021, NN 1891, 1892, 1893, 1894 от 12.02.2021, NN 17677, 17678 от 16.04.2021, NN 23787, 23788, 23789, 23790, 23791, 23792 от 19.05.2021.
Указанные инкассовые поручения были помещены в картотеку.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что расчетный и специальные счета в ПАО Банк "Александровский" были закрыты 15.04.2022.
При этом, налоговый орган инкассовые поручения на взыскание НДС с расчетного счета, открытого налогоплательщиком в ПАО Совкомбанке, не выставлял.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в 5 - 8 п. 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016): к числу надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ относится направление налоговым органом первого поручения на списание и перечисление денежных средств (перевод электронных денежных средств) в пределах двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Если и эти меры не были предприняты, взыскание задолженности производится в судебном порядке, срок на обращение в суд составляет шесть месяцев и начинает течь после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
Направление инкассового поручения в банк по истечении срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, независимо от причин его пропуска является недопустимым (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2007 N 8661/07).
Согласно пункту 3 статьи 46 и пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации срок для принудительного взыскания налоговых платежей, осуществляемого в бесспорном порядке, включая срок на направление инкассовых поручений, не может превышать один год после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит специальных (увеличенных) сроков, в течение которых налоговый орган вправе совершить действия по бесспорному взысканию задолженности в случае, если налогоплательщик признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 13114/13, выставление повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика, равно как и поручений на взыскание электронных денежных средств (пункт 6.1 статьи 46 НК РФ), производится налоговым органом в пределах установленного пунктом 1 статьи 47 НК РФ годичного срока, в течение которого должно быть принято решение об обращении взыскания за счет иного имущества налогоплательщика.
Если первое инкассовое поручение на взыскание денежных средств с расчетного счета в счет обязательных платежей в течение двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате, то повторное поручение, направляемое в случае закрытия расчетного счета, к которому предъявлено первое поручение, может быть направлено в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налогов, страховых взносов, пени.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.06.2021 N Ф05-6848/2021 по делу N А41-1479/2020, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023 N 09АП-66641/2023 по делу N А40-94255/2023, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.03.2023 N Ф09-530/23 по делу N А07-13515/2021.
Таким образом, неправомерны доводы налогового органа о том, что положения НК РФ не запрещают повторное выставление инкассовых поручений и не устанавливают срок для их перевыставления в случае их возврата из банка без исполнения.
Как разъяснено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135, в статьях 46 и 47 НК РФ в первоначальной редакции отсутствовали положения, которые бы объективно ограничивали срок взыскания задолженности по налогам. Однако, начиная с 02.09.2010, в абзаце третьем пункта 1 статьи 47 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) установлен двухлетний предельный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания.
По смыслу закона упомянутый предельный двухлетний срок выступает гарантией соблюдения принципа правовой определенности: он исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, и поглощает иные предусмотренные статьями 46 - 47 НК РФ сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом. В соответствии с волей законодателя по истечении названного предельного срока налоговый орган, утративший возможность принятия собственных решений (постановлений) о взыскании задолженности, также утрачивает и право на обращение с соответствующим требованием в суд.
Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Как следует из материалов дела требование N 103530 от 12.07.2020 (самое раннее) подлежало исполнению в срок до 25.08.2020, а требование N 24901 от 12.04.2021 (последнее) подлежало исполнению в срок 12.05.2021.
Принимая во внимание, что налоговым органом с момента закрытия счета ПАО Банк "Александровский" (15.04.2022) повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика в течение года не выставлено, предельный двухлетний срок с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требованиях, истек, следует признать, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания НДС в сумме 7 017 457,10 рублей, соответствующих пеней и штрафа по НДС в сумме 89 074 рубля.
Апелляционный суд обращает внимание, что при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции налоговым оранном не представлены ни решения о привлечении Общества к ответственности в виде штрафа в сумме 89 074 рубля, ни требования, ни решения о взыскании за счет денежных средств.
Таким образом, задолженность НДС в сумме 7 017 457,10 рублей, соответствующих пеней и штрафа по НДС в сумме 89 074 рубля подлежит признанию безнадежной.
Недоимка по налогу на имущество в размере 19 030 924 рубля начислена по срокам уплаты: 13.04.2021, 08.03.2021, 20.03.2022.
В соответствии с положениями ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлены требования: N 24098 от 19.03.2021, 24901 от 12.04.2021, N 31372 от 14.05.2021, N 20017 от 20.04.2022, 24295 от 29.03.2021, 61607 от 02.07.2021, 30412 от 07.06.2022.
Факт направления требований в адрес Общества по каналам ТКС подтвержден представленными в материалы дела квитанциями о приеме электронного документа.
