г. Владивосток |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А24-1355/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гомзиной Анны Руслановны,
апелляционное производство N 05АП-4385/2024
на решение от 19.06.2024
судьи А.А. Копыловой
по делу N А24-1355/2024 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Гомзиной Анны Руслановны (ИНН 410103296660, ОГРНИП 304410120900049)
к Межведомственной комплексной комиссии по согласованию работ, связанных с инженерными коммуникациями Петропавловск-Камчатского городского округа, в лице Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
о признании незаконным решения от 27.12.2023 об отказе в согласовании размещения нестационарного объекта павильона Гамбринус, расположенного по адресу:
г. Петропавловск-Камчатский в районе ул. Сахалинская, д. 2 об обязании повторно рассмотреть согласование размещения нестационарного объекта павильона Гамбринус в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда по данному делу
третьи лица: Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН 4101172701, ОГРН 1154101004683); Управление экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН 4100039190, ОГРН 1214100002786); общество с ограниченной ответственностью "Ярмарка на СРВ" (ИНН 4101171497, ОГРН 1154101003594),
при участии: лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гомзина Анна Руслановна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Гомзина А.Р.) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением к Межведомственной комплексной комиссии по согласованию работ, связанных с инженерными коммуникациями Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Комиссия), в лице Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным решения от 27.12.2023 об отказе в согласовании размещения нестационарного объекта павильона "Гамбринус", расположенного по адресу:
г. Петропавловск-Камчатский в районе ул. Сахалинская, д. 2 и об обязании повторно рассмотреть согласование размещения нестационарного объекта павильона "Гамбринус" в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда по данному делу.
Определениями от 02.05.2024, от 03.05.2024 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - Контрольное управление); Управление экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - Управление), общество с ограниченной ответственностью "Ярмарка на СРВ" (далее - ООО "Ярмарка на СРВ").
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 19.06.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП Гомзина А.Р. обратилась с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит решение суда от 19.06.2024 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции заявитель указывает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, не мотивирует причины неприменения в данном случае установленной законодательством процедуры внесения изменений в схему для установки НТО на публичных землях. Полагает также, что суд первой инстанции необоснованно не принял в качестве преюдициальных обстоятельства, установленные судом в рамках дела N А24-1079/2024.
В письменных отзывах на апелляционную жалобу, которые в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены к материалам дела, Управление экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение и Комиссия выразили несогласие с доводами жалобы, считают обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
От апеллянта поступили возражения на отзыв, которые в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены к материалам дела.
Коллегией установлено, что к возражениям представлено заявление от 27.05.2021 N 28, что расценивается судом как ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства.
Кроме того, от апеллянта поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Коллегия, руководствуясь статьи 156 АПК РФ, определила удовлетворить заявленное ходатайство и рассмотреть жалобу в отсутствие апеллянта, а также в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Коллегия, рассмотрев ходатайство апеллянта, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 АПК РФ, определила в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительного письменного доказательства отказать, поскольку указанный документ не относятся к существу рассматриваемого в рамках настоящего апелляционного производства спора.
При этом, в силу разъяснений пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" коллегией суда не производится возврат документа, поступившего от ответчика в электронном виде.
Из материалов дела коллегией установлены следующие обстоятельства.
03.11.2023 в Управление архитектуры и градостроительства Петропавловск-Камчатского округа поступило заявление ИП Морщагина М.Г. о согласовании на Межведомственной комплексной комиссии по согласованию работ, связанных с инженерными коммуникациями Петропавловск-Камчатского городского округа: размещение нестационарного объекта павильон "Гамбринус", расположенный по адресу: Петропавловск-Камчатский, в районе ул. Сахалинская, 2.
27.12.2023 Межведомственная комплексная комиссия по согласованию работ, связанных с инженерными коммуникациями Петропавловск-Камчатского городского округа, отказала в согласовании размещения нестационарного объекта павильона "Гамбринус", поскольку не всеми участниками данной комиссии согласовано размещение данного объекта, а именно Контрольным управлением.