Поскольку требования в установленные сроки налогоплательщиком в добровольном порядке исполнены не были, налоговым органом в сроки, определенные ст. 46 НК РФ вынесены решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика N 4714 от 23.04.2021, N 5058 от 03.05.2021, N 7490 от 04.08.2021, 5593 от 19.05.2021, N 8039 от 25.05.2022.
Факт направления решений в адрес Общества по каналам ТКС подтвержден представленными в материалы дела квитанциями о приеме электронного документа.
Материалами дела также установлено, что налоговый орган направил в ПАО Банк "Александровский" инкассовые поручения: N N 19250, 19251, 19252, 19253, 19254, 19255, 19256, 19257 от 23.04.2021 (по решению N 4714 от 23.04.2021), N 20457, 20458, 20459, 20460 от 03.05.2021 (по решению N 5058 от 03.05.2021), NN 23787, 23788, 23789, 23790, 23791, 23792 от 19.05.2021 (по решению N 5593 от 19.05.2021). Указанные инкассовые поручения были помещены в картотеку.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что расчетный и специальные счета в ПАО Банк "Александровский" были закрыты 15.04.2022.
При этом, налоговый орган инкассовые поручения на взыскание налога на имущество с расчетного счета, открытого налогоплательщиком в ПАО Совкомбанк, не выставлял.
Кроме того, на основании решения N 8039 от 25.05.2022 Инспекцией инкассовые поручения NN 35174, 35175, 35176, 35177, 35178, 35179, 35180, 35181, 35182, 35183, 35184, 35185, 35186, 35187, 35188 от 25.05.2022, направлены в ПАО Совкомбанк.
ПАО Совкомбанк, получив инкассовые поручения возвратил из без исполнения 26.05.2022, поскольку инкассовые поручения выставлены к специальному счету, открытому Обществу как застройщику, находящемуся в процедуре банкротства, с которого взыскание денежных средств не допускается.
Налоговый орган повторные инкассовые поручения к расчетному счету, открытому с Совкомбаке в течение одного года не выставлял.
Согласно представленной выписки с расчетного счета, открытого в Совкомбаке, в картотеке отсутствуют на исполнении инкассовые поручения налогового органа.
Как следует из материалов дела требование N 24098 от 19.03.2021 (самое раннее) подлежало исполнению в срок до 16.04.2021, а требование N 30412 от 07.06.2022 (последнее) подлежало исполнению в срок 01.07.2022.
Принимая во внимание, что налоговым органом с момента закрытия счета ПАО Банк "Александровский" (15.04.2022) повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика в течение одного года не выставлено, с момента возврата Совкомбанком инкассовых поручений без исполнения (26.05.2022) повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика в течение одного года не выставлено, предельный двухлетний срок с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требованиях, на момент рассмотрения дела в апелляционном суде истек, следует признать, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания налога на имущество в сумме 19 030 994 рублей, соответствующих пеней и штрафа по налогу на имущество в сумме 53 776,45 рубля.
Апелляционный суд обращает внимание, что при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции налоговым оранном не представлены ни решения о привлечении Общества к ответственности в виде штрафа в сумме 53 776,45 рубля, ни требования, ни решения о взыскании за счет денежных средств.
Таким образом, задолженность по налогу на имущество в сумме 19 030 994 рублей, соответствующие пени и штраф по налогу на имущество в сумме 53 776,45 рубля подлежит признанию безнадежной.
При этом, Обществом заявлено требование о признании безнадежной к взысканию задолженности по налогу на имущество в сумме 23 404 834,81 рубль.
Апелляционным судом установлено, что налог на имущество в сумме 4 373 840,81 рубль (23 404 834,81 - 19 030 994) начислен за 2022 год по сроку уплаты 2023, и отражен в требовании N 126568 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.09.2023.
Основания для признания данной недоимки безнадежной к взысканию апелляционный суд не установил.
Недоимка по земельному налогу в размере 9 798 234 рублей начислена по срокам уплаты: 12.05.2020,31.07.2020, 02.11.2020, 01.03.2021, 01.03.2022.
В соответствии с положениями ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлены требования: N 74327 от 12.07.2020, N 103530 от 12.07.2020, N 33859 от 11.06.2021, N 61607 от 02.07.2021, N 52940 от 04.07.2022, N 54941 от 19.07.2022.
Факт направления требований в адрес Общества почтовой связью подтвержден представленными в материалы дела реестрами отправки.
Из пункта 8 Постановления N 61 следует, что переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса, пункт 1 статьи 94, пункт 2 статьи 126 Закона о банкротстве), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица.
С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника. С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника (статья 129 Закона о банкротстве).
С учетом указанных положений на конкурсного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника (статья 20.2 Закона о банкротстве).
Таким образом, конкурсный управляющий обязан обеспечить получение почтовой корреспонденции, направляемой по месту регистрации и нахождения юридического лица (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2014 N 309-ЭС14-3932).