Не согласившись с отказом Межведомственной комплексной комиссии по согласованию работ, связанных с инженерными коммуникациями Петропавловск-Камчатского городского округа, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, возражений на отзыв, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ установлено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381- ФЗ.
В развитие указанных положений Городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа принято Решение от 27.12.2013 N 164-нд "О порядке создания условий для обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания" (далее - Решение N 164-нд).
Частью 3 статьи 4 Решения Думы N 164-нд определено, что размещение нестационарных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, муниципальной собственности городского округа или на земельных участках, собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа в соответствии с нормативным правовым актом Камчатского края, за исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи.
Внесение изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Камчатского края.
Органом администрации городского округа, уполномоченным на разработку проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также изменений и дополнений, вносимых в нее, является Управление экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Согласование (отказ в согласовании) проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также изменений и дополнений, вносимых в нее, осуществляется Комиссией по размещению нестационарных объектов общественного питания, торговли и бытового обслуживания на территории городского округа, формируемой в количестве не более 10 человек, в состав которой входят депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа (не менее 40 процентов), представители администрации городского округа в области земельных, градостроительных правоотношений, торговли (не менее 40 процентов), представители некоммерческих организаций, выражающие интересы субъектов малого и среднего предпринимательства (не более 20 процентов), согласованные Комитетом городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа по собственности, земельным отношениям, предпринимательству и инвестициям.
Порядок рассмотрения предложений о внесении изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов, состав и порядок работы Комиссии по размещению нестационарных объектов утверждаются постановлением администрации городского округа.
Комплект представляемых Управлением экономического развития в Комиссию по размещению нестационарных объектов документов должен содержать, в том числе документ Межведомственной комплексной комиссии по согласованию работ, связанных с инженерными коммуникациями Петропавловск-Камчатского городского округа, о согласовании проектов размещения некапитальных строений и сооружений, оформленный в соответствии с постановлением администрации городского округа (пункт 6).
Основаниями для отказа в согласовании Комиссией по размещению нестационарных объектов проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в нее, является отсутствие хотя бы 1 из документов (информации), указанных в пунктах 1 - 8 настоящей части и (или) заключение, указанное в пунктах 2 - 5 настоящей части, о несогласовании проекта схемы или проекта изменений и (или) дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно пункту 4.1 постановления Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13.03.2020 N 450 "О порядке рассмотрения предложений о внесении изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов, составе и порядке работы комиссии по размещению нестационарных объектов общественного питания, торговли и бытового обслуживания на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - Порядок N 450) основаниями для направления в Комиссию документов, необходимых для принятия решения о согласовании (отказе в согласовании) проекта схемы размещения, а также изменений и дополнений, вносимых в нее, являются: предложения о внесении изменений или дополнений в схему размещения от территориальных федеральных исполнительных органов, исполнительных органов Камчатского края и (или) органов местного самоуправления, координационных или совещательных органов малого и среднего предпринимательства, а также от заинтересованных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (пункт 4.1.2).
В силу пункта 4.3 Порядка N 450 заявителем в обязательном порядке прилагается к предложению документ Межведомственной комплексной комиссии по согласованию работ, связанных с инженерными коммуникациями Петропавловск-Камчатского городского округа, о согласовании проектов размещения некапитальных строений и сооружений, оформленный в соответствии с постановлением администрации (подпункт 4.3.2).
Несоответствие предложения положениям, указанным в пунктах 4.2, 4.3 Порядка N 450, влечет направление Управлением в пределах срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, заявителю, подавшему предложение, отказ в направлении в Комиссию документов, необходимых для рассмотрения вопроса о согласовании (отказа в согласовании) изменений и дополнений, вносимых в схему размещения, с указанием оснований для отказа.
С целью обеспечения сохранности инженерной инфраструктуры и благоустройства территории, коллегиального решения вопросов строительства, ремонта инженерных коммуникаций и иных объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.03.2019 N 527 создана Комиссия, утвержден регламент ее работы и состав.
В силу пункта 2.1.1. Регламента работы Комиссии, утвержденной постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.03.2019 N 527, Комиссия наделена полномочиями по согласованию проектов размещения некапитальных строений и сооружений.
В силу пункта 4.5 Регламента работы Комиссии, утвержденной постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.03.2019 N 527, при рассмотрении заявлений, указанных в пункте 4.1 настоящего Регламента, каждый член Комиссии принимает решение о согласовании или несогласовании проектов, указанных в подпункте 2.1.1 настоящего Регламента, актуальности информации о наличии инженерных коммуникаций на топографических планах, проведения земляных работ, в том числе аварийных работ, связанных с ремонтом подземных и наземных инженерных сетей, в письменном виде на листе согласования.
Проекты, указанные в подпункте 2.1.1 настоящего Регламента, актуальность информации о наличии инженерных коммуникаций на топографических планах, проведение земляных работ, в том числе аварийных работ, связанных с ремонтом подземных и наземных инженерных сетей, считаются согласованными при наличии согласования всех членов Комиссии в утвержденном постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа составе. Лист согласования утверждается председателем Комиссии и скрепляется печатью Комиссии, указанной в пункте 3.10 настоящего Регламента.
Арбитражным судом установлено, что в рамках дела N А24-1079/2023 ООО "Ярмарка на СРВ" обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 АПК РФ с заявлением о признании незаконными действий Контрольного управления по направлению в муниципальное казенное учреждение "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - МКУ "Служба благоустройства") акта осмотра от 17.02.2023 N 21/23 для осуществления мероприятий по освобождению земельного участка, демонтажа и (или) вывоза размещенных нестационарных торговых объектов на территории кадастрового квартала 41:01:0010129, местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Сахалинская, д. 2А.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 29.05.2023 по делу N А24-1079/2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.10.2023, решение Арбитражного суда Камчатского края от 29.05.2023 по делу N А24-1079/2023 отменено, в удовлетворении заявленных ООО "Ярмарка на СРВ" требований отказано.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 17.02.2023 должностным лицом Контрольного управления произведен осмотр земельного участка (территории), расположенного по адресу (местоположение): часть кадастрового квартала 41:01:0010129, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Сахалинская, 2А, в ходе которого установлено наличие на осматриваемом земельном участке семи торговых объектов, не являющихся объектами капитального строительства (нестационарные торговые объекты) с информационными надписями "Шаурма, шашлык на углях", "Зоомагазин", "Аптека", "Гамбринус разливные напитки, рыба, снеки", "Молочная продукция, Заречное", "Хлебная - лавка", "Три рыбки" в отсутствие соответствующих договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
Результаты осмотра зафиксированы в акте осмотра земель (земельного участка) от 17.02.2023 N 21/23.
Акт осмотра земель (земельного участка) направлен контрольным управлением в службу благоустройства для осуществления мероприятий по освобождению самовольного занятого земельного участка (территории), демонтажу и (или) вывозу размещенных нестационарных торговых объектов в соответствии с Порядком освобождения самовольно занятых земель.
Отменяя решение суда первой инстанции по делу N А24-1079/2023 и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия суда апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что основанием для размещения НТО на землях или земельных участках, находящихся в публичной собственности, является схема размещения НТО, при это правовым основанием для его размещения на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является либо договор аренды земельного участка, либо договор на размещение НТО, заключенный с Управлением, а не с организатором ярмарки (ООО "Ярмарка на СРВ").
При этом, как указал суд апелляционной инстанции, размещение НТО в качестве торговых мест организатором ярмарки не отвечает признакам ярмарочной торговли.