Направление налоговым органом почтовой корреспонденции на юридический адрес Общества не противоречит нормам НК РФ.
Поскольку требования в установленные сроки налогоплательщиком в добровольном порядке исполнены не были, налоговым органом в сроки, определенные ст. 46 НК РФ вынесены решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика N 8177 от 04.09.2020, N 6663 от 16.07.2021, N 8371 от 04.09.2020, N 7490 от 04.08.2021, N 10399 от 03.08.2022.
Факт направления решений в адрес Общества по каналам ТКС подтвержден представленными в материалы дела квитанциями о приеме электронного документа.
Материалами дела также установлено, что налоговый орган направил в ПАО Банк "Александровский" инкассовые поручения: N N 19550, 19551, 19552, 19553, 19554, 19555, 19556, 19557 от 04.09.2020 (по решению 8177 от 04.09.2020), NN 30334, 30335, 30336, 303337, 30338 от 16.07.2021 (по решению 6663 от 16.07.2021), 20888, 20890, 20891, 20892, 20893, 20894, 20896, 20897, 20899, 20900, 20901, 20902, 20903, 20904, 20906, 20907, 20908, 20909, 20910, 20911, 20912, 20913, 20914 от 04.09.2020 (по решению 8371 от 04.09.2020), N 34542, 34543, 34544, 34545, 34546, 34547, 34548, 34549, 34550, 34551, 34552, 34553, 34554, 34555, 34556, 34557, 34558, 34559, 34560, 34561, 34562, 34563, 34564, 34565 от 04.08.2021 (по решению 7490 от 04.08.2021). Указанные инкассовые поручения были помещены в картотеку.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что расчетный и специальные счета в ПАО Банк "Александровский" были закрыты 15.04.2022.
При этом, налоговый орган инкассовые поручения на взыскание налога с расчетного счета, открытого налогоплательщиком в ПАО Совкомбанке, не выставлял.
Кроме того, на основании решения N 10399 от 03.08.2022 Инспекцией инкассовые поручения NN 48342, 48343, 48344, 48345, 48346, 48347, 48348, 48349, 48350, 48351, 48352, 48353, 48354, 48355, 48356, 48357, 48358, 48359, 48360, 48361 от 03.08.2022 направлены в ПАО Совкомбанк.
ПАО Совкомбанк получив инкассовые поручения возвратил из без исполнения 04.08.2022, поскольку инкассовые поручения выставлены к специальному счету, открытому Обществу как застройщику, находящемуся в процедуре банкротства, взыскание с которого не производится.
Налоговый орган повторные инкассовые поручения к расчетному счету, открытому в ПАО Совкомбак не выставлял.
Согласно представленной выписки с расчетного счета, открытого в Совкомбаке, в картотеке отсутствуют инкассовые поручения налогового органа.
Как следует из материалов дела требование N 103530 от 12.07.2020 (самое раннее) подлежало исполнению в срок до 25.08.2020, а требование N 52490 от 04.07.2022 (последнее) подлежало исполнению в срок до 27.07.2022.
Апелляционным судом также установлено, что на основании Решения Управления ФНС по Ленинградской области от 28.11.2023 N 16-22-06/17684@ инспекцией произведен перерасчет налоговых обязательств по земельному налогу за 2020, 2021, 2022 годы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:0722001:1924 и 47:07:0722001:2786, в результате чего в ЕНС произведено уменьшение отрицательного сальдо.
Принимая во внимание, что налоговым органом с момента закрытия счета ПАО Банк "Александровский" (15.04.2022) повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика в течение одного года не выставлено, с момента возврата Совкомбанком инкассовых поручений без исполнения (04.08.2022) повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика не выставлено, предельный двухлетний срок с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требованиях, на момент рассмотрения дела в апелляционном суде истек, следует признать, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания земельного налога в сумме 7 478 645 рублей (с учетом произведенного уменьшения начислений за 2020, 2021, 2022), соответствующих пеней и штрафа по налогу в сумме 30 962,12 рублей.
Апелляционный суд обращает внимание, что при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции налоговым оранном не представлены ни решения о привлечении Общества к ответственности в виде штрафа в сумме 30 962,12 рубля, ни требования, ни решения о взыскании за счет денежных средств.
Таким образом, задолженность по земельному налогу в сумме 7 478 645 рублей, соответствующие пени и штраф по налогу в сумме 30 962,12 рубля подлежит признанию безнадежной.
Недоимка по транспортному налогу в размере 480 550 рублей согласно представленной Инспекции сверки начислена за 2020, 2021 года
В соответствии с положениями ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлены требования: N 103530 от 12.07.2020 на сумму 102 027 рублей, N 61607 от 02.07.2020 на сумму 192 276 рублей, N 52940 от 04.07.2022 на сумму 137 300 рублей, N 64850 от 01.09.2022.
Факт направления требований в адрес Общества по каналам ТКС подтвержден представленными в материалы дела квитанциями о приеме электронного документа.
Поскольку требования в установленные сроки налогоплательщиком в добровольном порядке исполнены не были, налоговым органом в сроки, определенные ст. 46 НК РФ вынесены решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика N 8371 от 04.09.2020, N 7490 от 04.08.2021, N 10399 от 03.08.2022.
Факт направления решений в адрес Общества по каналам ТКС подтвержден представленными в материалы дела квитанциями о приеме электронного документа.
Материалами дела также установлено, что налоговый орган направил в ПАО Банк "Александровский" инкассовые поручения: 20888, 20890, 20891, 20892, 20893, 20894, 20896, 20897, 20899, 20900, 20901, 20902, 20903, 20904, 20906, 20907, 20908, 20909, 20910, 20911, 20912, 20913, 20914 от 04.09.2020 (по решению 8371 от 04.09.2020), N 34542, 34543, 34544, 34545, 34546, 34547, 34548, 34549, 34550, 34551, 34552, 34553, 34554, 34555, 34556, 34557, 34558, 34559, 34560, 34561, 34562, 34563, 34564, 34565 от 04.08.2021 (по решению 7490 от 04.08.2021). Указанные инкассовые поручения были помещены в картотеку.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что расчетный и специальные счета в ПАО Банк "Александровский" были закрыты 15.04.2022.
При этом, налоговый орган инкассовые поручения на взыскание налога с расчетного счета, открытого налогоплательщиком в ПАО Совкомбанке, не выставлял.
Кроме того, на основании решения N 10399 от 03.08.2022 Инспекцией инкассовые поручения NN 48342, 48343, 48344, 48345, 48346, 48347, 48348, 48349, 48350, 48351, 48352, 48353, 48354, 48355, 48356, 48357, 48358, 48359, 48360, 48361 от 03.08.2022 направлены в ПАО Совкомбанк.
ПАО Совкомбанк получив инкассовые поручения возвратил из без исполнения 04.08.2022, поскольку инкассовые поручения выставлены к специальному счету, открытому Обществу как застройщику, находящемуся в процедуре банкротства, взыскание в которого не производится.
Налоговый орган повторные инкассовые поручения к расчетному счету, открытому в ПАО Совкомбак не выставлял.
Согласно представленной выписки с расчетного счета, открытого в Совкомбаке, в картотеке отсутствуют инкассовые поручения налогового органа.
Как следует из материалов дела требование N 103530 от 12.07.2020 (самое раннее) подлежало исполнению в срок до 25.08.2020, а требование N 52490 от 04.07.2022 подлежало исполнению в срок до 27.07.2022.
Апелляционным судом также установлено, что инспекцией не представлено доказательств принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ в связи с неисполнением требования N 64850 от 01.09.2022.
Принимая во внимание, что налоговым органом с момента закрытия счета ПАО Банк "Александровский" (15.04.2022) повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика не выставлено, с момента возврата Совкомбанком инкассовых поручений без исполнения (04.08.2022) повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика не выставлено, предельный двухлетний срок с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требованиях, на момент рассмотрения дела в апелляционном суде истек, следует признать, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания транспортного налога в сумме 446 228 рублей, соответствующих пеней и штрафа по налогу в сумме 54 рубля.
Апелляционный суд обращает внимание, что при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции налоговым оранном не представлены ни решения о привлечении Общества к ответственности в виде штрафа в сумме 54 рубля, ни требования, ни решения о взыскании за счет денежных средств.
Таким образом, задолженность по транспортному налогу в сумме 446 228,04 рублей, соответствующие пени и штраф по налогу в сумме 54 рубля подлежит признанию безнадежной.
В части недоимки по транспортному налогу в сумме 34 322 рублей, апелляционным судом установлено, что транспортный налог в сумме 34 322 рублей начислен за 2022 год по сроку уплаты 2023, и отражен в требовании N 126568 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.09.2023.
Основания для признания данной недоимки безнадежной к взысканию апелляционный суд не установил.
Недоимка по НДФЛ в размере 1 274 725 рублей.
Согласно представленной сверки недоимка по НДФЛ в сумме 4 760 999 рублей сложилась по состоянию 28.08.2019 за периоды 2018 год - полугодие 2019 года.
Начиная с 17.01.2020 Общество производило уплату текущего НДФЛ и частично погашало задолженность, возникшую за периоды 2018 год - полугодие 2019 года.
В соответствии с положениями ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлены требования:
N 109122 от 07.08.2020 за полугодие 2020 года, N 19950 от 19.02.2021 за 2020 год, N 31372 от 14.05.2021 за 1 квартал 2021 года, N 64631 от 03.08.2021 за полугодие 2021 года, N 29372 от 09.11.2021 за 9 месяцев 2021 года, N 10461 от 08.02.2022 за 2021 год, N 23640 от 11.05.2022 за 1 квартал 2022 года, N 59636 от 02.08.2022 за полугодие 2022, N 72983 от 15.11.2022 за 9 месяцев 2022.
Факт направления требований в адрес Общества почтовой связью подтвержден представленными в материалы дела реестрами отправки.
Платежными поручениями от 10.02.2020, 03.03.2020, 06.03.2020, 20.03.2020, 03.04.2020, 06.05.2020, 07.05.2020, 22.05.2020, 10.06.2020, 11.06.2020, 17.06.2020, 19.06.2020, 03.07.2020, 05.08.2020, 04.09.2020, 09.09.2020, 06.10.2020, 09.10.2020, 16.10.2020, 03.11.2020, 06.11.2020, 19.11.2020, 14.12.2020, 12.01.2020 Обществом произведена уплата НДФЛ за период с января по декабрь 2020 года (Сверка расчетов).
Платежными поручениями от 12.02.2021, 18.03.2021, 02.04.2021, 06.05.2021, 04.06.2021, 18.06.2021, 08.07.2021, 11.08.2021, 01.09.2021, 19.10.2021, 22.10.2021, 09.11.2021, 28.12.2021, 14.01.2022 Обществом произведена уплата НДФЛ за период с января по декабрь 2021 года (Сверка расчетов).
Платежными поручениями от 11.02.2022, 18.03.2022, 22.03.2022, 11.04.2022, 17.05.2022, 03.06.2022, 11.07.2022, 05.08.2022, 01.09.2022, 07.10.2022, 10.11.2022, 16.12.2022 Обществом произведена уплата НДФЛ за период с января по ноябрь 2022 года (Сверка расчетов).
Налоговым органом в сроки, определенные ст. 46 НК РФ вынесены решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика N 9227 от 02.10.2020, N 4581 от 15.12.2021, N 6532 от 16.03.2022, N 9279 от 08.06.2022, N 11183 от 31.08.2022, N 12842 от 14.12.2022.
Факт направления решений в адрес Общества по каналам ТКС подтвержден представленными в материалы дела квитанциями о приеме электронного документа.
Материалами дела также установлено, что налоговый орган направил в ПАО Банк "Александровский" инкассовые поручения: N N 22716, 22717, 22718, 22719, 22720, 22721, 22722, 22723, 22724, 22725, 22726., 22727, 22728, 22729, 22730, 22731, 22732, 22733, 22734, 22735,22736, 22737, 22738, 22739, 22740, 22741, 22742, 22743, 22744 (по решению N 4581 от 15.12.2021), NN 26883, 26884, 26885, 26886, 26887, 26888, 26889, 26890, 26891, 26892, 26893, 26894 (по
Указанные инкассовые поручения были помещены в картотеку.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что расчетный и специальные счета в ПАО Банк "Александровский" были закрыты 15.04.2022.
При этом, налоговый орган инкассовые поручения на взыскание налога на имущество с расчетного счета, открытого налогоплательщиком в ПАО Совкомбанк, не выставлял.
Кроме того, на основании решения N 9279 от 08.06.2022 в ПАО Совкомбанк направлены инкассовые поручения NN 42253, 42254, 42255, 42256, 42257, 42258, 42259, 42260, 42261, 42262, 42263, 42264, 42265, по решению N 11183 от 31.08.2022 направлены инкассовые поручения NN 54723, 54724, 54725, 54726, 54727, 54728, по решению N 12842 от 14.12.2022 направлены инкассовые поручения N 71244, 71245, 71246, 71247, 71248, 71249.
Совкомбанк получив инкассовые поручения возвратил из без исполнения 09.06.2022, 01.09.2022, 15.12.2022, поскольку инкассовые поручения выставлены к специальному счету, открытому Обществу как застройщику, находящемуся в процедуре банкротства.
Налоговый орган повторные инкассовые поручения к расчетному счету, открытому с Совкомбаке не выставлял.
Согласно представленной выписки с расчетного счета, открытого в Совкомбаке, в картотеке отсутствуют инкассовые поручения налогового органа.
Из анализа представленных в материалы дела доказательств, Сверки расчетов представленной Инспекцией, апелляционным судом установлено, что Обществом НДФЛ за 2020, 2021, 2022 год уплачен в полном объеме, а также производилась уплата образовавшейся задолженности за периоды 2018 год - полугодие 2019 года.
В результате со состоянию на 30.01.2022 недоимка Общества составила 1 294 313 рублей, представляющая собой непогашенную задолженность за 2018 год - полугодие 2019 года
Таким образом, обжалуемая Обществом задолженность, относится к периодам 2018,2019 годам.
Исходя из данного обстоятельства апелляционный суд приходит к выводу, что представленные налоговым органом требования и решения о взыскании не относятся к рассматриваемой недоимке.
При этом, Инспекцией не представлены доказательства принятия мер принудительного взыскания задолженности по НДФЛ за указанные периоды (требования, решения, инкассовые поручения не представлены).
Принимая во внимание, отсутствие доказательств реализации мер на принудительное взыскание задолженности за 2018 - 2019 года, предельный срок взыскания задолженности за рассматриваемые периоды истек, следует признать, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания НДФЛ в сумме 1 274 725 рублей, соответствующих пеней и штрафа по налогу в сумме 545 849,40 рублей.
Апелляционный суд обращает внимание, что при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции налоговым оранном не представлены ни решения о привлечении Общества к ответственности в виде штрафа в сумме 545 849, 40 рубля, ни требования, ни решения о взыскании за счет денежных средств.
Таким образом, задолженность по НДФЛ в сумме 1 274 725 рублей, соответствующих пеней и штрафа по налогу в сумме 545 849,40 рублей подлежит признанию безнадежной.
Недоимка страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 434 841,46 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1 698 962,86 руб.
Из представленной в материалы дела сверки расчетов следует, что задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возникла в связи с неполной уплатой страховых взносов за период 1 квартал 2019 года (начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2019 года в сумме 3 553 477,94 рубля). В последующих периодах налогоплательщик произвел уплату страховых взносов и частично погасил за недоимку за 1 квартал 2019 года.
Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование возникла в период с 1 квартала 2019 года (начислено 823 431,29 рублей) и увеличивалась за последующие периоды.
При рассмотрении дела налоговым органом не предоставлены ни требования, ни решения о взыскании недоимки за 2019 год.
В соответствии с положениями ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлены требования:
N 109122 от 07.08.2020: страховые взносы на ОМС за полугодие 2020 года (49 710,39 рублей, 45823,50 рублей, 28560,17 рублей), страховые взносы на ОПС в сумме 85 636,02 рубля;
Платежными поручениями от 06.10.2020 Обществом произведена уплата страховых взносов на ОМС за полугодие 2020 года в суммах 49 710,39 рублей, 45823,50 рублей, 28560,17 рублей.
N 31372 от 14.05.2021: страховые взносы на ОМС за 1 квартал 2021 года (28 835, 40 рублей, 28 835, 40 рублей, 28 835, 40 рублей), страховые взносы на ОПС за 1 квартал 2021 года в сумме (124 388 рубля, 124 388 рублей, 124 388 рублей);
Платежными поручениями от 28.06.2021 Обществом произведена уплата страховых взносов на ОПС за 1 квартал 2021 года в суммах 124 388 рублей, 124 388 рублей, 94 817,79 рублей.
N 19950 от 19.02.2021: страховые взносы на ОМС за 2020 год (44 824, 84 рублей, 31 766,41 рублей, 28 835,41 рублей), страховые взносы на ОПС за 2020 год в сумме (171 429,15 рубля, 96 771,62 рублей, 84 128 рублей);
Платежными поручениями от 14.04.2021 Обществом произведена уплата страховых взносов на ОПС за 2020 год в суммах 124 388 рублей, 124 388 рублей, 94 817,79 рублей.
N 64631 от 03.08.2021: страховые взносы на ОМС за полугодие 2021 года (28 835 рублей, 28 835 рублей, 23 909,73 рублей), страховые взносы на ОПС за полугодие 2021 года в сумме (124 388 рубля, 124 388 рублей, 103 140,04 рублей);
Платежными поручениями от 19.10.2021 Обществом произведена уплата страховых взносов на ОПС за полугодие 2021 года в суммах 124 388 рублей, 124 388 рублей, 103 140,04 рублей.
N 29372 от 09.11.2021: страховые взносы на ОМС за 9 месяцев 2021 года, страховые взносы на ОПС за 9 месяцев 2021 года;
Платежными поручениями от 09.11.2021, 28.12.2021 Обществом в полном объеме произведена уплата страховых взносов на ОПС за 9 месяцев 2021 года.
N 10461 от 08.02.2022: страховые взносы на ОМС и ОПС за 2021 год;
Платежными поручениями от 09.11.2021, 28.12.2021, 14.01.2022 Обществом произведена уплата страховых взносов на ОПС за 2021 год.
N 23640 от 11.05.2022: страховые на ОМС и ОПС за 1 квартал 2022 года;
Платежными поручениями от 11.02.2022, 18.03.2022, 11.04.2022 Обществом произведена уплата страховых взносов на ОПС за 2021 год.
Из анализа сверки налогового органа и представленных требований следует, что у Общества сложилась задолженность по страховым взносам на ОПС за полугодие 2020 год в сумме 85 636,02 рублей, а также по страховым взносам на ОМС за 2020, 2021, 1 квартал 2022 год в сумме 559 848,01 рубль.
Факт направления требований в адрес Общества почтовой связью подтвержден представленными в материалы дела реестрами отправки.
Поскольку требования в установленные сроки налогоплательщиком в добровольном порядке исполнены не в полном объеме, налоговым органом в сроки, определенные ст. 46 НК РФ вынесены решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика N 9227 от 02.10.2020, N 4581 от 15.12.2021, N 6532 от 16.03.2022, N 9279 от 08.06.2022.
Факт направления решений в адрес Общества по каналам ТКС подтвержден представленными в материалы дела квитанциями о приеме электронного документа.
При этом, доказательства вынесения налоговым органом решений в порядке ст. 46 НК РФ в связи с неисполнением требований N 64 631 от 03.08.2021, N 31372 от 14.05.2021, N 19950 от 19.02.2021 в материалы дела не представлено.
Материалами дела также установлено, что налоговый орган направил в ПАО Банк "Александровский" инкассовые поручения от 15.12.2021 (по решению 4581 от 15.12.2021), от 16.03.2022 (по решению 6532 от 16.03.2022). Указанные инкассовые поручения были помещены в картотеку.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что расчетный и специальные счета в ПАО Банк "Александровский" были закрыты 15.04.2022.
При этом, налоговый орган инкассовые поручения на взыскание налога на имущество с расчетного счета, открытого налогоплательщиком в Совкомбанке, не выставлял.
Кроме того, на основании решения N 9279 от 08.06.2022 Инспекцией выставлены инкассовые поручения от 08.06.2022 в ПАО Совкомбанк.
ПАО Совкомбанк получив инкассовые поручения возвратил из без исполнения 09.06.2022, поскольку инкассовые поручения выставлены к специальному счету, открытому Обществу как застройщику, находящемуся в процедуре банкротства.
Налоговый орган повторные инкассовые поручения к расчетному счету, открытому в ПАО Совкомбаке не выставлял.
Согласно представленной выписки с расчетного счета, открытого в Совкомбаке, в картотеке отсутствуют инкассовые поручения налогового органа.
Как следует из материалов дела требование N 109122 от 07.08.2020 (самое раннее из представленных) подлежало исполнению в срок до 22.09.2020, а требование N 23640 от 11.05.2022 (последнее) подлежало исполнению в срок до 03.06.2022.
Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует, что задолженность по уплате страховых взносов на ОПС в сумме 1 349 205,44 рублей возникла в связи с неполной оплатой страховых взносов за 1 квартал 2019 года, в сумме 85 636,02 рубля в связи с неполной оплатой страховых взносов за полугодие 2020 года.
Поскольку в материалы дела не предоставлены доказательства принятия мер принудительного взыскания страховых взносов за 1 квартал 2019 года, налоговым органом с момента закрытия счета ПАО Банк "Александровский" (15.04.2022) повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика не выставлено, предельный двухлетний срок с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, на момент рассмотрения дела в апелляционном суде истек, следует признать, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания страховых взносов на ОПС в сумме 1 434 841,46 рублей, соответствующих пеней.
Задолженность по уплате страховых взносов на ОМС возникла в связи с неполной оплатой страховых взносов за период с 1 квартала 2019 года по 1 квартал 2022 года, за исключением полугодия 2020 года.
При этом, налоговым органом в материалы дела представлены требования, выставленные в адрес налогоплательщика только на сумму 559 848,01 рубль.
Доказательства принятия решения в порядке ст. 46 НК РФ в отношении недоимки на сумму 278 439,12 рублей (требования N 31372 от 14.05.2021, N 64631 от 03.08.2021, N 19950 от 19.02.2021) в материалы дела не представлены.
Поскольку в материалы дела не предоставлены доказательства принятия мер принудительного взыскания страховых взносов за периоды 2019 год, 2020 год, 1 квартал 2021, полугодие 2021 года, налоговым органом с момента закрытия счета ПАО Банк "Александровский" (15.04.2022) повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика не выставлено, с момента возврата Совкомбанком инкассовых поручений без исполнения повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика не выставлено, предельный двухлетний срок с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, на момент рассмотрения дела в апелляционном суде истек, следует признать, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания страховых взносов на ОМС в сумме 1 698 962,86 рублей, соответствующих пеней.
Таким образом, задолженность по страховым взносам подлежит признанию безнадежной.
При рассмотрении дела налоговым органом не представлены доказательства как основания и сроки возникновения задолженности по уплате государственной пошлины в размере 1007,00 руб.; страховых взносов в размере 953 482,04 руб.; страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности в размере 14 507,25 руб., так и доказательства принятия мер принудительного взыскания соответствующих недоимок, в том числе выставление соответствующих требований, принятия решений в порядке ст. 46 НК РФ, направления инкассовых поручений в кредитные учреждения.
При таких обстоятельствах, задолженность по уплате государственной пошлины в размере 1007,00 руб.; страховых взносов в размере 953 482,04 руб.; страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности в размере 14 507,25 руб., признается безнадежной к взысканию.
В связи с вступлением в силу Федерального закона N 263-ФЗ с 01.01.2023 в НК РФ внесены изменения, которыми введен в действие институт единого налогового счета (далее по тексту - ЕНС) и единого налогового платежа (далее по тексту - ЕНП).
В силу положений пункта 2 статьи 11.3 НК РФ ЕНС признается форма учета налоговыми органами:
1) денежного выражения совокупной обязанности;
2) денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП и (или) признаваемых в качестве ЕНП.
Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности (пункт 3 статьи 11.3 НК РФ). Положительное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо ЕНС не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового 59 агента.
Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности. Нулевое сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, равна денежному выражению совокупной обязанности.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 263-ФЗ установлено, что сальдо ЕНС организации или физического лица формируется 01.01.2023 с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 НК РФ, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 сведений о суммах:
неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов;
излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП физического лица, организации, индивидуального предпринимателя и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Поскольку задолженность признана безнадежной к взысканию, данные суммы подлежат исключению из отрицательного сальдо ЕНС.
При этом, апелляционный суд не находит оснований для признания недействительным требования налогового органа N 126568 от 07.09.2023 по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 69 НК РФ (в редакции в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ) неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
В связи с наличием у Общества суммы отрицательного сальдо ЕНС, налоговым органом также выставлено требование N 126568 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.09.2023.
Согласно пп. 1 ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Управление ФНС России по Решением Управления ФНС по Ленинградской области установив, что в отношении задолженности по НДС в размере 7 017 457,10 руб. (за период 2019-2020 гг.), по налогу на имущество организаций в размере 19 030 924,00 руб. (за период 2020-2021 гг.), по земельному налогу в размере 9 201272,00 руб. (за период 2020-2021 гг.), по НДФЛ в размере 1359 581 руб. (за период 2019, 2021), по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 434 841 руб. (за период 2019, 1 квартал 2022 года), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1 698 962 руб. (за период 2019 - 1 квартал 2022 г.) налоговым органом приняты меры взыскания, предусмотренные НК РФ, что свидетельствует об отсутствии оснований для применения положений пп. 1 ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ, признало требование N 126568 в указанной части не подлежащим исполнению (решение от 28.11.2023 N 16-22-06/17684@).
Согласно пункту 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 требование об уплате недоимки и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика.
Пунктом 52 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что при рассмотрении споров о признании требования недействительным по мотиву неуказания в нем каких-либо из перечисленных в пункте 4 статьи 69 НК РФ сведений, судам необходимо учитывать, что в основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление.
Нарушение положений статьи 69 НК РФ само по себе не может служить основанием для признания недействительным требования налоговой инспекции. Исходя из положений приведенных норм названного Кодекса, требование об уплате недоимок и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате.
Поскольку на момент выставления требования N 126568 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.09.2023 у налогоплательщика имелось отрицательное сальдо по ЕНС в соответствующих суммах, в требовании была отражена действительная обязанность Общества по уплате налогов (пени, штрафов) и совокупность условий для признания его недействительным отсутствует.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2024 по делу N А56-112502/2023 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Признать безнадежной к взысканию задолженность и исключить из сальдо единого налогового счета следующие обязательные платежи:
налог на добавленную стоимость за период 2019, 2020 года в размере 7 017 457 руб.
налог на доходы физических лиц за период 2019 - 2021 года в размере 1 274 725 руб., штраф по налогу в размере 545 849, 40 руб.;
налог на имущество за период 2020, 2021 в размере 19 030 994 руб., штраф в размере 53 776,45 руб.;
земельный налог за период 2020, 2021 года в размере 7 478 645 руб., штраф в размере 30 962,12 руб.;
транспортный налог в размере 446 228 руб., штраф в размере 54 руб.;
государственная пошлина в размере 1007 руб.;
страховые взносы в размере 953 482,04 руб.;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период 2019 - 1 квартал 2022 года в размере 1 434 841,46 руб.;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование за период 2019 - 1 квартал 2022 года в размере 1 698 962,86 руб.;
страхован взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности в размере 14 507,25 руб.;
соответствующие суммы пеней.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Н.А. Бугорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-112502/2023
Истец: ЗАО "УНИВЕРСАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N11 ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Ларичева И.М., Таранцева А.В.
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5405/2024
22.03.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2485/2024
06.02.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-112502/2023