Вступившим в законную силу решением от 30.10.2023 N А24-1042/2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, Арбитражный суд Камчатского края отказал предпринимателю в удовлетворении требования о признании незаконным действия МКУ "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа", выраженного в уведомлении б/н и б/д, направленное на принудительный демонтаж и вывоз нестационарного торгового объекта с торгового места N 6П (павильон с информационной надписью "Гамбринус разливные напитки, рыба, снеки") на территории ярмарки в районе площади Труда, расположенной на земельном участке в кадастровом квартале 41:01:0010129, местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, по ул. Сахалинская 2 А.
Из заявления и пояснений представителя предпринимателя судом установлено, что в целях включения павильона в схему размещения НТО предприниматель обратился в Комиссию о согласовании размещения павильона на испрашиваемом месте.
Как усматривается из материалов дела, основанием для отказа в согласовании размещения павильона "Гамбринус", расположенного в районе ул. Сахалинской, 2 г. Петропавловск-Камчатский, явилось нахождение данного объекта на территории ярмарки.
В силу постановления Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 06.11.2015 N 2556 отведена площадка на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в районе площади Труда (от многоквартирных жилых домов по улице Сахалинская до лестничного перехода к автомобильной дороге по улице Сахалинская) в целях организации постоянно действующей универсальной ярмарки по продаже продовольственных, непродовольственных товаров согласно схеме, в соответствии с приложением 1.
20.07.2017 между Управлением и ООО "Ярмарка на СРВ" заключен договор на организацию постоянно действующей универсальной ярмарки по продаже продовольственных непродовольственных товаров на площадке в районе площади Труда сроком действия - 10 лет с момента подписания договора.
С заявлением о согласовании размещения павильона "Гамбринус" заявитель обратился 03.11.2023.
Как установлено судом первой инстанции, на момент обращения в Комиссию с заявлением о согласовании размещения павильона в районе ул. Сахалинская, 2 на указанной территории размещалась постоянно действующая универсальная ярмарка, о чем заявитель осведомлен. При этом, исходя из представленных документов, на отведенной площадке предусмотрено размещение одного помещения, в котором будут организованы торговые места в едином стиле, а площадка будет благоустроена.
Таким образом, на испрашиваемом заявителем месте уже была размещена ярмарка, в связи с чем возможность размещения нестационарного торгового объекта, принадлежащего ИП Гомзиной А.Р., отсутствовала, на что обоснованно указано судом первой инстанции.
Повторно приведенный заявителем довод о том, что на территории ярмарки установлен нестационарный объект "Три рыбки" Рыболовецкого колхоза им. В.И.Ленина, с которым заключен договора на размещение НТО, обоснованно отклонен судом первой инстанции, как не имеющий правового значения для разрешения настоящего спора.
На основании изложенного, суд обоснованно признал, что отказывая в согласовании размещения павильона на территории ярмарки, Комиссия действовала в рамках своих полномочий, предоставленных постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.03.2019 N 527, с соблюдением норм закона.
С учетом установленного, является правомерным в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказ арбитражного суда в удовлетворении заявленных требований, поскольку, обращаясь с рассматриваемым заявлением, предприниматель в нарушение статьи 65 АПК РФ не представила в том числе доказательства того, что оспариваемым отказом были нарушены ее права, что свидетельствует об отсутствии совокупности предусмотренных статьей 198 АПК РФ оснований для признания решения 27.12.2023 незаконным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 150 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом апелляционной инстанции на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 19.06.2024 по делу N А24-1355/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1355/2024
Истец: ИП Гомзина Анна Руслановна
Ответчик: Межведомственная комплексная комиссия по согласованию работ, связанных с инженерными коммуникациями Петропавловск-Камчатского городского округа в лице администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
Третье лицо: Контрольное управление Администрации ПКГО, ООО "Ярмарка на СРВ", Управление экономического развития и предпринимательства администрации ПКГО, Управление экономического развития и предпринимательства администрации ПКГО - муиципальное учреждение, Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа